НАЧАЛО ПОСЛЕДНЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ (Деян 27:1−8)
Павел отправился в свое последнее путешествие, два обстоятельства должны были радовать его сердце: Во-первых, доброе, человеколюбивое отношение незнакомого человека, ибо на протяжении всего путешествия римский сотник Юлий относился к нему не только учтиво, но с сердечностью и предупредительностью. Он был из Августова полка, который мог быть специальным подразделением, офицеры которого служили связными и между императором и провинциями. В таком случае, Юлий должен был иметь большой опыт и отличную характеристику. Весьма вероятно, что Павел и Юлий признали друг в друге смелого человека. Во-вторых, Павла вдохновляла преданность Аристарха. Предполагают, что Аристарх мог сопровождать Павла лишь записавшись его рабом. По-видимому, Аристарх предпочел сопровождать Павла как его раб, нежели расстаться с ним. Преданность его беспредельна.
Первым портом причала был Сидон. Далее судно должно было зайти в порт Миры Ликийские. Но условия плавания были тяжелыми. В это время года чаще всего дули западные ветры и они могли достичь Миры лишь обогнув остров Кипр и следуя зигзагообразным курсом вдоль побережья. В порту Миры Ликийские они нашли Александрийское судно, направлявшееся в Рим. Оно, должно быть, везло зерно, потому что Египет служил житницей Италии. Если взглянуть на карту, то видно, какой большой круг должно было проделать судно, ведь сильные западные ветры не позволяли проплыть кратчайшим прямым путем. После многих дней упорной борьбы с ветром, судно зашло на подветренную сторону Крита и вошло в маленькую бухту Хорошие Пристани.
В ОПАСНОСТЯХ НА МОРЕ (Деян 27:9−20)
Вне всякого сомнения, самым опытным путешественником на борту судна был Павел. Пост, о котором здесь упомянуто — иудейский день искупления, который в тот год выпадал на первую половину октября. А практика мореплавания той эпохи гласила, что плавание в октябре уже связано с риском, а в ноябре вовсе невозможно. Надобно помнить, что на древних кораблях не было навигационных приборов — ни секстанта, ни компаса, и в темную и облачную погоду не было никаких способов установить место и направление корабля. Павел советовал перезимовать в Хорошей Пристани, где они в то время находились. Как мы уже знаем, судно шло с грузом зерна из Александрии в Рим. Судовладелец, то есть его подрядчик, занимался транспортом зерна. Сотнику, старшему по чину офицером на судне, принадлежало решающее слово. Примечательно, что Павел, находившийся под арестом, имел возможность выразить свое мнение на совете. Но Хорошие Пристани не были хорошей гаванью, а вблизи не было достаточно большого города, где бы команда могла провести зиму; поэтому сотник и отклонил совет Павла и принял совет капитана и судовладельца плыть дальше вдоль берега до Феникса, гавань которого была более удобной, и находилась около города, удовлетворяющего их потребности.
Неожиданный южный ветер содействовал задуманному предприятию; но потом забушевала с северо-востока штормовая буря, и если они не в силах управлять судном, то их могла постигнуть судьба многих судов: ветер и море отнесут их и выбросят на песчаную отмель у берегов Северной Африки. Между тем они подняли на борт судна лодку, которую вели на буксире, чтобы ее не залило водой или не разбило о борт судна; и, наконец, выбросили за борт все запасные снасти. Тучи закрывали солнце и звезды и, поэтому они даже не знали, где они находятся и оставили всякую надежду на спасение.
ОБОДРИТЕСЬ! (Деян 27:21−26)
Положение судна стало отчаянным. Такие суда, перевозившие зерно, были довольно крупных размеров. Они были до 40 метров в длину, одиннадцать метров в ширину и имели осадку до десяти метров. Но они имели очень большой недостаток в штормовую погоду: у них была почти одинаковая форма носа и кормы, с той лишь разницей, что корма поднималась в виде гусиной шеи; они не имели руля в современном смысле слова, но управлялись с помощью двух больших весел на корме — с каждой стороны по одному, и, поэтому, управлять ими было очень трудно. Кроме того, они имели лишь одну мачту, один большой квадратный парус из папирусины или из сшитых шкур. С таким парусом они, конечно, не могли плавать против ветра. Но хуже всего было то, что эта одна мачта с большим парусом вызывала при сильном ветре столь сильное напряжение в деревянных переборках судна, что они расходились, и судно шло ко дну. Чтобы избежать этого, команда обвязала судно веревками. Это значит, что они пропускали тросы под днищем судна и плотно затягивали их на палубе лебедками, обвязывая судно как пакет.
Легко представить себе, в какой они были опасности. И здесь произошло удивительное: Павел принял на себя командование судном — узник стал капитаном, ибо лишь он сохранил мужество.
Рассказывают, что во время одного из путешествий английского исследователя Хемфи Джилберта, команду судна охватил страх. Они боялись, что навсегда уходят от близкого им мира в туманы и штормы неведомых морей, и просили Джилберта вернуться назад. Но он ответил им: «На море я так же близок к Богу, как и на суше». Человека Божьего мужество не покидает и тогда, когда сердца других людей охвачены страхом.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В ТРУДНОСТЯХ (Деян 27:27−38)
К этому времени они потеряли контроль над судном: его носило по волнам Адриатического моря и никто не знал, где оно находится. В темноте они услышали вдали шум прибоя и бросили с кормы якоря, чтобы замедлить дрейф судна и не быть выброшенными на невидимые в темноте скалы. И в этот момент Павел вновь принял на себя командование. Моряки пытались одни уплыть на лодке, которая, конечно, не могла вместить двести семьдесят шесть человек, находившихся на борту судна, но Павел остановил их план. Моряки команды должны либо погибнуть вместе со всеми, либо спастись вместе со всеми. А за этим следует гуманитарная и в высшей степени примечательная сцена. Павел предложил всем поесть. Он мог иметь видения Божьи, но был и весьма практичным человеком. Поэтому, он нисколько не сомневался в том, что Бог исполнит то, что зависит от Него, но он также требовал, чтобы люди делали все, что зависит от них. Павел был не из тех, «мысли которых настолько поглощены божественным, что они непригодны для земного». Он знал, что голодные люди слабы, и он собрал всех на судне и предложил им поесть.
Вчитываясь в события, складывается впечатление, что посреди бури люди странным образом успокоились. Человек Божий внушил отчаивающимся, что судьба их в руках Божиих. Наибольшую пользу приносят человечеству люди, сохраняющие в трудных обстоятельствах спокойствие и, тем самым, придающие другим уверенность. Павел был именно таким человеком; и каждый христианин должен быть стойким и твердым, когда другие люди отчаиваются.
СПАСЕНИЕ ОТ ПУЧИНЫ (Деян 27:39−44)
В этом отрывке еще раз показаны благородство и волевой характер римского офицера. Воины охраны хотели убить всех узников, чтобы никто не смог сбежать, когда им дадут возможность вплавь добраться до берега. Воинов не так-то и просто обвинять за это намерение, ибо по Римскому праву охранник подвергался тому же наказанию, которое должен был получить сбежавший узник. Но офицер, желая спасти Павлу жизнь, отменил это решение и спас, тем самым, жизнь всем узникам. Так заканчивается это напряженное повествование с облегченным вздохом. Все находившиеся на судне спасены, и это благодаря Павлу.
Комментарии Баркли на Деяния апостолов, 27 глава. Комментарии Баркли.