Комментарии МакДональда на послание к Титу 1 глава

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1-4)

1,1 Павел был Божьим рабом и апостолом Иисуса Христа. В первом случае о нем сказано как о рабе всевышнего Владыки, во втором – как о посланнике Господа Вседержителя. В первом говорится о зависимости, во втором – о власти. Он стал рабом благодаря личной вере, а апостолом – по назначению свыше.

Задача его служения – рост веры избранных Божьих и познание истины. Рост их веры может означать необходимость привести их к вере, то есть прежде всего к обращению, или вести их к последующему возрастанию в вере. Поскольку словосочетание "познание истины" подразумевает второе значение, мы можем заключить, что служение апостола включало две функции: 1) евангелизм – рост веры избранных Божьих; 2) ученичество – углубление познания истины. Это же отражено в Ев. от Матфея (28,20) – проповедовать Евангелие всем народам, уча их соблюдать все, что заповедал Христос. Говоря, что вера избранных Божьих или ее рост – именно то служение, к которому он призван, апостол, не конкретизируя, ставит нас перед доктриной об избрании.

Только несколько доктрин в Писании пострадали от непонимания больше, чем эта. Она вызвала несчетное количество обсуждений и иссушила множество умов. Вкратце она заключается в том, что во Христе Иисусе Бог прежде создания мира избрал некоторых для определенной цели: чтобы они были святы и непорочны перед Ним (Еф. 1,4). (Более подробно об избрании см. Ефесянам 1 и Римлянам 9.)

Сказав о своем апостольстве, связанном с верой избранных Божьих и их познанием истины, Павел добавляет, что эта истина относится к благочестию.

Это значит, что христианская вера взаимосвязана с истинной святостью и ведет человека к практическому благочестию. Здравая вера требует чистоты в жизни. Никто не выглядит более нелепо, чем проповедник, о котором говорят: "Когда он на кафедре, люди не хотят, чтобы он с нее уходил. Но, видя его вне кафедры, они не хотят, чтобы он вновь на нее поднимался".

1,2 Полномочия Павла в деле благовестия включают в себя еще одну, третью особенность. Не только (1) евангелизм – рост веры избранных Божьих (прошедшее время); (2) ученичество – углубление в познании истины (настоящее время); но также (3) упованиев надежде вечной жизни (будущее время).

НЗ говорит о вечной жизни как о том, что у нас есть сегодня, так и о том, что ожидает нас: о надежде. Слово "надежда" не предполагает неопределенность.

С того момента как мы доверились Христу как нашему Спасителю, вечная жизнь стала нашей собственностью уже сейчас (Ин. 5,24). Однако, хотя мы и стали обладателями всех Его благ благодаря искуплению, мы не можем в полной мере насладиться всеми ими до тех пор, пока не придем в наш вечный дом. Мы надеемся в том смысле, что ожидаем дня, когда получим свои прославленные тела и навсегда освободимся от греха, болезней, страданий, переживаний и смерти (Флп. 3,20-21; Тит. 3,7).

Надежда обоснованна, потому что зиждется на обещаниях Бога. Ничто не может быть столь незыблемым, как обещание неизменного в слове Бога, Который не может быть обманут и Сам никого не обманывает. Его словам можно верить не сомневаясь. Для творения нет ничего более разумного, чем верить своему Создателю.

Бог обещал вечную жизнь прежде вековых времен. Понимать это можно двояко. Во-первых, от вечности Бог предопределил дать вечную жизнь всем, кто уверует в Господа Иисуса. А что Он предопределил, то Он и обещал.

Во-вторых, это может означать, что обетование дать Мессию (Быт. 3,15) включало в себя в начальной форме все благословения нашего спасения.

Все это было прежде вековых времен, или до того как начали действовать законы бытия.

1,3 В свое время Бог явил этот славный замысел вечной жизни, который предопределил в далеком прошлом. Во времена ВЗ Он не раскрывал его полностью. Верующие того периода имели весьма смутное представление о жизни после смерти. Но с пришествием Спасителя неопределенность исчезла. Он явил жизнь и нетление через благовестие (2 Тим. 1,10). Во исполнение повеления Спасителя нашего, Бога, Павел и другие апостолы, послушные великому Поручителю, провозглашали эту Благую Весть.

1,4 Послание адресовано Титу, истинному сыну Павла по общей вере. Кто же такой Тит? Мы постараемся собрать его биографию по частям из трех посланий Павла.

Грек по рождению (Гал. 2,3), он, повидимому через служение Павла, был рожден свыше верою во Христа Иисуса (Тит. 1,4). В то время велись споры о том, какое Евангелие истинно. С одной стороны, был Павел и все те, кто учил, что спасение – по благодати, только по вере, и к этому ничего нельзя добавить.

С другой – иудеи, которые настаивали на обрезании (а это законничество) и считали, что оно является пропуском в Божье Царство для "граждан первого класса". Тит оказался в центре этого разногласия. Павел и Варнава привели его в Иерусалим (Гал. 2,1) для встречи с апостолами и пресвитерами. В ходе обсуждения они пришли к решению: для того чтобы спастись, язычники, в данном случае Тит, не должны соблюдать закон иудеев и их обряды (Деян. 15,11). Язычнику не нужно было становиться иудеем, а иудею не нужно было становиться язычником. Напротив, и иудеи, и язычники верой в Иисуса становились новым творением.

Таким образом, Тит стал одним из наиболее значимых помощников Павла, трудясь как "уполномоченный" в Коринфе и на Крите. Апостол прежде всего послал его из Ефеса в Коринф, по-видимому, для исправления богословских и нравственных вопросов в той общине. Несколько позже Тит, встретившись с апостолом Павлом в Македонии, рассказал ему о том, что коринфяне приняли его апостольское вразумление, чему Павел был весьма рад (2 Кор. 2,12-13; 7,5-7.13-16). Из Македонии апостол опять посылает Тита в Коринф, на этот раз для сбора пожертвований на нужды святых, живущих в Иерусалиме (2 Кор. 8,6.16-17; 12,18). Павел говорил о нем: "...это – мой товарищ и сотрудник у вас..." (2 Кор. 8,23). Мы не знаем точно, когда Павел был с Титом на Крите, но, по мнению большинства, это произошло после первого заключения апостола в Риме.

В последний раз о Тите упоминается в 2 Тимофею (4,10). Какое-то время он был с Павлом в его втором заключении, откуда, по словам Павла, пошел в Далматию, нынешнюю Югославию. Возможно, именно Павел послал его туда, хотя на основании стиха перед нами предстает одинокий и оставленный человек.

Апостол говорит о Тите как об истинном сыне по общей вере. Это может означать, что Бог использовал Павла как инструмент для обращения Тита, хотя, возможно, это и не так. Павел говорил и о Тимофее как о истинном сыне по вере (1 Тим. 1,2), в то же время Тимофей, возможно, уже был учеником, когда Павел впервые повстречал его (Деян. 16,1). Следовательно, это выражение может означать, что эти молодые люди проявили духовные качества, подобные качествам Павла, и таким образом были тесно связаны в христианском служении.

Своему молодому последователю Павел желает благодати, милости и мира. В этом случае благодать означает Божественную силу, необходимую для жизни и служения. Милость – сопереживание людям в их нуждах. Мир означает свободу от беспокойства, паники и беспорядка, несмотря на сложившиеся обстоятельства. Эти дары, как одно целое, исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Этим засвидетельствовано, что Отец и Сын – источник благодати, милости и мира, а Дух Божий дополняет Их полное равенство.

II. ПРЕСВИТЕРЫ В ОБЩИНЕ (1,5-9)

1,5 Когда Павел уходил с Крита, там еще оставалось недоконченное, которое нужно было довершить. Там следовало остановить лжеучителей, кроме того, в церкви ощущалась нужда в признанных духовных руководителях. Он оставил Тита для того, чтобы тот позаботился о всех этих нуждах.

Мы не знаем, как христианская вера впервые достигла острова Крит.

Возможно, наилучшим объяснением будет то, что в день Пятидесятницы кто-либо из жителей Крита находился в Иерусалиме (Деян. 2,11). По возвращении на Крит они основали поместные церкви.

Также мы не можем с точностью сказать, когда Павел и Тит были на Крите.

Нам известно, что, будучи заключенным, он останавливался на этом острове по пути в Рим (Деян. 28,12), из-за чего не мог совершать активное служение в церквах.

Так как в книге Деяний больше ничего не сказано о пребывании Павла на Крите, в основном считают, что поездка туда состоялась после его первого заключения в Риме. Исследовав ранние послания Павла, можно проследить последовательность событий.

Вначале на пути в Асию (западная Турция сегодня) Павел отплыл из Италии на Крит. Оставив Тита на Крите (Тит. 1,5), он отправляется в Ефес, столицу Асии. Там он оставляет Тимофея, поручив ему исправить уже успевшие зародиться ошибки в учении (1 Тим. 1,3-4). Затем через Эгейское море он отплывает в Македонию, где стремится выполнить свою основную задачу: сразу же после освобождения посетить Филиппы, как и обещал, находясь в заключении (Фил. 1,26). Наконец, через Грецию он отправляется на юго-запад, в Никополь, где собирался перезимовать, ожидая Тита (Тит. 3,12).

Согласно Гомеру, в то время не Крите насчитывалось от 90 до 100 городов, и во многих из них были основаны церкви. Каждая из них нуждалась в пресвитерах.

ПРЕСВИТЕРЫ

Пресвитеры в НЗ – это зрелые христианские мужи безупречного поведения, которые обеспечивают духовное руководство в поместной общине. Название "пресвитер" относится к духовно зрелому человеку и переведено с греческого (presbuteros). Греческое слово "episkopos" переводится как "епископ", "смотритель" или "блюститель". Оно также характеризует пресвитера как пастыря Божьего стада.

Под "пресвитерами" и "епископами" подразумеваются одни и те же люди по следующим причинам. В Деяниях (20,17) Павел призвал пресвитеров (presbuteroi) из Ефеса; в стихе 28 он обращается к ним как к епископам (episkopoi). В 1 Петра (5,1-2) Петр также использует взаимозаменяемые термины. Описание качеств, обязательных для епископов (episkopoi) в 1 Тимофею и пресвитеров (presbuteroi) в Титу 1, также в основном совпадают. (Слово "еретик" происходит от греческого слова и означает "раскольни", или "сеющий распри". Человек, разделяющий церкви, обычно учит лжи, или учению "еретика", но это уже более позднее развитие слова "hairetikos".)

В настоящее время епископом называют того, кто управляет иерархией или группой церквей в той или иной местности. Но в НЗ это слово никогда не имело такого значения. Согласно Писанию, в одной церкви должно быть несколько епископов, а не один епископ над несколькими церквами.

Нельзя также смешивать пресвитера с современным пастырем, который в основном ответственен за проповедь, учение и управление в поместной церкви. Принято считать, что в ранней Церкви такого человека не было.

Общины состояли из святых, епископов и диаконов (Флп. 1,1). Правление одного человека зародилось только во втором веке.

Пастырство в НЗ – один из даров, предназначенный для особого служения, который был дарован Христом после Его воскресения и вознесения. Этот дар помогал святым в их духовном возрастании и служении (Еф. 4,11-12). Во многом служение пастырей и пресвитеров похоже. Оба призваны заботиться о стаде Божьем и питать его. Но они никогда не отождествлялись. Предположительно у пастыря может быть разъездное служение, тогда как пресвитер обычно связан с одной поместной общиной.

Служение пресвитеров описано подробно:

1. Они наставляют Церковь Господа и заботятся о ней (Деян. 20,28; 1 Тим. 3,5; 1 Пет. 5,2).

2. Они готовы предостеречь Церковь от нападения извне и изнутри (Деян. 20,29-31).

3. Они ведут и руководят, подавая личный пример, а не оказывая нажим (1 Фес. 5,12; 1 Тим. 5,17; Евр. 13:7,17; 1 Пет. 5,3).

4. Они проповедуют Слово, наставляя в здравом учении и обличая противящихся (1 Тим. 5,17; Тит. 1,9-11).

5. Они рассматривают и утверждают доктринальные и нравственные определения (Деян. 15,5-6; 16,4).

6. Своей жизнью они подают пример стаду (Евр. 13,7; 1 Пет. 5,3).

7. Они делают все, для того чтобы восстановить верующих, которые в чем-то согрешили (Гал. 6,1).

8. Они пекутся о душах христиан как обязанные дать отчет (Евр. 13,17).

9. Они несут молитвенное служение, особенно по отношению к больным (Иак. 5,14-15).

10. Они заботятся о малообеспеченных верующих (Деян. 11,30).

11. Они содействуют тем, кого Бог призвал к служению и наделил для этого определенным даром (1 Тим. 4,14).

Ясно, что в первоапостольской Церкви пресвитеров назначали апостолы и их представители (Деян. 14,23; Тит. 1,3). Однако это не означало, что апостолы и их представители обладали силой, которая могла сделать человека пресвитером. Для того чтобы кто-то мог стать пресвитером, необходимо было соединение воли человека с Божественным провидением. Только Святой Дух может сделать кого-либо епископом или пресвитером (Деян. 20,28), но человек сам должен стремиться к этому (1 Тим. 3,1). Должно произойти как бы объединение Божественного и человеческого.

В дни апостолов, когда церкви только основывались, в них не было пресвитеров, потому что все верующие были из новообращенных. Со временем Господь избрал некоторых специально для этого важного служения.

Так как НЗ еще не был написан, христиане не знали о требованиях к пресвитерам и их обязанностях. Только апостолы и их сподвижники знали это. На основе этих знаний они избирали для данного служения людей, которые соответствовали Божественным требованиям, а затем объявляли об этом общине.

Сегодня у нас есть завершенный НЗ.

Мы знаем, каким должен быть пресвитер и что он должен делать. Когда мы видим таких людей, которые совершают служение блюстителей, мы узнаем их (1 Фес. 5,12) и слушаемся их (Евр. 13,17). Здесь вопрос не нашего выбора, а признания тех, кого Бог приготовил для этого служения.

Описание качеств пресвитеров можно найти в 1 Тимофею (3,1-7) и в Послании к Титу. Иногда мы слышим о том, что пресвитеров сегодня нет, потому что им предъявляются жесткие требования. Такие суждения подрывают авторитет Писания, особенно если говорят о том, что его нельзя принимать буквально. В данных требованиях нет ничего безрассудного или недоступного. Мы обнаруживаем свое и без того низкое духовное развитие, когда относимся к Библии как к нереальной книге.

1,6 Пресвитеры – это люди, которые непорочны, то есть их внутренняя чистота не вызывает сомнений. Им невозможно предъявить обвинение ни во лжеучении, ни в распущенном поведении. Это не значит, что они безгрешны, но если они и ошибаются в чем-то несущественном, они всегда готовы поставить все на свои места, раскаявшись перед Богом, извинившись перед тем, кого обидели, и, если необходимо, возместив убытки.

Также он должен быть муж одной жены. Есть, по крайней мере, семь вариантов истолкования этих слов: 1) он должен быть женатым; 2) он не должен быть разведенным; 3) он не должен жениться после развода; 4) он не должен жениться после смерти первой жены; 5) он не должен быть многоженцем; 6) у него не должно быть наложниц или менее любимых жен; 7) главное, он должен быть верным мужем и примером строгой морали.

Если выражение "муж одной жены" означает, что он должен быть женат, то по той же причине у него должны быть дети, поскольку в том же стихе сказано, что его дети должны быть верующими. Конечно, лучше, когда у пресвитера есть семья; в таком случае он сможет с большим пониманием разобраться в семейных проблемах в общине. Вряд ли этот стих запрещает всякому неженатому отказываться от призвания пресвитера.

По-видимому, это также не означает, что он вообще не может развестись, ведь сам Спаситель учил, что развод приемлем, по крайней мере, в одном случае (Мф. 5,32; 19,9). (Многие верят, что главенствующий в собрании не имеет права разводиться, даже если для других развод допустим.)

Также это не может означать, что в любом случае он уже никогда не может жениться. Например, совершенно непорочный верующий может быть разведен с неверующей женой, которая затем вышла замуж. В таком случае христианин не связан. Поскольку первый брак был прерван разводом и новым браком неверующей супруги, он имеет право опять вступить в брак.

Толкование, утверждающее, что он не может стать пресвитером, если вступит в брак после смерти первой жены, недопустимо на основании слов из 1 Коринфянам (7,39): "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе".

Конечно же, выражение "муж одной жены" означает, что пресвитер не может быть многоженцем или содержать наложниц и любовниц. Собственно, это означает, что его семейная жизнь должна быть примером чистоты для общины.

К тому же он должен детей иметь верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Библия говорит, что родители ответственны за то, какими у них будут дети (Притч. 22,6). Если в семье правильное руководство, если она получает назидание в Слове Божьем, в таком случае дети обычно следуют благочестивому примеру своих родителей. Хотя отец и не может решить вопрос спасения своих детей, он может приготовить путь Господу правильным напутственным словом, дисциплиной с любовью, избегая лицемерия и непоследовательности в собственной жизни.

Если дети восстают против авторитета родителей, Писание возлагает ответственность на отца. Его снисходительность и вседозволенность делает виновным в этом его. Если он не может управлять своей семьей, то не сможет быть и пресвитером, так как тот же принцип действует в обоих случаях (1 Тим. 3,5).

Возникает вопрос: относится ли требование о верных детях к тому времени, пока дети живут в родительском доме, или также включает и время, когда они живут отдельно, то есть вне дома родителей? Мы отдаем предпочтение первому, помня все же, что воспитание в семье является одним из решающих факторов формирования характера.

1,7 Епископ – Божий домостроитель. Община, над которой он надзирает, не является его общиной. Он исполняет Божий труд в Божьем собрании. Вторично говорится о том, что он должен быть непорочен, значит, на это нужно обратить особое внимание.

Несомненно, он должен быть человеком, не заслуживающим упреков ни в учении, ни в морали. Он должен быть не дерзок. Если он своеволен, не принимает других мнений, кроме своего, считает, что только он всегда прав, нетерпим, не смирен, то он не может быть духовным лидером. Епископ – это арбитр, а не самодержец.

Он должен быть не гневлив. Если у него взрывоопасный темперамент, то он должен научиться сдерживать его.

Его вспыльчивость никогда не должна проявляться.

Он не должен быть пьяницей. В нашей культуре это может показаться элементарным, о чем вряд ли нужно говорить, но следует помнить о том, что Библия написана для всех народностей и культур. В тех странах, где христиане употребляют вино как обычный напиток, существует опасность злоупотребления им и беспорядочного поведения. Именно это отсутствие самоконтроля имеется в виду в данном случае.

Библия ясно показывает разницу между употреблением вина и его злоупотреблением. Когда Иисус превратил воду в вино на браке в Кане (Ин. 2,1-11), оно использовалось как напиток. В медицинских целях апостол Павел назначал его Тимофею (1 Тим. 5,23; Притч. 31,6). Злоупотребление вином и любым крепким напитком осуждается в книге Притчей (20,1; 23,29-35).

Хотя в Писании и не говорится о полном воздержании от вина, там сказано об одной ситуации, требующей от нас воздержаться от его употребления: когда употребление вина может послужить преткновением или соблазном немощному брату (Рим. 14,21).

Именно это стало причиной того, что множество христиан воздерживается от употребления вина вообще.

Что касается епископа, речь идет не о полном воздержании от вина, а о его употреблении, которое может привести к опьянению.

Он также не должен быть бийца. Он не должен прибегать к физическому насилию для исправления других. Мы слышали о некоторых духовных особах, которые время от времени применяли физическое воздействие по отношению к непокорным членам своей общины. Такой метод устрашения епископу запрещен.

Он не должен быть корыстолюбив или стремиться к обогащению, пренебрегая своей работой. Справедливо сказал Самуил Джонсон: "Жажда золота бесчувственна и безжалостна, она является последней стадией развращенности человека". Истинный пресвитер может сказать вместе с Павлом: "Ни серебра, ни золота, ни одежды я не пожелал" (Деян. 20,33).

1,8 Положительные качества епископа таковы: он должен быть страннолюбив. Его дом всегда должен быть открыт для странников, для тех, у кого личные проблемы, для угнетенных и притесненных. Он должен быть местом теплого христианского общения, где всякого гостя принимают так, как если бы это был Сам Господь.

Далее, он должен любить добро – все хорошее, включая хороших людей. Его речь, занятия и общение должны свидетельствовать о том, что он отделен от всего сомнительного, неясного или неправильного.

Он должен быть целомудрен. Это означает, что он благоразумен, сдержан, умеет управлять собой. То же самое слово встречается в Титу 2,2.5.6.12, где имеет такое значение: "отличаться здравомыслием, самообладанием и трезвостью".

В общении с другими епископ должен быть справедлив. По отношению к Богу он должен быть благочестив. К самому себе воздержан. Именно об этом писал Павел в Галатам 5,22-23: "Плод же Духа есть... воздержание".

Это означает, что такой человек сдерживает всякое желание в послушании Христу. В то время как силу для этого может дать только Святой Дух, верующий, со своей стороны, должен обязательно проявлять дисциплину и сотрудничество.

1,9 Пресвитер должен быть здрав в вере. Он должен держаться духовно здравого учения, переданного нам Иисусом Христом и Его апостолами, что сегодня называется НЗ. Только в таком случае он сможет преподать святым уравновешенную диету здравого учения и остановить тех, кто противится истине.

Это и есть характеристика духовных руководителей в поместной церкви. Необходимо отметить, что ничего не сказано об их физической доблести, достижениях в образовании, об их общественном положении или сноровке в бизнесе. Согбенный, простой и необразованный дворник может быть достойным епископом по своим духовным качествам. Выражение: "То же, что делает человека удачным в бизнесе, делает его лидером в церкви", неверно.

Более того. Вышеописанные качества пресвитера говорят о том, что это не тот человек, который решает вопросы о проповедниках, денежных фондах и ремонте здания. Истинный пресвитер глубоко и серьезно вовлечен в духовную жизнь церкви, в учение, назидание, подкрепление, обличение и исправление.

III. ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ОБЩИНЕ (1,10-16)

1,10 На заре христианства в церквах практиковалась "свобода Духа", то есть каждый мог свободно участвовать в собрании, будучи водим Святым Духом. В 1 Коринфянам (14,26) Павел называет такое собрание "открытым": "Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все это да будет к назиданию". Обстановка, когда Дух Святой свободно действует через разных членов в собрании, является идеальной. Но, к сожалению, человек остается самим собою. Где бы ни проявлялась такая свобода, вы сразу же найдете тех, кто стремится злоупотребить ею, внося лжеучения, не служащие назиданию придирки или бесконечные беспорядки, лишенные Духа.

Именно это произошло в общине на острове Крит. Павел осознавал, как важно крепкое духовное руководство, пресекающее злоупотребления и сохраняющее свободу Духа. Он также понимал, сколь важно было поставить епископов, достойных этого звания. Итак, здесь Павел перечисляет трудности, которые вынуждали действовать твердо, то есть поставить епископов в церквах.

Много непокорных людей восстали против власти апостолов, отрицая их учение. Это пустословы и обманщики. Их разговоры не несли никакого духовного назидания. Наоборот, они обкрадывали людей, забирая у них истину и ведя к заблуждению.

Особенно это были люди из обрезанных, то есть иудейские учителя, которые, хотя и говорили, что они христиане, на самом же деле настаивали на обрезании и соблюдении обрядовых законов. Это было практическим отрицанием самодостаточности дела Христа.

1,11 Таких людей нужно заставлять молчать. Они должны усвоить, что собрание – это не демократия и что свобода слова имеет свои пределы.

Они развращают целые дома. Означает ли это, что они вносили свое учение в дома за спиной у всех? Это и есть любимый прием культов (2 Тим. 3,6).

Их мотивы также вызывали подозрение. Они действовали ради денег, используя служение как прикрытие корыстолюбивых целей. Их проповеди затрагивали в человеке законнические струнки и уверяли его в том, что он сможет заслужить Божье благоволение, совершая религиозные обряды, в то время как вся его жизнь полна растления и нечистоты. Они учили из постыдной корысти, на что не имели никакого права.

1,12 В этом стихе Павел напоминает Титу о том, с какими людьми он сталкивается. Необычная резкость и язвительность были присущи в основном всем лжеучителям и в особенности критянам. Павел повторяет слова Эпименида, одного из их стихотворцев, который жил за 600 лет до рождения Христа. Он называет их "лжецы, злые звери, утробы ленивые". Кажется, что у каждого народа есть свои особенности, но не многие могли превзойти критян в их развращенности.

Они привыкли ко лжи; живя в непристойной грязи и диком распутстве, они стали похожи на свирепых животных. С антипатией относясь к работе, но увлекаясь обжорством, своей жизнью они провозглашали: все для кухни и ничего общине!

1,13 Апостол подтверждает истинность вышеописанного характера. У Тита был не обещающий ничего хорошего, к тому же испорченный "материал" – этого достаточно, чтобы разочаровать любого миссионера! Но Павел не вычеркнул этих людей, повелев Титу не оставлять их. Евангелие несет надежду самому плохому человеку.

Итак, Павел советует своему помощнику: обличай их строго, дабы они были здравы в христианской вере. Когда-нибудь они станут не только примерными верующими, но и благочестивыми пресвитерами в поместных церквах.

Этот отрывок наполнен словами ободрения для христианских работников, которые находятся на трудных участках миссионерских полей (да и какое место не трудно?). За грязью, грубостью, безответственностью для людей всегда кроется возможность стать благочестивыми, чистыми, приносящими плоды верующими.

1,14 Строго обличая лжеучителей, Тит должен был предупредить их не внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Иудеи жили в мире религиозных представлений и правил, сконцентрированных на чистой и нечистой пище, соблюдении дней, хранении себя от ритуальных осквернений. Об этом Павел писал в Колоссянам 2,23 так: "Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти".

1,15 Следующие слова Павла многие люди понимают неправильно. Поэтому мы рассмотрим их детально. Он пишет: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть".

Если мы возьмем слова "для чистых все чисто" вне контекста, как утверждение абсолютной истины во всех сферах жизни, то у нас возникнет проблема. Не все чисто даже для тех, чьи помыслы чисты. Но люди используют этот стих для оправдания безобразных журналов, непристойных фильмов и даже самой безнравственности. Петр говорит о таком действии как об извращении Писания "к своей погибели" (2 Пет. 3,16). Должно быть ясно, что этот стих не имеет никакого отношения ко всему, что связано с грехом, к тому же осуждаемым Библией. Это аллегорическое высказывание следует рассматривать в свете контекста. Павел не говорит о вопросах моральной чистоты, которые в своей сущности правильны или не правильны. Скорее, он обсуждает нравственные различия, связанные с тем, что было нечистым для иудеев, живших под законом, но совершенно приемлемым для христианина, живущего под благодатью. Пример этому – употребление в пищу свинины. В ВЗ народу Божьему было запрещено есть свинину, но Господь Иисус отменил этот закон, когда сказал: "...ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его" (Мк. 7,18). Павел повторяет эту истину такими словами: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8,8). Говоря "для чистых все чисто", он имеет в виду, что для всякого рожденного свыше верующего вся пища чиста, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого. Человека оскверняет не то, что входит в него, а то, что исходит из его сердца (Мк. 7,20-23).

Если внутренняя жизнь человека исполнена нечистоты, если он не верит в Господа Иисуса, то для него нет ничего чистого. Соблюдение диеты ничего не изменит в его жизни. Прежде всего ему нужно обратиться, принять спасение как дар, а не пытаться приобрести его, исполняя ритуалы или законы. Ум и совесть развращенных людей осквернены. Их мышление и их нравственные принципы развращены. И это вопрос не ритуального осквернения, а осквернения внутреннего.

1,16 Открыто говоря о лжеучителях, то есть об иудеях, Павел пишет: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются". Они принимают вид верующих христиан, но их дела не соответствуют их заявлению. Желая более ясно выразить свое негодование, Павел характеризует этих людей как гнусных, непокорных и неспособных. Их поведение отвратительно. В очах Божьих это было грубым неповиновением. Они были неспособны на добрые дела – ни для Бога, ни для людей. Была ли в словах Павла христианская любовь по отношению к таким людям? Безусловно, да! Любовь не закрывает глаза на грех. Эти люди извращали Евангелие, бесславили Господа Иисуса, Его Личность и Его труд, и вводили в заблуждение души людей. Быть снисходительными к таким людям – значит грешить.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →