Комментарии МакДональда на 2-е послание Тимофею 2 глава

Б. Быть стойким (2,1-13)

2,1 Укрепляться в благодати Христом Иисусом – значит быть отважным благодаря силе, которую дает Его благодать, и продолжать верно трудиться для Господа, используя ничем не заслуженное умение, которое мы получаем благодаря союзу с Ним.

2,2 Тимофей должен не только укрепляться сам, но и заботиться о духовной крепости других. Он обязан передать другим богодухновенное учение, которое принял от апостола.

Вскоре Павлу придется сойти со сцены. Он преданно учил Тимофея в присутствии многих свидетелей. День служения самого Тимофея будет в лучшем случае короток, и он тоже должен организовать свое служение так, чтобы и другие, став учителями, могли продолжить начатое дело.

Этот стих никоим образом не поддерживает идею об апостольской преемственности. Не имеет он отношения и к современной практике рукоположения священнослужителей. Это просто Господне наставление церкви о необходимости обеспечить непрерывность цепочки компетентных учителей.

Нередко указывают на то, что в этом стихе упомянуты четыре поколения верующих, а именно:

1. Апостол Павел.

2. Тимофей и многие свидетели.

3. Верные люди.

4. Другие.

Этот стих Писания подчеркивает, насколько важно, чтобы в евангелизации участвовал каждый член церкви.

Если бы каждый верующий верно исполнил свою часть работы, мир был бы евангелизирован при жизни одного поколения. Однако, принимая во внимание извращенность воли человека, соперничество в "евангелизации" среди мировых религий и сект и многие другие препятствия, это лишь предположение. Но при всем этом можно с уверенностью сказать, что успехи христиан могли бы быть намного весомее, чем они есть до сих пор! Обратите внимание, что истину Тимофей должен был передать верным людям, то есть людям верующим и тем, на кого можно положиться. Эти люди должны были обладать способностью и других научить. Это предполагает наличие некоторой компетентности в том, что касается служения учителя.

2,3 Не раз отмечалось, что, говоря о Тимофее, Павел использует множество сравнений: 1) сын (ст. 1), 2) воин (ст. 3-4), 3) спортсмен (ст. 5), 4) земледелец (ст. 6), 5) делатель (ст. 15), 6) сосуд (ст. 21), 7) раб (ст. 24).

Как добрый воин Иисуса Христа, Тимофей должен переносить страдания и трудности (список страданий, которые перенес сам Павел, смотри во 2 Кор. 11,23-29). (В критическом тексте: "разделяй [страдания]".)

2,4 В этом стихе описан воин, исполняющий свой долг. Более того, он находится в самой гуще сражения. Никакой воин в таких зловещих условиях не связывает себя делами житейскими.

Значит ли это, что несущие служение для Господа никогда не должны заниматься еще и мирскими делами? Конечно, нет! Павел и сам, проповедуя Евангелие и основывая церкви, шил палатки. Он свидетельствовал, что свои нужды удовлетворял, трудясь своими руками.

Здесь ударение на слове "связывает". Воин не должен позволять обыденным жизненным делам превращаться в главную цель его существования. Например, его главной заботой не должно быть приобретение еды и одежды.

Нет, главное место должно занимать служение Христу, жизненные же заботы должны оставаться на заднем плане.

Келли говорит: "Связывать себя делами житейскими на самом деле означает отказаться от всякого отделения от мира, участвуя в его делах как равноправный партнер". (William Kelly, An Exposition of the Two Epistles to Timothy, p. 213.) Воин, несущий службу, находится в полной готовности незамедлительно исполнить приказ из штаба. Он хочет угодить военачальнику. Военачальник верующего – Христос, и наша любовь к Нему должна побуждать нас не держаться за мирское слишком уж крепко.

2,5 Здесь образ воина сменяется образом спортсмена, подвизающегося в соревновании. Чтобы получить награду, он должен следовать законам игры.

Так и в христианском служении. Многие сходят с дистанции, не достигнув финиша, дисквалифицированные за то, что не живут в беспрекословном послушании Слову Божьему.

Вот некоторые из правил христианского служения. (1) Христианин должен постоянно контролировать себя (1 Кор. 9,27). (2) Сражаться он должен не плотским оружием, а духовным (2 Кор. 10,4). (3) Он должен хранить себя в чистоте. (4) Он должен не спорить, а проявлять терпение.

Кто-то сказал: "В понятии "свободное время христианина" скрыто внутреннее противоречие; вся жизнь человека должна быть одним энергичным усилием каждый момент, в каждой сфере своей жизни жить по-христиански".

2,6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Согласно принципам справедливости, тому, кто трудится ради получения плодов, принадлежит и право первому вкусить от них.

Хотя Дарби и соглашается с данным переводом, он считает, что смысл отрывка заключается в следующем: чтобы наслаждаться частью урожая, фермеру необходимо трудиться: "Земледелец должен работать, прежде чем пользоваться плодами". Это сохраняет мысль о необходимости: солдат должен терпеть; спортсмен должен придерживаться правил; фермер должен тяжело трудиться.

2,7 Но в этих трех иллюстрациях христианского служения скрыт более глубокий смысл, чем кажется с первого взгляда. Павел наказывает Тимофею обдумать их и размышлять над ними.

Апостол молится, чтобы при этом Господь дал ему разумение во всем. [В критическом тексте: "Господь даст тебе" (глагол в будущем времени в повествовательном предложении, а не молитва).]

Он осознает, что христианское служение похоже на сражение, спортивное состязание и труд земледельца. Каждое из этих трех занятий налагает свои обязанности и приносит свою награду.

2,8 Здесь слова апостола, призванные ободрить Тимофея, достигают кульминации: Павел обращается к примеру Господа Иисуса, выше которого быть не может. Он – образец страданий, за которыми последовала слава.

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему. Смысл этих слов не в том, что Тимофей должен помнить определенные факты о Господе Иисусе; нет, он должен помнить Саму Личность, воскресшую из мертвых.

В каком-то смысле в стихе 8 содержится краткое изложение Евангелия, проповедуемого Павлом. Высшая точка этого Евангелия – воскресение Спасителя. Хиберт пишет: "Взгляд Тимофея устремлен на образ не распятого Иисуса, а воскресшего Господа". (Hiebert, Second Timothy, p. 59.) Выражение "от семени Давидова" – просто утверждение, что Иисус – Христос, потомок Давида, в Котором исполнены мессианские обещания Бога.

Всем, кто хочет служить Господу, весьма важно постоянно держать в памяти Его Личность и труд. В воспоминаниях о том, что даже для Господа путь к славе небес лежал через крест и могилу, люди, которым грозят страдания или даже смерть, черпают особое ободрение.

2,9 Именно за проповедь Евангелия, кратко изложенного в стихе 8, Павел и томится теперь в цепях в римской темнице. На него смотрят, как на злодея, как на обычного преступника.

Здесь было от чего пасть духом. Ведь не только римское правительство твердо намеревалось предать его смерти, но и некоторые из христианских друзей отвернулись от него.

И тем не менее, вопреки всем горьким обстоятельствам, счастливый дух Павла парил высоко над стенами темницы. Вспоминая о том, что для слова Божьего нет уз, он забывает о собственных мрачных видах на будущее.

Как удачно сказал Ленски, "сам апостол может и умолкнуть, захлебнувшись в собственной крови, но то, что через него говорит Господь, все равно будет звучать по всему миру". Все армии мира не в состоянии помешать распространению Слова Божьего. С тем же успехом они могли бы попытаться помешать идти дождю или снегу (Ис. 55,10-11).

Харви говорит:

"С неотразимой Божественной энергией оно продолжает триумфальное шествие, даже если его защитники томятся в тюрьмах и гибнут мученической смертью. Люди умирают, но Христос и Его Евангелие живут и побеждают во все века". (Цитируется по: D. Ermond Hiebert in Second Timothy, p. 60.)

2,10 Зная, что Евангелие по своей сути неотразимо, Павел был готов все терпеть ради избранных. Под избранными здесь подразумеваются все избранные Богом для вечного спасения.

Хотя Библия учит, что Бог избирает людей к спасению, она нигде не говорит, что некоторых Он избирает к проклятию. Все спасенные спасены суверенной благодатью Бога. Все погибшие погибли вследствие собственного преднамеренного выбора.

Никто не вправе спорить с Богом из-за доктрины об избрании. Эта доктрина просто позволяет Богу быть Богом, суверенным Властителем вселенной, поступками Которого движет благодать, справедливость, праведность и любовь. Он никогда не совершает ничего несправедливого или злого, но часто дарит Свое ничем не заслуженное благорасположение.

Апостол сознавал, что благодаря его страданиям за дело Евангелия души обрели спасение и что эти души однажды будут участвовать в вечной славе вместе с Христом Иисусом. Видеть преступных грешников, спасенных благодатью Бога и прославленных вместе с Христом Иисусом,- этого было достаточно, чтобы вдохновить Павла сносить все преследования. Здесь на память приходят слова, приписываемые благочестивому Рузерфорду:

О, если по правую руку от Бога
Я душу встречу из нашего города,
Мои небеса станут прекрасны вдвойне
В святой Эммануила земле.

2,11 Некоторые считают, что стихи 11-13 – слова из раннего христианского гимна. Так это или нет, в них, вне всякого сомнения, изложены некоторые непреложные принципы, касающиеся взаимоотношений человека с Господом Иисусом Христом. Хиберт пишет: "Центральная истина этих глубоко содержательных высказываний такова: вера в Христа отождествляет верующего с Ним во всем, в то время как неверие так же отделяет от Него человека". (Hiebert, Second Timothy, p. 62.) Это – четвертое "верное слово" в письмах Павла Тимофею.

Первый принцип здесь тот, что если мы умерли с Христом, то с Ним и оживем. Это верно по отношению к каждому верующему. Мы умерли с Ним в духовном смысле в тот момент, когда уверовали в Него как своего Спасителя. С Ним мы были погребены и вместе с Ним воскресли из мертвых. Христос умер за нас и вместо нас. За свои грехи мы заслужили смерть, но вместо нас за них умер Христос. Бог считает нас умершими с Ним, а это значит, что мы и жить будем с Ним на небесах.

Возможно, этот стих относится и к тем христианам, которые умерли мученической смертью. Те, кто таким образом следует за Ним в смерть, точно так же последуют за Ним в воскресение.

2,12 В определенном смысле терпеть приходится всем христианам, и все они будут царствовать с Христом.

Истинная вера всегда обладает таким качеством, как постоянство, и в этом смысле терпят все верующие.

Однако надо отметить и то, что не все будут править с Христом в одинаковой степени. Когда Он вернется, чтобы править землей, вместе с Ним вернутся и Его святые, чтобы царствовать с Ним. Но то, насколько велика будет власть каждого, определяется мерой преданности Христу в этой жизни.

Христос отречется от тех, кто отрекся от Него. Здесь речь идет не о временном отречении от Спасителя, как в случае с Петром, но об отречении постоянном, вошедшем в привычку. Эти слова рисуют нам образ неверующего – того, кто никогда не принимал Господа Иисуса верою. От всех таких Господь отречется, каким бы благочестивым ни был их образ жизни.

2,13 Этот стих тоже описывает неверующих. Динсдейл Янг поясняет: "Бог не может противоречить Самому Себе. Одинаковое обращение с верными и неверными было бы несовместимо с Его характером. Какими бы мы ни были, Он вечно остается верным праведности". (Dinsdale T. Young, Unfamiliar Texts, p. 253.) Эти слова не следует истолковывать как учение о том, что верность Бога проявится в одобрении неверующих.

Это не так. Если люди – неверующие, Он должен быть верен Своему характеру и обращаться с ними соответственно. Как говорит Ван Оостерцее, "в обращении с людьми Он так же верен, как и в Своих обетованиях". (J. J. Van Oosterzee, "The Pastoral Letters", Lange's Commentary on the Holy Scriptures, XI:95.)

III. ВЕРНОСТЬ, ПРОТИВОСТОЯЩАЯ ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВУ (2,14 – 4,8)

А. Верность истинному христианству (2,14-26)

2,14 Тимофей должен напоминать об этом, то есть о том, что говорилось в стихах 11-13. Но кому Тимофей должен напоминать? Павел, вероятно, подразумевает всех слушателей Тимофея в общем и конкретно тех, кто проповедовал чуждые учения. В пользу такого толкования говорит вторая часть стиха, где апостол предупреждает тех, кто, по всей вероятности, занимал посты учителей или проповедников, не вступать в словопрения. Очевидно, в Ефесе были люди, готовые бесконечно дискутировать о специальном значении определенных слов. Вместо того, чтобы наставлять слушателей в истине Божьего Слова, они подрывали веру некоторых из них.

Динсдейл Янг предостерегает: "Превратиться в оторванного от жизни чудака-богослова легче легкого: ведь мы с такой готовностью погружаемся в неактуальные для нашего времени вопросы! Жизнь слишком коротка и слишком заполнена, чтобы растрачивать силы сердца и разума на то, что не созидательно по своему характеру. Когда мир ждет евангелизации, преступно вечно прогуливаться или же спешить по малохоженым тропинкам вероучения. Идите по центральной дороге. Будьте верны основным добродетелям. Подчеркивайте существенное, а не частное. Не уподобляйтесь тем, кто, став жертвами паники во дни Самегара и Иаили, покинул прямые пути и начал ходить дорогами окольными". (Dinsdale T. Young, The Enthusiasm of God, p. 154.)

2,15 Тимофей должен стараться представить себя Богу достойным. Ему следовало сконцентрировать свои усилия на том, чтобы стать делателем неукоризненным. Это он мог делать, верно преподавая слово истины. Последнее выражение означает следующее: правильно обращаться с Писанием, "держаться курса", или, по словам Альфорда, "быть в состоянии правильно, без искажений трактовать истину во всей ее полноте". (Henry Alford, The Greek Testament, III:384.)

2,16 Непотребное пустословие – это учения недостойные, пагубные и бесполезные. Они не несут никакой пользы народу Божьему, и их следует избегать. Тимофею не следует бороться с этими учениями, он должен относиться к ним с презрением, не удостаивая их внимания.

Одна из проблем пустословов в том, что они не в состоянии удержаться и катятся по наклонной плоскости. Они все более преуспевают в нечестии. Это характерно для всех форм заблуждения. Те, которые учат заблуждению, не могут постоянно не добавлять к нему нового. Этим объясняется неиссякаемость потока новых догм и деклараций, извергаемых лжерелигиозными системами. Стоит ли говорить, что по мере углубления доктринальных заблуждений распространяется и нечестие.

2,17 Распространение этих вредных учений сравнивается с распространением рака. Большинство из нас слишком хорошо знает, сколь быстро эта ужасная болезнь распространяется в человеческом теле, разрушая ткани повсюду, куда проникает.

Слово "рак" можно перевести и как "гангрена". Гангрена – это омертвение какой-то части тела, когда нарушено нормальное снабжение ее кровью и питательными веществами.

В других местах НЗ вредные учения сравниваются с закваской, которая, если ей позволить, постепенно заквасит все тесто.

Названы имена двух людей, учения которых разлагали поместную церковь: Именей и Филит. Они неправильно обращались со словами истины и поэтому заняли свое место в ряду тех, кто навеки покрыл свое имя позором.

2,18 Здесь разоблачается их лжеучение. Они говорили людям, что воскресение уже было. Возможно, они имели в виду, что человек, обретая спасение, воскресает к новой жизни со Христом и это единственное воскресение, на которое он может рассчитывать. Другими словами, они переводили воскресение в разряд духовных понятий и презрительно фыркали, слыша о буквальном воскресении тела из могилы. Павел распознал серьезную угрозу, которую это учение представляло для истины христианства.

Гамильтон Смит пишет: "Если воскресение уже было, то святые, еще находясь на земле, уже достигли своего конечного состояния, и в результате Церковь перестает ожидать прихода Господа, утрачивает истину о своем небесном уделе и отказывается от своего образа пришельца и пилигрима в этом мире. Утратив свой небесный характер, Церковь прочно основывается на земле, занимая место в системе, стремящейся к реформации и управлению миром". (Hamilton Smith, The Second Epistle to Timothy, p. 26.)

Разрушая в некоторых веру, эти люди заслужили нелестную запись в Божьей вечной Книге.

2,19 Когда Павел думает об Именее и Филите и их лжеучении, он с особой ясностью осознает, что для церкви наступают черные дни. В поместную церковь приняты неверующие. Духовная жизнь находится на таком низком уровне, что зачастую очень трудно отличить истинного христианина от того, кто верующий лишь на словах. Христианство превратилось в разнородную толпу, и возникающая в результате этого путаница пагубна.

В такой обстановке Павел обретает утешение в уверенности, что твердое основание Божье стоит. Это означает, что все, установленное Самим Богом, выстоит, несмотря на все отклонения от истины, допущенные называющей себя христианской церковью.

Есть множество объяснений того, что имеется в виду под твердым основанием Божьим. Некоторые предполагают, что это – истинная Церковь. Другие говорят, что это имеет отношение к Божьему обетованию, к христианской вере или же к учению об избрании. Но разве не ясно, что под основанием Божьим подразумевается все, что делает Господь?! Если Он посылает Свое слово, ничто не может ему воспрепятствовать. Гамильтон Смит говорит: "Никакие провалы и поражения людей не в состоянии аннулировать заложенного Богом основания или помешать Богу завершить начатое...

Тот, кто принадлежит Господу, хотя и затерян в толпе, в конечном счете потеряться не может". (Hamilton Smith, The Second Epistle to Timothy, p. 27.) На основании Божьем стоит двойная печать, печать, одна сторона которой – Божественная, другая – человеческая. С Божественной стороны – познал Господь Своих. Он знает их, и не только в смысле узнавания, но и одобрения, и высокой оценки. Ленски говорит, что Он познал их "предназначающей и действенной любовью". (R.C.H. Lenski, The Interpretation of St. Paulis Epistles to the Collosians, to the Thessalonians, to Timothy, to Titus and to Philemon, p. 84.) Человеческая сторона печатида отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа. (В некоторых манускриптах вместо "Господь" стоит "Христос", но первый вариант сближает его с Чис. 16,5.) Другими словами, утверждающие, что они христиане, могут доказать истинность своих заявлений, живя свято и благочестиво. Истинный христианин не должен иметь что-либо общее с неправедностью.

2,20 Как мы понимаем, в этом примере большой дом – все христианство в целом. Христианство в широком смысле слова включает и верующих, и тех, кто так себя называет; тех, кто поистине рожден свыше, и христиан лишь по имени.

Сосуды золотые и серебряные – это истинные верующие.

Сосуды деревянные и глиняные – это не все неверующие в общем, но те из них, кто совершал злые дела и распространял лжеучения, например, такие как Именей и Филит (ст. 17).

Говоря об этих сосудах, необходимо отметить ряд имеющихся между ними различий. Во-первых, очень важно различие в материалах, из которых они изготовлены. Во-вторых, есть различие в использовании. И наконец, различие в их конечной участи. Сосуды деревянные и глиняные через какоето время выбрасываются, серебряные же и золотые хранятся как имеющие большую ценность.

Разные богословы толкуют выражение "одни в почетном, а другие в низком употреблении" по-разному. Одни предполагают, что "в низком употреблении" означает "в употреблении менее почетном". В этом случае все сосуды должны символизировать истинных верующих, но одни используются для более высоких целей, другие – для более низких. Другие считают, что под сосудами в почетном употреблении подразумеваются такие люди, как Павел и Тимофей, в то время как сосуды в низком употреблении – это такие люди, как Именей и Филит.

2,21 Толкование этого стиха в значительной степени зависит от того, что человек понимает под словом "этого" в выражении "кто будет чист от этого".

Подразумеваются ли под "этим" сосуды деревянные и глиняные? Имеет ли оно отношение к упомянутым выше лжеучениям? Или же здесь имеется в виду путь нечестивых в общем? Наиболее естественным кажется то значение, которое соединяет "это" с сосудами в низком употреблении. Павел наказывает Тимофею удаляться от нечестивых и особенно от лжеучителей, которых он только что упомянул – Именея и Филита.

Павел не говорит Тимофею оставить церковь. Не приказывает он ему и покинуть христианство как таковое.

Тимофей не смог бы сделать это, не отказавшись от имени христианина, потому что христианство включает в себя всех, кто называет себя верующим.

Нет, речь здесь идет о необходимости отделиться от сеющих зло и хранить себя от скверны нечестивого учения.

Тот, кто хранит себя незапятнанным близостью со злом, будет сосудом в чести. В святом служении Бог может использовать лишь чистые сосуды. "...Очистите себя, носящие сосуды Господни!" (Ис. 52,11). Такой человек будет освященным в том смысле, что будет отделен от зла на служение Богу.

Он будет благопотребным Владыке – качество, которого так жаждут все любящие Господа. Наконец, он будет годным на всякое доброе дело. Он будет готов во всякое время послужить своему Господину так, как Он того пожелает.

2,22 Тимофею следовало удаляться не только от беззаконников, он должен был убегать и похотей плоти. Под юношескими похотями могут подразумеваться не только плотские влечения, но и жажда денег, славы и удовольствий. Сюда также можно отнести своеволие, нетерпимость, гордыню и легкомыслие. Как мы уже говорили, Тимофею в то время было приблизительно тридцать пять лет. Поэтому под юношескими похотями здесь вряд ли подразумеваются желания, характерные прежде всего для подросткового возраста; это скорее нечестивые желания, зарождающиеся в сердце молодого слуги Господня, которые стремятся увести его с тропы чистоты и праведности.

Тимофей должен не только убегать, но и стремиться. Есть не только отрицательный аспект, но и положительный.

Он должен держаться правды. Это означает, что неотъемлемой чертой его взаимоотношений с другими людьми, и спасенными, и неспасенными, должна быть честность и справедливость.

Под верой здесь может подразумеваться верность или же абсолютная непорочность. С другой стороны, это может быть приказом во всем и всегда полагаться на Господа. Хиберт говорит о вере как об "искренней и активной уверенности в Боге". (Hiebert, Second Timothy, p. 76.) Любовь здесь невозможно свести к одной лишь любви к Богу; сюда должна быть также включена любовь к братьям и погибающим грешникам.

Любовь всегда думает о других, она по самой сути не эгоистична.

"Мир" говорит о гармонии и взаимопонимании.

К этим добродетелям необходимо стремиться со всеми призывающими Господа от чистого сердца. Точно так, как в стихе 21 Павел повелевает Тимофею удаляться от людей безнравственных, здесь он говорит ему поддерживать общение с христианами, ходящими в чистоте перед Господом. Он не должен следовать добродетелям христианской жизни в изоляции; ему, как члену Тела, следует занять свое место и стремиться трудиться совместно с другими членами для блага всего Тела.

2,23 В своем христианском служении Тимофею не раз придется сталкиваться с вопросами пустячными и глупыми. Такие вопросы будут возникать в умах невежественных и необразованных людей, и пользы от них не будет никакой. От подобных дискуссий следует уклоняться, потому что они лишь рождают ссоры. Вряд ли стоит говорить, что это не те вопросы, которые затрагивают великие основополагающие истины христианской веры, а глупые проблемы, на которые впустую тратится уйма времени и которые порождают лишь путаницу и разногласие.

2,24 Как прекрасно вписывается звание раба Господа в стих, призывающий к доброте и терпению. Хотя слуга Господа и должен бороться за истину, ему не следует превращаться ни во вздорного придиру, ни в любителя поспорить. Вместо этого ему следует быть приветливым ко всем, вступать в разговор с людьми с целью их научить, а не переспорить. Он должен быть терпелив с теми, кто не все сразу понимает, и даже с теми, кто, как кажется, не склонен принять истину Слова Божьего.

2,25 В отношении с противниками раб Господа должен проявлять кротость и смирение. Отказываясь преклониться перед Словом Божьим, человек наносит вред собственной душе.

Таких людей необходимо поправлять, иначе они и дальше будут жить в ложной уверенности, что их взгляды во всем соответствуют учению Писания.

Не даст ли им Бог покаяния к познанию истины. На первый взгляд кажется, что апостол не уверен в желании Бога дать таким людям покаяние. Однако это совершенно не так. Все дело в том, что Бог готов простить их, если только они придут к Нему с исповеданием и покаянием. Бог никому не отказывает в покаянии, только люди очень уж часто не желают признать, что ошибались.

2,26 Свои взаимоотношения с заблуждающимися слуга Господа должен строить так, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю, околдовал или же отравил их.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →