Комментарии МакДональда на Откровение Иоанна 3 глава

Д. Послание сардийской церкви (3,1-6)

3,1 Сардис означает "те, кто избежал" или "обновление". Господь предстает здесь как имеющий семь духов Божьих и семь звезд. Во власти Духа Святого контролировать церкви и их посланников.

Сардийская церковь была церковью мертвого исповедания. Она имела репутацию христианского общества, но большей частью просто соблюдала формальные скучные обряды. Она не избыточествовала духовной жизнью, она не излучала сверхъестественный свет.

3,2-3 Господь призывает ее к новой ревности и к новым стремлениям, чтобы утвердить то малое, что осталось для Него, хотя бы даже проявлялись признаки умирания. Люди часто брались за осуществление разных планов для Бога, но никогда их не доводили до конца. Христос предупредил их, чтобы они крепко держали святой залог веры и покаялись в своей мертвенности. Если они этого не сделают, Он внезапно придет и совершит над ними суд.

3,4 Даже в Сардийской церкви был остаток, не утерявший христианского свидетельства. Эти верующие, которые не осквернили одежд своих мирским, будут ходить со Христом в белых одеждах.

3,5 Они были теми побеждающими, праведные поступки которых отметили их как истинных верующих.

Их белые одежды свидетельствуют об их праведной жизни. Так как они проявили себя истинными христианами, то их имена не будут изглажены из книги жизни.

Некоторые думают, что книга жизни содержит имена всех, кому дана была физическая жизнь. Согласно этой точке зрения, тот, кто своей жизнью покажет, что истинно родился свыше, не будет изглажен из этой книги, тогда как, по логике, все остальные будут.

Другие видят эту книгу как журнал регистрации тех, кто имеет жизнь духовную. Таковым обещано, что их имена не будут изглажены, то есть они не лишатся спасения. Согласно этой точке зрения, факт, что имена некоторых не будут изглажены из книги жизни, не требует изглаживания других имен.

Основываясь на последовательном учении Священного Писания о том, что спасение совершается по благодати, а не по делам, и на ясных утверждениях, что истинный верующий имеет вечную безопасность (Ин. 3,16; 5,24; 10,27-29), стих 5 не подразумевает, что дитя Божье может погибнуть навеки.

Наш Господь добавляет обещание, что Он исповедает имена побеждающих перед Своим Отцом и ангелами небесными.

3,6 Снова к людям обращен призыв услышать серьезное предупреждение о том, что нельзя исповедовать религию, не будучи рожденным свыше.

Община в Сардисе очень часто используется для иллюстрации постреформационного периода, когда Церковь стала формальной, обрядовой, мирской и политической. Лидерами в этом стали протестантские государственные церкви и американские колонии.

Е. Послание филадельфийской церкви (3,7-13)

3,7 Филадельфия означает "любовь к братьям". Господь является этой церкви как Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит.

Другими словами, Он имеет административную власть и неоспоримый контроль.

Открытая дверь, которую еврейская синагога и языческие культы были бессильны закрыть, – это данная Богом возможность проповедовать Христа всем, кто захочет слушать. Ключ Давидов – это ветхозаветная ссылка на абсолютное полновластие Бога открывать двери и закрывать уста (см. Исаии 22,22). (Daily Notes of the Sckripture Union.)

3,8 Община в Филадельфии получила от Господа только слова похвалы.

Эти святые были верными. Они ревновали о добрых делах. В своей человеческой слабости они уповали на Господа, в результате чего оказались способными сохранить веру, претворяя ее в жизнь. Они не отреклись имени Христа. Поэтому Он оставит перед ними открытую дверь возможностей, которую никто не сможет затворить.

3,9 Эти самозванцы-иудеи, которые ожесточенно противостояли простым верующим, будут посрамлены перед ними. Те, которые называли себя избранным народом Божьим, хотя на самом деле были сборищем сатанинским, будут вынуждены признать, что презираемые ими христиане в действительности были избранным стадом.

3,10 Так как филадельфийцы сохранили Божью истину, живя согласно ее учению перед людьми, Господь сохранит их от годины искушения, которая грядет, чтобы испытать всех живущих на земле. Это обещание освободить их от периода великой скорби, описанной в главах 6-19. Заметьте: они будут сохранены от годины искушения, то есть от всего этого периода времени.

Также они будут сохранены от этого периода, а не из него.

"Живущие на земле" – это специальный термин, означающий тех, кто считает эту землю своим домом, "людей мира, которых удел в этой жизни..." (Пс. 16,14).

3,11 Пришествие Христа является для святых побуждением к непоколебимой стойкости. Зная о его близости, они не должны позволить кому бы то ни было похитить у них победный венец.

3,12 Побеждающий сделается столпом в Святом святых Бога. Что здесь имеется в виду? Несомненно, это означает силу, честь и постоянную безопасность. Он никогда не покинет это место безопасности и радости. Побеждающий получит три имени, написанных на нем: имя Бога, имя нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога, и новое имя Господа Иисуса. Таким образом, он будет признан как принадлежащий всем троим.

3,13 Имеющий ухо да слышит эту весть от Духа к церквам.

Церковь Филадельфии часто служит символом великого евангельского пробуждения в XVIII и начале XIX веков, восстановления истины о Церкви и пришествии Христа, а также всемирного миссионерского служения. В то время как евангельские христиане радовались значительному размаху восстановления в этот период, сатана приложил определенные усилия, чтобы заквасить Церковь духом законничества, обрядовости и рационализма.

Ж. Послание лаодикийской церкви (3,14-22)

3,14 Лаодикия означает или "правящий народ", или "суд людской". Господь Иисус представляет Себя как Аминь, Свидетеля верного и истинного, Начало создания Божьего. Как Аминь, Он есть воплощение верности и истины, Тот, Кто гарантирует и исполняет Божьи обетования. Он также Автор всего творения Божьего, и материального, и духовного. Выражение "начало создания Божьего" не означает, что Он был первой сотворенной Личностью.

Он никогда не был сотворен. Скорее, это значит, что Он положил начало всему творению. Здесь не сказано, что Он имел начало, но что Он – есть Начало. Он Источник создания Божьего. И Он превосходит все творения.

3,15-17 Церковь в Лаодикии была ни холодной, ни горячей. Она была болезненно тепловатой. Господь предпочел бы, чтобы она проявляла большую определенность в своем безразличии или своей ревности. Но нет, она была достаточно теплой, чтобы обмануть людей, заставив их думать, что она – церковь Божья, и вместе с тем омерзительно теплой в отношении всего святого. Это противно Всевышнему. Более того, этой церкви свойственны гордость, невежество, самонадеянность и самодовольство.

3,18 Господь советует этим людям купить у Него золото, огнем очищенное.

Оно может означать святую праведность, которую не покупают за деньги или другую плату (Ис. 55,1), но получают как подарок по вере в Иисуса Христа. Здесь может иметься в виду и искренняя вера, которая, пройдя испытание в огне, проявляется к похвале, чести и славе в день явления Иисуса Христа (1 Пет. 1,7).

Этим людям дается также совет купить белую одежду, то есть практическую праведность в повседневной жизни. И им нужно помазать свои глаза глазной мазью, то есть достичь истинного духовного видения через просвещение Духом Святым. Данный совет особенно уместен, поскольку Лаодикия была известна как центр банковского дела, текстильного производства и медицины и особенно славилась изготовлением глазной мази.

3,19 Любовь Господа к этой церкви проявляется в том, что Он упрекает ее и наказывает. Если бы Господь не заботился, Он бы и не беспокоился. С долготерпеливой нежностью Он призывает эту номинальную церковь быть ревностной и покаяться.

3,20 В заключительных стихах изложено то, что Скоуфилд называет "местом и положением Христа в конце периода Церкви". Он находится вне неискренней церкви, вежливо стуча и приглашая отдельных людей (уже не всю общину) оставить церковь отступницу, чтобы иметь общение с Ним.

Тренч комментирует: "Каждый человек – хозяин дома своего собственного сердца; оно – его крепость; он должен сам открыть свою дверь. Он имеет исключительное право и привилегию отказаться открыть ее.

Но если он откажется, то окажется жалким победителем в битве, ослепленным своим самодовольством". (Richard Chevenix Trench, Commentary on the Epistles to the Seven Churches in Asia, p. 225.)

3,21 Побеждающему обещано, что он разделит с Христом славу Его престола и будет царствовать с Ним над землей тысячу лет. Те, кто разделяет с Ним унижение, отвержение и страдания, разделят с Ним и славу.

3,22 Затем слушающему в последний раз дается серьезный совет слышать голос Духа.

Как бы мы ни толковали книгу Откровения, невозможно опровергнуть то, что лаодикийская церковь ярко иллюстрирует тот век, в который мы живем. Повсюду мы видим жизнь в роскоши, в то время как души гибнут без Евангелия. Христиане носят короны вместо крестов. Мы стали более склонными к спорту, политике или телевидению, чем к труду для Христа.

Мало сознания духовной нужды, мало стремления к истинному возрождению. Лучшую часть своей жизни мы отдаем миру бизнеса, и только остаток растраченной жизни передаем Спасителю. Мы угождаем нашим телам, которые через несколько коротких лет превратятся в прах. Мы копим, вместо того чтобы расточать, собираем сокровища на земле вместо неба. Общепринятое мнение таково: "Для народа Божьего ничто не может быть слишком хорошо. Если я не буду нежить себя, то кто же? Давайте преуспевать в мире, а наши свободные вечера отдавать Господу". Таково наше состояние накануне возвращения Христа.

III. ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СЕГО (Гл. 4 – 22)

Теперь мы приступаем к третьему, главному разделу Откровения. Первые три главы описывали период Церкви от апостольских времен до восхищения.

Начиная с этой главы, тема книги: "Что должно произойти после сего".

Между главами 3 и 4 есть определенный пропуск. Начиная с этого момента и далее нигде не упоминается, что Церковь находится на земле. Что же с ней произошло? Мы считаем, что Господь взял ее на небо в конце главы 3.

Поскольку святые переселены на небо, Господь возобновит Свои отношения с народом израильским. Потом начнется великая скорбь. В этот семилетний период Господь будет иметь дело с еврейским народом, некогда отвергнувшим Мессию. Те, кто обратится к Христу во время великой скорби, будут спасены, чтобы войти в славное Царство на земле, тогда как отрекшиеся от Него будут уничтожены.

В начале великой скорби множество евреев вернется в землю израильскую в неверии (Иез. 36,24-25). Римское мировое правительство заключит с израильским правительством договор, гарантируя им свободу богослужения (Дан. 9,27). Фактически, первые три с половиной года великой скорби будут сравнительно мягкими.

Господь Иисус описал эти годы в Ев. от Матфея (24,4-14).

В середине великой скорби в Иерусалимском храме будет поставлено изображение идола, и люди должны будут поклониться ему, иначе лишатся жизни (Мф. 24,15). Это послужит сигналом начала великой скорби, бедственного времени для Иакова, периода таких страданий, каких мир никогда не знал и не узнает (Мф. 24,21).

Глава 4 вводит нас в начало великой скорби. Первое действие происходит на небе, где Иоанну дано видеть славу Божью. Господь часто являл пророкам Свою славу, прежде чем позволить им предсказывать будущее (Ис. 6; Иез. 1). В главе 1 Иоанн видел славу Христа, до того как ему было позволено записать будущую историю Церкви. Теперь ему дана возможность увидеть Бога, до того как он узнает о судах, которые изольются на неверующий Израиль и язычников.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →