Комментарии МакДональда на 1-е послание Фессалоникийцам 1 глава

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1)

Послание начинается с имен трех мужей, обвиненных в том, что они возмутили весь свет. Это обвинение было замышлено как клевета, а в действительности оно лишь отдавало им должное.

Павел – автор Послания. Силуан и Тимофей путешествовали в это время с ним, поэтому он включил и их имена.

Силуан, по-видимому, тот Сила, который пел с Павлом гимны в тюрьме в Филиппах (Деян. 16,25). А Тимофей – юный брат из Листры, присоединившийся к Павлу как раз перед его путешествием в Фессалонику (Деян. 16,1).

Послание написано фессалоникийской церкви в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Слово, которое мы переводим как "церковь", использовали в те времена для обозначения любого собрания людей, поэтому апостол Павел хочет ясно показать, что в данном случае речь идет не о каком-то языческом собрании, а о собрании людей, связанных с Богом как с Отцом, и с Иисусом Христом как с Господом.

Такие приветствия, как благодать и мир, включают наилучшие благословения, какие человек может получить, пока он пребывает под небесами. Благодать – это незаслуженное расположение, или дар Божий, в каждом аспекте нашей жизни. Мир – это полное и невозмутимое спокойствие, противостоящее любым всесокрушающим жизненным обстоятельствам. Благодать – это причина, а мир – результат. Апостол Павел повторяет двойные Божественные имена как равные источники благодати, поставив здесь после слова "Отца" еще и притяжательное местоимение "нашего". (В греческом критическом тексте (NU) пропущено "от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа", но в большинстве текстов эти слова есть. При переписке было легко пропустить эту фразу, потому что она почти дословно повторяет предшествующую.)

II. ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПАВЛА С ФЕССАЛОНИКИЙЦАМИ (1,2 – 3,13)

А. Похвала Павла в адрес фессалоникийцев (1,2-10)

1,2-3 Всегда в своих молитвах Павел упоминал фессалоникийцев. (А мы столь же постоянны, вспоминая наших братьев и сестер христиан?) И он всегда молился о них и благодарил Бога, помня их дело веры, труд любви и терпение упования.

Под делом веры, возможно, надо понимать их обращение к Богу. Эта характеристика веры как дела напоминает нам о том времени, когда люди спрашивали Иисуса: "Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?" На что Иисус ответил им: "Вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6,28-29). В этом смысле вера – поступок или действие, дело. Но это не тот тяжелый труд, благодаря которому человек заслуживает почет или которым он может похвалиться.

Это, собственно, единственное дело, которое человек может совершить, не посягая на славу Христа как Спасителя и не отрицая того, что сам он бессильный грешник. Вера – дело, которое не прославляет человека, но которым творение выражает признательность своему Творцу, а грешник – своему Спасителю. Выражение "дело веры" включает в себя и жизнь веры, которая следует за обращением.

Помимо дела веры, Павел вспоминает их труд любви. Под этим имеется в виду их служение Богу, в основе которого лежит любовь к Господу Иисусу. Христианство – это не жизнь, подчиненная долгу, а Личность, которой нужно служить из любви. Быть Его рабом – значит обладать полной свободой, и "любовь к Нему делает трудную и скучную работу божественной". В сравнении с любовью мотив выгоды – низкое, показное побуждение. Любовь к Христу подвигает людей на такое служение, которое не окупить никакими долларами. Фессалоникийцы свидетельствовали об этом своей жизнью.

И наконец, Павел благодарит за их терпение упования. Здесь подразумевается их стойкое ожидание возвращения Иисуса. За свою непреклонную верность Иисусу они подвергались гонениям. Но их, по выражению Филлипса, "сверхупрямая терпимость" не дала трещины.

Все это Павел вспоминает "пред Богом и Отцом нашим". Когда апостол в молитве входил в присутствие Божье, он вспоминал духовное рождение и рост святых и тихо возносил благодарность за их веру, любовь и надежду.

