Комментарии МакДональда на послание к Евреям 1 глава

I. ПРЕВОСХОДСТВО ЛИЧНOСТИ ИИСУСА (1,1 – 4,13)

А. Превосходство Иисуса над пророками (1,1-3)

1,1 Никакое другое послание НЗ не переходит к сути так быстро, как это.

Пренебрегая преимуществами приветствия или вступления, автор сразу же обращается к главной теме. Создается впечатление, что его сжигало святое нетерпение описать всепревосходящую славу Господа Иисуса Христа.

Для начала он сравнивает откровение Бога в пророках с Его откровением в Его Сыне. Пророки были богодухновенными глашатаями Божьими. Они были уважаемыми слугами Господа.

Духовное богатство их служения сохранено в ВЗ.

Тем не менее их служение было неполным и фрагментарным. Каждому из них была дана определенная мера откровения, но всякий раз оно было неполным.

Дело было не только в том, что они получали истину небольшими частями; при ее передаче людям они пользовались многообразными методами.

Истина представала в виде закона, истории, поэзии и пророчества. Передавалась она когда в устной, когда в письменной форме. Иногда передача происходила посредством видений, снов, символов или пантомимы. Но какой бы метод ни использовался, главным было то, что прежние Божьи откровения иудейскому народу были предварительны, постепенны и разнообразны по способу предоставления.

1,2 Периодические, неполные и многообразные пророчества ВЗ теперь затмило превосходящее их окончательное откровение Божье в Личности Его Сына. Пророки были лишь каналами для передачи Божьего слова. Господь Иисус Христос Сам стал окончательным Божьим откровением людям. Как сказал Иоанн, "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1,18). О Себе Господь Иисус сказал: "Видевший Меня видел Отца..." (Ин. 14,9). Христос говорил не только от имени Бога, но и как Бог.

Желая подчеркнуть неизмеримое превосходство Сына Божьего над пророками, автор представляет Его прежде всего как наследника всего. Это означает, что по Божественному постановлению вся вселенная принадлежит Ему и что вскоре Он будет ею править.

Именно через Него Бог создал веки.

Иисус Христос был активным участником творения. Он создал звездные небеса, атмосферу, землю, человечество и Божественный план веков. Всякое творение, и духовное и физическое, сотворено Им.

1,3 Он – сияние славы Бога; это значит, что все совершенства, присущие Богу Отцу, есть и в Нем. В Нем мы видим всю моральную и духовную красоту Бога.

К тому же Господь Иисус Христос – точный образ ипостаси, или сущности, Божьей. Речь здесь, конечно же, идет не о физическом подобии, потому что Бог, в сущности, есть Дух. Это означает, что во всяком мыслимом аспекте Христос в точности представляет Отца. Большего сходства быть просто не может. Будучи Богом, Сын Своими словами и делами открывает людям, каков Бог.

И Он держит вселенную словом силы Своей. Первоначально Он словом сотворил мир (Евр. 11,3). Он говорит до сих пор, и Его могущественное слово поддерживает жизнь, удерживает от распада материю, сохраняет во вселенной надлежащий порядок. Именно Им все стоит (Кол. 1,17). В этом – простое объяснение одной из серьезных научных проблем. Ученые бьются над разгадкой тайны силы, которая удерживает молекулы вместе. Здесь же мы узнаем, что всю вселенную держит Иисус и делает это посредством Своего могущественного слова.

Но следующее достойное славы дело нашего Спасителя самое поразительное из всех: Он совершил Собою очищение грехов наших. Творец и Вседержитель мира стал носителем греха. Чтобы создать вселенную, Ему было достаточно произнести слово. Чтобы хранить вселенную и управлять ею, Ему достаточно сказать слово, потому что никакой моральной проблемы решать не нужно. Но для того чтобы раз и навсегда уничтожить наш грех, Он должен был умереть на кресте Голгофы.

Мысль о том, что суверенный Господь согласился унизиться до положения жертвенного Агнца, потрясает до глубины души. "Эта Божественная, столь изумительная, любовь требует моей души, моей жизни, всего моего существа", – писал Исаак Уоттс.

Наконец, мы читаем о Его возвышении, возведении на престол Господа: Он воссел одесную престола величия на высоте. Воссел – положение покоя.

Это не тот покой, который следует за напряженным трудом, но покой удовлетворения по завершении труда. Это положение свидетельствует, что труд искупления завершен.

Одесную престола величия на высоте – почетное место, место привилегий (Евр. 1,13). Он одержал славную победу, и Бог высоко вознес Его. Место по правую руку – это также позиция могущества (Мф. 26,64) и радости (Пс.

15,11). Пронзенная гвоздем рука Спасителя держит скипетр властелина вселенной (1 Пет. 3,22).

Следуя по стопам нашего Господа от сотворения к Голгофе и потом к славе, мы потеряли из виду пророков.

Какими бы великими они ни были, теперь они отошли в тень. Они свидетельствовали о грядущем Мессии (Деян.

10,43). Теперь же, когда Он пришел, они с радостью ушли из нашего поля зрения.

Б. Превосходство Иисуса над ангелами (1,4 – 2,18)

1,4 Следующее звено в цепи аргументов – показать превосходство Иисуса над ангелами. Это было необходимо, поскольку служение ангелов пользовалось у еврейского народа очень большим уважением. В конечном счете, закон был дан при посредстве ангелов (Деян. 7,53; Гал. 3,19), и в течение всей истории ангельские существа часто являлись древнему народу Божьему.

Вполне возможно, иудеи утверждали, что, оставляя иудаизм, человек порывает всякую связь с этой важной особенностью своего национального и религиозного наследия. Истина же в том, что, обретая Христа, он обретает Того, Кто превосходит ангелов и как Сын Божий (1,4-14), и как Сын Человеческий (2,5-18). Христос был столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее перед ними наследовал имя. Здесь сначала говорится о приобретенном превосходстве, потом о превосходстве унаследованном.

Приобретенное превосходство проистекает из Его воскресения, вознесения и возвышения как Господа и Христа. Воплотившись для страданий смерти, Он на короткое время стал ниже ангелов (2,9). Но Бог возвысил Его и возвел на престол в наивысшей славе.

Его унаследованное превосходство имеет отношение к Его славнейшему имени Сына, которое Он носил прежде веков.

1,5 Теперь автор цитирует два стиха из ВЗ, идентифицирующих Мессию с Божьим Сыном. Первый стих – из Псалма 2,7, где Бог обращается к Нему как к Сыну: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя". С одной стороны, Христос – вечный единородный Сын. С другой стороны, Он рожден в воплощении. С третьей стороны, Он был рожден в воскресении – первенец из мертвых (Кол.

1,18). Павел использовал этот стих в синагоге Антиохии Писидийской, говоря о первом пришествии Христа (Деян. 13,33).

Главное же здесь то, что никакого ангела Бог не называл Своим Сыном.

Обо всех ангелах вместе говорится как о сыновьях Бога (Иов. 1,6), но в данном случае это означает лишь то, что они – Его творение. Когда же о Господе Иисусе говорится как о Сыне Божьем, это свидетельствует о Его равенстве с Богом.

Второй стих взят из 2 Царств (7,14): "Я буду Ему Отцом, и он будет Мне сыном". Хотя может показаться, что эти слова относятся к Соломону, здесь Святой Дух указывает на них как на относящиеся к более великому Сыну Давида. Аргумент здесь опять-таки тот, что никакому ангелу Бог не говорил ничего подобного.

1,6 Третье доказательство превосходства Христа над ангелами таково: Он – объект их поклонения, они же – Его посланцы и слуги. В подтверждение этого автор цитирует Второзаконие (32,43) и Псалом (96,7).

В стихе из Второзакония говорится о времени, когда Он введет Первородного во вселенную, или, другими словами, о втором пришествии Христа. Тогда ангелы будут поклоняться Ему публично. Это может означать лишь то, что Он – Бог. Поклоняться кому-либо, кроме истинного Бога, – идолослужение. Здесь же Бог повелевает, чтобы ангелы поклонялись Господу Иисусу Христу.

"Первородный" может означать первый по времени (Лк. 2,7) или же первый по рангу и почестям (Пс. 88,28).

Здесь, а также в Римлянам 8,29 и Колоссянам 1,15.18 это слово использовано во втором значении.

1,7 Подчеркивая их несхожесть со Своим сущим от вечности Сыном, Бог творит Своими ангелами духов (или ветер) и Своими служителями пламенеющий огонь. Он – Творец и Повелитель ангелов. Они повинуются Его воле со скоростью ветра и с жаром огня.

1,8 Далее следует перечень величий, в которых равных Сыну нет никого. Первое из них то, что Бог обращается к Нему как к Богу. В Псалме 44,7 Бог Отец приветствует Мессию словами: "Престол Твой, Боже, в век века".

Здесь опять же очевидна Божественность Христа и довод взят из традиционного еврейского текста. (В каждой главе Послания к Евреям есть, по меньшей мере, одна цитата из ВЗ.) Он – вечный Властелин; Его престол – в век века. Его царство поистине будет простираться от края и до края вселенной.

Он – Царь праведный. Псалмопевец говорит, что Он держит жезл правоты – поэтическое выражение, означающее, что Царь правит честно и справедливо.

1,9 О Его личной честности свидетельствует тот факт, что Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Несомненно, это прежде всего относится к тридцати трем годам Его жизни на земле, в течение которых Бог не мог найти ни одного недостатка в Его характере и ни одного промаха в Его поведении. Он доказал, что достоин стать Правителем.

Принимая во внимание Его прекрасные качества, Бог помазал Его елеем радости более соучастников Его. Это значит, что Христу Он отвел место превыше всех других существ. Елей здесь может служить символом Святого Духа; Христос был исполнен Духом превыше всех других (Ин. 3,34). Его соучастники – те, совместно с которыми Он действовал, но это не значит, что они были Ему равны. В их число, возможно, входят и ангелы, но, скорее всего, здесь имеются в виду Его еврейские братья.

1,10 Господь Иисус Христос – Творец земли и небес. Об этом свидетельствует Псалом 101,25-27. В этом Псалме Мессия молится: "Боже мой! Не восхити меня..." (ст. 25). На эту молитву в Гефсимании и на Голгофе Бог Отец ответил: "В начале Ты основал землю, и небеса – дело рук Твоих".

Обратите внимание, что здесь, в стихе 10, Бог обращается к Своему Сыну как к Господу, то есть Иегове. Вывод из этого очевиден: Иисус НЗ – Иегова ВЗ.

1,11-12 В стихах 11 и 12 быстротечность творения противопоставляется вечности Творца. Его творения погибнут, Он же Сам пребывает. Хотя нам и кажется, что Луна, Солнце, звезды, горы, океаны и реки не подвержены тлению, на самом деле в них заложен механизм старения. Псалмопевец сравнивает их с ризой: сначала она ветшает, потом ее сворачивают, как ни на что больше не пригодную, и меняют на что-то лучшее.

Взгляните на цепь покрытых снегом горных вершин, на великолепный закат, на усыпанное звездами небо. А потом прислушайтесь к величественному звучанию этих слов: "И как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся".

1,13 В подтверждение превосходства Сына приводится еще одна цитата (Пс. 109,1). В этом Псалме Бог приглашает Мессию: "Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Задается вопрос: кому из Ангелов Бог говорил что-либо подобное? Ответ, конечно же: "Никому".

Место по правую руку Бога символизирует положение величайшей почести и безграничной власти. То, что все враги будут повержены к Его ногам, символизирует всеобщее подчинение и господство над всем и всеми.

1,14 Задача ангелов заключается не в том, чтобы править, а в том, чтобы служить. Они – духи, созданные Богом на служение для тех, которые имеют наследовать спасение. Это можно истолковать двояко: или же ангелы служат тем, кто еще не покаялся, или же они служат тем, кто спасен от наказания за грех и от его власти, но еще не избавлен от его присутствия, то есть тем верующим, которые еще на земле.

Это означает, что есть ангелы-хранители. Удивляет ли нас эта истина? Нет никакого сомнения, что существуют злые духи, ведущие непрекращающуюся войну против избранных Божьих (Еф. 6,12). Стоит ли удивляться, что есть святые ангелы, оберегающие призванных ко спасению? Но вернемся к главной мысли этого стиха – не к существованию ангелов-хранителей, а тому факту, что ангелы ниже Сына Божьего точно так, как слуги ниже Господина вселенной.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →