Библия » Толкования Августина

3-я Царств 11 глава

Стих 1

В сыне Давидовом Соломоне сия (плотская) страсть не была уже случайною подобно гостю, но господствовала в нем, как царица, о чем и Св. Писание упоминает, называя Соломона женолюбивым. Впрочем, и Соломон в начале царствования пламенно желал мудрости, которую он приобрел духовною любовью, а утратил через любовь плотскую.

Источник: Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия 3.31

Стих 2

Предсказал [Бог], что бессмертный произойдет из семени Давида. И вот родился Соломон, и исполнился премудрости так, что, казалось, в нем сбылось слово Божье о потомке Давида. Но нет, свершилось падение Соломона и оставило место для надежды народа Божьего на приход Христа. Ибо Бог ни быть обманут, ни Сам обманывать не может. И мы можем быть уверены, что Он не возлагал надежды на того, о чьем грядущем падении заранее знал. [Божественный промысел заключается в том], чтобы после падения Соломона ты обратился к Господу и настоятельно просил исполнения обещанного: «Неужели, Господи, Ты обманул меня? Не исполняешь того, что Сам обещал? Не держишь клятвы?» Быть может, Бог ответил бы тебе: «Я обещал и клялся, но тот человек оказался нестойким».

Но неужели это ответ? Тебе ли, Господи Боже, не было известно заранее о его нестойкости? Разумеется, известно. Зачем же тогда Ты обещал приход бессмертного на все времена и связал Твое обещание с нестойким? Не Ты ли сказал мне: Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят (31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: Пс. 88:31-32), и, тем не менее, Мое обещание останется в силе и Я сдержу Мою клятву: милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих (34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Пс. 88:34-35).

Самым сокровенным поклялся – тем источником, из которого пили пророки, донесшие для нас в словах святую влагу. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? (36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Пс. 88:36). Сдержи Свою клятву, выполни обещанное. Ранее Ты отнял Давида, чтобы не в нем мы уповали на исполнение обещанного Тобой и чтобы Ты мог сказать нам: «Ожидайте того, что Я обещал вам». Знал об этом и сам Давид. Обрати внимание на его слова: Но [ныне] Ты отринул и презрел (39 Но [ныне] Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; Пс. 88:39). И где же то, что Ты обещал? – ...прогневался на помазанника Твоего (39 Но [ныне] Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; Пс. 88:39)1 . Говорящий это выражает свое сожаление по поводу перечисленного, но эти же слова звучат нам в ободрение, поскольку здесь подразумевается следующее: «Обетование Твое остается в силе, о Боже, ибо Ты не забрал от нас помазанника [греч. Христа], но лишь отсрочил его приход».

Примечания

  • 1 – В латинском тексте: «Ты отсрочил [перенес время прихода] помазанника Твоего». – Прим. пер.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL39.88.2.6.41.

Стих 7

Когда-то Соломон, сын Давида, был великим мужем, через которого многие здравые наставления и благочестивые установления, и божественные Таинства Духа Святого вошли в Священное Писание. И тот же Соломон сделался любителем женщин и был отвергнут Господом. И настолько попал в сети похоти и подчинился воле женщин, что те склонили его даже к совершению жертвоприношений идолам, как о том свидетельствует само Священное Писание.

Но если в самом его падении то, что исходило от него, было перечеркнуто, то только в объеме того, что исходило от него лично, а не передавалось через него [свыше]. В этой связи всё то благое, что произвели милость Божия и Дух Божий и наилучшим образом было возвещено через Соломона, следует признать исходящим от Бога; а грех человеческий исходящим от человека. И что же удивительного в том, что Соломон пал среди народа Божия? Не пал ли Адам в Раю? Не пал ли с неба ангел и не обратился в дьявола? И вот нам урок – не возлагай надежду ни на кого из человеков.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL40.126.2.1.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств, 11 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.