Псалтирь 1 глава » Псалтирь 1:6 — толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 1:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Псалтирь 1:6 / Пс 1:6

Псалтирь 1 стих 6 — синодальный текст:
Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Афанасий Великий (~295−373)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Яко весть Господь путь праведных. Сказано: весть, вместо: чтит, как и Моисею говорит Бог: вем тя паче всех (Исх 33,12), вместо предпочитаю тебя, и обрел ты благодать у Меня.

Источник: Толкование на псалмы.

Тихон Задонский (1724−1783)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Послушаем, чем заключил святую песнь свою Давид. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Чему здесь учимся у святого песнопевца? Ответ. 1) Жизнь всякого человека в этом мире есть путь, и поэтому каждый человек, пока в мире живет, — путник. На этот путь человек вступает при рождении и оканчивает его со смертью. 2) Под словом: «путь» здесь подразумевается всякое начинание — замыслы, слова, и дела, и труды, то есть все, в чем кто упражняется и трудится. 3) Путь этот двоякий: путь праведных и путь нечестивых. Как солнце чувственное создал Господь ради всех людей, чтобы могли видеть и всякие дела свои делать: «изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс 105:23), — так и светильник закона Своего подал Тот же Создатель, чтобы каждый, смотря на него, управлял жизнью своей, то есть замыслами, начинаниями, словами и делами, как поет к Богу Псалмопевец: «Светильник ногам моим закон твой, и свет путям моим» (Пс 118:105). Те люди, которые веруют во Христа, и по слову Божию, и по примеру Христову управляют жизнью своей, — праведные, благочестивые и святые, а те, которые уклоняются от этого святого светильника и по своим прихотям живут, — нечестивые, хотя и имя Христово исповедуют. Те своим путем, а эти своим идут, но к различному концу. 4) Путь праведных знает Господь и хвалит, ибо, по воле Его святой управляемый, он к благополучному концу, к вечному блаженству ведет. «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих» (2Тим 2:19). И еще: «Знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин 10:14). Знает Он и путь нечестивых, но не хвалит его, как противный воле Его, «ибо Богу не угодно беззаконие» (см. Пс 5:5); и поэтому путь нечестивых «погибнет», то есть к вечной погибели их приведет. Как слепой, идя по земле и не видя перед собой рва, падает в него, и так путь его оканчивается, и сам он погибает, так и нечестивые, не имея просвещенных очей сердечных и сами не зная, куда идут, падают в ров вечной погибели, и так путь их (то есть все их дела и помышления) и сами они погибают. Тогда они очувствуются и будут каяться, но поздно: «Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная», и прочее (Прем 5:6−9). Об этих двух путях и Господь говорит в Евангелии: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:13−14). Путь праведных узок и тесен, так как они не по своей воле, но по воле Божией живут. Путь же нечестивых — пространный и широкий, так как они, отвергнув волю Божию, делают, что хотят. Но как одни после временной тесноты переселяются в вечный простор, так другие после временного простора переходят в вечную тесноту, как говорит Соломон. 5) Третьего пути не видим, как и в будущем веке два только видим места в Писании: блаженство и муку вечную. Поэтому, каждый живущий на земле или идет путем праведных, и к блаженству вечному придет, или идет путем нечестивых, и к вечной погибели идет. Рассуждай об этом, и внимай светильнику слова Божия, и познаешь, какой путь спасительный и какой погибельный, и осторожно будешь поступать в мире. «Господи, наставь меня на путь Твой» (Пс 85:11), — Ему же и себя и тебя, читатель, поручаю. Спасайся.

Источник: Размышления и замечания из текстов Размышление 2.

Феофан Затворник (1815−1894)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

В последнем стихе указывается причина и источник такого состояния и участи праведных и грешных, — в том, что путь праведных ведает, — заведывает, блюдет Бог, путь же нечестивых — их замыслы и труды — погибнет, ведет в пагубу. Очевидно — противоположение двух частей сего стиха не строго; потому справедливо видят здесь — умолчание и в той и другой части допускают дополнительные мысли. Бог весть путь праведных, потому они не погибнут; путь же нечестивых погибнет, потому что его не весть Бог, — такие обороты обычны и в притчах. Очевидно, в словах: весть Господь — разумеется не всеведение Божие, которое равно обнимает все, — и нечестивых, но заведывание, попечение, благоволение, любовь, кои благоспеяние придают праведнику — и отсутствие коих или вместо их присутствие противоположного — Божия неблаговоления, гнева, оставления — оскудение всякое производит в грешных. (Так у Ин 8,43 (почто беседы Моея не разумеете, — не принимаете, не благоволите). Так Исх 1,8 (новый царь не знаше Иосифа, — знать не хотел, презрел его дело). В Притч 12,10 (праведник знает, милует души скотов своих). Так 2Тим 2,19 (весть Господь сущия Своя, — печется о них), Мф 7,23 (николиже знах вас… отъидите) …Бог заведывает, промышляет, любит путь праведных; оттого им успех во всем, и участь их блаженна.

И путь нечестивых погибнет

Их замыслы, планы, предприятия и дела Бог не весть, не признает Своими, не благоволит, яко Бог не хотяй беззакония (Пс 5,5). Почему путь их погибнет, — будет иметь несчастный конец, исчезнет как дым (см.: Пс 36,20), растает как воск (см.: Пс 67,3; ср.: Пс 128,6−7; Пс 9,19; Иов 8,13; 20,7; Притч 10,28; 11,4).

4) Предметы для размышления

На 1-й стих:

1) Блаженства все ищут, достигают же его только те, кои идут к нему прямым путем, указуемым в слове Божием. Из таких кто ошибется?

2) связи свои с людьми надо устроять осмотрительно, чтобы иначе не заразиться язвами пороков и не погибнуть;

3) советоваться необходимо (см.: Притч 2,11; 11,14; 12,15). Но надо добыть советователя честного и мудрого;

4) привычка и в худе, и в добре приближается к естественным движениям жизни. И кончается худом или добром;

5) пал в грех, — не валяйся в нем и не стой, чтоб не окреп он в тебе и не стал неодолимым;

6) остерегайся шутить, острить и тем паче издеваться над чем, чтоб предметов важных не обращать в шутку, священного не унижать и запрещенное не поставить в ряд безразличного.

На 2-й стих:

1) После Бога ничего для нас не должно быть важнее слова Его. Его изучать должно всем верующим, а не единым иереям;

2) трудись над ним, и в труде сем первое: заботься постигнуть истинный смысл читаемого и подумываемого, — постигнув смысл, восприими его сердцем; восприявши сердцем, — введи в порядок жизни твоей, правила его, веры ли то касается или жизни, и, сделав это, затем исполняй положенное в свое время;

3) много желаний у человека: направлять их как должно никто не сможет без руководства слова Божия;

4) не довольно прочитывать только нечто из слова Божия во свой час, — но надо поучаться в нем день и ночь, чтобы преспевать по его руководству непрестанно (см.: 1Тим 6,11);

5) и часть ночи надо посвящать богоугождению (см.: Ис 26,9);

6) надобно остерегаться, чтоб не связать себя самовольной службой (см.: Кол 2,23), — о коей не можешь иметь уверение, угодна ли она Богу.

На 3-й стих:

1) Естество наше оскудевательно и — одно — малоплодно. Но когда исполнится из Божественных источников, тогда бывает многодеятельно и многоплодно;

2) если не принесешь плодов покаяния, — посечен будешь как бесплодное древо (см.: Мф 3,6, 10; 7,19; Иер 15,6; Гал 5,22; Ин 15,6);

3) всякое дело надо делать в свое ему время (см.: Еккл 3,1 и далее);

4) благопоспешность есть плод искреннего благочестия (см.: Апок. 14,13; Притч 4,8). Тщетно ожидать ее от одной мудрости человеческой или от опытности своей и от того, что есть чем извернуться при богатстве и есть к кому обратиться при покровителях… Случайно и тут бывает успех, но непрочный.

На 4-й стих:

1) Счастье нечестивых призрачно, исчезновенно (см.: Пс 36,2, 35−36);

2) как нравами, так и участию благочестивые обычно очень различны от нечестивых;

3) как ни ограждают себя нечестивые от всяких несчастий, но приходит час, — и беда нападает — непредвиденна, неумолима, всеразрушительна — и сдувает их, как прах с земли живых.

На 5-й стих:

1) Итак, есть суд, — и всем предстоит явиться на него (см.: Еккл 12,14; Деян 17,31; 2Кор 5,10);

2) как ни сильны бывают в мире силы нечестивых, но суда Божия отклонить не возмогут;

3) бесконечно велико расстояние и различие обителей святых и мест осуждения грешников (см.: Мф 25,32 и прочее).

На 6-й стих:

1) Бог всеведущ, Отечески промыслителен и паче призирающ на добрых (см.: Пс 127; 2Тим 2,19). Нечестивых же Он не примет в Свое облаженствование (см.: Мф 7,23);

2) всегда надо внимательно разбирать пути и шаги свои направлять, чтобы не споткнуться и не уклониться на распутия (см.: Мф 7,13; Еф 5,12−13);

3) надобно молить Бога, чтобы не попустил блуждать стопам нашим (см.: Пс 16,5);

4) широк путь нечестивых, — но ведет в пагубу (см.: Мф 7,13).

Источник: Толкование на некоторые псалмы.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

«Яко весть Господ путь праведных, и путь нечестивых погибнет», то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцев, а других пошлет на вечное мучение.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Яко весть Господь путь праведных

Показывает, что никто не скроется от Бога. Ибо и пути праведных Он знает, как сказано: весть Господь пути непорочных (Пс 36:18), и опять: позна Господь сущия своя (2Тим 2:19). Так как Он и сам сказал: Аз есмь путь, то необходимо, чтобы Он знал и тех, которые ходят по нему или по заповедям Его. По отношении же к злым, как недостойным знания Его, Он притворяется неведущим, поэтому и согрешившего Адама спрашивал: где еси? Так же поступал и по отношению к Каину и ко многим другим (Быт 3,9; 4,9).

И путь нечестивых погибнет

Добродетели праведных остаются, как богатство их и венец. А дело и лукавство нечестивых, которые он теперь назвал путем, исчезают и делаются бессильными. С этим сходно и апостольское слово: а его же дело сгорит отщетится (1Кор 3:15).

Григорий Разумовский (1883−1967)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.

Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим (Пс 118:2; 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем день и ночь (Пс 11:1; 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак 1:22−25; Лк 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источник: Объяснение священной книги псалмов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.