1,4 Апостол был убежден в том, что эти святые избраны Богом еще прежде создания мира. Но как он узнал это? Может быть, он обладал какой-то сверхъестественной интуицией? Нет, он узнал об их избрании по тому, как они приняли Благую Весть. Доктрина об избрании учит, что Бог избрал определенных людей во Христе еще до сотворения мира (Еф. 1,4). (См. Ефесянам 1, отступление "Божье избрание".) В ней ничего не сказано о том, что Он избрал кого-либо к проклятию. Если люди в конечном счете погибнут, то из-за их собственного греха и неверия. Та же Библия, которая учит об избрании, учит об ответственности человека или о его свободном выборе. Всем людям на земле Бог предлагает спасение единственно верой. Всякий, кто придет ко Христу, встретит теплый прием.

Эти две доктрины – об избрании и о свободном выборе – вызывают в уме человека непримиримый конфликт. Но Библия учит и тому и другому, и поэтому мы должны верить и в то и в другое, даже если не можем согласовать эти доктрины.

Мы не знаем, кто именно избран, и потому должны нести Благую Весть всему миру. Грешники не вправе ссылаться на доктрину об избрании, оправдывая свое неверие. Если они раскаются и поверят в Господа Иисуса Христа, Бог спасет их.

1,5 Фразой "наше благовествование" Павел не подразумевает весть, отличающуюся от вести других апостолов. Содержание их вести было одинаковым, отличие заключалось в вестниках. Фессалоникийцы не рассматривали Благую Весть как исключительно религиозное наставление; они, конечно, получили и приняли ее в слове, но не только в слове.

Это благовествование пришло к ним в силе, во Святом Духе и со многим удостоверением. (1) В силе. Благовествование действовало в их жизни со сверхъестественной силой, вызвав в них осознание их греховности, раскаяние и обращение. (2) Во Святом Духе. Источником этой силы был Святой Дух. (3) Со многим удостоверением.

Павел проповедовал, будучи глубоко убежденным в Благой Вести. Фессалоникийцы приняли Благую Весть в полной уверенности, как Слово Божье. Поэтому их жизнь была исполнена упования в вере.

Теперь Павел напоминает им о своем поведении в то время, когда он находился с ними. Он не только проповедовал Благую Весть, но и жил согласно вести, которую проповедовал. Лучшая проповедь – святая жизнь.

1,6 Поэтому Павел мог сказать: "Вы сделались подражателями мне и Господу". Можно было бы ожидать, что он скажет: "Господу и мне", поставив Господа на первое место. Но здесь он излагает последовательность их духовного опыта. Первое представление о Господе Иисусе они получили через жизнь апостола.

Мысль о том, что люди должны видеть в нас Христа, действует отрезвляюще. Мы должны быть в состоянии сказать, как Павел: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11,1). Обратите внимание на то, что они приняли слово при многих скорбях и с радостью. Именно так они и подражали Господу и апостолам. Извне было много скорбей, а внутри царила радость.

Очень необычное сочетание! Мирской человек не может испытывать одновременно скорбь и радость; для него скорбь, печаль – нечто противоположное радости. Христианин обладает независимой от обстоятельств радостью Святого Духа; для него радость противоположна греху.

Многие скорби, которые они испытывали,- это гонения, последовавшие за их обращением.

1,7 Фессалоникийцы стали примерными христианами. Прежде всего их радость среди гонений послужила примером для верующих Македонии и Ахаии, то есть для всех христиан в Греции.

1,8 Но их свидетельство не ограничивалось этим. Они начали сами участвовать в умножении христиан. Подобно ряби на поверхности воды, слово Господне распространялось расходящимися кругами, сперва в Македонии и Ахаие, а потом и во всяком месте. Вскоре весть о вере фессалоникийцев в Бога распространилась так широко, что Павлу уже не нужно было говорить о ней, потому что люди уже знали об этом.

Наше предназначение заключается не в том, чтобы быть конечным пунктом собственного благословения; мы должны быть каналами, по которым оно сможет изливаться на других. Бог сияет в наших сердцах так, что свет может воссиять другим людям (2 Кор. 4,6). Если мы воистину испили воду спасения, то реки живой воды потекут к окружающим нас людям (Ин. 7,37-38).

1,9 Все говорили о том, что апостолу и его спутникам был оказан в Фессалонике царский прием. Кроме того, всем стало известно, что в жизни многих людей произошли удивительные перемены. Они обратились к Богу от языческих идолов и подчинили Богу свою волю, чтобы служить Ему, как рабы. Обратите внимание: они обратились к Богу от идолов, а не от идолов к Богу.

Дело было вовсе не в том, что они, пресытившись идолами, решили испытать Бога. Нет, они обратились к Богу, поняв, что Он вполне удовлетворяет все их потребности, и оставили своих идолов.

Лишь тот взгляд, который смягчил Петра,
Лишь тот лик, который видел Стефан,
Лишь то сердце, которое рыдало с Марией,
Может лишить идолов власти.

(Ора Рауэн)

Давайте никогда не забывать чувства трепета и благоговения, заложенные в этом описании. Два человека приходят в языческий город со словом Господа. В силе Духа они проповедуют Благую Весть. Совершается чудо возрождения: мужчины и женщины так очарованы Спасителем, что оставляют своих идолов. Затем они основывают поместную общину верующих, славящих Бога и живущих свято, мужественно перенося гонения и приобретая других для Христа. Действительно, служение Господу – это высшее призвание!

1,10 Фессалоникийцы не только служили живому и истинному Богу (в противоположность идолам, безжизненным и ложным), но также ожидали пришествия Господа Иисуса. Обратите внимание на подробности, характеризующие их ожидание:

1. Личность – Сына Его.
2. Откуда – с небес.
3. Гарантия – Которого Он воскресил из мертвых.
4. Драгоценное имя – Иисуса.
5. Перспектива – избавляющего нас от грядущего гнева.

Таким образом, в стихах 9 и 10 описаны три аспекта поведения и действий фессалоникийцев:

Обращение (ср. дело веры, ст. 3).
Служение (ср. труд любви, ст. 3).
Ожидание (ср. терпение упования, ст. 3).

Дж. Р. Хардинг Вуд анализирует их так:

Следование – взирать на Бога.
Служение – следить за нивами.
Ожидание – ожидать Иисуса. (Wood, First Letter, p. 17.)

Фессалоникийцы ожидали с небес Сына Божьего. Это подразумевает возможность Его пришествия еще в течение их жизни, собственно, в любой момент их жизни их жизни. Надежда христианина – близкое возвращение Господа Иисуса.

Мы находим ее во многих местах НЗ, из которых приведем некоторые.

Ев. от Луки 12,36: "И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего..."

Римлянам 8,23: "...ожидая усыновления, искупления тела нашего".

1 Коринфянам 11,26: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет".

2 Коринфянам 5,2: "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище".

Галатам 5,5: "А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры".

Филиппийцам 3,20: "...мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа".

Филиппийцам 4,5: "Господь близко".

Титу 2,13: "Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа".

Евреям 9,28: "...Христос ...во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение".

Иакова 5,7-9: "Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. ...Потому что пришествие Господне приближается. ...Судия стоит у дверей".

1 Петра 4,7: "Впрочем близок всему конец".

1 Иоанна 3,3: "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист".

Иуды 21: "...ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни".

Откровение 3,11: "Се, гряду скоро"; 22,7: "Се, гряду скоро"; 22,12: "Се, гряду скоро"; 22,20: "Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!"

Христианин знает, что ему, может быть, потребуется пройти через смерть, но он также знает, что Господь может прийти в любой момент и что тогда он взойдет на небеса, не вкусив смерти.

Никакое пророчество Писания не должно исполниться до пришествия Христа за Своим народом. Это – следующее великое событие в плане Божьем.

Мы не можем ждать возвращения Господа в любое время, если этому должно помешать другое событие или другой период времени. Положение христианина, когда его взятие на небо совершится прежде великой скорби, – вот то единственное, что позволяет ему ожидать пришествия Христа сегодня.

Все другие точки зрения требуют отказа от неминуемого Его возвращения.

Тот, Кого мы ждем, – Иисус, наш Избавитель от грядущего гнева. Такое описание грядущего Спасителя можно понимать двояко:

1. Он избавляет нас от вечного наказания за наши грехи. На кресте Он принял на Себя Божий гнев, направленный против наших грехов. Благодаря вере в Него нам засчитывается совершенное Им. Отныне мы свободны от осуждения, потому что мы во Христе Иисусе.

2. Но Он также избавляет нас от грядущего суда, когда гнев Божий изольется на мир, отвергший Его Сына. Это время известно как великая скорбь и время скорбей Иаковлевых (Дан. 9,27; Мф. 24,4-28; 1 Фес. 5,1-11; 2 Фес. 2,1-12; Откр. 6,1 – 19,10).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →