Евангелие от Матфея 26 глава

1 На этом Иисус закончил речь Свою и сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха1; и Сын Человеческий предан будет на распятие.
3 Тем временем первосвященники, книжники и старейшины из народа собрались во дворе первосвященника по имени Каиафа
4 и приняли решение хитростью захватить Иисуса и убить.
5 Но только не во время праздника, – говорили они, – чтобы не произошло возмущения в народе.
6 И вот, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 и обедал, к нему подошла женщина, принесшая небольшой сосуд очень дорогого мира2, и стала возливать миро на голову Его.
8 Увидев это, ученики стали говорить в негодовании: к чему такая трата мира?
9 Ведь его можно было продать за большие деньги и раздать нищим.
10 Услышав это, Иисус сказал им: зачем вы огорчаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня.
11 Ведь нищие всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами.
12 Возлив миро на тело Мое, она тем самым подготовила Меня к погребению.
13 Уверяю вас: во всем мире, где только будет проповедано Евангелие, в память о ней сказано будет о том, что совершила она.
14 Тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и спросил: сколько вы согласны заплатить мне за то, что я предам Его вам? Они же отсчитали ему тридцать сребреников.
16 И с этого времени он стал искать удобный случай, чтобы предать Его.
17 А в первый день опресноков3 ученики подошли к Иисусу и спрашивают: где велишь приготовить Тебе пасхальную трапезу?
18 Он же сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху вместе с учениками Моими.
19 Ученики поступили так, как повелел им Иисус, и приготовили пасхальную трапезу4.
20 И вот вечером, сидя вместе с двенадцатью учениками за трапезой,
21 Он сказал им: уверяю вас: один из вас предаст Меня.
22 И в большой печали они стали спрашивать Его, каждый в отдельности: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший вместе со Мною руку в блюдо предаст Меня.
24 И хотя Сын Человеческий уходит так, как написано о Нем, горе тому человеку, который предаст Сына Человеческого; лучше было бы тому человеку не родиться.
25 При этом и Иуда, замысливший предать Его, обратясь к Нему, спросил: не я ли, Равви? А Иисус ответил ему: ты сам сказал это.
26 И вот во время трапезы, взяв хлеб и благословив, Иисус преломил его и, передав ученикам, сказал: возьмите, вкусите, это – тело Мое.5
27 А после, взяв чашу с вином и воздав благодарение Богу, передал им, сказав: пейте из нее все,
28 ибо это – кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Уверяю вас: отныне Я уже не буду пить этого плода лозы виноградной до того дня, когда буду пить новое вино в Царстве Отца Моего.
30 И, воспев, они вышли к горе Елеонской.
31 И тогда говорит им Иисус: все вы покинете Меня в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и разбегутся овцы стада. (Зах. 13.7)
32 Но после воскресения Моего Я встречу вас в Галилее.
33 Петр же, обратясь к Нему, сказал: если даже все покинут Тебя, то я никогда не покину.
34 И сказал Иисус: уверяю тебя: этой же ночью, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня.
35 Петр же говорит Ему: даже если мне предстоит вместе с Тобою умереть, ни за что не отрекусь от Тебя. То же самое утверждали и все ученики.
36 Тем временем приходит Иисус вместе с ними в сад, называемый Гефсиманским6, и говорит ученикам: посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь невдалеке.
37 И, взяв с Собою Петра и двух сыновей Заведея, Он с печалью и скорбью
38 говорит им: душа Моя объята скорбью в предчувствии смерти. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 Сам же, отойдя немного, пал на землю и молился, взывая: Отец Мой! Если возможно, пусть минует Меня эта чаша! Однако пусть свершится не то, что Я хочу, но что Ты хочешь.
40 Возвратясь к ученикам, Он застал их спящими и говорит Петру: вы что, не могли и одного часа пободрствовать со Мною?
41 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, ибо дух бодр, а плоть немощна.
42 И, отойдя во второй раз, Он вновь стал молиться, взывая: Отец Мой! Если невозможно этой чаше миновать Меня и Мне суждено испить ее, то да свершится воля Твоя!
43 Возвратясь, Он вновь застал их спящими, ибо сон одолевал их.
44 И, отойдя, Он в третий раз стал молиться, повторяя вновь те же слова.
45 Затем, возвратясь к ученикам, Он говорит им: вы все спите да почиваете? Вот, приближается час, в который Сын Человеческий будет предан в руки грешников.
46 Подымайтесь, пойдемте. Вот приближается тот, кто предал Меня.
47 Он еще говорил, как пришел Иуда, один из двенадцати, а с ним множество людей с мечами и копьями7, посланных первосвященниками и старейшинами из народа.
48 Тот же, кто предал Его, договорился с ними об условном знаке, сказав: Кого я поцелую8, Тот Он и есть; хватайте Его.
49 И тотчас подошел к Иисусу и сказал: здравствуй, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг Мой, ты все-таки пришел9. А те, приблизившись, бросились к Нему и схватили Его.
51 Тут один из пришедших с Иисусом выхватил меч свой и, наотмашь ударив раба первосвященника, отсек ему ухо.
52 Иисус же говорит ему: вложи меч свой в ножны, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут.
53 Неужели ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего послать Мне сюда, в сей же миг, более чем двенадцать легионов10 ангелов?
54 Но как же тогда исполнится сказанное в Писании, что это должно произойти?
55 В то же время людям Иисус сказал: чтобы захватить Меня, вы словно на разбойника вышли с мечами и копьями, хотя Я каждый день на виду у вас, сидя в храме, проповедовал, и вы не запрещали Мне11.
56 Произошло же все это во исполнение писаний пророков. Тем временем все ученики Его убежали, оставив Его.
57 И вот те, кто схватил Иисуса, привели Его к первосвященнику Каиафе12, у которого собрались книжники и старейшины.
58 Петр же издали следовал за Ним до двора первосвященника и, войдя вовнутрь, сел со слугами, чтобы видеть, чем все закончится.
59 Первосвященники же, старейшины и все члены синедриона пытались найти обвинение против Иисуса, (достаточное), чтобы предать Его смерти,
60 но среди многих обвинений, выдвигаемых лжесвидетелями, так и не нашли.
61 Наконец, два лжесвидетеля выдвинули такое обвинение13: Он говорил: Я могу разрушить храм Божий и через три дня воссоздать его.
62 И, встав, первосвященник спросил Его: почему Ты не отвечаешь на то, в чем они обвиняют Тебя?
63 Но Иисус молчал. И, обращаясь к Нему, первосвященник сказал: прошу Тебя14, ради Бога Живого, ответь нам: Ты ли Христос, Сын Божий?
64 И говорит ему Иисус: ты сам сказал это. Я же больше скажу: вскоре вы увидите Сына Человеческого, восседающего одесную от Могущественного и грядущего на облаках небесных. (Пс. 109.1; Дан. 7.13)
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и воскликнул: Он богохульствует! Зачем нам еще нужны обвинители? Вот, вы сами слышали богохульство Его.
66 Каково ваше мнение? Они же сказали в ответ: Он заслуживает смерти.
67 Тогда они стали плевать в лицо Ему и избивать Его, а некоторые стали бить Его по лицу,
68 говоря: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
69 Петр же сидел неподалеку, во дворе. И вот одна служанка подошла к нему и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отказался пред всеми, сказав: и знать не знаю, о чем ты говоришь.
71 А когда он проходил мимо ворот, увидела его другая и говорит тем, что были рядом: и этот был с Иисусом Назореем.
72 И он опять отказался с клятвою: не знаю я Этого Человека!
73 А немного погодя те, что стояли там, подошли и сказали Петру: точно и ты один из них; да и говор твой выдает тебя.
74 Тогда он стал заверять и клясться: не знаю я Этого Человека! И тотчас пропел петух.
75 Тут вспомнил Петр слова, сказанные Иисусом: прежде чем петух пропоет, ты трижды отречешься от Меня. И, выйдя оттуда, горько заплакал.

Примечания:

[26.1] «Пасха» – важнейший праздник иудеев, установленный в честь «исхода» из Египта и тем самым освобождения из египетского рабства.
[26.2] миро – масло, выжимаемое из корня нардового растения, произраставшего в Индии. Обычно хранилось и продавалось в наглухо закупоренных алебастровых сосудах. В силу своей очень высокой стоимости (1 грамм стоил 1 динарий) оно часто смешивалось с другими растительными маслами и выдавалось за «чистое», «настоящее» (ср. Мк. 14.3; Ин. 12.3).
[26.3] день опресноков – перед Пасхой для праздника пеклись только пресные хлебные лепешки («опресноки»); согласно традиции, хозяин дома обходил все помещения, чтобы ничего «квасного» на праздник в доме не было.
[26.4] «пасхальную трапезу» – досл.: «пасху», то есть особым образом приготовленного и зажаренного ягненка.
[26.5] большинство экзегетов считает, что Иуда также был в числе первых причастников «тела и крови».
[26.6] «сад, называемый Гефсиманским» – досл.: «местность, называемая Гефсимания»; о том, что на этом месте был сад, сказано лишь в Ев. Иоанна (18.1). Гефсимания – от арам. гет шемет: масличное точило, то есть место, где из маслин, произраставших там, выжимали масло.
[26.7] «с мечами и копьями» – досл.: «с мечами и кольями»; из Ин. 18.3 следует, что Иуда пришел во главе отряда римских воинов, которые не могли быть вооружены «кольями». Возможно, однако, что Матфей хотел подчеркнуть, что вместе с воинами пришла толпа народа, вооруженного «кольями» (или «дубинами»). Возможно, впрочем, что здесь просто изначальная описка переписчика, пропустившего одну букву (ксилон – «кольями»; ксиилон – «кинжалами»).
[26.8] кого я поцелую – поцелуй был обычным приветствием при встрече.
[26.9] «ты все-таки пришел» – несмотря на кажущуюся простоту этих слов, филологи так и не пришли к окончательному выводу об их значении; в одном, пожалуй, не сомневается уже никто: это предложение – не вопросительное (в синод. пер. «для чего ты пришел?»).
[26.10] легион – самое крупное соединение римской армии из 6000 воинов.
[26.11] «и вы не запрещали Мне» – возможен перевод: «и вы не арестовывали Меня».
[26.12] «привели Его к первосвященнику Каиафе» – согласно Евангелию Иоанна (Ин. 18.13), Христа отвели вначале к Анне, тестю первосвященника Каиафе, «который был на тот год первосвященником». Иосиф Каиафа был правящим первосвященником с 18 до 37 г. н.э.
[26.13] «два лжесвидетеля выдвинули такое обвинение» – досл.: «пришли два лжесвидетеля и сказали».
[26.14] «прошу Тебя» – досл. более эмоционально: «заклинаю Тебя»; однако слово «заклинать» в более позднюю эпоху получило значение «изгонять демонов».

← Евангелие от Матфея 25 глава   •   все главы   •   Евангелие от Матфея 27 глава →