Евангелие от Матфея 11 глава

1 На этом Иисус завершил наставления двенадцати ученикам Своим, после чего Он некоторое время воздерживался учить и проповедовать в городах, (в которые пошли) они.
2 И вот Иоанн, который в темнице услышал об этом, послал ко Христу двух учеников своих
3 спросить у Него: Ты ли Тот, Кто должен был придти, или ожидать нам другого?
4 В ответ Иисус сказал им: пойдите, возвестите Иоанну то, что слышите и видите:
5 слепые – прозревают, хромые – ходят, прокаженные – очищаются, глухие – слышат, мертвые – воскресают, нищим – благовествуют.
6 И блажен тот, кто не ошибется во Мне.
7 После того как они ушли, Иисус стал говорить с народом об Иоанне: на что посмотреть вы приходили в пустыню? На тростник ли, колеблемый ветром?
8 На кого же вы приходили поглядеть? Может быть, на человека, облаченного в пышные одежды? Так ведь пышно одетые живут в царских дворцах.
9 Зачем же вы приходили? Поглядеть на пророка? Так вот, говорю вам: даже больше, чем на пророка,
10 потому что это о нем написано: перед Тобою Я пошлю Своего вестника, который возвестит о пришествии Твоем. (Исх.23.20)
11 Уверяю вас: среди рожденных женщинами еще не появлялся человек более великий, чем Иоанн Креститель. Однако в Царстве Небесном даже самый последний превосходит его.
12 Со времен же Иоанна Крестителя и доныне Царства Небесного необходимо добиваться1, и лишь добивающиеся достигнут его,
13 потому что все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 А если хотите знать, то он – Илия, которому суждено было придти2.
15 Кто имеет уши услышать, да услышит! (Иез.12.2)
16 Кому Я уподоблю этот народ? Он подобен детям, которые, сидя на улице, обращаются к друзьям своим:
17 мы играли вам на свирели, а вы не плясали; мы пели вам погребальные песни, а вы не плакали.
18 Ибо пришел Иоанн, который ни ест, ни пьет, а они говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, который ест и пьет, а они говорят: вот Человек, который много ест и пьет много вина3, друг мытарей и грешников. Но дела обличают лукавство их4.
20 После этого Он стал упрекать города, в которых были совершены самые величайшие из чудес Его, за то, что жители их не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы чудеса, совершенные в вас, были совершены в Тире и Сидоне5, они бы давно уже в печали и скорби6 покаялись.
22 Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 А ты, Капернаум, не до неба ли превознесся? Так до ада низвергнешься! Ведь если бы в Содоме были совершены чудеса, совершенные в тебе, то он стоял бы доныне.
24 Но говорю тебе, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25 В завершение Иисус обратился (к народу) и воскликнул: славлю Тебя, Отче, Владыка неба и земли, за то, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам!
26 Воистину, Отче, таково было благоволение Твое!
27 Все Мне было передано Отцом Моим, а Сына никто не знает, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и тех, кому Сын пожелает открыть.
28 Придите ко Мне все, кто трудится и обременен заботами, и Я дарую вам покой.
29 Возложите иго Мое на себя и научитесь у Меня кротости и смирению сердца, и обретете покой для душ ваших; (Иер.6.16)
30 ведь иго Мое – благо, и бремя Мое – легко.

Примечания:

[11.1] «добиваться» – досл.: «брать приступом», «решительно прорываться».
[11.2] «Илия, которому суждено было придти» – ветхозаветный праведник Илия был взят на небо (4Цар. 2.1 – 18) и должен вернуться на землю, согласно пророчеству Малахии (Мал. 3.24), перед приходом Мессии.
[11.3] «много ест и пьет много вина» – досл.: «чревоугодник и пьяница».
[11.4] «дела обличают лукавство их» – в греческом тексте слова, трудно поддающиеся истолкованию. Возможно, автор хотел сказать, что эти люди (фарисеи) своей напускной, внешней мудростью пытаются оправдать свои действия.
[11.5] Тир и Сидон – в древности цветущие финикийские города, о разрушении которых пророчествовали Иезекииль и Иеремия.
[11.6] «в печали и скорби» – досл.: «в рубище и в пепле» – атрибуты иудейского траура.

← Евангелие от Матфея 10 глава   •   все главы   •   Евангелие от Матфея 12 глава →