Послание к Колоссянам было написано Павлом где-то в 60−62 годах, когда он находился в заключении в Риме. Одной из целей этого послания было предостеречь верующих в азиатском городе Колоссы от распространявшейся там ереси.
Автор
Павел трижды говорит сам о себе, т. е. в первом лице (1:1; 1:23; 4:18) и многократно ссылается на таких своих сотрудников, как Тихик (4:7), Онисим (4:9), Аристарх (4:10), Марк (4:10), Пуст (4:11), Епафрас (4:12), Лука (4:14), Димас (4:14) и Архипп (4:17). Кроме того, обращает на себя внимание сходство стиля и содержания этого послания и послания к Ефесянам, написанного примерно в то же время, и о котором вероятно говорится как о послании из Лаодикии (4:16).
При сопоставлении заключительных слов в Послании к Ефесянам (6:21) и Колоссянам (4:7) видим, что Тихик был тем сотрудником апостола, который доставил по назначению оба послания.
Кроме того, эта книга явно перекликается с Посланием к Филимону. В обоих посланиях в приветствии, наряду с именем Павла, включено имя Тимофея (Кол 1:1; Флм 1:1) В обоих случаях приветы передаются от Аристарха, Марка, Епафраса, Луки и Димаса (Кол 4:10−14; Флм 1:23−24). О служении Аристарха упоминается как в том, так и в другом посланиях (Кол 4:17; Флм 1:24) И в обоих упомянуто также о рабе по имени Онисим (Кол 4:9; Флм 1:10).
Место и время написания
Послание к Колоссянам было написано из Рима, во время первого тюремного заключения Павла, намек на которое содержится в Деян 28:30. В те же месяцы и годы написаны были Павлом послания к Ефесянам и Филимону (60−62 гг.). В Послании к Филимону, в стихах 1 и 9, Павел называет себя «узником Иисуса Христа». И в Послании к Ефесянам он тоже пишет о себе как об «узнике» (Еф 3:1; 4:1). Как уже говорилось, из текста посланий к Ефесянам и к Колоссянам следует, что оба они были доставлены по назначению Тихиком (Еф 6:21; сравните Кол 4:7).
Поскольку записи в книге Деяний Апостолов не идут далее 60−62 года, представляется, что Послание к Колоссянам было написано именно в этом промежутке времени. А поскольку ни в «Колоссянам», ни в «Ефесянам», ни в Послании к Филимону не упоминается о результате расследования дела апостола, в послании же к Филиппийцам (1:19−21) чувствуется, что Павел со дня на день ожидал этого решения, надо думать, что Колоссянам он писал раньше, чем Филиппийцам.
Город Колоссы был расположен в Малой Азии, в долине реки Лика, примерно в 160 км на восток от Ефеса. Город, возможно, получил свое название от какой-то возведенной в этом месте громадной статуи, высеченной из камня. В той же долине, на расстоянии примерно 20 км от Колосс, были расположены еще два города — Иераполис и Лаодикия. Вся эта территория изобиловала полезными ископаемыми, но страдала от частых землетрясений. Упомянутые города были окружены тучными пастбищами. Судя по Кол 1:7; 2:1; 4:12, Павел никогда в этом городе не был.
Повод написания
Поводом к написанию послания, по-видимому, явилось лжеучение, которое вылилось позднее (во 2-ом столетии) в философию гностицизма. Для ереси, против которой выступал Павел, были характерны следующие особенности:
1) Распространяли ее иудеи, настаивавшие на необходимости исполнения ветхозаветных законов и обрядов.
2) Она носила философский характер и подчеркивала важность углубленного познания мира (гносис — «знание»).
3) Она предполагала поклонение ангелам как посредникам между Богом и людьми (2:18).
4) Она учила об исключительности и особых привилегиях немногих «избранных», принадлежавших к элите этой философской школы.
5) Приверженцы этой ереси признавали Христа, но отрицали Его Божественность; это и явилось для Павла поводом к одному из сильнейших в Священном Писании заявлений о том, что Христос есть Бог (Кол 1:15−16; Кол 2:9).
Цель написания
Павел преследовал три цели, когда писал это послание:
1. Ввиду возникшей в Колоссах ереси, он хотел во всеуслышание заявить о Божественности Христа и Его «первенстве во всем» (1:18; 2:9).
2. Он хотел содействовать духовному возрастанию верующих в Колоссах (1:28; 2:6−7).
3. Он хотел сообщить им о своих делах и попросить их молиться о нем (4:2−8).
Содержание
Вкратце содержание этого послания можно передать так: Привет вам, братия (1:1−2). Мы благодарим Бога за вашу веру и любовь (1:3−8). И мы просим Бога, чтобы Он исполнил вас знанием воли Его. Мы молимся об атом с тем, чтобы вы были плодоносны для Христа, искупившего вас (1:9−14). Ибо Христос, наш Создатель и Глава всего (1:15−20).
И смертью Христа Бог примирил между собою вас, бывших некогда чужими и врагами друг другу (1:21−23). Я радуюсь, что могу пострадать за Церковь — ради того, чтобы возвестить о Божией полноте язычникам (1:24−27). Для этого мы и трудимся — чтобы все верующие могли достичь совершенства во Христе (1:28−29). Потому что истинные мудрость и знание сокрыты в Нем (2:1−5). Так что, братия, как вы приняли Христа, так и ходите в Нем (2:6−7).
И не дайте себя обмануть: Божия полнота — только во Христе, а не в человеческой философии (2:8−10). А поскольку вы соединились со Христом через крещение, то не имеете нужды в том, чтобы следовать ветхозаветному закону (2:11−17). Так что не дайте никому обольстить вас и отвлечь от Христа, вашего Главы, чтоб не лишиться вам ожидающей вас награды (2:18−19).
Вы умерли со Христом, и, значит, вам не следует подчиняться мирским (законническим) правилам (2:20−23). А поскольку вы и воскресли со Христом, вы должны помышлять о горнем — не о земном (3:1−4). Итак, умертвите в себе все то греховное, что побуждает вас жить так, как живут в этом мире (3:5−11). И облекитесь в Христовы добродетели (3:12−17).
В свете вашего высшего отождествления со Христом, а, значит, и нового положения, я призываю вас, жены, — подчиняться мужьям; а вас, мужья, — любить своих жен; и вас дети, — повиноваться родителям; отцов призываю не огорчать своих детей; рабов — слушаться хозяев, а хозяев — быть справедливыми по отношению к рабам (3:18 — 4:1).
Братия, молитесь обо мне, чтобы я мог доходчиво и успешно проповедовать то, что проповедую, а сами живите достойно перед лицом «внешних» (4:2−6). Мои сотрудники в деле благовествования приветствуют всех вас (4:7−15). Обменяйтесь посланиями с верующими в Лаодикии и скажите Архиппу, чтобы исполнял взятое им на себя служение (4:16−18).
План книги
I. Доктринальная часть: все глубже укореняться во Христе (1:1 — 2:7)
А. Приветствие (1:1−3)
Б. Благодарение (1:3−8)
В. Прошение о Колоссянах (1:9−14)
Г. Превознесение Христа (1:15−29)
Д. Примирение во Христе (1:21−23)
Е. Откровение тайны Христовой (1:24−27)
Ж. Совершенствование во Христе (1:28−29)
3. «Премудрость и ведение» во Христе (2:1−5) И. Призыв жить во Христе (2:6−7)
II. Полемическая часть: возвышенная жизнь но Христе (2:8−23)
А. «Гностики» ошибаются, отрицая Божественность Христа (2:8−18)
Б. «Законники» ошибаются, ибо истинно то, что во Христе (2:11−17)
В. Исповедующие мистические учения неправы — совершенство во всем имеет Христос (2:18−19)
Г. Неправы проповедующие аскетизм — «иммунитет» ко греху — во Христе (2:20−23)
III. Духовная часть: внутренняя жизнь во Христе (3:1−17)
А. Ищите духовные ценности (3:1−4)
Б. «Отложите» грехи «ветхой жизни» (3:5−11)
В. Облекитесь в добродетели новой жизни (3:12−17)
IV. Практическая часть: внешняя жизнь во Христе (3:18 — 4:18)
А. Совершенствуйте свою жизнь в семье (3:18 — 4:1)
Б. Совершенствуйтесь в молитве (4:2−4)
В. Совершенствуйтесь в своем общении с миром (4:5−6)
Г. Павел о своих сотрудниках (4:7−17)
Д. Заключительное приветствие. (4:18)
Толкование Далласской семинарии на послание к Колоссянам, введение. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.