Комментарии МакДональда на 1-е послание Фессалоникийцам 4 глава

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (4,1 – 5,22)

А. Освящение как исполнение воли Божьей (4,1-8)

4,1 Слово "за сим" вовсе не значит, что Павел намеревается закончить Послание. Это слово часто означает смену темы, например, переход к практическим наставлениям.

Святость, любовь и пришествие – три характерных слова в конце третьей главы, и они же - три главные темы главы четвертой: 1) святость (ст. 1-8), 2) любовь (ст. 9-10) и 3) пришествие (ст. 13-18). Еще одна главная тема - усердие (ст. 11-12).

Глава 4 начинается настойчивой просьбой ходить в святости и таким образом угождать Богу и заканчивается восхищением святых. Наверное, когда Павел писал это, он думал о Енохе. Обратите внимание на сходство: Енох ходил перед Богом (Быт. 5,24), Енох угодил Богу (Евр. 11,5), и Енох был взят на небо (Быт. 5,24; Евр. 11,5). Апостол хвалит верующих за их практическую святость, но призывает их устремляться к новым высотам совершенства. Святость – это процесс, а не достижение.

4,2 Когда Павел был в Фессалонике, он, ссылаясь на авторитет Господа, неоднократно наставлял верующих угождать Богу, живя свято.

4,3 Воля Божья по отношению к Его народу – освящение. Освятить – значит отделить для служения Богу. С одной стороны, все верующие отделены от мира для служения Богу; они святы по занимаемому положению; такое освящение совершенно и полно (1 Кор. 1,2; Евр. 10,10). Но, с другой стороны, верующие должны освящаться, то есть отделиться от всякого рода греха; это практическое или прогрессирующее освящение. Это процесс, продолжающийся до смерти верующего или до возвращения Господа на землю. Именно такой смысл имеет это слово в стихе 3. (См. объяснение освящения в 5,23.)

Конкретная форма греха, от которого предостерегает Павел, – внебрачные половые связи; здесь, наверное, подразумевается прелюбодеяние, нарушение супружеской верности. Это один из основных грехов языческого мира. Увещание "чтобы вы воздерживались от блуда" сегодня так же актуально, как и в первый век существования Церкви.

4,4 Христианская программа поведения заключается в том, чтобы каждый умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. В этом стихе слово "сосуд" может означать "жена" или "человеческое тело". В смысле "жена" оно встречается в 1 Петра 3,7, а в смысле "человеческое тело" – в 2 Коринфянам 4,7.

Например, "Пересмотренная стандартная версия английской Библии" (RSV) переводит этот стих, под сосудом понимая жену: "Дабы каждый из вас знал, как брать себе жену в святости и чести". "Новая английская Библия (NEB), напротив, вкладывает в него значение "человеческое тело": "Каждый из вас должен научиться властвовать над своим телом, освящать и почитать его".

Исходя из контекста, под сосудом имеется в виду жена. Учение сводится к тому, что каждый муж должен почитать свою жену и никогда не опускаться до того, чтобы в какой-то форме нарушать супружескую верность.

Это усиливает позиции единобрачия как воли Божьей по отношению к человечеству (см. также 1 Кор. 7,2).

4,5 Христианская точка зрения на брак резко противоположна взгляду неверующих. Как заметил один комментатор, "когда Иисус возложил руки на женщину (Лк. 13,13), она выпрямилась. Когда язычник прикасается к женщине, она скрючивается".

Язычники видят в половой близости средство удовлетворения похоти. В их глазах целомудрие – слабость, а брак – средство легализации греха. Своими непристойными разговорами и неприличными надписями на стенах общественных зданий они упиваются собственным позором.

4,6 Половая безнравственность – грех против Святого Духа Божьего (1 Кор. 6,19); это грех против собственного тела (1 Кор. 6,18); но это также грех против другой личности. Поэтому Павел добавляет: чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво, то есть чтобы никто не обманул своего брата в этом вопросе. Другими словами, христианин не должен нарушать брачные узы и обманывать брата своего, похищая любовь его жены. Хотя в наше время такие нарушения закона обычно не подлежат наказанию в судебном порядке, Господь – мститель за все это.

Следствием сексуальных грехов становятся ужасные физические и душевные расстройства, но это ничто в сравнении с их вечными последствиями, если человек не покается и не получит прощения. Павел говорил и свидетельствовал об этом фессалоникийцам.

Один из самых талантливых английских писателей XIX века впал в половой грех и закончил тюрьмой и бесчестьем. Он писал:

"Боги щедро одарили меня. Но я позволял себе надолго погружаться в чарующую силу бесчувственности и чувственности. ...Устав от возвышенного, в погоне за новыми ощущениями я нарочно погружался в бездну. ... Я стал пренебрежительно относиться к жизни других. Я срывал наслаждение, когда мне было угодно, и проходил мимо. Я забыл, что любой маленький обыденный поступок создает или разрушает характер и потому все, что делается втайне, в комнате, будет однажды провозглашено с кровли. Я потерял власть над собой. Я уже не был кормчим своей души и не ведал об этом. Я позволил наслаждению завладеть мной. Я навлек на себя чудовищное бесчестье". (Оскар Уайльд, который оставил прекрасную жену ради гомосексуализма.)

Он стал пренебрежительно относиться к жизни других или, как сказал бы Павел, поступил противозаконно и причинил вред своему брату.

4,7 Бог призвал нас не к жизни в моральной нечистоте, а к жизни святости и чистоты. Он призвал нас из бездны падения и начал в нас длящийся всю жизнь процесс, который должен все более и более уподоблять нас Ему.

4,8 Всякий, кто непокорен этому наставлению, не просто презирает учение человека, такого как Павел; он оказывает открытое неповиновение Богу, игнорирует, презирает и отвергает Того, Который и дал нам Духа Своего Святого. (В критическом тексте (NU) – "кто также дает".) Слово "Святой" имеет здесь особый смысл. Как может тот, в ком пребывает Святой Дух, предаваться безнравственности?

Обратите внимание, что в этом отрывке представлены все Личности Троицы: Отец (ст. 3), Сын (ст. 2) и Святой Дух (ст. 8). Прекрасная мысль! Все три Личности Божества заинтересованы и вовлечены в освящение верующего.

Теперь Павел обращается от темы похоти (ст. 1-8) к теме любви (ст. 9-12), и увещание переходит от воздержания к изобилию.

Б. Любовь, которая заботится о других (4,9-10)

4,9 Верующий не только должен быть господином своего тела; его сердце должно быть также исполнено любви к своим братьям в Господе. Любовь – ключевое слово христианства, точно так же как грех – ключевое слово язычества.

Павлу не было нужды писать фессалоникийцам об этой добродетели, потому что как через божественное помазание (1 Ин. 2,20.27), так и через наставления христианских учителей они были научены Богом любить своих братьев. Верующие Фессалоники отличались тем, что любили всех христиан во всей Македонии. Воздав им за это похвалу, Павел увековечил память о них.

4,10 Как уже упоминалось, братолюбие – не одноразовый поступок, его надо практиковать всегда; и поэтому апостол наставляет верующих еще более преуспевать в этом превосходном качестве.

Почему братолюбию уделено такое внимание? Потому что там, где любовь, царит единство, а там, где царит единство, – там благословение Господа (Пс. 132,1.3).

В. Жизнь, которая свидетельствует другим (4,11-12)

4,11 Павел поощрял святых усердно стараться делать три вещи. На современном языке три наказа в этом стихе будут звучать так:

1. Не ищите света рампы. Будьте довольны тем, что каждый из вас "маленький, никому неизвестный, любимый и хвалимый лишь Христом".

2. Делайте свое дело, вместо того чтобы вмешиваться в дела других людей.

3. Будьте независимы. Не будьте паразитами, или "пиявками", живущими за счет других.

4,12 Тот факт, что мы христиане и ждем пришествия Христа, вовсе не освобождает нас от ответственности в практической жизни. Мы должны помнить, что мир следит за нами. Люди судят о нашем Спасителе по нашему поведению. Мы должны поступать благоприлично по отношению к неверующим и быть от них финансово независимыми.

Г. Надежда, утешающая верующих (4,13-18)

4,13 Ветхозаветные верующие имели несовершенное и неполное знание о том, что происходит с телом человека в момент смерти. Понятие "шеол" было у них универсальным словом для обозначения местопребывания душ как верующих, так и неверующих.

Они полагали, что все когда-то умрут и что, очевидно, в конце мира будет общее воскресение, а потом последний суд. Марфа абстрактно выражает это, когда говорит: "знаю, что воскреснет [Лазарь] в воскресение, в последний день" (Ин. 11,24).

Господь Иисус явил "жизнь и нетление чрез благовестие" (2 Тим. 1,10).

Теперь мы знаем, что в момент смерти верующий уходит, чтобы быть с Христом (2 Кор. 5,8; Флп. 1,21.23). О неверующих же сказано, что они будут в аду (Лк. 16,22-23). Мы знаем, что не каждый верующий умрет, но все изменятся (1 Кор. 15,51). Мы знаем, что будет больше, чем одно воскресение.

В момент восхищения воскреснут лишь верующие (1 Кор. 15,23; 1 Фес. 4,16); умершие нечестивые будут воскрешены в конце Тысячелетнего Царства Христа (Откр. 20,5).

Когда Павел первый раз посетил Фессалонику, он учил верующих, что Христос вернется царствовать, и говорил о событиях, последующих после этого. Но между тем у людей возникли вопросы об участи тех святых, которые уже умерли. Останутся ли их тела в могилах до Страшного суда? Может быть, они не будут участниками пришествия Христа и Его славного Царства? Для того чтобы ответить на их вопросы и развеять их страхи, Павел описывает порядок событий в пришествие Христа за Своим народом.

Фразой "не хочу оставить вас, братия, в неведении" апостол привлекает внимание читателей к важному заявлению. Оно касается умерших, или почивших. (В английском переводе "усопших", или "почивших".) Словом "почившие" обозначаются тела христиан, ушедших в мир иной; это слово никогда не используется, когда речь идет об их духе или душе. Сон – уместное сравнение для смерти, потому что в смерти человек похож на спящего. Даже английское слово "кладбище" – "cemetеry" происходит от греческого koimeterion, означающего "место для сна". И сон – привычное сравнение, потому что каждая ночь служит для нас символом смерти, а каждое утро подобно воскресению.

Библия не учит тому, что душа умершего спит. Умершие богач и Лазарь были в сознании (Лк. 16,19-31).

Когда верующий умирает, он "водворяется у Господа" (2 Кор. 5,8). Умереть – значит быть с Христом, в положении, о котором Павел говорит как о приобретении и что "это несравненно лучше" (Флп. 1,21.23). Это едва ли было бы справедливо, если бы душа спала!

Но в Библии нет и учения о полном уничтожении. Также смерть – это не временная приостановка. Верующий наследует вечную жизнь (Мк. 10,30), а неверующий – вечное наказание (Мк. 9,48; Откр. 14,11).

Апостол говорит, что нет нужды безнадежно печалиться об участи тех святых, которые умерли. Павел не исключает скорбь: Иисус плакал у гроба Лазаря, хотя и знал, что воскресит его через несколько минут (Ин. 11,35-44).

Но Павел говорит, что безнадежная скорбь уместна только для тех, кто не имеет никакой надежды на небеса, на воссоединение, кого ждет только суд.

Выражение "прочие не имеющие надежды" неизменно напоминает мне похороны, на которых я присутствовал. Охваченные горем родственники окружили гроб неспасенной и безутешно плакали: "О Мария! Боже мой, Боже мой, Мария!" Это было незабываемое зрелище беспросветной безнадежности.

4,14 Надежда верующего основана на воскресении Христа. Как мы веруем, что Иисус умер и воскрес, так же несомненно мы веруем, что почившие в Иисусе Христе воскреснут и примут участие в Его пришествии. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15,22). Его воскресение служит доказательством и залогом нашего воскресения.

Обратите внимание на фразу "умершие в Иисусе". Знание, что именно Тот, Кто любит наши души, дает сон телам Своих возлюбленных, лишает смерть ее ужаса.

Наша полная уверенность относительно тех, кто умер во Христе, основывается на том, что Бог приведет их с Ним. Это можно понимать двояко.

1. Это может означать, что в момент восхищения Бог воскресит тела верующих и приведет их на небо с Господом Иисусом.

2. Или же, когда Христос вернется на землю царствовать, Бог возвратит с Ним и тех, кто умер в вере. Другими словами, апостол говорит: "Не волнуйтесь о том, что умершие упустят славу грядущего Царства. Бог приведет их с Иисусом Христом, когда Он вернется в силе и великой славе". (Этого значения придерживается большинство ученых.)

Но как это может произойти? Ведь их тела сейчас лежат в могилах. Ответ дан в стихах 15-17. Прежде чем Христос придет установить Свое Царство, Он вернется, чтобы взять Свой народ домой пребывать с Ним на небесах. Потом, позже Он вернется с ним.

4,15 Откуда Павел знал это? Его ответ гласит: "сие говорим вам словом Господним". Он получил откровение от Господа. Нам ничего не сказано о том, как он его получил: в видении, или он слышал голос, или через внутреннее запечатление Святого Духа. Но совершенно определенно: это истина, до того времени не известная людям.

Потом он продолжает, объясняя, что в момент возвращения Христа живые святые не будут иметь никакого приоритета или преимущества перед усопшими святыми.

В этом стихе Павел говорит о себе как о живущем в пришествие Христа (см. также 1 Кор. 15,51-52). Однако в 2 Кор. 4,14 и 5,1 он допускает, что будет среди тех, которые воскреснут.

Напрашивается явный вывод: мы должны ждать пришествие Господа в любое время и все же понимать, что, возможно, будем призваны на небеса через смерть.

4,16 Далее изложен точный порядок событий в пришествие Христа за Его святыми. Сам Господь сойдет с неба. Он не пошлет ангела, а придет Сам! Это произойдет при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей. Существует несколько объяснений значения этих призывных звуков, но ни об одном из них почти невозможно говорить с полной определенностью.

1. Некоторые исследователи думают, что возвещение – это голос Самого Господа Иисуса, Который воскрешает мертвых (Ин. 5,25; 11,43-44) и преображает живых. Другие, такие как Хогг и Вайн, говорят, что это восклицание – глас архангела.

2. Глас Архангела Михаила обычно понимают как приказ к сбору ветхозаветным святым, потому что Архангел Михаил близко связан с Израилем (Дан. 12,1; Иуд. 9; Откр. 12,4-7). Другие считают, что глас Архангела Михаила воскрешает израильский народ. Некоторые полагают, что глас Архангела собирает ангелов – военную свиту для сопровождения Господа и Его святых через неприятельскую территорию назад на небо (ср. Лк. 16,22).

3. Труба Божья – то же, что последняя труба в 1 Коринфянам 15,52, которая связана с воскресением верующих в момент восхищения. Она созывает святых к вечному блаженству. Ее нельзя путать с седьмой трубой в Откровении 11,15-18, возвещающей окончательное излияние суда и гнева на землю в период великой скорби. Здесь последняя труба – это последняя труба для Церкви, а седьмая труба в Откровении – последняя труба для неверующего мира (хотя она никогда не называется именно "последней трубой").

Тела мертвых во Христе воскреснут прежде всех. Остается спорным, включены ли сюда и ветхозаветные святые.

Богословы, считающие, что сюда включены и ветхозаветные святые, ссылаются на то, что в это время раздается глас архангела, который близко связан с судьбой Израиля (Дан. 12,1). Те же богословы, которые считают, что ветхозаветные святые не воскреснут при восхищении, указывают, что слова "мертвые во Христе" никогда не используются по отношению к верующим, жившим до эпохи Церкви; эти верующие, вероятно, будут воскрешены в конце великой скорби (Дан. 12,2). В любом случае вполне ясно, что это еще не всеобщее воскресение. Не все святые будут воскрешены в это время, а лишь умершие во Христе.

4,17 Потом живые вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе. Слово "восхищение", которым мы описываем первый этап возвращения Господа на землю, восходит в английском языке к глаголу, употребленному в этом месте в латинском переводе Библии (Вульгате) и имеющему значение "поднять, подхватить". Восхищение означает "быть подхваченным, приподняться, унестись". Это слово использовано в рассказе о Филиппе в Деяниях (8,39), Павле – в 2 Коринфянам (12,2.4) и в Откровении (12,5) по отношению к "младенцу мужского пола".

Воздух – сфера господства сатаны (Еф. 2,12), поэтому восхищение представляет собой триумфальное собрание и является открытым и полным пренебрежением прав сатаны в его же твердыне.

Подумайте обо всем, что заключено в этих стихах! Земля и море, отдающие прах всех умерших во Христе. Потом чудо преображения, в ходе которого этот прах преобразуется в окруженные ореолом славы тела – тела, навсегда избавленные от болезни, страданий и смерти. Потом космический полет на небо. И притом все это совершается в мгновение ока (1 Кор. 15,52).

Люди неверующие не могут поверить описанию истории творения человека в Бытие (1 и 2). Уж если им трудно поверить в историю творения, то как они воспримут восхищение – когда Бог воссоздаст миллионы людей из праха, который был погребен, рассеян, разбросан или смыт на берегах всего мира?

Люди мира сего восторгаются космическими полетами. Но могут ли их величайшие достижения сравниться с чудом путешествия на небо в доли секунды, без необходимости брать с собой наш воздух, что вынуждены делать космонавты, когда на короткое время выходят в космос?

В связи с пришествием Христа будет слышен звук, будет видно зрелище, совершится чудо, почувствуется радость встречи и ощущение покоя и утешения.

Хорошо также обратить внимание на повторение в этих стихах слова "Господь": словом Господним (ст. 15), до пришествия Господня (ст. 15), Сам Господь (ст. 16), в сретение Господу (ст. 17), так всегда с Господом будем (ст. 17). Навеки с Господом! Кто может передать всю радость и все блаженство, заключенные в этих словах?

4,18 Итак утешайте друг друга сими словами. У верующих мысль о пришествии Господа не вызывает ужаса. Она связана с надеждой, которая наполняет сердце волнующим трепетом, ободряет и утешает.

ПРИЗНАКИ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН

Есть много признаков, указывающих на то, что восхищение может произойти скоро. Мы рассматриваем следующие признаки как предостережение:

1. Образование в 1948 году государства Израиль (Лк. 21,29). Смоковница (Израиль) распускается, то есть распускает листья (Лк. 21,29-31). Впервые за много веков евреи как нация обитают на своей родной земле. Это значит, что Царство Божье близко.

2. Рост значимости многих других народов и наций (Лк. 21,29). Иисус предсказал, что распустится не только смоковница, но также и все деревья. Не так давно мы были свидетелями прекращения колониального управления и становления новых наций. Мы живем в эпоху нового национализма.

3. Израиль вернулся на свою землю в неверии (Иез. 36,24-25). Пророк Иезекииль предсказал, что евреи будут очищены от грехов лишь после возвращения на свою землю. В настоящее время Израиль – это, в основном, материалистически ориентированная, агностическая нация; лишь небольшая (но выступающая очень громогласно) часть нации – ортодоксальные евреи.

4. Экуменическое движение (Откр. 17 и 18). Под великим Вавилоном мы понимаем огромную религиозную, политическую и экономическую систему, состоящую из отступнических религиозных государств, претендующих на то, что они являются христианскими, может быть, смесь отступившего католицизма и отступившего протестантизма. Христианский мир становится все более и более отступническим (1 Тим. 4,1; 2 Фес. 2,3) и стремится к созданию мировой сверхцеркви.

5. Повсеместное распространение спиритизма (1 Тим. 4:1,3). В настоящее время он захватывает огромные территории.

6. Ужасающий упадок норм нравственности и морали (2 Тим. 3,1-5). Периодическая печать дает массу тому примеров.

7. Насилие и гражданское неповиновение (2 Фес. 2,7-8). Домашняя и общественная жизнь и даже церковь исполнены духа беззакония.

8. Люди, внешне имеющие вид благочестия, но лишившиеся его силы (2 Тим. 3,5).

9. Рост антихристианского духа (1 Ин. 2,18), проявляющийся в распространении ложных культов, претендующих на звание христианских, но отрицающих все фундаментальные доктрины веры. Они обманывают, подражая (2 Тим. 3,8).

10. Тенденция стран сотрудничать в направлениях, почти соответствующих эпохе последнего дня. Европейский Общий Рынок, основанный на так называемом Римском договоре, может привести к возрождению Римской империи – десять пальцев ног из железа и глины (Дан. 2,32-35).

11. Отрицание надвигающегося вмешательства Бога в дела мира, которое выразится в Его суде (2 Пет. 3,3-4).

К этому можно прибавить такие признаки, как землетрясения во многих странах, угроза всемирного голода и возрастающая враждебность наций друг к другу (Мф. 24,6-7). Неспособность правительств поддерживать закон и порядок и подавить терроризм создает условия для прихода к власти мирового диктатора. Наращивание атомных арсеналов придает новое значение вопросам вроде: "Кто может сразиться с ним?", то есть со зверем (Откр. 13,4).

Распространение во всем мире телевидения может послужить исполнению Писания, которое описывает события, видимые всей планете (Откр. 1,7).

Предсказано, что большая часть этих событий произойдет до возвращения на землю Христа как Царя. В Библии ничего не сказано о том, что они произойдут до восхищения, но сказано, что они произойдут до Его явления в славе. Если это верно и если мы уже видим эти тенденции в развитии, то можно сделать заключение, что восхищение совсем близко.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →