Комментарии МакДональда на послание к Евреям 2 глава

2,1 Автор только что привел доказательство той истины, что Христос неизмеримо лучше ангелов, потому что Он – Сын Божий. Прежде чем показать, что Он превосходит их и как Сын Человеческий, автор отвлекается, чтобы сделать первое из целого ряда предостережений, имеющихся в этом Послании. Это предостережение: не отпасть от евангельской вести.

Поскольку и Даятель, и Его дар столь велики, все слышащие Евангелие должны быть к нему особенно внимательны. На каждом шагу их подстерегает опасность отойти от Личности и снова соскользнуть в религию образов, а это значит отступить от веры, совершить грех, для которого нет покаяния.

2,2 Мы уже говорили, что евреи придавали служению ангелов в своей истории особое значение. Самым ярким примером этому был, вероятно, тот факт, что закон был дан в присутствии бесконечного множества ангелов (Втор. 33,2; Пс. 67,18). Закон действительно был возвещен через ангелов.

Он действительно имел силу. Всякий нарушавший его действительно получал праведное воздаяние. Это было общепризнано.

2,3 Но теперь доказательство, развиваясь, переходит от меньшего к большему. Если нарушители закона наказывались, то что ожидает пренебрегающих Евангелием? Закон указывает людям, что они должны делать; Евангелие говорит, что сделал Бог.

Через закон приходит знание о грехе, через Евангелие приходит знание о спасении.

Вознерадеть о таком спасении – преступление большее, чем нарушить закон. Закон был дан Богом через ангелов Моисею, а потом народу. Евангелие же они слышали непосредственно от Господа Иисуса. К тому же проповеди в его подтверждение первые христиане слышали из уст апостолов и слышавших Спасителя.

2,4 Бог Сам засвидетельствовал подлинность вести знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого. Знамения – это те чудеса, совершавшиеся Господом и апостолами, которые символизировали духовные истины. Например, насыщение пяти тысяч (Ин. 6,1-14) послужило поводом для последовавшего за ним наставления о Хлебе жизни (Ин. 6,25-59). Главная цель чудес – вызвать у очевидцев изумление; наглядный тому пример – воскресение Лазаря (Ин. 11,1-44). Силы – это проявление сверхъестественного могущества, нарушавшего законы природы. Раздаяние Святого Духа наделяло людей способностью говорить и действовать, далеко превышая пределы своих природных возможностей.

Цель всех этих чудес – засвидетельствовать об истинности Евангелия, особенно перед еврейским народом, который по традиции, прежде чем уверовать, просил о каком-либо знамении.

Есть несколько доказательств, подтверждающих, что нужда в чудесах отпала, как только появилась возможность пользоваться записанным на свитки НЗ. Тем не менее невозможно доказать, что Святой Дух никогда не повторяет этих чудес в последующие века.

Слова "по Его воле" указывают, что Святой Дух наделяет людей этими чудесными способностями по Своему выбору. Они – суверенный дар Божий.

Люди не имеют права требовать их или ожидать как ответ на молитву, потому что Бог никогда не обещал дать их всем.

2,5 В первой главе мы видели, что Христос превосходит ангелов как Сын Божий. Теперь же будет показано, что Он превосходит их и как Сын Человеческий. Нам легче будет следить за ходом мысли автора, если мы вспомним, что в понимании евреев факт воплощения Христа был неправдоподобен, а факт Его унижения – позорен.

Для евреев Иисус был всего лишь человек и стоял на порядок ниже ангелов. В последующих стихах показано, что даже как Человек Иисус был выше ангелов.

Прежде всего отмечено, что Бог не издавал указа, согласно которому вся обитаемая будущая вселенная попала бы под контроль ангелов. Будущая вселенная здесь – это тот золотой век мира и процветания, о котором так часто говорили пророки. Мы называем его Тысячелетним Царством.

2,6 Для того чтобы показать, что в будущем господство над землей будет дано человеку, а не ангелам, здесь цитируется Псалом 8,5-7. Хотя человек в каком-то смысле и незначителен, Бог все равно помнит его. Хотя человек в каком-то смысле и незначителен, Бог все равно о нем заботится.

2,7 На шкале творения человеку было отведено место ниже ангелов. Ему не сравниться с ними ни в знании, ни в скорости передвижения, ни в силе. К тому же он смертен. И тем не менее в намерениях Бога человеку предопределено быть увенчанным славою и честью.

Скромные возможности его тела и разума будут значительно расширены, и он будет возвеличен на земле.

2,8 В будущем все будет подчинено власти человека: тьмы ангелов, мир животных, птиц и рыб, солнечная система – каждая часть сотворенной вселенной будет под его контролем.

Таково было изначальное намерение Божье относительно человека. Например, Он повелел ему: "...наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1,28).

Почему же мы ныне еще не видим, чтобы все было ему покорено? Дело в том, что человек утратил свое господство в момент, когда согрешил. Именно грех Адама навлек проклятие на все творение. Прежде покорные твари стали свирепыми. Земля начала производить колючки и чертополох. Контроль человека над природой стал понятием спорным и очень ограниченным.

2,9 Тем не менее, когда Сын Человеческий вернется, чтобы царствовать над землей, господство человека будет восстановлено. Иисус как Человек восстановит все, что потерял Адам, и более того. Поэтому, если мы сейчас и не видим, чтобы все было под контролем человека, мы видим Иисуса и в Нем находим ответ будущему владычеству человека над землей.

На короткое время, а конкретно на тридцать три года Его земного служения, Он стал ниже ангелов. Он прошел весь путь унижения, спустившись с небес в Вифлеем, в Гефсиманию, на Гаввафу, на Голгофу и в могилу. Но теперь Он увенчан славою и честью. Его возвышение – результат Его страданий и смерти; крест привел к венцу.

Во всем этом Бог преследовал ту милосердную цель, чтобы Христос вкусил смерть за всех. Спаситель умер за нас и вместо нас, то есть Он умер за человека и как человек. В Своем теле на кресте Он понес все Божье наказание за грех, чтобы тем, кто в Него уверует, никогда не пришлось его нести.

2,10 То что владычество человека было восстановлено посредством унижения Спасителя, полностью соответствовало справедливому характеру Бога.

Грех разрушил Божий порядок. Прежде чем из хаоса мог быть восстановлен порядок, следовало справедливо решить проблему греха. То что Христос должен был страдать, истекать кровью и умереть, чтобы избавить человека от греха, согласовывалось со святым характером Бога.

Мудрый Проектировщик описан как Тот, для Которого все и от Которого все. Прежде всего Он – цель всего творения, все было создано для Его славы и радости. Но Он также и Автор всего творения, ничего не было создано без Него.

Его великая цель заключалась в том, чтобы привести многих сынов в славу.

Учитывая нашу собственную непригодность, удивляешься, что Ему вообще есть до нас какое-то дело; но лишь потому, что Он – Бог всякой благодати, Он призвал нас в Свою вечную славу.

Какова цена нашего прославления? Вождь нашего спасения должен был стать совершенным через страдания.

Что касается Его нравственного облика, Господь Иисус всегда был безгрешно совершенен. В этом отношении Он никогда не мог стать совершенным.

Он должен был стать совершенным как наш Спаситель. Для того чтобы приобрести для нас вечное искупление, Он должен был пройти через все наказания, которые заслужил наш грех. Его беспорочная жизнь не могла нас спасти; для этого нужна была Его заместительная смерть. Бог нашел достойный Себя способ спасти нас. Он послал Своего единородного Сына умереть вместо нас.

2,11 В следующих трех стихах подчеркивается, что Иисус был совершенным Человеком. Если Он собирался вновь завоевать утраченную Адамом власть, то необходимо было продемонстрировать, что Он поистине Человек.

Сначала констатируется факт: "Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого", то есть все они обладают человеческой природой. Или же они "все – от Единого", а значит, как у людей, у них у всех один Бог и Отец.

Освящающий – это Христос, именно Он отделяет людей от мира для Бога. Благословенны все те, кого Он так отделяет! Освященный человек или предмет – тот, который оставил сферу своих повседневный функций, чтобы принадлежать Богу, служить Ему и радовать Его. Антонимом к понятию "освящение" служит "осквернение".

Библия говорит о четырех видах освящения: освящение до обращения, освящение по занимаемому положению, практическое и совершенное освящение. Эти виды освящения подробно рассмотрены в 1 Фессалоникийцам (5,23), в разделе "Освящение", который необходимо внимательно прочитать.

Читатель должен тщательно проработать текст Послания к Евреям в поисках стихов, где упоминается освящение, и постараться определить, о каком виде освящения в них идет речь.

Именно потому, что Иисус стал истинным Человеком, Он не стыдится называть Своих последователей братьями. Возможно ли, чтобы великий Вседержитель вселенной стал человеком и настолько тесно отождествлял Себя с творением Своих рук, что назвал их братьями?

2,12 Ответ дает Псалом 21,23, где Он говорит: "Возвещу имя Твое братиям Моим". В этом же стихе Он изображен и отождествляющим Себя со Своим народом в его поклонении: "...посреди церкви воспою Тебя". Находясь в предсмертной агонии, Он думал о том дне, когда возглавит искупленное множество в его славословии Богу Отцу.

2,13 В подтверждение истины о человеческой природе Христа цитируются еще два стиха из еврейских Писаний. У Исаии (8,17) Он говорит о Своем уповании на Бога. Безоглядное упование на Господа – один из величайших признаков истинной человеческой природы. Потом, у Исаии (8,18) приводятся слова Господа: "Вот я и дети, которых дал мне Господь". Здесь имеется в виду то, что они – члены одной семьи, признающей общего Отца.

2,14 Тех, кто считает, что унижение Христа покрыло Его позором, автор приглашает рассмотреть четыре важных благословения, проистекающие из Его страданий.

Первое из них – ниспровержение сатаны. Как это произошло? Бог в известном смысле дал Своих детей Христу, чтобы Он их освятил, спас и освободил. Так как у этих детей была человеческая природа, то и Господь Иисус принял плоть и кровь. Он отложил внешнее проявление Своей Божественности и облек Свою Божественную сущность в "одеяние из праха".

Но в Вифлееме Его путь не закончился. "Ради меня Он прошел весь путь до Голгофы!" Своей смертью Иисус лишил силы имеющего державу смерти, то есть дьявола. Иисус его уничтожил, но не в том смысле, что лишил существования, а в том, что навсегда подорвал его могущество. Он превратил его в ничто.

Сатана до сих пор активно противодействует достижению Божьих целей, но на кресте ему был нанесен смертельный удар. Время его коротко, и гибель его неизбежна. Он враг, но уже побежденный.

В каком смысле дьявол имеет державу смерти? Здесь, вероятно, подразумевается, что власть дьявола над смертью заключается в том, что он требует ее. Грех пришел в мир именно через сатану. Божья святость отдала распоряжение о смерти всех согрешивших. Поэтому в своей роли обвинителя дьявол может требовать расплаты за грех.

В языческих странах эта его власть проявляется в способности его представителей, колдунов, навлекать на человека проклятие, и тогда этот человек умирает без всякой естественной на то причины.

В Библии нет ни одного указания на то, что дьявол может навлечь на верующего смерть, не получив на то предварительно позволения Бога (Иов. 2,6), а потому он не может и диктовать, когда время жизни верующего подошло к концу. Иногда ему позволяется лишить верующего жизни руками злых людей. Но Иисус предупреждал Своих учеников, что бояться следует не тех, кто может убить тело, а Бога, Который может уничтожить и тело, и душу в аду (Мф. 10,28).

В ВЗ Енох и Илия ушли на небеса, не увидев смерти. Это, несомненно, произошло только потому, что, как верующие, они были сочтены умершими в смерти Христа, относимой тогда еще к будущему.

Когда Христос придет при восхищении, все живущие в тот момент верующие уйдут на небеса, не пережив смерти. Но смерти они не увидят, потому что Божья святость в их отношении была удовлетворена смертью Христа.

Воскресший Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1,18), то есть у Него есть над ними полная власть.

2,15 Второе благословение, корнями уходящее в унижение Христа, – это избавление от страха. До креста страх смерти держал людей в пожизненном рабстве. Хотя в ВЗ и встречаются редкие проблески света относительно жизни после смерти, общая его атмосфера – это атмосфера неизвестности, ужаса и мрака. Все, что тогда было в тумане, теперь стало отчетливым и ясным, потому что Своим Евангелием Христос пролил свет на жизнь и бессмертие (2 Тим. 1,10).

2,16 Третье огромное благословение – это искупление греха. Своим приходом в мир Господь помог не ангелам, Он протянул руку помощи семени Авраамову. "Восприемлет" – перевод греческого epilambano – "схватить", "ухватиться". Так как здесь, в отличие от всех других случаев, этот глагол не может означать неистовое хватание, то его использование наводит на мысль о помощи и избавлении.

Под семенем Авраама могут подразумеваться физические потомки – евреи или же духовное семя – верующие всех времен. Важно здесь и то, что они – человеческие, а не ангельские существа.

2,17 Ввиду этого Ему было необходимо во всем уподобиться Своим братьям. Он принял истинную и совершенную человеческую природу. Он стал подверженным человеческим желаниям, мыслям, чувствам, эмоциям и привязанностям – за одним очень важным исключением: Он был без греха.

Его человеческая природа была идеальной, в нашу же вторгся чужеродный элемент – грех.

Благодаря Своей совершенной человеческой природе, Он в состоянии быть милостивым и верным первосвященником перед Богом. Он может быть милостивым к людям и верным Богу.

Его главная обязанность как первосвященника – совершить умилостивление за грехи народа. Для этого Он сделал то, что никакой другой первосвященник никогда не делал и не мог сделать: Он принес в жертву Самого Себя, безгрешного. Он добровольно умер вместо нас.

2,18 Четвертое благословение – это помощь искушаемым. Поскольку Он Сам страдал и был искушаем, то может помочь и тем, кто проходит через искушения. Он может помочь идущим через них потому, что был там Сам.

Здесь снова необходимо пояснение.

Господь Иисус был искушаем извне, но никогда – изнутри. Искушение в пустыне было искушением извне. К Иисусу явился сатана и попытался затронуть струны Его души, прибегнув к внешним стимулам. Но Спаситель никогда не мог быть искушаем ко греху похотями и страстями изнутри, потому что в Нем не было ни греха, ни того, что могло бы откликнуться на грех. Он претерпел, быв искушен. Противостояние искушению причиняет нам ту же боль, что Ему причиняло искушение.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →