Комментарии МакДональда на 1-е послание Тимофею 5 глава

V. КОНКРЕТНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ ВЕРУЮЩИХ (5,1 – 6,2)

А. Представителям разных возрастных групп (5,1-2)

5,1 Этот стих служит вступлением к наставлениям Павла о том, как Тимофею вести себя по отношению к членам христианской семьи, среди которых он будет работать. Тимофею, который был моложе и, может быть, энергичнее, было трудно общаться с некоторыми из стариков терпеливо и без раздражения; отсюда и предостережение не укорять старцев резко, а увещевать, как отца. Неприлично ему, человеку более молодому, оскорблять таких людей резкими словами. Молодого Божьего слугу подстерегала и другая опасность: в общении с молодежью переходить на повелительный тон. Поэтому Павел приказывает ему относиться к молодым, как к братьям, общаться с ними на равных, а не свысока.

5,2 К женщинам пожилым он должен относится, как к матерям, с любовью и должным уважением.

Его взаимоотношения с молодыми женщинами должны быть чисты. Он не только должен избегать всего однозначно греховного, но и остерегаться неблагоразумных поступков и поведения, за которым кто-либо мог бы усмотреть зло.

Б. Вдовам (5,3-16)

5,3 В стихах 3-16 Павел говорит о вдовах в поместной церкви и о том, как к ним нужно относиться.

Прежде всего, поместная церковь должна почитать истинных вдов. Под почитанием здесь подразумевается не только уважение, но и финансовая помощь. Истинная вдова – та, у которой нет никаких источников дохода и которая в поддержании своего существования во всем полагается на Господа. У нее нет никаких родственников, которые могли бы о ней позаботиться.

5,4-5 В этом стихе описана другая группа вдов. Это те, у которых есть дети и внуки. В таких случаях дети должны учиться практическому благочестию, воздавая матери (или бабушке) сторицей за все доброе, что она для них сделала. Этот стих ясно говорит, что благочестие начинается дома.

Свидетельство тех, кто громко говорит о своей религии и пренебрегает людьми, связанными с ним кровными узами, наносит вред христианской вере.

Богу угодно, чтобы христианин заботился о своих родных, которые иначе остались бы без средств к существованию. (И в самых древних, и в большинстве рукописей слова "хорошо и" перед "угодно" отсутствуют. Правилен, несомненно, более краткий вариант.)

В Ефессянам 6,2 апостол Павел ясно учит: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием". Как уже говорилось, истинная вдова – та, у которой нет доходов и которой неоткуда ждать помощи, кроме как от Бога.

5,6-7 Противоположностью вдове из стиха 5 выступает вдова сластолюбивая. В вопросе о том, христианка ли эта женщина или только называет себя таковой, существует разногласие.

Мы считаем, что она – истинная христианка, но отступившая от веры. Она мертва во всем, что касается общения с Богом или же полезности для Его дела. Тимофею следовало предостерегать таких вдов от погони за удовольствиями, а также учить христиан заботиться о своих нуждающихся родственниках.

5,8 Павел подчеркивает всю серьезность проступка тех, кто не заботится о своих родных и особенно о домашних. Он называет подобное поведение отречением от веры. Христианская вера постоянно утверждает, что все истинные верующие должны заботиться друг о друге. Не делая этого, христианин своими поступками отрекается от тех истин, которым учит христианство. Такой человек хуже неверного по той простой причине, что многие неверующие проявляют трогательную заботу о своих родственниках. К тому же такой верующий своими делами может навлечь позор на имя Господа, чего не сделает неверующий.

5,9 Этот стих заставляет предполагать, что у поместной церкви был список имен тех вдов, которым она оказывала поддержку. Павел уточняет, что в него не должны были заноситься имена вдов, которым еще не было шестидесяти лет.

Выражение "жена одного мужа" порождает те же проблемы, что и аналогичное выражение в стихах, посвященных диаконам и пресвитерам. Приводимые толкования аналогичны упомянутым ранее. Каково бы ни было его значение, бесспорно одно: супружеская жизнь этой женщины должна быть выше всяких нареканий, на нее не должно падать и тени подозрения в безнравственности.

5,10 Для того чтобы быть включенной в список, вдова также должна быть известна по добрым делам, свидетельствующим о ее высокой духовности.

Слова "если она воспитала детей", несомненно, означают, что теперь и она, и ее христианская семья могут гордиться плодами своих усилий. Заслуга матери не в том, чтобы просто вырастить детей, а в том, чтобы их хорошо воспитать.

Еще одна черта, характерная для благочестивой вдовы, – гостеприимство. Снова и снова НЗ говорит о достойной высших похвал добродетели страннолюбия.

Умывание ног гостям входило в обязанности раба. Поэтому здесь, несомненно, имеется в виду, что для христиан вдова часто исполняла самую грязную и унизительную работу. Но это может означать и то, что она умывала ноги святым в духовном смысле: "банею водною слова". Не имеется в виду, что она говорила проповеди перед толпами, нет, она приходила в дома и Словом Божьим очищала верующих от грязи, налипавшей в повседневных хлопотах.

Помощь бедствующим – это дела милосердия, совершенные для больных, скорбящих и изнемогающих.

Короче говоря, чтобы быть занесенной в этот список поместной церкви, вдова должна была отличаться усердием ко всякому доброму делу.

5,11 Это довольно трудный стих, но его значение, как нам кажется, таково: как правило, поручать молодых вдов заботе поместной церкви было бы ошибкой. Будучи молодыми, они, возможно, пожелают снова вступить в брак. Само по себе это желание не предосудительно, но временами оно становится столь сильным, что какая-либо из молодых вдов может выйти замуж даже за неверующего. Апостол говорит об этом как о поступке в противность Христу. Когда молодая вдова стоит перед выбором: выходить замуж за язычника или остаться незамужней из любви к Христу и в послушание Его Слову, она желает вступить в брак. Это, конечно, навлечет осуждение на поместную церковь, поддерживающую ее.

5,12 Осуждение здесь означает не вечную погибель, а то, что, отвергнув прежнюю веру, она навлекает на себя осуждение, или кару. Раньше она говорила о своей великой преданности и верности Господу Иисусу Христу, но теперь, когда появилась возможность выйти замуж за человека, Христа не любящего, она забыла все свои клятвы и обеты Христу и уходит с неверующим, изменив небесному Жениху. Павел не осуждает молодых вдов за вступление в брак. Более того, он настоятельно советует им это (ст. 14).

Чего он не приемлет, так это их духовной деградации, их готовности отбросить все Божественные заповеди ради того, чтобы заполучить мужа.

5,13 Решение поместной церкви оказать молодым вдовам финансовую поддержку может побудить их вести праздный образ жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вместо того чтобы заниматься своими делами, они сплетничают и, любопытствуя, суют нос в вопросы, которые их не касаются. Ничто из предпринимаемого поместной церковью не должно поощрять подобное поведение, потому что, как уже говорилось, это отрицательно отражается на христианском свидетельстве.

5,14 Поэтому Павел и говорит, что, как правило, лучше, если молодые вдовы будут вступать в брак, рождать детей и управлять христианским домом, не давая повода всяким нареканиям.

Павел, конечно, понимал, что не все молодые вдовы смогут вторично выйти замуж. Инициатива здесь принадлежит мужчине. Но он просто дает общее указание, которому должно следовать по мере возможности.

Противник, или сатана, неустанно рыщет в поисках обвинений против христианского свидетельства, и Павел принимает меры предосторожности против всего, что могло бы послужить поводом к злоречию.

5,15 Все, что апостол говорил о молодых вдовах, – не просто догадки или предположения. Это уже произошло. Некоторые совратились вслед сатаны в том смысле, что прислушались к голосу дьявола и, вопреки Слову Господа, вышли замуж за неверующего.

5,16 Здесь апостол опять возвращается к обязанности родственников заботиться друг о друге. Если какой верный или верная имеет в семье вдову, нуждающуюся в помощи, то он должен взять эту заботу на себя, чтобы церковь могла уделять больше внимания действительно нуждающимся, у которых нет близких родственников. (Отсутствие упоминания о верующем мужчине в некоторых рукописях, вероятно, случайно. Вряд ли Павел стал бы писать лишь о тех вдовах, о которых заботились верующие женщины.)

В этом разделе, в стихах 3-16, говорится о том, что при определенных обстоятельствах церковь делать должна, а не что она делать может, если только обстоятельства сложатся благоприятным образом и она решит, что это ей под силу. Величина этого параграфа свидетельствует о том, насколько важна для Святого Духа эта тема, которой большинство церквей сегодня пренебрегает.

В. Пресвитерам (5,17-25)

5,17 Оставшиеся стихи этой главы посвящены пресвитерам. Прежде всего Павел устанавливает правило: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь. Слово "начальствующий" было бы лучше перевести как "подающий пример" (Дарби). Здесь не столько вопрос контроля, сколько личного примера. Такие пресвитеры достойны двойной чести.

Под честью здесь может подразумеваться уважение и не только уважение, но, возможно, и денежное вознаграждение (Мф. 15,6). Сугубая честь подразумевает и одно и другое. Пресвитер прежде всего достоин уважения народа Божьего за свой труд, но если он посвящает этому труду все свое время, то достоин и финансовой помощи. Те, которые трудятся в слове и учении, – это люди, которые так много времени посвящают проповеди и учению, что не в состоянии зарабатывать себе на жизнь.

5,18 В доказательство того, что пресвитер достоин вознаграждения, приведены два стиха из Писания. Первый взят из Второзакония 25,4, второй – из Ев. от Луки 10,7. Особый интерес эти стихи представляют в связи с вопросом о богодухновенности Писания. Павел берет один стих из ВЗ и один из НЗ, ставит их рядом на одну ступень и ссылается на оба как на Писание. Апостол, несомненно, считал, что и НЗ, и ВЗ обладают одинаковым авторитетом.

Эти стихи учат, что вол, усердно трудившийся на жатве, не должен лишаться своей порции зерна. Трудящийся имеет право на часть плодов своего труда. Так и пресвитеры. Несмотря на то, что они не трудятся физически, они все равно достойны финансовой поддержки со стороны народа Божьего.

5,19 Занимая в церкви очень ответственное положение, пресвитеры становятся излюбленной мишенью для нападок сатаны. Поэтому Дух Божий предпринимает определенные меры, чтобы оградить их от ложных обвинений. Он устанавливает правило, что на пресвитера не накладывается никакое взыскание до тех пор, пока обвинение не будет подкреплено словами двух или трех свидетелей. Вообще-то данное правило действует в отношении любого члена церкви, но здесь оно подчеркивается особо, потому что опасность несправедливого обвинения пресвитера особенно велика.

5,20 Если же пресвитер найден виновным в грехах, наносящих урон свидетельству церкви, то его следует обличить перед всеми. Это заставляет верующих осознать всю опасность греха, прокравшегося в христианское служение, и является хорошим профилактическим средством.

Некоторые богословы считают, что стих 20 относится не конкретно к пресвитерам, а ко всем христианам. Сам принцип, несомненно, применим ко всем христианам, но, согласно контексту стиха, его содержание касается именно пресвитеров.

5,21 Решая в поместной церкви вопрос о наказании, нужно остерегаться двух опасностей. Первая из них – предубеждение, вторая – пристрастность. Предубежденность против человека отрицательно сказывается на решении его дела. Или же мы не можем отнестись к кому-то беспристрастно, ослепленные его богатством, высоким положением в обществе, его обаятельностью. Поэтому Павел и заклинает Тимофея перед Богом и Господом Иисусом Христом, а также перед избранными ангелами следовать наставлениям, не пытаться судить, не собрав всех фактов, не быть к кому-то снисходительным только потому, что он чей-то друг или же пользуется известностью. Каждое дело должно рассматриваться, как перед Богом и Господом Иисусом, а также перед ангелами.

Ангелы внимательно наблюдают за миром, в котором мы живем, и в решении вопросов церковного наказания должны видеть совершенную справедливость. Избранные ангелы – это те, кто не был вовлечен в грех или восстание против Бога, а сохранил свое первоначальное состояние.

5,22 Когда членом поместной церкви становится человек известный, христиане нередко стремятся побыстрее избрать его на руководящую должность. Павел же предостерегает Тимофея от поспешности в признании новичка. Не должен он и выражать свою солидарность с людьми, чей характер ему неизвестен, иначе, поступая так, он сделается участником в их грехах. Он должен сохранять не только моральную чистоту, но избегать и всякой ассоциации с грехом других.

5,23 Трудно сказать, что связывает этот стих с предыдущим. Может быть, апостол мудро предвидел, что участие в решении проблем и трудностей церкви пагубно скажется на здоровье Тимофея. Если это так, то Тимофей был далеко не первым и не последним, кто из-за этого "страдал желудком".

Хотя, скорее, Тимофей был вечной жертвой загрязненной воды, что нередко встречается в некоторых странах мира и сегодня.

Совет апостола: "Впредь пей не одну воду" означает, что Тимофей не должен был пить только воду, не позволяя себе даже вина. Павел рекомендует ему употреблять немного вина ради своего желудка и частых недугов. Здесь говорится об употреблении вина лишь в медицинских целях, и не нужно пытаться использовать этот стих для оправдания злоупотребления алкоголем.

Несомненно, речь здесь идет о настоящем вине, а не виноградном соке. Вряд ли о виноградном соке в те времена вообще знали, так как он приготавливается путем пастеризации – процесса, тогда еще не известного. На то, что это настоящее вино, указывают слова "немного вина". Не будь вино настоящим, эта оговорка не потребовалась бы.

Данный стих проливает свет и на вопрос о Божественном исцелении. Хотя Павел как апостол, несомненно, обладал властью исцелять все виды заболеваний, использовал он эту власть далеко не всегда. Здесь он оправдывает употребление лекарств при болезнях желудка.

5,24 Создается впечатление, что апостол возвращается к теме, поднятой в стихе 24, где он предостерегал Тимофея от излишней торопливости в возложении рук на других. Стихи 24 и 25 развивают эту мысль дальше.

Грехи некоторых людей явны, настолько очевидны, что подобны глашатаю, идущему перед этим человеком, громко трубящему и объявляющему его грешником на всем его пути к осуждению. Но так бывает далеко не со всеми. Грехи некоторых открываются лишь впоследствии. К первой группе мы можем отнести пьяницу, известного всей округе. Но есть и муж, вступивший в тайную любовную связь с другой женщиной. Сейчас об этом, может быть, никто и не догадывается, но очень часто через какое-то время вся правда выходит наружу.

5,25 Это же можно сказать и о хороших людях. Добрые дела одних бросаются в глаза каждому. Другие же более скромны и скрытны, и доброта их сердца станет видна лишь спустя какое-то время.

Даже если сейчас мы не видим в ком-то ничего доброго, может быть, что-то проявится позже. Из этого мы должны сделать вывод: не следует судить о человеке по первому впечатлению, нужно подождать, пока со временем раскроется его истинный характер.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →