Комментарии МакДональда на 1-е послание Фессалоникийцам 2 глава

Б. Воспоминания о миссионерской деятельности Павла, его вести и поведении в Фессалонике (2,1-12)

2,1 Во второй части стиха 1,5 Павел коротко упоминает о своем характере и поведении во время пребывания в Фессалонике. Теперь он дает более широкий обзор своего служения, своей вести и своего образа жизни.

Особенность заключается в том, что основное служение христианина – это служение личности, характера. Наше поведение намного важнее всего, что мы говорим. Своим неосознанным влиянием мы говорим намного громче, чем влиянием сознательным.

Джеймс Денни сказал:

"Черты характера христианина – это весь капитал, который у него есть для выполнения своего дела. В большинстве других призваний человек может продолжать делать свое дело независимо от того, какой у него характер; главное, чтобы в банке у него было положительное сальдо. Но христианин, потерявший свою репутацию, потерял все". (James Denney, The Second Epistle to the Corinthians, p. 100.)

Миссионер-мученик Джим Эллиот писал в своем дневнике:

"В духовной работе, как нигде, характер работника определяет качество его работы. Шелли и Байрон могли быть в моральном отношении ничем не связанными и все же писать хорошую поэзию. Вагнер мог распутничать и все же создавать прекрасную музыку, но подобное недопустимо ни в какой работе для Бога. Павел мог ссылаться на свой характер и на свой образ жизни в доказательство того, что он говорил фессалоникийцам. В своем Первом послании он девять раз говорит: "Вы (сами) знаете", имея в виду наблюдения фессалоникийцев как за его личной, так и за общественной жизнью. Апостол пришел в Фессалонику и жил там жизнью, которая больше чем просто демонстрировала его проповедь; его личное поведение было не только демонстрацией, но служило убедительным доказательством. Нет ничего удивительного в том, что в Соединенном Королевстве столько низкопробной работы: посмотрите на моральные качества работников". (Elliot, Elisabeth, ed., The Journals of Jim Elliot, p. 218.)

Возможно, в этих стихах апостол защищается от ложных обвинений своих критиков. Как бы там ни было, он напоминает фессалоникийцам о том, что его служение было успешным. Они сами – живое свидетельство того, что его работа принесла плоды. Фессалоникийцы знали, что его посещение было не бездейственным. Они обратились, и была создана община.

2,2 Кроме того, его служение было также мужественным. Отчаянное противодействие и жестокое обращение с ним в Филиппах, включая заключение вместе с Силой в тюрьму, не запугали, не обескуражили, не устрашили Павла. Он поспешил в Фессалонику. И там с мужеством, которое может дать только Бог, он с великим подвигом проповедовал благовестие Божье, несмотря на неоднократные запреты. Менее стойкому человеку могли бы прийти в голову многочисленные богословские доводы в пользу того, что Бог призывал его к более благоприятной аудитории. Но не Павлу! Он бесстрашно проповедовал Благую Весть, несмотря на сильное сопротивление, – прямой результат того, что он был исполнен Святого Духа.

2,3 Призыв апостола верить в Благую весть исходил из истинного источника, имел чистые побуждения и был надежен по методу. Что до источника, то его учение основывалось не на ложных доктринах, а на правде Божьей. Что до мотивов, то апостол относился к фессалоникийцам совершенно бескорыстно, без всяких скрытых, нечистых побуждений, имея в виду лишь их благо. И в методе не было никакого хитрого замысла обмануть их. Очевидно, его завистливые враги обвиняли его в ереси, корыстных целях и лукавстве.

2,4 Павел рассматривал духовное служение как священное управление. Этого духовного управления его удостоил Бог, вверив ему драгоценное сокровище – Благую Весть. Его долгом было угождать Богу, верно и точно возвещая Благую Весть, не взирая на реакцию людей. Павел понимал, что не может угодить сразу и Богу, и людям, поэтому он сделал выбор: угождать Богу, испытывающему сердца наши и соответственно вознаграждающему нас.

Управитель должен угождать тому, кто ему платит. Иногда проповедники могут впасть в искушение скрыть полную правду, опасаясь реакции со стороны тех, кто оказывает им поддержку. Но Хозяин наш – Бог, и Он знает, когда весть разбавлена водой или сокрыта.

2,5 В стихах 5-12 Павел описывает свое поведения в Фессалонике, оставляя блестящий образец для служителей Христа.

Во-первых, он никогда не опускался до лести или неискренности ради достижения своих целей. Его слова были честными и ясными, а его побуждения свободными от лицемерия.

Во-вторых, он никогда не использовал дело Божье как прикрытие, или вид, для маскировки своего желания обогатиться. Его служение не было фасадом для корысти.

Опровергая всякое обвинение в льстивости, он обращается к святым. А в опровержение всякой мысли о корысти он взывает к Богу, единственному, Кто видит сердце человека.

2,6-7 Нам предоставляется еще одна возможность бросить оставляющий глубокое впечатление взгляд на характер этого великого человека Божьего. Как апостолы Христовы, Павел и его спутники имели право получать от фессалоникийцев финансовую поддержку (здесь "слава"). Но они решили не обременять фессалоникийцев и потому работали днем и ночью, чтобы обеспечить свои потребности. В Коринфе дело обстояло совсем иначе. Там Павел работал, чтобы не дать своим критикам повода обвинить его в том, что он проповедует ради денег. В Фессалонике же он работал потому, что сами святые были бедны и гонимы и он не хотел быть для них дополнительным бременем.

Вместо того, чтобы помыкать наследием Божьим, Павел был тих среди них, подобно как кормилица (в оригинале "мать") нежно обходится с детьми своими. Павел понимал, что с новообращенными нужно обходиться нежно, как с детьми, и выполнял свое служение с заботливостью нежной матери.

2,8 Его нежная забота о фессалоникийцах была столь глубокой, что он более стремился поделиться с ними, нежели принять что-либо от них. Служение Павла было не холодным и бесстрастным распространением благовестия Божьего, а излиянием самой его души. Павел любил фессалоникийцев, а любовь не считается с расходами. Подобно своему Господу, он не для того пришел, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою жизнь (Мк. 10,45).

2,9 Вот еще одно свидетельство бескорыстия Павла: мы видим его занимающимся изготовлением палаток, для того чтобы заработать на жизнь и иметь возможность служить людям и не отяготить кого из них. Хотя проповедник Благой Вести действительно имеет право на финансовую поддержку от других христиан, похвально, когда он время от времени отказывается, если необходимо, от этого права. Истинный служитель Христа будет продолжать проповедовать Благую Весть независимо от того, получает он за это деньги или ему приходится работать, чтобы прокормить себя. Обратите внимание на слова "труд наш и изнурение: ночью и днем". Фессалоникийцам Благая Весть не стоила ни копейки, а Павлу она обходилась очень дорого. 2,10 Верующие могли засвидетельствовать образцовое поведение Павла по отношению к ним, и Бог тоже был Свидетелем того, как благочестиво (или свято), справедливо (или праведно) и безукоризненно он поступал.

Святой – это человек, отделенный от греха для Бога; праведный по характеру и поведению; безукоризненный – невинный перед Богом и людьми.

Если лучшая проповедь – святая жизнь, то Павел был великим проповедником. Он не походил на иных проповедников, красноречие которых превышает их поведение: когда он находился на кафедре, люди желали, чтобы он никогда не покидал ее, а когда он был среди людей, они желали, чтобы он общался с ними и больше не поднимался на кафедру!

2,11 В стихе 7 Павел сравнил себя с нежной матерью, а теперь обращается к другому образу – к образу любящего отца. Если мать символизирует нежность и любовь, то отец символизирует мудрость и совет. Как отец, он умолял их жить свято; поощрял, несмотря на гонения, и далее следовать за Господом; и свидетельствовал о блаженстве повиновения воле Божьей и Его Слову.

2,12 Цель служения Павла заключалась в том, чтобы святые поступали достойно Бога, призвавшего их в Свое Царство и славу.

Сами по себе мы недостойны Бога или места на небесах; единственное наше достоинство заключается в Господе Иисусе Христе. Но как дети Божьи, мы должны поступать достойно нашего высокого призвания. Мы можем делать это, подчинив себя воле Святого Духа, а также избегая всякого греха и непрестанно исповедуя свои согрешения.

Все спасенные – граждане Царства Божьего. В настоящее время это Царство незримо и Царь отсутствует. Но моральное и этическое учения этого Царства имеют прямое отношение к нам и сегодня. Когда Господь Иисус вернется, чтобы воцариться, тогда Царство приобретет зримые формы и тогда мы будем причастны к славе Царя.

В. Воспоминания об ответе фессалоникийцев на Благую Весть (2,13-16)

2,13 Теперь апостол обращается к теме, которой он коснулся в 1,5 – к ответу фессалоникийцев на проповедь Благой Вести. Получив Благую Весть, то есть услышав ее, они приняли ее, то есть восприняли ее не как слово человеческое, а как Слово Божье.

Поэтому и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное Слово Божье, вы приняли его не как слово человеческое, но как Слово Божье, каким оно есть воистину, которое и действует в вас, верующих.

Павел искренне благодарен фессалоникийцам за то, что они приняли его и его весть. Это еще один пример самоотверженности апостола. Многие из нас желают, чтобы люди верили нашим словам лишь потому, что мы говорим это. Но человеческое слово – шаткое основание для веры; лишь Богу можно вполне верить, и лишь тогда, когда люди верят Его Слову, оно приносит плоды в их сердцах и жизнях.

Именно это и произошло с фессалоникийцами: Слово Божье эффективно действовало в их жизнях, потому что они верили. Вальтер Скотт писал:

"Его Слово – Библия – вдохновенно, или богодухновенно, во всех книгах и частях, первоначально написанных. Это наш единственный авторитет на все времена во всех вопросах, делах и во всех обстоятельствах. Нужно такое поколение, которое будет трепетать перед Словом Божьим. Это карта жизни, наше руководство, наш свет, наш моральный страж. Спасибо Богу за Священный Фолиант". (Walter Scott, более полных данных нет.)

2,14 Какие результаты произвела Библия в сердцах этих верующих? Они не только были спасены, они обрели способность выстоять перед лицом суровых гонений. Это служило веским доказательством реальности их обращения. Своим стойким терпением они сделались подражателями христианским церквам в Иудее. Единственное различие заключалось в том, что фессалоникийцы пострадали от рук своих единоплеменников-язычников, тогда как верующие в Иудее терпели гонения от иудеев.

2,15 Воспоминание об иудеях натолкнуло Павла на обвинительную речь против них, как закоренелых противников Благой Вести. И кто мог знать это лучше, чем он? Когда-то он был одним из вожаков иудеев, пытавшихся уничтожить христианскую веру. А после обращения он на себе почувствовал острие меча их гонений.

Наибольшим грехом иудеев было убиение Господа Иисуса. Хотя в действительности распяли Его римляне, побудили их к этому евреи. Их поступок стал апогеем многовекового преследования пророков Божьих, посланных к народу Израиля (Мф. 21,33-39).

В эпоху христианства они продолжали гонения и изгнали Павла и других апостолов, ошибочно полагая, что этим угождают Богу. Своими действиями иудеи боролись против Него и противились всем людям.

2,16 Они не ограничились тем, что сами отвергли Благую Весть, но были исполнены решимости помешать Павлу и его сотрудникам проповедовать Евангелие язычникам. Для них не было ничего ужаснее, как слышать, что язычники могут спастись так же, как и евреи.

В своем сопротивлении воле Божьей они продолжали поступать так же, как некогда их отцы: они всегда наполняют меру грехов своих. Казалось, они исполнены решимости всегда сохранять чашу своих грехов наполненной до краев. Но их осуждение уже свершилось, ибо приближается на них гнев до конца. Павел не конкретизирует, что он имеет в виду под словом "гнев". Может быть, это общее выражение для обозначения грядущего осуждения как результата полной меры грехов. Мы знаем, что через двадцать лет (в 70 г. н.э.)

Иерусалим был разрушен, а уцелевшие евреи рассеяны по всей земле. Основываясь на таких отрывках, как этот, некоторые люди предположили, что Павел был настроен антисемитски и что НЗ – антисемитская книга. Истина же заключается в том, что Павел глубоко любил своих соотечественников-евреев и даже был готов быть отлученным от Христа, если бы это послужило им во спасение (Рим. 9,1-3). И хотя его служение в первую очередь предназначалось для язычников, он никогда не оставлял идею евангелизировать евреев; иногда кажется, что эта проблема едва ли не доминирует над его главной задачей.

То, что апостол говорит здесь о еврейских лидерах – исторический факт, а не его личные выпады. И мы должны помнить, что Бог подвигнул его написать то, что он написал. Антисемитизм не допустим в христианстве, и его нельзя оправдывать ни при каких обстоятельствах. Но сказать, что Бог обвинил еврейский народ в убийстве Сына Его (Деян. 2,23), – вовсе не антисемитизм, точно так же, как и с язычников не снимается ответственность за то, что сделали они (1 Кор. 2,8).

Г. Почему Павел не смог вернуться в Фессалонику (2,17-20)

2,17 В следующих четырех стихах апостол объясняет, почему он не смог вернуться в Фессалонику. Возможно, злые критики обвинили его в трусости, утверждая, будто он не вернулся из-за оказанного ему там сопротивления. Прежде всего Павел ясно указывает на то, что разделен с фессалоникийцами лишь физически. Выражение "бывши разлучены с вами" значит, что фессалоникийцы осиротели после отъезда их духовного отца. Как бы там ни было, его любовь и интерес к ним никогда не угасали. Обратите внимание на слова, выражающие силу его любви: тем с большим желанием старались...

2,18 Дважды апостол пытался вернуться в Фессалонику, но дважды сатана воспрепятствовал. Конкретные препятствия и действия сатаны известны не всегда. Мы не знаем, почему Павел был уверен в том, что именно сатана воспрепятствовал ему пойти, а не Господь. В Деяниях 16,6 мы читаем, что Святой Дух не допустил Павла и его группу проповедовать слово в римской провинции Асия. В следующем стихе читаем, что они попытались пойти в Вифинию, но Дух не допустил их и туда. Как узнать, когда Дух, а когда сатана препятствует сделать то или другое? Возможно, это можно узнать так: когда мы знаем, что исполняем волю Божью, любые встающие на пути препятствия исходят не от Духа, а от сатаны. Кроме того, сатана может препятствовать, когда Бог благословляет. Но Бог всегда одерживает верх над кознями сатаны. В данном конкретном случае Павел, не найдя возможности пойти в Фессалонику, написал это Послание. Послание, в свою очередь, содействовало славе Божьей и стало благословением для нас.

2,19 Почему апостол был так заинтересован в том, чтобы вернуться к верующим в Фессалонику? Потому что они были его детьми в Господе. Он свидетельствовал им о Христе и чувствовал себя ответственным за их духовный рост. Он знал, что в будущем ему придется дать за них отчет. Они были его надеждой на награду на судилище Христовом. Он хотел иметь возможность радоваться о них. Они будут его венцом похвалы перед Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его.

Из этого стиха очевидно, что Павел надеялся узнать фессалоникийцев на небесах. Из этого следует, что и мы узнаем наших любимых на небесах.

В стихе 19 Павел говорит о своих детях в вере как о венце. В других местах НЗ мы читаем о других венцах: венце правды (2 Тим. 4,8); венце жизни (Иак. 1,12; Откр. 2,10); венце славы (1 Пет. 5,4). Все они – венцы нетленные (1 Кор. 9,25).

2,20 Святые – его слава и радость. Он вложил свой труд в человеческие личности, и его наградой были духовные сыновья и дочери, которые будут вечно славить Агнца Божьего.

ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ

В стихе 19 мы впервые в 1 Фессалоникийцам встречаем слово "пришествие" в связи с грядущим возвращением Господа. Ввиду того что эта тема главная в Послании, мы хотим остановиться и объяснить учения Писания по данному вопросу.

В связи с возвращением Христа НЗ использует три основных греческих слова:

парусия (parousia): пришествие и последующее присутствие;

апокалипсис (apokalupsis): откровение, раскрытие тайны;

епифания (epiphaneia): явление.

Наиболее часто используется слово "парусия". Оно означает присутствие, или прибытие, приход. Вайн говорит, что епифания означает одновременно и приход, и являющееся его результатом присутствие. Когда мы думаем о пришествии Господа, мы должны представлять его не только как моментальное событие, но и как событие, охватывающее какой-то период времени.

Даже в русском языке приход употребляется в этом значении. Например: "Приход Иисуса в Галилею многим принес исцеление". Здесь имеется в виду не день, когда Он прибыл в Галилею, а весь период времени, проведенный Им в этом районе. Так, когда мы думаем о пришествии Христа, мы должны думать о периоде времени, а не об одноразовом событии. Если исследовать все случаи использования слова парусия в НЗ, мы увидим, что они обозначают период времени, имеющий (1) начало, (2) развитие, (3) явление и (4) кульминационный момент.

1. Началом парусии является восхищение. Оно описано в следующих отрывках (слово, которым переводится парусия, выделено курсивом): "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15,22-23).

"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4,13-18).

"Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему..." (2 Фес. 2,1).

"Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" (Иак. 5,7-8).

"Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его" (1 Ин. 2,28).

2. Развитие парусии включает судилище Христово, когда за верное служение верующим будут даны награды:

"Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествии Его?" (1 Фес. 2,19).

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5,23).

Другое событие, которое, вероятно, будет входить в развитие парусии – брачная вечеря Агнца. Исходя из места, занимаемого ею в книге Откровение, мы знаем, что она состоится прежде славного воцарения Христа. Мы приводим эти стихи здесь, хотя в них и не используется слово "пришествие".

"И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца" (Откр. 19,6-9).

3. Явление пришествия Христа – это Его возвращение на землю в силе и великой славе, чтобы царствовать как Царь царей и Господь господствующих. Восхищение на небо не будет зримым для мира; оно произойдет в доли секунды. Но всякое око увидит Христа, когда Он придет воцариться. Поэтому данное событие и называется явлением Его парусии. Это третий этап Его пришествия.

"Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф. 24,3).

"Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24,27).

"Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24,37).

"И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24,39).

"...Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его" (1 Фес. 3,13).

"...Тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2,8).

"Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия" (2 Пет. 1,16). [Здесь Петр говорит о явлении парусии Христа, как она была представлена им на горе Преображения.]

4. И наконец, кульминационный момент парусии. О нем говорится в следующем стихе:

"...Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же" (2 Пет. 3,4).

В этой завершающей главе мы читаем о наглых ругателях, которые появятся в последние дни и будут отрицать возможность возвращения Христа на землю. Какие же аспекты парусии они имеют в виду?

Может быть, они указывают на восхищение? Нет. Похоже, они ничего не знают о восхищении. Может быть, они указывают на пришествие Христа как Царя? Нет. Ясно, что они указывают не на это. Согласно контексту, они высмеивают возможность Божьего окончательного наказания неправедных. Они указывают на последний, завершающий суд Божий на земле, или на то, что они называют "концом мира". Их довод сводится к тому, что им нечего бояться. Бог не вмешивался в историю и не будет вмешиваться в будущем. Поэтому они полагают, что могут свободно предаваться злым разговорам и делам.

Отвечая на их ругательства, Петр указывает на время, грядущее после Тысячелетнего Царства Христа, когда небо и земля, какими мы их знаем сегодня, будут полностью разрушены. Этот кульминационный момент парусии Христа наступит после Тысячелетнего Царства, при установлении царства вечного.

Помимо парусии, в греческом языке НЗ для обозначения пришествия Господа используются еще два слова: апокалипсис и епифания..

Апокалипсис означает снятие, раскрытие тайны или Откровение. Богословы расходятся во мнении о том, относится ли это слово всегда только к третьей фазе пришествия Христа – Его пришествию на землю в силе и славе или под ним также может подразумеваться восхищение, когда Он откроется Церкви.

В следующих стихах оно может означать как восхищение, так и возвращение Христа на землю, чтобы царствовать над ней:

"Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 1,7).

"Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Пет. 1,7).

"Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа" (1 Пет. 1,13).

"Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4,13).

В следующем отрывке это слово вполне ясно подразумевает пришествие Христа во славе:

"А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его" (2 Фес. 1,7).

Епифания означает явление, появление или внешний вид. Опять же одни богословы полагают, что под ней подразумевается как явление за Своим святым, так и явление со Своим святыми; другие же говорят, что подразумевается лишь второе. Это слово встречается в следующих отрывках:

"И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2,8).

"Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа" (1 Тим. 6,14).

"Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его" (2 Тим. 4,1).

"А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4,8 ).

"Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2,13).

В первом и третьем стихах совершенно ясно подразумевается явление Христа миру. В других стихах предположительно может подразумеваться также восхищение. Одно вполне ясно: как восхищение, так и пришествие представлены так, что верующий с великим нетерпением ждет Христа. Во время восхищения он увидит Спасителя и обретет свое славное тело. Когда Христос вернется на землю, верующие явятся с Ним в славе (Кол. 3,4). И в это же время будет объявлена награда верующему. Эти награды будут даны еще раньше, на судилище Христовом, но все увидят их лишь тогда, когда Христос придет воцариться. Каковы эти награды? У Луки (19,17-19) есть указание на то, что они связаны с системой местного управления во время Тысячелетнего Царства: одному будет дано в управление десять городов, другому пять.

Исследуя различные аспекты пришествия Господа, мы видели, что под ним подразумевается скорее какой-то период времени, нежели разовое событие, и что этот период времени делится на различные фазы, или стадии. Оно имеет начало, развитие, явление и кульминационный момент. Оно начинается с восхищения, включает судилище Христово, будет зримо представлено, когда Христос вернется на землю, и закончится тогда, когда небо и земля, какими мы их знаем, будут полностью разрушены огнем.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →