Евангелие от Матфея 12 глава

1 Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья1 и есть.
2 Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.
3 Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?
4 Как вошел он в дом Божий2 и ел священный хлеб3, который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
5 И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?
6 Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.
7 И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос.6.6)
8 ибо Сын Человеческий господин субботы.
9 Уйдя оттуда, Он пришел в местную синагогу,
10 а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?
11 Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?
12 А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;
13 после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.
14 И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.
15 И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,
16 запретив им разглашать о Нем,
17 во исполнение сказанного пророком Исайей:
18 вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.
19 Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.
21 И на Него будут уповать народы. (Ис.42.1 – 4; 5.1)4
22 И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.
23 И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?
24 Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.
25 Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.
26 И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?
27 И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим5? Пусть же они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.
29 Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.
32 И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.
33 Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.
34 О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.
35 Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.
36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,
37 ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.
38 Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение6.
39 Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Ион.2.1)
41 Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.
42 Царица южная7 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.
43 Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.
44 Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.
45 Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нем. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.
46 Он еще говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.
47 И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.
48 Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?
49 И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,
50 ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.

Примечания:

[12.1] Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.
[12.2] «дом Божий» – главная часть Храма;
[12.3] «священный хлеб» – пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод – «хлебы предложения» (см. Исх. 25.30).
[12.4] 12.18 – 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.
[12.5] сыновьям вашим – по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были «сыновьями» иудейского народа.
[12.6] знамение – книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.
[12.7] «царица южная» – царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 – 13).

← Евангелие от Матфея 11 глава   •   все главы   •   Евангелие от Матфея 13 глава →