Комментарии МакДональда на послание к Евреям 4 глава

4,1 Никто не вправе считать, что обещание покоя уже утратило свою силу. Оно не было полностью и окончательно исполнено в прошлом, поэтому обетование покоя все еще в силе.

Однако все называющие себя верующими должны удостовериться, что не промахнутся мимо цели. Если они верят на словах, то над ними нависла угроза отречения от Христа и обращения к какой-либо религиозной системе, бессильной дать спасение.

4,2 Нам возвещена Благая Весть – весть о вечной жизни, даруемой по вере в Христа. Благая Весть была возвещена и израильтянам – весть о покое в земле Ханаанской. Но пользы эта весть покоя им не принесла.

Их неуспеху есть два возможных объяснения, в зависимости от того, какого из вариантов прочтения стиха 2, встречающихся в рукописях, мы будет придерживаться. Следуя Синодальному переводу, они потерпели неудачу потому, что эта весть не была растворена верою слышавших. Другими словами, они не поверили ей или же не начали по ней жить.

В некоторых рукописях написано, что они "не объединились верою с теми, кто ей сосредоточенно внимал".

Здесь имеется в виду, что большинство израильтян не были объединены верою с Халевом и Иисусом Навином, которые поверили обещаниям Бога.

В любом случае главная мысль здесь такова: неверие лишило их того покоя, что Бог приготовил для них в земле обетованной.

4,3 В этом стихе очень непросто определить последовательность в развитии мысли. Создается впечатление, что здесь три ничем не связанных друг с другом предложения, и тем не менее через все три красной нитью проходит одна тема – Божий покой.

Сначала мы узнаем, что мы уверовавшие и есть те, кто входит в Божий покой. Вера – это ключ, открывающий нам дверь. Как уже говорилось, сегодня верующие наслаждаются спокойной совестью, потому что знают, что уже никогда не будут судимы за свои грехи (Ин. 5,24). Но верно также и то, что в вечный Божий покой войдут лишь те, кто верит. И здесь, скорее всего, имеется в виду этот будущий покой.

В следующем предложении эта же мысль подчеркнута с помощью отрицания: "Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой"" (см. Пс. 94,11). Точно так, как вера распахивает двери, неверие их закрывает.

У нас, уповающих на Христа, есть уверенность в Божьем покое; у неверующих израильтян такой уверенности быть не могло, потому что они не верили Божьему слову.

Наибольшую трудность представляет собой третья фраза: "...хотя дела Его были совершены еще в начале мира".

Вероятно, проще всего ее объяснить, если связать с предыдущей фразой. Там, говоря о Своем покое, Бог использовал будущее время: "Они не войдут в покой Мой". Будущее время сигнализирует, что возможность войти в покой Божий все еще существует, хотя некоторые лишились ее из-за своего непослушания. Несмотря на то что дела Божьи были совершены еще в начале мира, в этот покой еще можно войти.

4,4 Цель этого стиха – доказать на основании Писания, что Бог почил после того, как работа по сотворению мира была завершена. Неопределенность автора в идентификации процитированного отрывка никоим образом не свидетельствует о его неведении. Это просто литературный прием – цитировать из книги, которая в то время еще не была разделена на главы и стихи. В основу этого стиха легло изречение из Бытия (2,2): "...Бог... почил в день седьмой от всех дел Своих".

Здесь использовано прошедшее время, и может показаться, что оно указывает на принадлежность покоя Божьего лишь к истории, но никак не к пророчеству, что оно не имеет какого-либо отношения к нам сегодняшним.

Но это не так.

4,5 В подтверждение мысли о том, что ссылка на покой Бога по завершении творения не означает, что этот вопрос закрыт, автор снова цитирует с небольшим изменениями Псалом 94,11, где используется будущее время: "Не войдут в покой Мой". По сути, он говорит: "Размышляя о Божьем покое, не пытайтесь ограничить его тем, что произошло в главе 2 книги Бытие; помните, что позже Бог говорил о Своем покое как о все еще доступном для людей".

4,6 До этого звена в цепи доказательств мы видели, что с момента создания мира Бог предлагал человечеству покой. Входные ворота были распахнуты.

Израильтяне в пустыне не вошли в покой из-за своей непокорности. Но это не означает, что обещание стало недействительным! 4,7 Следующий шаг автора – показать, что даже во времена Давида, спустя 500 лет после того как израильтяне не были допущены в Ханаан, Бог для обозначения благоприятного времени все еще использовал слово "ныне".

В стихах 3,7.8.15 автор уже цитировал Псалом 94,7-8. Здесь он опять цитирует его как свидетельство того, что Божье обещание покоя не утратило силу со смертью израильтян в пустыне. Во времена Давида Он все еще умолял людей поверить Ему и не ожесточать своих сердец.

4,8 Конечно же, некоторые из израильтян все-таки вошли в Ханаан вместе с Иисусом Навином. Но даже они не обрели того окончательного покоя, который Бог приготовил для любящих Его. В Ханаане были войны, грех, болезни, печали, страдания и смерть.

Если бы на этом Божье обещание покоя было исчерпано, Он не стал бы предлагать его снова во время Давида.

4,9 Все вышесказанное подводит читателя к выводу: поэтому для народа Божьего еще остается субботство (покой). Здесь для обозначения покоя автор использует другое греческое слово (sabbatismos), родственное слову "sabbath" (шаббат). Оно обозначает вечный покой, которым будут наслаждаться все искупленные драгоценной Кровью Христа. Это соблюдение "шаббата" (субботы), конца которому не будет.

4,10 Всякий входящий в покой Божий найдет успокоение от своих трудов точно так же, как и Бог успокоился от Своих дел в седьмой день.

Возможно, прежде чем обрести спасение, мы усиленно старались это спасение заслужить. Осознав же, что этот труд был завершен Христом на Голгофе, мы прекратили свои бесполезные потуги и доверились воскресшему Искупителю.

Обретя спасение, мы с любовью, ревностно трудимся для Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас. Наши добрые дела – плод живущего в нас Святого Духа. Мы нередко устаем на Его служении, но от Его служения мы не устаем никогда.

В вечном Божьем покое мы успокоимся от всех своих земных трудов.

Это не означает, что на небесах нам нечем будет заняться. Мы и там будем поклоняться и служить Ему, но навсегда забудем, что такое усталость, беды, преследования и печали.

4,11 Предыдущие стихи продемонстрировали, что покой Божий доступен людям и сегодня. Здесь же сказано, что для того чтобы в этот покой войти, необходимо усердие. Мы должны стараться, чтобы убедиться, что наша единственная надежда – Христос Господь. Мы должны со всем усердием сопротивляться искушению верить в Него лишь на словах и отречься, лишь только разразится буря преследований и страданий.

Израильтяне были легкомысленны.

Они пренебрежительно отнеслись к обетованиям Бога. Они страстно желали вернутся в Египет, землю своего рабства. Об усердном "присвоении" Божьих обещаний верою не было и речи. Как следствие этого, они никогда не вошли в Ханаан. Их пример должен послужить нам предостережением.

4,12 В следующих двух стихах содержится предостережение, что неверие никогда не останется необнаруженным. Прежде всего, его раскроет Слово Божье. (Термин "logos", используемый здесь для передачи понятия "слово", – знакомое слово, использованное Иоанном в прологе к его Евангелию. Тем не менее, стих этот относится не к Живому Слову, Иисусу, а к Слову написанному – Библии). Это Слово Божье живое – оно живет постоянно и активно; действенное – побуждает к действию; острое - острее всякого меча обоюдоострого; проникновенное – пронзает душу и дух, две невидимые нематериальные составляющие человека. Оно проникает до суставов и мозгов; суставы делают возможными внешние действия, а мозг – скрытая, но очень важная для жизни составляющая костей; распознающее – оно различает и судит помышления и намерения сердечные.

Именно Слово судит нас, а не мы – Слово.

4,13 Кроме того, неверие открыто и перед живым Господом. Здесь на смену безличному местоимению приходит местоимение личное. И нет твари, сокровенной от Него. У Него ничто не остается незамеченным. Он знает абсолютно все. Он всегда видит все, что происходит во вселенной. В контексте стиха очень важна мысль, что Он знает, где истинная вера, а где лишь согласие разума с фактами.

II. ПРЕВОСХОДСТВО СВЯЩЕНСТВА ИИСУСА (4,14 – 10,18)

А. Превосходство первосвященства Иисуса над первосвященством Аарона (4,14 – 7,28)

4,14 В этих стихах автор возвращается к очень важной мысли, обсуждение которой началось в 3,1: Христос как великий Первосвященник Своего народа. В них Он представлен как великий источник силы и богатства для Своего нуждающегося народа, могущий даровать им победу. В центре внимания стоит уже не критически рассматривающее вас Слово, а сочувствующий вам всем сердцем Христос. Когда Слово полностью разоблачило нас (ст. 12-13), мы можем обратиться к Нему за милостью и благодатью.

Обратите внимание на превосходные качества нашего изумительного Господа:

1. Он – великий Первосвященник. Общество, устроенное по законам Моисея, видело много первосвященников, но ни одного из них никогда не называли великим.

2. Он прошел через небеса и галактики на третьи небеса, место обитания Бога. Это говорит, конечно же, о Его вознесении и прославлении, когда Он воссел по правую руку от Отца.

3. Он – Человек. Иисус – имя, данное Ему при рождении; это то имя, которое особым образом связано с Его человеческой природой.

4. Он – Бог. Титул "Сын Божий", используемый по отношению к Христу, говорит о Его абсолютном равенстве с Богом Отцом. Его человеческая сущность наделила Его полномочиями с точки зрения людей, Его Божественность – с точки зрения Бога. Не удивительно, что Он назван великим Первосвященником.

4,15 Нам опять же стоит обратить свое внимание на то, что Он пережил.

Никто не может поистине сострадать другому, если сам не прошел через подобное. Как Человек, наш Господь прошел через все, через что проходим мы, а потому может понять все те испытания, которые нам приходится переносить. (Он не может сочувствовать нашим проступкам, потому что Сам ничего подобного не испытал.) Муж скорбей и печалей разделяет всю боль, Что терзает наши с вами сердца.

Он, подобно нам, был искушен во всем, кроме греха. Писание с ревностной тщательностью оберегает безгрешное совершенство Господа Иисуса; должны это делать и мы. Он не знал греха (2 Кор. 5,21) и не совершал его (1 Пет.

2,22); в Нем нет греха (1 Ин. 3,5).

Он был не в состоянии согрешить ни как Бог, ни как Человек. Будучи совершенным Человеком, Он ничего не делал по Своей воле; Его послушание Отцу было абсолютным (Ин. 5,19), а Отец, конечно же, никогда бы не приказал Ему согрешить.

Ошибкой было бы утверждать, что поскольку Он не мог грешить, то и искушать Его не было никакого смысла. Целью искушения было со всей убедительностью продемонстрировать, что Он не мог грешить. (Суть доктрины о том, мог или не мог Христос согрешить, богословы формулируют с помощью двух латинских выражений: "non posse peccare" – невозможно согрешить и "posse non peccare" – возможно не согрешить. Истинное учение - non posse peccare: Он не мог согрешить.)

Если вы подвергнете золото испытанию, то испытание не утратит своей значимости только потому, что золото оказалось чистым. Если бы в нем содержалась хоть какая-та примесь, испытание тут же выявило бы это. Точно так же нельзя утверждать, что поскольку Он не мог согрешить, то и не был истинным Человеком. Грех отнюдь не неотъемлемый элемент человеческой природы, нет, он – вторгшийся в нее чужак. Наша человеческая природа замутнена грехом, Его – совершенна.

Если бы Иисус мог согрешить, как человек, живущий на земле, что могло бы помешать Ему согрешить как Человеку, живущему на небесах? Возносясь, чтобы занять место по правую руку от Отца, Он не оставил Свою человеческую природу позади, в прошлом. На земле Он был непогрешимым, непогрешимым Он остался и на небесах.

4,16 Здесь читателям дано милостивое приглашение: уверенно приступайте к престолу благодати. Наше дерзновение опирается на знание того, что Он умер, чтобы спасти нас, и живет, чтобы хранить нас. Мы уверены в сердечном приеме, потому что Он зовет нас прийти.

В эпоху ВЗ люди не могли прийти к Богу. Приблизиться к Нему мог лишь первосвященник да и то лишь однажды в году. Мы можем приходить в Его присутствие в любое время дня и ночи и получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Его милость покрывает все, чего мы не должны были бы делать, благодать же дает силы делать то, что следует, но на что нам не хватает сил.

Очень хорошо об этом написал Морган: "Мне никогда не надоест указывать, что греческая фраза, переведенная как "благовременный", – выражение из разговорной речи, его точный эквивалент: "как раз вовремя". "Чтобы мы могли получить милость и обрести благодать для помощи как раз вовремя"- благодать именно тогда и там, где я в ней нуждаюсь. Тебя терзает искушение. Когда оно начинает свою атаку, подними взор к Нему, и благодать придет на помощь как раз вовремя. Твое прощение не будет отложено до часа вечерней молитвы. Но там, на городской улице, когда искушение обдает тебя жаром, обратись к Христу с мольбой о помощи, и благодать Его будет с тобой как раз вовремя". (G. Campbell Morgan, "Choice Gleanings Calender".)

До этого момента Иисус был представлен как превосходящий пророков, ангелов и Моисея. Теперь мы обратимся к важной теме священства, чтобы увидеть, что первосвященство Иисуса более высокого порядка, чем первосвященство Аарона.

Когда Бог давал Моисею закон на горе Синай, Он учредил и институт человеческого священства, посредством которого люди могли приблизиться к Нему. Он постановил, что священники должны быть родом из колена Левия и из семейства Аарона. Этот порядок известен как левитское, или аароновское, священство.

В ВЗ упомянуто и другое учрежденное Богом священство – священство патриарха Мелхиседека. Этот человек жил в дни Авраама, задолго до того как был дан закон, и нес служение и царя, и священника. В последующих стихах автор показывает, что Христос – священник по чину Мелхиседека и что этот чин намного выше священства Ааронова.

В первых четырех стихах описан священник по чину Аарона. Далее, в стихах 5-10, подробно, главным образом путем противопоставления, описывается соответствие Христа сану священника.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →