Комментарии МакДональда на послание к Филиппийцам 2 глава

III. ПРИЗЫВ К ЕДИНСТВУ, ОСНОВАННОМУ НА ПРЕПОДАННОМ ХРИСТОМ ПРИМЕРЕ СМИРЕНИЯ И ГОТОВНОСТИ К ЖЕРТВЕ (2,1-16)

Хотя церковь в Филиппах и была во многих отношениях образцовой и Павел не раз с теплотой отзывался о ее святых, в реке ее жизни все же имелось подводное течение раздоров. Так, например, разногласие царило между двумя женщинами, Еводией и Синтихией (4,2). Этот факт не стоит обходить вниманием, потому что в главе 2 апостол обращается непосредственно к причине раздоров в среде народа Божьего и пути избавления от них.

2,1 "Если" в этом стихе сигнализирует не о сомнении, а знаменует собой начало аргумента. В стихе перечисляются четыре веских соображения, которые должны объединять верующих в единое целое в гармонии и сотрудничестве. По сути дела, апостол говорит: "Так как во Христе столь много утешения, так как Его любовь настолько убедительна, так как Святой Дух объединяет всех нас в такое чудесное общение, так как в христианстве такое обилие милосердия и сострадательности, то мы должны уметь жить в счастливой гармонии друг с другом".

Ф. Б. Мейер описывает эти четыре побудительных мотива так:

1) убедительность Христа;
2) нежная забота, даримая любовью;
3) общность Духа;
4) человечность и сострадание.
(F. B. Meyer, Devotional Commentary on Philippians, pp. 77-79.)

Апостол однозначно призывает к единству, основанному на общей для всех преданности Христу и общему обладанию Святым Духом. Теперь, когда они имеют все то, что скрыто во Христе, среди членов его Тела должны царить единство цели, взаимная привязанность, согласие и сострадательность.

2,2 Если все вышеназванные аргументы имеют в глазах филиппийцев какой-то вес, то на основании этих доводов Павел умоляет их дополнить его радость. Все это время филиппийцы действительно доставляли Павлу много радости. Он и не думает это отрицать, но просит их наполнить чашу его радости до краев. Сделать это они смогут, имея одни мысли, имея ту же любовь, будучи единодушными и единомысленными.

Значит ли это, что все христиане должны мыслить и действовать одинаково? В Слове Божьем мы нигде не найдем и намека на подобное. В то время как в отношении великих основополагающих истин христианской веры среди святых не должно быть никаких разногласий, не подлежит сомнению, что по второстепенным вопросам может существовать множество разнообразных мнений. "Единообразие" и "единство" – совсем не одно и то же. Второе вполне может существовать без первого. Хотя по каким-то второстепенным вопросам мы можем придерживаться отличных от общепринятых взглядов, ради блага других мы обязаны оставить свое мнение при себе, если только речь не идет о фундаментальных истинах.

Иметь одни мысли на самом деле означает иметь разум Христа, видеть все Его глазами, откликаться на события так, как откликнулся бы Он.

Иметь ту же любовь – значит проявлять по отношению к другим ту же любовь, какую Господь проявил к нам, любовь, которая не считается ни с какими издержками. Быть единодушными – значит вместе, в полном согласии трудиться ради общей цели. И наконец, быть единомысленными – значит всегда выступать единым фронтом, чтобы показать, что вся наша деятельность направляется разумом Христа.

2,3 Ничего никогда не следует делать по любопрению или по тщеславию, потому что это и есть два самых опасных врага единства среди народа Божьего. Любопрение – желание любой ценой быть самым главным. Тщеславие – признак гордости, самовыпячивание. Всюду, где появляются люди, стремящиеся собрать вокруг себя группу сторонников или навязать другим свои цели, неизменно сеются семена раздоров и ссор. Лекарство от этого указано во второй части стиха.

По смиренномудрию почитайте один другого выше себя. Это не значит, что мы должны почитать преступников людьми более высшего морального порядка, чем мы сами; это значит лишь то, что, позабыв об эгоизме, мы должны жить для других, ставя их интересы выше собственных. Легко прочитать подобное наставление в Слове Божьем, но совсем не просто позволить ему овладеть нашим сердцем, а потом начать следовать ему в повседневной жизни. Принцип почитать другого выше себя противоречит всем человеческим представлениям о жизни, и человек просто не в состоянии следовать ему, опираясь лишь на свои силы. Жить так мы сможем лишь тогда, когда силы для этого нам будет давать живущий в нас Святой Дух.

2,4 Сильнодействующее средство против проблем и неприятностей в среде народа Божьего – больше заботиться о других, чем о себе. Слово "другие" поистине ключевое в этой главе. Стать выше каких бы то ни было эгоистических человеческих раздоров мы сможем лишь тогда, когда всю свою жизнь посвятим преданному служению другим.

Дай мне, Господи, жить, как Ты, -
Жизнью величественной красоты
Служения другим.

(Чарльз Д. Мейджс)

2,5 В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Павел призывает филиппийцев брать пример с Господа Иисуса Христа. Как Он относился к людям? Что было характерно в Его поведении по отношению к другим? Гай Кинг дал прекрасное описание образа мыслей Иисуса Христа:

"Для Его образа мыслей были характерны: 1) самоотверженность; 2) жертвенность; 3)готовность служить. Господь Иисус постоянно думал о других". (King, Joy Way, p. 51.)

Для Своих печалей у Него не было слез,
Но за мои печали стекали капли кровавого пота.

(Чарльз Х. Габриэль)

2,6 Читая, что Христос Иисус был образом Божьим, мы узнаем, что во всей вечности Он был как Бог. Это не означает, что Он был просто похож на Бога; нет, Он – Бог в самом полном смысле этого слова.

В то же время Он не почитал хищением быть равным Богу. Здесь чрезвычайно важно точное различие между равенством с Богом в личном аспекте и в аспекте позиционном. Что касается Его Личности, Христос всегда был, есть и будет равен Богу. Отказаться от этого было бы для Него просто невозможно. С равенством же в положении, или позиционным равенством, все обстоит по-другому. Во всей вечности Иисус занимал равное положение со Своим Отцом, наслаждаясь славой небес. Но Свое положение Он не счел достойным того, чтобы держаться за него любой ценой. Когда погибшему человечеству стал нужен Искупитель, Он с готовностью отказался от равенства Своего положения с положением Отца, отказался от удобств и радостей небес. В Его глазах они были не настолько ценны, чтобы не расставаться с ними ни на секунду и ни при каких обстоятельствах.

Таким образом, Он был готов прийти в этот мир и переносить нападки грешников. На Бога Отца никто никогда не плевал, Его не били и не распинали. В этом смысле Отец больше

Сына – больше не в том, что касается Его Личности, а в том, что относится к Его положению и образу жизни. Эту мысль Иисус сформулировал в Ев. от Иоанна (14,28) так: "Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня". Другими словами, ученики должны были обрадоваться, узнав, что Он уходит домой на небеса. На земле с Ним жестоко обращались и не принимали. Здесь Его положение было ниже, чем положение Отца. В этом смысле Отец был больше, чем Он. Но когда Он вернулся на небеса, Он стал равен Отцу не только как Личность, но и по занимаемому Им положению.

Гиффорд поясняет:

"Во второй части предложения ("не почитал хищением быть равным Богу") описывается отнюдь не природа или сущность... но образ существования; и один образ существования можно заменить другим, хотя сама суть существования остается неизменной. Воспользуемся иллюстрацией, предложенной самим св. Павлом: "...Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор. 8,9). И в том, и другом случае имеет место изменение образа существования, но не его природы. Когда бедный человек становится богатым, изменяется его образ существования, но никак не его природа как человека. Так же и с Сыном Божьим: от богатого и славного образа существования, который адекватным образом являл всем Его Божественную природу и полностью ей соответствовал, Он ради нас снизошел к человеческой жизни – несравненно более низкому и бедному образу существования, который принял вместе с человеческой природой". (E. H. Gifford, The Incarnation, pp. 44-45.)

2,7 Но уничижил Себя Самого. Дословный перевод звучит так: "Но Он опустошил Себя". Тут же возникает вопрос: "От чего опустошил Себя Господь Иисус?"

Отвечая на этот вопрос, необходимо соблюдать предельную осторожность. Человеческие попытки дать определение этому "опустошению" зачастую заканчивались лишением Христа качеств и свойств, присущих Ему как Богу. Некоторые, например, заявляют, что пока Господь Иисус был на земле, Он не был ни всезнающим, ни всемогущим. Он уже не мог в одно и то же время находиться в разных местах. Они утверждают, что, придя в этот мир как Человек, Он добровольно отказался от присущих Божеству качеств.

Некоторые даже говорят, что границы, непреодолимые для человека, были непреодолимы и для Него, что Он не был застрахован от ошибок и перенял расхожие в те времена мнения и мифы! Все это мы категорически отвергаем. Придя в этот мир, Иисус не отказался ни от одного из присущих Богу качеств.

Он и на земле был всеведущ. Он и на земле был вездесущ (присутствуя в любой момент времени повсюду).

Он и на земле был всемогущ.

Что Он действительно сделал, так это опустошил Себя от положения, равного Божьему, и скрыл славу Божества в теле из человеческой плоти. Слава никуда не исчезла, но была скрыта, и лишь время от времени лучи ее ослепительно сияли, как это было, например, на горе Преображения. В Его земной жизни не было ни единого момента, когда бы Он не обладал всеми качествами Бога.

Отбросив прочь облаченье, достойное Бога,
Свое Божество укрыл Он в сосуде из праха,
И в нем воссияла любовь удивительной силы,
В стократ возмещая за все, чего никогда не брала.

Как уже говорилось, пытаясь объяснить слова "Он опустошил Себя", необходимо соблюдать предельную осторожность. Риск можно свести до минимума, если объяснение фразы искать в словах, следующих непосредственно за ней. Он опустошил Себя, приняв образ раба и по виду став как человек. Другими словами, Он опустошил Себя, приняв на Себя то, чего у Него никогда раньше не было – человеческую природу. Он отложил в сторону отнюдь не Свою Божественность, а лишь Свое место на небесах, да и то лишь на какое-то определенное время.

Если бы Он был просто человеком, назвать это "опустошением" было бы никак нельзя. Мы не опустошаем себя, рождаясь в этот мир. Но для Бога стать человеком значило опустошить Себя. По сути, сделать это может один лишь Бог. Приняв образ раба. Суть воплощения и жизни Спасителя прекрасно отражена в Ев. от Иоанна (13,3-4): "Иисус ...снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался". Полотенце, или передник, – символ служения. Им пользовались рабы. Пользовался им и благословенный Господь Иисус, потому что Он "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20,28). Но давайте остановимся и восстановим в памяти ход рассуждений в этой главе.

Среди христиан в Филиппах возникли разногласия. Павел умоляет их иметь образ мыслей Христа. Вкратце суть этого довода заключается в следующем: если христиане готовы занять самое низкое положение и служить другим, принося в жертву свою жизнь, ссор никогда не будет. Люди, готовые умереть за других, как правило, не будут с ними ссориться.

Христос был всегда, но в мир Он пришел, сделавшись подобным людям, то есть как настоящий Человек. Человеческая природа Христа так же реальна, как и Божественная. Он – истинный Бог и истинный Человек. Но как велика эта тайна! Никакой сотворенный разум никогда не сможет ее постичь!

2,8 Каждая фраза этого стиха – еще один шаг по лестнице все возрастающего унижения возлюбленного Сына Божьего. Он был не только готов оставить славу небес! Он опустошил Себя! Он принял образ раба! Он стал Человеком! Теперь же мы читаем, что Он смирил Себя! Нет того унижения, на которое Он не пошел бы ради спасения наших виновных душ. Да будет во веки благословенно Его славное имя! Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти. Как не поразиться этому! Он был послушен, хотя это и стоило Ему жизни. "Послушен даже до смерти" означает, что Он был послушен до самого конца. Поистине Он был купцом, который пошел и продал все, что у него было, чтобы купить драгоценную жемчужину (Мф. 13,46).

И смерти крестной. Смерть на кресте была самой позорной разновидностью казни. Ее можно сравнить со смертью на виселице, электрическом стуле или в газовой камере – смертью, к которой приговаривают только убийц. И именно такая смерть была уготована Самому Лучшему из всех живущих на небесах, когда Он пришел в этот мир. Ему не было позволено умереть естественной смертью в своей постели. Его смерть не могла наступить в результате несчастного случая. Он должен был умереть позорной смертью на кресте.

2,9 Здесь ход рассуждений резко меняет направление. В предыдущих стихах описывается то, что сделал Иисус. Он встал на путь самоотречения. Он не искал Себе славы. Он уничижил Себя. Теперь речь идет о том, что сделал Бог. Если Спаситель уничижил Себя, то Бог превознес Его. Если Он не искал Себе славы, то Бог дал Ему имя выше всякого имени. Если Он коленопреклоненно служил другим, Бог повелел, чтобы перед Ним преклонилось всякое колено.

И какой же урок из всего вышесказанного должны извлечь филиппийцы и все мы? Урок заключается в том, что всякий путь наверх ведет вниз.

Мы должны не превозносить себя, а служить другим, так чтобы Бог в Свое время вознес нас.

Бог превознес Христа тем, что воскресил Его из мертвых и открыл небеса, чтобы принять Его и дать Ему место по правую руку от Себя. И не только это – Бог дал Ему имя выше всякого имени.

Среди богословов царит разногласие относительно того, что это за имя.

Некоторые говорят, что это имя Иисус, одной из составляющих которого является имя Иегова. У Исаии (45,22-23) записано, что всякое колено преклонится перед именем Иеговы (Бога).

Другие считают, что "имя выше всякого имени" – просто метафора, обозначающая высшее положение во вселенной, место превосходства и владычества. Оба объяснения, на наш взгляд, приемлемы.

2,10 Бог был в такой степени удовлетворен искупительным делом Христа, что повелел всякому колену преклониться перед Ним – всем существам на небе, на земле и под землей. Это не означает, что все они будут спасены.

Те, кто не желает преклонить перед Ним колена добровольно, однажды будут вынуждены сделать это. Те, кто не примирится с Богом в день Его благодати, будут повержены к Его стопам в день Суда.

2,11 В не имеющей себе равных благодати Господь прошел весь путь от славы к Вифлеему, Гефсиманскому саду и Голгофе. В ответ Бог удостоит Его чести всемирного признания Его господства и всемирного преклонения.

Тем, кто не верил Его словам о Его Божественности, придется однажды признать, что они были глупцами, что они глубоко заблуждались и что Иисус из Назарета – поистине Господь славы.

Прежде чем мы закончим разбор этих величественных слов о Личности и труде Господа Иисуса, хотелось бы еще раз повторить, что тема эта была поднята в связи с довольно мелкой проблемой, появившейся в церкви Филипп. Павел не собирался писать трактат о Господе. Он просто старался помочь святым изжить в своей среде дух эгоизма и раскольничества. Лекарство от этой болезни – образ мыслей Христа. В любой ситуации Павел неизменно обращается к образу Господа.

"Даже касаясь вопросов самых деликатных, угнетающих и неприятных, – пишет Эрдман, – Павел мог облечь истину в такую изумительную по красоте форму, что она становилась похожей на драгоценный камень в невзрачном куске породы". (Charles R. Erdman, более полных данных нет.)

2,12 Теперь, когда благодаря его стараниям перед читателем возник образ Христа в столь ослепительном сиянии, апостол готовится донести до его сердца и наставление, в основу которого положен пример Господа.

Филиппийцы всегда были послушны Павлу, когда он находился среди них. Теперь же в его отсутствие они должны гораздо более со страхом и трепетом совершать свое спасение.

Опять перед нами стих Писания, порождающий в народе Божьем немалое смущение. Для начала нам необходимо твердо уяснить, что Павел не учит о возможности заслужить спасение добрыми делами. Во всех своих посланиях он неустанно подчеркивает, что спасение обретается не делами, а верой в Господа Иисуса Христа. Но чему же тогда учит этот стих?

1. Он может учить, что мы должны совершать спасение, уже заложенное в нас Богом. Бог дал нам вечную жизнь даром, бесплатно. Теперь мы должны явить свое спасение миру, живя свято.

2. Спасение в данном случае может означать решение проблемы святых в Филиппах. Их уже долго терзали разногласия и ссоры по пустякам. Апостол указал им на лекарство от болезни. И теперь они должны "принимать" это лекарство, обретая образ мыслей Христа. Таким образом они будут совершать свое спасение, или трудиться над решением своей проблемы.

Спасение, о котором здесь говорится, – это не спасение души, а избавление от силков и ловушек, способных помешать христианину совершать волю Божью. В том же духе описывает его и Вайн, называя актуальным познанием избавления от зла.

У слова "спасение" в НЗ есть много различных значений. Мы уже отмечали, что в 1,19 оно означает освобождение из тюрьмы. В 1,28 под спасением подразумевается будущее спасение наших тел от присутствия греха.

Значение этого термина в конкретном случае хотя бы частично предопределяется его контекстом. Мы считаем, что в данном случае слово "спасение" означает разрешение проблемы, угнетавшей филиппийцев, то есть проблемы их разногласий.

2,13 Теперь Павел напоминает им, что они могут совершать спасение, потому что именно Бог производит в них и хотение, и действие по Своему благоволению. Именно Бог сначала вкладывает в нас желание, или стремление, совершать Его волю. И опять же, именно Он производит в нас силу претворить это желание в жизнь.

Здесь перед нами вновь предстает чудесный сплав Божественного и человеческого. С одной стороны, нас призывают совершать свое спасение.

С другой стороны, силу для этого нам может дать только Бог. Мы должны выполнить свою часть работы, а Бог сделает Свою. (Но этот принцип не распространяется на прощение грехов или на рождение свыше. Искупление – дело рук одного лишь Бога. Мы просто веруем и принимаем его.)

2,14 Совершая Его благоволение, мы должны делать это без ропота и излишних вопросов. Не кое-как, а с ликованием. Ропот и сомнения обычно ведут к серьезным нарушениям и проступкам.

2,15 Лишь воздерживаясь от ропота и сомнений, мы можем быть неукоризненными и чистыми (искренними и простодушными). Против человека неукоризненного невозможно выдвинуть никакого обвинения (см. Дан. 6,4).

Неукоризненный человек может согрешить, но он всегда извиняется, исповедует грех и заглаживает свою вину при первой же возможности. "Чистый" здесь означает "искренний, бесхитростный".

Чада Божьи должны быть непорочными среди строптивого и развращенного рода. Неукоризненная жизнь детей Божьих будет сиять тем ярче, чем беспросветнее мгла, окутывающая весь мир.

Это наводит Павла на мысль сравнить их со светилами в темной ночи. Чем темнее ночь, тем ярче сияют звезды. Христиане – это светила, или носители света. Они не могут порождать свет, но они могут отражать славу Господа, так чтобы другие могли увидеть в них Иисуса.

2,16 Содержа слово жизни. Будучи светилами, мы светим, но это не означает, что отпала необходимость в словах свидетельства о Христе. Мир должен услышать двойное свидетельство – свидетельство нашей жизни и свидетельство слов.

Если филиппийцы исполнят эти обязанности, то апостол уверен, что у него будут некоторые основания к похвале в день Христов. Он считает себя обязанным не только спасать души, но и представить каждого святого совершенным во Христе (Кол. 1,28).

День Христов – время Его возвращения и суда над служением верующих (1:6,10). Если филиппийцы будут преданно трудиться для Господа, то в тот день станет очевидным, что служение Павла не было тщетным.

IV. ПАВЕЛ, ТИМОФЕЙ И ЕПАФРОДИТ ПОДРАЖАЮТ ХРИСТУ (2,17-30)

В предыдущем разделе Павел указал на Господа Иисуса как на самый выдающийся пример смиренного образа мыслей. Но, возможно, кого-то так и подмывает заявить: "Да, но ведь Он – Бог, а мы – простые смертные". Поэтому Павел приводит в пример трех человек, на практике явивших образ мышления Христа: себя, Тимофея и Епафродита. Если Христос – солнце, то каждый из этих троих – луна, отражающая славу солнца. Они – светила в темном мире.

2,17 Для описания служения филиппийцев и своего собственного апостол воспользовался прекрасным примером. Эту иллюстрацию он взял из области, знакомой как иудеям, так и язычникам: жертва возлияния, выливавшаяся на жертву при совершении жертвоприношения.

Павел говорит о фипиппийцах как о совершающих жертвоприношение. Их жертва – это вера. Сам же Павел – жертва возлияния. Он будет счастлив излиться в мученической смерти на жертву и служение веры.

Вильямс пишет:

"Апостол сопоставляет самопожертвование и энергию филиппийцев со своими собственными, превознося их заслуги и умаляя свои. И они, и он полагают свою жизнь за Евангелие, но их поступок он почитает великим жертвоприношением, свой же – лишь жертвой возлияния, изливаемой на их жертвоприношение. В этой прекрасной риторической фигуре он иносказательно указал на вероятное приближение своей мученической смерти". (George Williams, The Student's Commentary on the Holy Scriptures, p. 931.)

Если его постигнет такая участь, он будет радоваться тому, что это должно случиться.

2,18 По этой же самой причине и филиппийцы должны радоваться и сорадоваться Павлу. Его возможную мученическую смерть они не должны рассматривать как трагедию. Им следует поздравлять его с таким славным уходом домой.

2,19 До этого стиха Павел привел два примера жертвенной любви: любовь Господа Иисуса и свою. Оба они были готовы отдать всю жизнь без остатка. Но есть и еще два примера самопожертвования – Тимофей и Епафродит.

Апостол в ближайшем будущем надеется послать Тимофея в Филиппы, чтобы утешиться духом, узнав последние новости оттуда.

2,20 Среди всех соратников Павла Тимофей отличался бескорыстной заботой о духовном состоянии филиппийцев. У Павла не было никого, кому он с такой уверенностью мог бы доверить посещение этой церкви. Это поистине высокая похвала для столь молодого человека, каким был тогда Тимофей!

2,21 Другие с головой ушли в свои личные интересы. Они так прочно увязли в болоте жизненной суеты, что у них совсем не осталось времени на то, что угодно Иисусу Христу. Не подходит ли это описание и к нам, замкнувшимся в своем мирке домов, холодильников, телевизоров и других вещей? (См. Лк. 8,14.)

2,22 Тимофей был сыном апостола по вере, и эту роль он исполнял поистине преданно. Филиппийцы знали о его прошедшей через великие испытания верности. Они знали, что как сын служит отцу, так и Тимофей служил Павлу в деле проповеди Евангелия.

2,23-24 Поскольку Тимофей уже зарекомендовал себя наилучшим образом, Павел надеялся послать его к филиппийцам, как только станет известен исход его ходатайства перед кесарем. Несомненно, именно это имел в виду апостол, говоря: "...как скоро узнаю, что будет со мною". Он надеется получить благоприятный ответ на свое ходатайство, вновь обрести свободу и еще раз навестить филиппийцев.

2,25 Затем мы видим образ мыслей Христа в Епафродите. Нельзя с уверенностью сказать, говорится ли здесь о том же человеке, что и в Колоссянам 4,12. Но как бы то ни было, он жил в Филиппах и был послан к Павлу тамошней церковью.

О Епафродите апостол отзывается как о (1) своем брате, (2) своем сотруднике, (3) своем сподвижнике. Первое говорит о сердечной привязанности, второе – о напряженном труде и третье – об отсутствии конфликтов. Этот человек мог работать рука об руку с другими людьми, а в христианской жизни и служении это, несомненно, весьма ценное качество. Одно дело, когда христианин трудится в одиночку, делая все по-своему. Насколько же труднее работать вместе с другими, "играть вторую скрипку", принимать людей такими, какие они есть, отодвигать личные желания и мнения на задний план ради блага всей группы. Давайте же будем сотрудниками и сподвижниками!

В добавление к этому Павел говорит о нем как о "вашем посланнике и служителе в нужде моей"! Это дает нам еще один очень важный ключ к разгадке его личности. Епафродит был готов делать черную, неблагодарную работу. В наши дни многие стремятся делать лишь то, что может принести им общественное признание, доставить удовольствие. Как же мы должны быть благодарны за тех, кто спокойно и незаметно для постороннего глаза выполняет рутинную работу! Этой тяжелой работой Епафродит уничижил себя. Бог же возвысил его, увековечив его преданное служение в Послании к Филиппийцам для всех последующих поколений.

2,26 Святые послали Епафродита помочь Павлу – в путешествие длиной, по меньшей, мере в 1200 км. В результате он тяжело заболел и был даже на грани смерти. Это обстоятельство его очень огорчало – не то, что он был так болен, а то, что святые могли прослышать о его болезни. Ведь узнай они об этом, они стали бы упрекать себя за то, что послали его в этот путь и тем самым поставили его жизнь под угрозу. В груди Епафродита, несомненно, билось сердце, в котором не было места своему "я". У многих христиан появилась достойная сожаления привычка пространно рассуждать о своих болезнях или операциях. Очень часто это не что иное, как демонстрация пустивших глубокие корни в жизни человека грехов жалости к самому себе, занятости лишь самим собой, самовыпячивания.

2,27 Епафродит был болен при смерти, но Бог помиловал его. Этот стих особенно ценен для нас тем, что проливает дополнительный свет на вопрос Божественного исцеления:

1. Во-первых, болезнь отнюдь не всегда результат греха. Этот человек заболел вследствие преданного исполнения своих обязанностей (см. ст. 30): "...он за дело Христово был близок к смерти".

2. Во-вторых, мы узнаем, что не всегда Бог желает видеть мгновенное и чудесное исцеление. Создается впечатление, что болезнь Епафродита была длительной, а выздоровление – постепенным (см. также 2 Тим. 4,20; 3 Ин. 2).

3. В-третьих, мы узнаем, что исцеление – милость Божья, а не наше право, исполнения которого мы были бы вправе требовать от Бога.

Павел добавляет, что Бог помиловал не только Епафродита, но и его, апостола, чтобы не прибавилась ему печаль к печали. Апостол и так уже был немало огорчен своим заключением. Если бы Епафродит умер, к этой его печали прибавилась бы еще одна.

2,28 Теперь, когда Епафродит поправился и набрался сил, Павел с радостью отсылает его домой. Филиппийцы будут очень рады возвращению своего возлюбленного брата, и для Павла это будет большим утешением в его печалях.

2,29 Они должны не только принять Епафродита со всякой радостью, но и высоко уважать этого прекрасного христианина. Участвовать в служении Господу – огромная честь и привилегия. Святые должны осознавать это, даже если речь идет о человеке, очень им знакомом.

2,30 Как уже говорилось, болезнь Епафродита была напрямую связана с его неустанным служением Христу. В глазах Господа это обладает огромной ценностью. Лучше сгореть для Христа, чем покрыться ржавчиной. Лучше умереть в служении Господу, чем стать еще одной статистической единицей в сводке об умерших от болезни или ставших жертвой несчастного случая.

Означает ли фраза "дабы восполнить недостаток ваших услуг мне", что филиппийцы пренебрегали своими обязанностями по отношению к Павлу и Епафродит сделал то, что полагалось сделать им? Вряд ли, потому что именно по инициативе филиппийцев Епафродит и был послан к Павлу.

Мы считаем, что этот недостаток услуг проистекал прежде всего из того, что из-за удаленности от Рима сами они не могли навестить Павла и оказать ему непосредственную помощь.

Поэтому апостол не упрекает их, а просто констатирует тот факт, что Епафродит, как их представитель, сделал для Павла то, чего они не могли сделать лично.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →