Комментарии МакДональда на Откровение Иоанна 2 глава

А. Послание ефесской церкви (2,1-7)

2,1 Господь представляет Себя ефесской церкви как Держащего семь звезд в деснице Своей, Ходящего посреди семи золотых светильников. Большинство описаний Господа в этих посланиях подобны приведенному в главе 1.

2,2 Эта церковь отличалась множеством дел, ревностным трудом и терпеливой выносливостью. Она не могла сносить в своей среде развратных.

Она обладала способностью распознавать лжеапостолов и поэтому боролась с ними.

2,3-4 Ради имени Христа она терпеливо переносила испытания и бедствия и трудилась не изнемогая. Но трагедией для ефесской церкви было то, что она оставила первую любовь. Ее любовь остыла. Пылкий энтузиазм ранних дней исчез. Христиане могли оглянуться назад, на лучшие времена, когда их первая любовь ко Христу изобиловала огнем, полнотой и свободой.

Они все еще твердо придерживались доктрин и активно участвовали в служении, но истинный мотив их поклонения и служения был утерян.

2,5 Им следовало вспомнить добрые дни начала их веры, покаяться в том, что их первая любовь ослабела, и снова служить с преданностью, присущей началу их христианской жизни.

Иначе Господь сдвинет светильник в Ефесе, то есть их община перестанет существовать. Ее свидетельство постепенно замрет.

2,6 Следующее слово похвалы касается их ненависти к делам николаитов. Мы точно не знаем, кто эти люди.

Некоторые считают, что это последователи религиозного вождя по имени Николай. Другие указывают на то, что это название означает "править мирянами", и видят в этом указание на зарождение клерикальной системы.

2,7 Имеющие уши, чтобы слышать Слово Божье, поощряются слышать то, что Дух говорит церквам.

Потом дается обещание побеждающему. Обычно побеждающим в НЗ является тот, кто верит, что Иисус Христос есть Сын Божий (1 Ин. 5,5), иными словами, истинный верующий.

Вера делает его способным побеждать мир с его искушениями и обольщениями. Вероятно, в каждом послании обещание содержит дополнительную мысль именно для этой церкви. Так, побеждающим в ефесской церкви может быть тот, кто проявит искренность своей веры посредством покаяния за то, что отступил от своей первой любви. Таковые вкусят от древа жизни, которое посреди рая Божьего. Это не значит, что они спасутся благодаря победе; победа здесь доказывает подлинность пережитого ими обращения.

Люди спасаются единственным путем – благодатью по вере в Христа. Все спасенные вкусят от дерева жизни, то есть войдут на небеса в вечную жизнь во всей полноте.

Ефесскую церковь часто используют для описания общего состояния Церкви вскоре после смерти апостолов.

Б. Послание смирнской церкви (2,8-11)

2,8 Смирна означает "мирт" или "горечь". Здесь Христос предстает как Первый и Последний, Который был мертв и се жив. Это описание может послужить особым утешением для тех, кто ежедневно встречается с угрозой смерти.

2,9 С особой нежностью Господь говорит Своим страдающим святым, что Он знает их скорбь в совершенстве.

Внешне они могут выглядеть нищими, но в духовном отношении они богаты.

Как сказал Чарльз Стенли: "Особая честь – находиться рядом с Тем, Кому негде было преклонить голову, и быть похожим на Него. Я познал это: Иисус – особый спутник Своим бедным слугам".

Против святых в Смирне особенно резко выступали евреи. Историки рассказывают, с какой готовностью иудеи оказывали помощь, когда мучили, например, Поликарпа. Как иудеи, они называли себя народом Божьим, но своими богохульными поступками показывали, что являются сборищем сатанинским.

2,10 Христианам не следует бояться того, что им надобно будет скоро претерпеть. Некоторых из них ввергнут в темницу, и они будут иметь скорбь дней десять. Этот период времени может относиться к десяти буквальным дням, к десяти особым периодам преследования со стороны римских императоров, предшествовавших Константину, или к десяти годам преследования в дни правления Диоклетиана.

Господь поощряет верующих быть верными до смерти, то есть быть готовыми скорее умереть, чем отречься от своей веры в Христа. Они получат венец жизни – особую награду, предназначенную мученикам.

2,11 Опять охотно слушающим звучит призыв слушать голос Духа. Побеждающему обещано, что он не потерпит вреда от второй смерти. Здесь побеждающий – это тот, кто доказывает подлинность своей веры тем, что предпочитает пойти на небо с доброй совестью, нежели остаться на земле с худой. Ему вторая смерть не причинит вреда, поскольку она – заключительный приговор для всех неверующих (20,6.14).

В. Послание пергамской церкви (2,12-17)

2,12 Пергам (или Пергамум) означает "высокая башня" или "сочитанный навсегда". Это послание представляет Господа как Имеющего острый с обеих сторон меч, или Слово Божье (Евр. 4,12), которым Он будет судить злых делателей в общине (см. ст. 16).

2,13 Пергам был азиатским центром культа поклонения императору, поэтому он назван местом, где находится престол сатаны. Несмотря на то что церковь находилась в окружении язычества, она оставалась верной Христу, хотя один из ее членов, Антипа, был умерщвлен за то, что исповедовал Господа Иисуса. Он первый известный житель Азии, который умер за отказ поклониться императору.

2,14-15 Но Господь должен был упрекнуть церковь за то, что она позволяла исповедующим ложное учение продолжать находиться в общении с христианами. Среди нее находились те, кто держался учения Валаама, и николаиты.Учение Валаама одобряло употребление в пищу идоложертвенного и сексуальную распущенность.

Оно также практиковало проповедь за плату (Чис. 22 – 25; 31).

Точного определения учению николаитов нет. Многие ученые богословы склонны считать, что это были либертинцы, учившие, что находящиеся под благодатью могут допускать в своей жизни идолопоклонство и сексуальные грехи.

Однако доктор Ч. И. Скоуфилд связывает это учение с возникновением клерикальной системы: "Это учение о том, что Бог учредил класс духовенства, или священников, как отличный от мирян. Это слово состоит из двух греческих: niko – завоеватель или победитель и laos – народ. В НЗ ничего не известно о "духовнике" и еще меньше о священнике кроме того, что все дети Божьи имеют особую милость быть "царственным священством". В первоапостольской Церкви были должности: пресвитеры (или епископы) и диаконы; и дары: апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учителя (Еф. 4,11). Наделенные дарами могли быть или не быть пресвитерами и диаконами. Но в более позднем апостольском периоде возникла склонность только пресвитерам приписывать право отправлять таинства и вообще утвердить себя как посредников между Богом и людьми; это и были николаиты. Как видим, то, что в Ефесе, или в апостольском периоде, было "делами", в Пергаме, или две сотни лет спустя, во времена Константина, стало "учением". (Ella E. Pohle, Dr. C. I. Scofield's Question Box, p. 89.)

2,16 К истинным верующим звучит призыв покаяться. Если они сделают это, то смогут успешно изгнать злых делателей и учителей из своей среды. Иначе Сам Господь сразится с этими негодными людьми.

2,17 Послушные святые должны услышать, что Дух говорит церквам.

Побеждающему будет дано вкушать сокровенную манну, ему будет дан белый камень. Побеждающим в Пергаме могло быть Божье дитя, которое отказалось бы терпимо относиться к лжеучениям в поместной церкви. Но что же такое сокровенная манна и белый камень? Манна – прообраз Самого Христа.

Она может символизировать любую небесную пищу в противоположность пище, приносимой в жертву идолам (ст. 14). Сокровенная манна – возможно, "сладостное сокровенное общение с Тем, Кто прославлен как пострадавший здесь". Белый камень объясняют по-разному. В юридической сфере это был знак оправдания. В атлетических состязаниях это был символ победы.

Также это был знак гостеприимства, который хозяин вручал своим гостям.

Ясно, что это выражение личного Божьего одобрения и награда, которую Он дает побеждающему. Элфорд говорит, что новое имя – знак принятия Богом и звание в славе.

Исторически эта церковь, вероятно, представляет период времени после Константина, когда Церковь накрепко объединилась с государством. Тысячи людей стали номинальными христианами, а Церковь стала снисходительной к проявлениям язычества в ее среде.

Г. Послание фиатирской церкви (2,18-29)

2,18 Имя Фиатира означает "непрестанная жертва" или "непрекращающееся жертвоприношение". В этом послании мы видим Сына Божьего, у Которого очикак пламень огненный, и ноги подобны халколивану. Очи говорят об остром зрении, а медные ноги – о грядущем суде.

2,19 Эта церковь была выдающейся в нескольких направлениях. Она не имела недостатка в добрых делах, любви, служении, вере и терпеливой выносливости. Фактически наблюдался рост, а не уменьшение количества дел.

2,20 Но в общине снисходительно относились к нечистому учению, которое позволяло практиковать аморальность и идолопоклонство. Церковь попустила самозваной пророчице по имени Иезавель ввести в грех рабов Божьих. (В основном тексте читаем "твоя жена (женщина) Иезавель".) Как Иезавель в ВЗ развратила Божий народ блудодеянием и идолослужением, так и эта женщина учила, что христиане могут поступать так и это не будет грехом. Возможно, она одобряла вступление верующих в торговые гильдии Фиатиры, несмотря на то, что это влекло за собой необходимость воздавать почести богу или богине торговли и участвовать в празднествах, на которых была идоложертвенная пища. Несомненно, она оправдывала этот компромисс с миром на том основании, что это якобы послужит успеху дела церкви.

2,21-23 Так как она отказалась покаяться, Господь был намерен сменить ей одр похоти на одр болезни в великой скорби. Любодействовавшие с нею будут повержены на одр великой скорби и смерти, если не оставят ее и не устранятся от ее дел. Тогда все церкви уразумеют, что Господь бодрствует и воздает каждому по делам его. Может быть, в Фиатире действительно была пророчица по имени Иезавель. Но исследователи Библии также усмотрели здесь намек на возникновение ложной церковной системы с ее поклонением изображениям, продажей индульгенций и отпущением священниками таких грехов, как блудодеяние.

2,24-25 В Фиатире был верный остаток (прочие, которые не держат этого учения), который не принимал участия в тайных учениях и обрядах Иезавели, известных еще как глубины сатанинские. На них не налагалось иного бремени ответственности, как крепко держаться истины до пришествия Христа.

2,26-28 Победителем в Фиатире был истинный верующий, твердо державшийся дел истинного христианства. Его наградой будет право царствовать с Христом в Тысячелетнем Царстве. Он получит власть над язычниками и право управлять ими жезлом железным. Всякий грех и противление будут наказаны строго и незамедлительно.

Господь обещает дать побеждающему звезду утреннюю. Звезда светлая и утренняя – Сам Господь Иисус (22,16).

Как утренняя звезда появляется на небосводе до восхода солнца, так и Христос явится, как утренняя звезда, чтобы восхитить Свою Церковь на небеса, прежде чем Он придет, как солнце правды, чтобы царствовать над землей (1 Фес. 4,13-18; Мал. 4,2). Таким образом, побеждающему обещано участие в восхищении. Он не достигает этого своими делами, но его дела свидетельствуют о подлинности его веры.

Так как он истинно обращенный, то ему будет дана звезда утренняя.

2,29 В этом и следующих трех посланиях выражение "Имеющий ухо (слышать) да слышит..." следует за обещанием побеждающему, а не предшествует ему. Это может указывать на следующий факт: предполагается, что, начиная с этого места, только побеждающий будет иметь ухо, чтобы слышать, что Дух говорит церквам.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →