Комментарии МакДональда на 2-е послание Фессалоникийцам 2 глава

III. О ДНЕ ГОСПОДНЕМ (2,1-12)

А. Призыв к непоколебимости (2,1-2)

2,1 Следующая задача, стоящая перед Павлом, – исправить ошибочные представления святых о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и дне Господнем. Гонения на святых были настолько жестоки, что им нетрудно было вообразить, будто уже наступил первый этап дня Господня, период великой скорби. К тому же начал распространяться слух, якобы сам апостол верил и учил, что день Господень уже наступил. Павел был просто обязан разрешить это недоразумение.

В стихе 1 мы сталкиваемся с неимоверно важной проблемой, в центре которой стоит использованный Павлом коротенький предлог o (греч. huper). Умоляет ли апостол святых "о" пришествии нашего Господа или же пришествием нашего Господа? Если верен первый вариант, то создается впечатление, что этот стих учит о слиянии восхищения и дня Господня в одно событие, так как последующие стихи однозначно посвящены дню Господнему. Если же апостол имел в виду второй вариант, то обращался к читателям на основании идущего первым вознесения, умоляя не думать, что они уже живут в день Господень. Этот вопрос принадлежит к числу спорных.

Мы согласны с Вильямом Келли, который высказывается в пользу второго варианта:

"Покой пришествия Господа взят как повод и средство для успокоения тревоги, вызванной ложным представлением, что день (Господень) уже наступил". (William Kelly, Elements of Prophecy, p. 253.)

Слова Павла мы понимаем так:

"На основании восхищения я призываю вас не бояться, что вы живете в день Господень. Ему будет предшествовать восхищение. Всю Церковь, включая и вас, Бог заберет домой, на небеса, и вы, таким образом, избежите ужасов дня Господня".

Создается впечатление, что выражение "пришествие Господа нашего Иисуса Христа и наше собрание к Нему" имеет отношение к восхищению. Именно тогда мы будем собраны, чтобы встретить Его в воздухе.

2,2 Нам должно быть ясно, что восхищение и день Господень – не одно и то же. Фессалоникийцы боялись не того, что Господь уже пришел; они знали, что Он еще на небесах. Они боялись, что начался день Господень. На верующих обрушились такие жестокие гонения, что они начали думать, будто живут в период великой скорби, первой фазы дня Господня.

Ходили слухи, якобы Павел сам сказал, что день Господень уже наступил. Как и большинство слухов, они были очень противоречивы. Одна версия гласила, что Павел получил эту информацию духом, то есть через особое откровение. Другие утверждали, что это известие пришло через слово, то есть апостол публично учил, что великая скорбь уже наступила. В упоминании о послании, как бы "нами посланном", обычно видят ссылку на поддельное письмо, приписываемое Павлу, в котором утверждалось, что день Господень уже наступил. Ни одному из этих источников не следовало доверять.

Из текста синодального перевода, опирающегося на большинство рукописей, следует, что святые боялись наступления дня Христова. "День Христов" и подобные этому выражения обычно указывают на восхищение и на судилище Христово (1 Кор. 1,8; 5,5; 2 Кор. 1,14; Флп. 1:6,10; 2,15-16). Но не грядущего дня Христова боялись фессалоникийцы. Ведь его наступление означало бы для них избавление от всех страданий. Читатели письма боялись, что начался день ярости Божьей.

Б. Человек греха (2,3-12)

2,3 Теперь апостол объясняет, почему нельзя считать, что они живут в тот день. Сначала должны произойти определенные события. И развертываться они начнут после восхищения.

Тогда, прежде всего, придет отступление, или же вероотступничество. (Некоторые богословы, такие как Дж. Дуайт Пентакост, переводят слово apostasia как "уход" и относят его к самому восхищению. Если они правы, то этот стих становится неопровержимым аргументом в пользу восхищения до начала великой скорби.) Что это означает? Можно только предполагать, что под этим подразумевается полное отречение от христианства, сознательное отвержение христианской веры.

Потом на сцену истории взойдет великий лидер мирового масштаба. По своему характеру он будет человеком греха, то есть самим воплощением греха и непокорности. Что касается его участи, то он – сын погибели, обреченный на вечное наказание.

В Писании есть множество описаний важных действующих лиц периода великой скорби, и распознать, когда различные имена относятся к одной и той же личности, очень трудно. Некоторые богословы считают, что человек греха будет еврейским антихристом. Другие учат, что он будет язычником, главой возрожденной Римской империи. Вот имена некоторых великих правителей последнего времени:
– человек греха и сын погибели (2 Фес. 2,3);
– антихрист (1 Ин. 2,18);
– небольшой рог (Дан. 7,8.24-26);
– царь наглый и искусный в коварстве (Дан. 8,23-25);
– вождь, который придет (Дан. 9,26);
– царь, поступающий по своему произволу (Дан. 11,36);
– негодный пастух (Зах. 11,17);
– зверь из моря (Откр. 13,1-10);
– зверь из земли (Откр. 13,11-17);
– багряный зверь с семью головами и десятью рогами (Откр. 17:4,8-14);
– царь северный (Дан. 11,6);
– царь южный (Дан. 11,40);
– лжепророк (Откр. 19,20; 20,10); - Гог из земли Магог (Иез. 38,2 – 39,11) [не путать с Гогом из Откровения 20,8, который поднимется после Тысячелетнего Царства];
– тот, который придет в свое имя (Ин. 5,43).

С кем только не отождествлялся человек греха за все эти годы! С Римской католической церковью, Папой Римским, Римской империей, с заключительной формой отпавшего христианства, перевоплощенным Иудой, перевоплощенным Нероном, еврейским государством, Мухаммедом, Лютером, Наполеоном, Муссолини и воплощением сатаны.

2,4 Он яростно противостанет любой форме поклонения Богу и воссядет на престоле в храме Божьем в Иерусалиме. Это описание ясно идентифицирует его как антихриста, противящегося Христу и самовольно занимающего место, принадлежащее Христу. (Греческий предлог (здесь приставка) anti означает и "против" и "вместо". Оба эти значения подходят к описанию антихриста.)

Из Даниила (9,27) и Матфея (24,15) видно, что этот богохульный поступок антихрист совершит в середине периода великой скорби. На тех, кто откажется ему поклоняться, обрушатся гонения, и многих из них ждет мученическая смерть.

2,5 Еще находясь у фессалоникийцев, Павел не раз говорил им об этом. Тем не менее, когда до них дошли учения, противоречившие учению апостола, но очень точно, казалось бы, описывавшие то неистовое гонение, которому подвергались христиане, они забыли все, что говорил им Павел. Мы все страдаем такой забывчивостью и нуждаемся в постоянном напоминании о великих истинах веры.

2,6 Они знали, что не допускало полного и открытого проявления человека греха и что будет продолжать удерживать его вплоть до назначенного момента.

Это подводит нас к третьему вопросу в этой главе, на который нет ответа. Вопрос первый: "Что такое отступление?" Второй: "Кто этот человек греха?" Третий: "Что или кто подразумевается под удерживающим?"

В первой половине стиха 6 об удерживающем говорится как о предмете неодушевленном: "что не допускает".

В стихе же 7 он становится личностью: "Он, удерживающий теперь". (В греческом тексте в стихе 6 стоит артикль и местоимение среднего рода, а в стихе 7 – артикль и местоимение мужского рода.)

Е. В. Роджерс излагает это очень ясно:

"Что-то или Кто-то, сознательно, намеренно и целеустремленно сдерживающий появление человека беззакония, для того чтобы он появился в отведенное ему время". (Rogers, Future, р. 65.)

Семь из самых распространенных мнений о личности удерживающего утверждают, что это: (1) Римская империя; (2) Израильское государство; (3) сатана; (4) принцип охраны закона и порядка как основы земного правительства; (5) Бог; (6) Святой Дух и (7) истинная Церковь, в которой пребывает Дух.

Нам кажется, что Святой Дух, пребывающий в Церкви и каждом отдельном верующем, наиболее точно и полно соответствует описанию удерживающего, чем все остальные. Точно так же, как об удерживающем в этой главе говорится как о чем-то или о ком-то, так и о Духе в Ев. от Иоанна (14,26; 15,26; 16:8,13,14) говорится как о существе среднего рода (Святой Дух) и мужского (Он). (О Святом Духе говорится в среднем роде лишь исходя из строго грамматических причин (слово pneuma – среднего рода). Мужской род употребляется, чтобы подчеркнуть, что Он – Личность.) Уже в Бытие (6,3) Святой Дух упоминается в связи со сдерживанием зла. И позже мы не раз встречаем Его в этой роли (Ис. 59,19; Ин.16,7-11 и 1 Ин. 4,4).

Именно благодаря пребыванию в них Духа, верующие становятся солью земли (Мф. 5,13) и светом мира (Мф. 5,14). Соль консервирует, а также препятствует распространению гниения.

Свет рассеивает тьму, в которой люди любят совершать свои злые дела (Ин. 3,19). Когда Святой Дух уйдет из мира, как постоянно пребывающий в Церкви (1 Кор. 3,16) и в отдельном верующем (1 Кор. 6,19), уйдет и сдерживающий беззаконие.

2,7 Уже в то время, когда Павел писал эти строки, тайна беззакония была в действии. Мы понимаем это как свидетельство о том, что ужасающий дух непослушания Богу уже бурлил в глубине. Он был в действии в форме тайны – не в том смысле, что был очень таинственен, а в том, что еще не проявился полностью. Он был все еще в зачаточной форме.

Что же препятствует этому духу проявиться во всей своей полноте?

Мы считаем, что присутствие Святого Духа, пребывающего и в Церкви и в отдельном верующем, и есть эта сдерживающая сила. Он будет продолжать исполнять эту обязанность, пока не будет взят от среды при восхищении.

Но здесь возникает вопрос: "Можно ли забрать из мира Святого Духа? Не присутствует ли Он как одна из Личностей Божества, а значит, сущий одновременно повсюду? Как же Он может тогда покинуть мир?" Конечно, Святой Дух вездесущ. Он всегда присутствует повсюду в одно и то же время. Тем не менее Он в совершенно определенном смысле пришел на землю в день Пятидесятницы. Иисус несколько раз повторял обещание, что Он и Отец пришлют Духа (Ин. 14,6.26; 15,26; 16,7). В каком же качестве пришел тогда Святой Дух? Он пришел как постоянно пребывающий в Церкви и каждом верующем. До дня Пятидесятницы Дух был с верующими, после него Он пребывал в них (Ин. 14,17). До дня Пятидесятницы были случаи, когда Дух отходил от верующих – отсюда молитва Давида: "Духа Святого не отними от меня" (Пс. 50,13). После дня Пятидесятницы Дух остался в верующих эпохи Церкви навсегда (Ин. 14,16).

По нашему мнению, Святой Дух покинет мир в том же смысле, в каком Он когда-то в него пришел в день Пятидесятницы – то есть как постоянно пребывающий в Церкви и в каждом верующем. Он все еще будет в мире, обличая людей в грехе и направляя их к спасающей вере в Христа. То, что Он возьмется из мира при восхищении, вовсе не значит, что во время великой скорби никто не обретет спасение. Но эти люди будут не членами Церкви, а подданными в славном Царстве Христа.

2,8 После того как Церковь будет восхищена на небеса, миру откроется беззаконник. В этом стихе апостол, опуская время успеха антихриста, сразу переходит к описанию его конечной участи. Создается впечатление, что он будет уничтожен почти сразу же, как откроется. Но это, конечно, не так. Ему будет позволено установить свое кошмарное царство, описанное в стихах 9-12, прежде чем он будет низвержен при приходе Христа как Царя царей.

Если мы правы, полагая, что человек греха откроется после восхищения и будет править вплоть до откровения Христа, то его безумная деятельность продлится примерно семь лет – длительность периода великой скорби.

Господь Иисус убьет его духом уст Своих (см. Ис. 11,4; Откр. 19,15), повергнет в прах явлением пришествия Своего. Слово Христа и яркое сияние (греч. еpiphaneia) Его появления (pаrоusia) – вот и все, что необходимо, чтобы положить конец режиму этого свирепствующего самозванца.

Явление пришествия Христа, как уже объяснялось,- это Его возвращение на землю, чтобы занять престол и царствовать тысячу лет.

2,9 Пришествие беззаконника произойдет в соответствии с действием сатаны. Его карьера напоминает карьеру сатаны, потому что руководит им именно князь тьмы. Он явит всевозможные знамения и ложные чудеса.

Здесь необходимо отметить, что не все чудеса – от Бога. Дьявол и его подручные также обладают силой для этого. Человек беззакония тоже будет их совершать (Откр. 13,13-15).

За каждым чудом стоит сверхъестественная сила, но не обязательно Божья. Чудеса, совершаемые нашим Господом, свидетельствовали о том, что Он Мессия, не просто потому, что были сверхъестественны, но потому, что сатана не смог бы совершить их, не нанеся огромный урон собственному делу.

2,10 Антихрист без всякого зазрения совести использует всякий вид порока, чтобы обмануть погибающих людей – тех, кто слышал Евангелие в век благодати, но не имел любви к истине. Если бы они уверовали, то спаслись бы. Теперь же они были обмануты чудесами антихриста.

2,11 Фактически Богпошлет им действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Несомненно, эта ложь – заявления антихриста, что он – Бог. Эти люди отказались принять Господа Иисуса как Бога, явленного во плоти. Находясь на земле, Он предупреждал людей: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5,43). И вот теперь они принимают человека греха, который пришел во имя свое и требует, чтобы ему поклонялись, как Богу. "Света лишается тот, кто свет отвергает". Если человек позволяет идолу занять престол своего сердца, то и Господь ответит ему соответственно (Иез. 14,4).

Антихрист, вероятно, будет евреем (Иез. 28,9-10; Дан. 11,37-38). Никто, выдающий себя за Мессию, не сможет ввести в заблуждение евреев, если не заявит о своей принадлежности к колену Иудину, к потомкам Давида.

2,12 При чтении этого стиха создается впечатление, что у тех, кто слышал Евангелие в эпоху благодати, но не уверовал в Христа, после восхищения уже не будет возможности обрести спасение. Если люди не верят Господу Иисусу сегодня, завтра они поверят антихристу. Здесь говорится, что все они будут осуждены из-за своего неверия и любви к злу. Это напоминает слова из Ев. от Луки (14,24): "Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина".

Мы знаем, что множество людей обретет спасение во время великой скорби. Так, например, спасутся 144 тысячи евреев; они будут проповедовать Евангелие Царства по всему миру.

Через их служение обретет спасение и много других людей. Но создается впечатление, что эти спасенные – люди, никогда не слышавшие ясной проповеди Евангелия в эпоху Церкви и никогда сознательно не отвергавшие Спасителя.

IV. БЛАГОДАРНОСТЬ ИМОЛИТВА (2,13-17)

А. Павел благодарит за то, что святых минует суд Божий (2,13-14)

2,13 В первых двенадцати стихах Павел описывал участь, уготованную антихристу и его последователям. Теперь же он обращается к христианам в Фессалонике и для контраста говорит об их призвании и участи. Сначала он выражает Богу свою благодарность за этих возлюбленных Господом братьев,

потом кратко излагает историю их спасения – ее прошлое, настоящее и будущее.

Бог избрал вас. Библия ясно учит, что Бог избирает людей к спасению, но она нигде не учит, что некоторых Он избирает к вечному проклятию.

Люди сами осознанно выбирают погибель. Если бы не вмешательство Бога, то погибли бы все. Имеет ли Бог право избирать некоторых для спасения? По существу, Он хочет, чтобы все спаслись (1 Тим. 2,4; 2 Пет. 3,9). Но теория универсалистов о том, что все люди в конце концов будут спасены, не имеет с учением Библии ничего общего.

От начала. Эти слова можно истолковать двояко. Во-первых, как указание, что Бог сделал Свой выбор еще до создания мира (Еф. 1,4). Во-вторых, оно может означать "начатки"; это указывало бы на то, что фессалоникийцы, получившие спасение в самом начале христианской веры, были избраны Богом занять место среди первых плодов великой жатвы искупленных душ.

Ко спасению. Здесь необходимо сопоставление с предшествующими стихами. Богопротивников их неверие обрекает на вечную погибель, верующие же избраны ко спасению.

Через освящение Духа. Это описание работы Святого Духа до покаяния. Он отделяет человека от мира для Бога, обличает его в грехах и указывает на путь к Христу. Кто-то хорошо сказал: "Если бы не Христос, то не было бы пира; если бы не Святой Дух, то не было бы гостей".

И веру истине. Сначала речь идет о роли, которую играет в спасении Бог, теперь – человек. И обе они необходимы. Некоторые видят лишь Божье избрание и приходят к выводу, что от самого человека ничего не зависит. Другие же весь упор делают на ответственность человека, пренебрегая Божьим суверенным избранием. Истина же объединяет обе крайности. Библия учит и об избрании, и об ответственности человека, и нет ничего лучше, чем верить и учить обеим этим доктринам, даже если нам и не под силу понять, как одна и другая могут быть истиной одновременно.

2,14 К которому и призвал вас благовествованием нашим. Бог избрал нас к спасению в вечности. Он призвал нас к нему уже во времени. Его призыв относится к тому моменту, когда человек начинает верить истине. То, что благовествование названо нашим, вовсе не значит, что есть еще и другие истинные благовествования. Есть только одно Евангелие, но его проповедников и различных слушателей много.

Павел имеет в виду Евангелие Бога, которое проповедовал он.

Для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Здесь Павел всматривается в будущее и видит окончательный результат спасения – быть с Христом и быть подобным Ему навечно. Дж. Н. Дарби воспел эту истину в своем прекрасном гимне:

Неужели, о, неужели я буду таким, как Сын Твой?
Неужели Он заслужил для меня эту милость?
Быть в Твоей славе, во веки веков рядом с Тобой?
О, благодать превыше слов!

Таким образом, стихи 13 и 14 – система "богословия в миниатюре", краткое изложение грандиозных целей Бога для Своего народа. Они показывают нам, что спасение "берет свое начало в Божественном выборе, совершается Божественным могуществом, входит в силу через проповедь Божественной вести и достигнет полноты в Божественной славе".

Б. Молитва Павла об утешении и утверждении святых (2,15-17)

2,15 Принимая во внимание их превосходящее все призвание, Павел увещевает святых стоять и держать предания, которым они научены или же словом апостолов, или их письмами.

Здесь очень важно отметить, что достоверны и авторитетны лишь те предания, или же традиции, которые являются богодухновенными высказываниями апостолов. Иисус осуждал книжников и фарисеев за то, что своими традициями они сводили на нет заповеди Бога (Мф. 15,6). Предания, которые мы должны держать, – это великие истины, переданные нам в Священном Писании.

Иногда этот стих используют для оправдания существования традиций, установленных церковью или религиозными деятелями. Но любая традиция, противоречащая Слову Божьему, бесполезна и опасна. Если чисто человеческие предания поставить на один уровень с Библией, то кто же тогда должен решать, какие предания верны, а какие нет?

2,16 Закончив излагать в своем письме святым вероучения, апостол молится о них. Очень часто у него за наставлением следует молитва (1 Фес. 5,23-24; 2 Фес. 3,16). Молитва адресуется самому Господу нашему Иисусу Христу и Богу и Отцу нашему. Мы привыкли к тому, что обе Божественные Личности Павел упоминает на одном дыхании, но здесь необычно то, что имя Сына названо первым. Апостол, конечно же, подчеркивает их единство и полное равенство. За двойным подлежащим (Христос и Бог) следуют четыре причастия и глагола в единственном числе (возлюбивший, давший, утешит, утвердит). Что это, как не еще одно указание на единство природы Сына и Отца в Божестве?

О том, что Бог давал нам все необходимое раньше, Павел говорит как об основании для уверенности, что Он даст нам мужество и силу в будущем.

Он возлюбил нас и дал утешение вечное и надежду благую в благости. Это, несомненно, указывает на величайшее проявление Божьей любви – Он отдал за нас Своего Сына. Мы знаем, что на Голгофе Он разрешил вопрос греха, а поэтому у нас есть сейчас вечное утешение и надежда на славное будущее – и все это благодаря Его изумительной благодати.

2,17 Сама же молитва о том, чтобы Бог утешил их сердца и утвердил их во всяком слове и деле благом. Не просто об ободрении в трудные времена, но и о силе идти вперед, в гущу сражения. В словаре апостола не было слова "отступление", не должно его быть и в нашем.

Нельзя пройти мимо выражения "всякое благое слово и дело". Истина должна быть не только у нас на устах, но и в наших делах. В нашей жизни за проповедью должны следовать поступки, а за доктриной – ее осуществление на практике.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →