Комментарии МакДональда на послание к Титу 2 глава

IV. НАСТАВЛЕНИЯ В ОБЩИНЕ (2,1-15)

2,1 Жизнь лжеучителей более соответствовала клевете, нежели Библии. Своим поведением они отрицали великие истины веры. Кто сможет оценить, какой урон христианству наносят те, кто на словах исповедует великую святость, а живет во лжи? Задача Тита, да и всех истинных служителей Господа, – учить сообразно со здравым учением. Он должен был остановить ужасное несоответствие между словами Божьего народа и их жизнью. В действительности это и есть ключевой момент всего Послания – практическое применение здравого учения в добрых делах. Последующие стихи говорят о том, какими же должны быть эти дела.

2,2 Во-первых, речь пойдет о старцах – не пресвитерах в официальном смысле, но о зрелых физически и умственно мужах. Они должны быть бдительны. В основном это означает умеренность в употреблении вина, но простирается и на рассудительность во всех сферах жизни. Они должны быть степенны, достойны, но, пожалуйста, не угрюмы! У каждого достаточно собственных проблем. Старцы должны быть целомудренны, то есть уравновешенны и сдержанны. Они должны быть здравы в вере.

С годами некоторые люди становятся черствыми, грубыми, циничными. Но тот, кто здрав в вере, – благодарен, оптимистичен и хороший собеседник. Они должны быть здравы в любви.

Любовь не эгоистична, она думает о других и проявляется в отдаче другим.

Они должны быть сильны в терпении.

Возраст несет с собой немощи и бессилие, с которыми трудно смириться.

Кто здрав в терпении, тот сможет выдержать испытания с благодарностью и силой духа.

2,3 Старицы также должны вести себя прилично. Избави нас Бог от легкомысленных женщин, мысли которых обращены к пустым вещам! Они не должны быть клеветницы. Слово, которое использует Павел в этом стихе, – греческий эквивалент слова "дьявол" (diabolos). Это слово уместно, потому что в своей основе и действии клевета имеет сатанинскую природу.

Они не должны быть рабами пьянства.

Фактически они не должны порабощаться любой пищей, напитками или лекарствами. В то время как им запрещено совершать общественное служение в Церкви, старицы призваны учить дома. Кто может измерить значимость такого служения!

2,4 В особенности старицы должны вразумлять молодых жен. Годы, проведенные за изучением Библии, практические знания дают им возможность передать эти ценности тем, кто только начинает свою жизнь. В противном случае каждое новое поколение обречено познавать все трудным путем, повторяя ошибки прошлого.

В то время как роль назидания возложена на стариц, молодые должны постараться развить хорошие отношения с благочестивыми христианами старше их по возрасту, для того чтобы в нужное время получить хороший совет и обличение.

Молодая жена должна быть научена тому, как любить своего мужа. Это больше, чем поцелуй перед уходом на работу. Это включает в себя множество всевозможных способов, которые подтверждают, что она действительно почитает его, признает его главенство в доме, не принимает без него важных решений, поддерживает в доме порядок, уделяет ему внимание своим присутствием, живет по средствам, безотлагательно признается в проступках, милосердно прощает, постоянно открыта к общению, воздерживается от критики или выяснения отношений с мужем в присутствии других и поддерживает его в трудные времена.

Они должны быть научены, как любить детей – читать и молиться вместе с ними, находиться дома, когда они возвращаются домой из школы, твердо и честно дисциплинировать их, воспитывать их для служения Господу, а не для мира и ада.

2,5 Молодые женщины должны быть научены целомудрию, то есть они должны хорошо понимать, что приемлемо для них как христианок, и знать, как избежать крайностей. Они должны быть чистыми, верными своим мужьям, избегать нечистоты в мыслях, словах или делах. Они должны быть попечительными о доме, осознавая, что такое служение принесет славу Богу.

Старицы должны прививать им почтительное отношение к домашнему труду, уча, что как жена и мать она служит Господу больше, чем работая в промышленности или бизнесе и пренебрегая домом и семьей.

Молодые жены должны быть научены тому, как быть добрыми, как жить для других, быть приветливыми, милостивыми и щедрыми, а не самолюбивыми и скупыми. Они должны быть покорны своим мужьям, осознавая, что муж – глава семьи. Если жена более активна и талантлива, чем муж, она не должна возвышаться над ним, а наоборот, должна ободрять его и помогать ему, чтобы он был более активным в служении поместной церкви и в собственном доме. Если жена впадает в искушение придираться к нему, она должна противостоять искушению и наоборот, похвалить мужа. Все это служит тому, чтобы Слово Божье не порицалось, или не было унижено. В этом Послании Павел нередко отмечает, что противоречивая жизнь христиан вызывает нарекания на Господа.

2,6 Павел не повелел Титу, чтобы тот учил молодых жен. Из предосторожности это служение поручено старицам. Но Тит должен был увещать юношей, особенно в том, чтобы они были целомудренны и контролировали себя.

Правильно говорят, что юность – время особого дерзновения, неиссякаемой энергии и пылких стремлений. Именно поэтому они должны научиться сдержанности и уравновешенности во всех сферах своей жизни.

2,7 У Павла были советы и для самого Тита. Поставленный на служение в церквах, Тит во всем должен показывать образец добрых дел. Учение не должно расходиться с поведением. Это учение должно быть чистым, степенным, неповрежденным. Чистое учение должно соответствовать вере, однажды переданной святым. О степенности Павел говорит как об учении, которое должно быть возвышенным и доступным. Неповрежденность – качество, которое многие современные переводы опускают и которое должно быть присуще искреннему учителю, не повреждающему пути истины.

2,8 Слово здравое, неукоризненное свободно от всяких исключений. Оно должно быть свободно от посторонних тем, доктринальных новинок, причуд, грубостей и симпатии. Такое учение неопровержимо. Те, кто противится здравому учению, останутся в стыде, потому что они не смогут найти слабое место во всеоружии верующего. Нет лучше довода, чем святая жизнь!

2,9 Особое повеление дано рабам.

Мы должны помнить, что Библия признает существование институтов, с которыми она не обязательно согласна.

Например, в ВЗ говорится о многих патриархах, живших в многоженстве, хотя многоженство никогда не было волей Бога для Его народа. Бог никогда не одобрял несправедливость и беспощадность рабства, и в грядущий день хозяева дадут за это отчет перед Ним.

В то же время НЗ не призывает к революции для освобождения рабов. Скорее, он осуждает и устраняет жестокость рабства силой Евангелия. История показывает, что везде, где широко проповедовалось Слово Божье, жестокость и пороки рабства исчезали.

Везде, где рабство еще сохранилось и в наши дни, раб не лишен всего самого лучшего в христианстве. Он может стать свидетелем преображающей силы Христа, он может украсить учение Бога нашего Спасителя. НЗ больше места отводит теме о рабах, нежели о правителях народов! Это свидетельствует об их значимости в Царстве Божьем. Рабы-христиане должны повиноваться, исключая случаи, когда повиновение ведет к непослушанию Господу. В таком случае они должны отказаться повиноваться и, как подобает христианам, терпеливо переносить последствия. Они должны удовлетворять во всех отношениях, то есть быть полезными как качественно, так и в количественно. Если всю свою работу они будут делать как для Господа, Он вознаградит их. Они не должны прекословить или быть нетерпимыми.

Многие рабы в первые дни христианства обратили своих хозяев к Господу Иисусу благодаря тому, что их жизнь разительно отличалась от жизни других рабов-язычников.

2,10 Самое большое отличие заключалось в том, что они не занимались воровством, как другие рабы. Христианская мораль требовала от них честности. Неудивительно, что рабы-христиане стоили дороже на торгах по продаже рабов.

Они были научены оказывать добрую верность во всем. Им можно было полностью доверять, и именно этим, то есть всей их жизнью и служением, они были украшением учению Спасителя нашего, Бога. То, что было истинным для рабов-христиан в то время, должно быть истиной для всех тружеников-христиан сегодня.

2,11 Следующие четыре стиха дают прекрасное описание нашего спасения. Но, восхищаясь этой жемчужиной, мы не должны отделять ее от оправы. Павел настаивал, что все члены Божьей семьи должны быть последовательны в своем поведении. Теперь же он говорит о том, что одна из целей нашего спасения – жить в безупречной святости.

Ибо явилась благодать Божья. В данном случае под благодатью Божьей имеется в виду Сын Божий. Божья благодать явилась, когда Господь Иисус пришел на нашу планету, особенно когда Он отдал Самого Себя за наши грехи.

Он явился для спасения всех людей.

Его заместительная жертва достаточна для спасения всех. Но только те, кто воистину принимает Его как Господа и Спасителя, обретают спасение. Здесь, да и в любом месте Библии, вы не найдете ничего, подтверждающего, что в конце концов все будут спасены. Всеобщее спасение – это ложь дьявола.

2,12 Спасающая нас благодать также научает нас в школе святости. Это школа, в которой учат говорить: "Нет и нет". Во-первых, нет – нечестию, или неверию. Во-вторых, мирским похотям – не только сексуальным грехам, но также жажде богатства, власти, удовольствий, славы или чему угодно, имеющему отношение к мирскому.

Положительный аспект учения благодати – жить целомудренно, праведно по отношению к другим и благочестиво в чистом свете Его присутствия.

Именно это должно характеризовать нас в мире, где все касающееся нас обязательно аннулируется. Это всего лишь место нашего странствования, а не наш постоянный дом.

2,13 Живя в этом мире как странники, мы воодушевлены великолепным упованием – явлением славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Должны ли мы понимать под этим время восхищения Церкви на небеса (1 Фес. 4,13-18)? Или здесь говорится о возвращении Христа для царствования, когда Он явится миру в славе, восторжествует над противниками и установит Свое Царство (Откр.

19,11-16)? Мы верим, что Павел говорит о первом, то есть о пришествии Христа за Своей Невестой, Церковью.

Независимо от того, что это означает – Его пришествие как Жениха или как Царя, – верующий должен быть готовым и ожидать Его славного явления.

2,14 Ожидая Его возвращения, мы не должны забывать о цели Его Первого пришествия и о Его самопожертвовании. Он дал Себя не только для того, чтобы спасти нас от позора и наказания греха, но и для того, чтобы избавить нас от всякого беззакония. Если бы Он отменил наказание за грех, а его власть в нашей жизни осталась бы несокрушенной, наше спасение было бы совершено наполовину.

Он также отдал Себя, чтобы очистить Себе народ особенный. Очень часто мы ведем себя, как народ особенный, но не в том смысле, какой предопределил Господь! Он не умер за нас для того, чтобы мы были странными людьми или вели себя вызывающе. Он хочет, чтобы мы были народом, который в особенном смысле принадлежит Ему, а не миру или самим себе. Он дал Себя за нас, чтобы нам быть ревностными к добрым делам. Мы должны стремиться творить добрые дела во имя Его и для славы Его. Подумайте о том, какое рвение люди проявляют в спорте, политике и бизнесе. С такой же ревностью мы должны стремиться делать добрые дела.

2,15 "Сие" – то, что было передано Титу для научения, все сказанное в предыдущих стихах, особенно касающееся цели нашего Спасителя. Тит должен был увещевать, или побуждать верующих к жизни практического благочестия, и обличать любого, кто противился апостольскому учению в слове или жизни. Ему не следовало извиняться за такую настойчивость в служении; он должен делать это со всякой властью и дерзновением от Святого Духа. Чтобы никто не пренебрегал тебя. Титу не следовало смущаться из-за возраста, языческого происхождения или какой-либо естественной неспособности. Он говорил Слово Божье, и все остальное было неважно.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →