Псалтирь 102 глава » Псалтирь 102:5 — толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 102:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Псалтирь 102:5 / Пс 102:5

Псалтирь 102 стих 5 — синодальный текст:
насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Афанасий Великий (~295−373)

Обновится яко орля юность твоя; потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (~347−407)

исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя

Так как есть худые желания, которые и закон запрещает, то хорошо прибавил он: «благие», потому что исполняет Господь благие наши желания. «Просите, — говорит Он, — и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7−8). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). «Обновится, как у орла, юность твоя». Опять и это обновление нам даровал Господь — во святом крещении, когда, очистив старость греха, сделал нас, уже состарившихся (грехом), юными. Согласно с этим говорит Бог чрез пророка Исаию: «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы» (Ис 40:31). Так как при создании мы получили божественный и царственный образ, а потом испортили и омрачили его всякого рода грехами, то пророческое слово и обещает нам восстановление в царском достоинстве. Орел — царственная птица и считается царем птиц. Этим указывает нам и образ божественной славы, что она обновляется в нас отложением ветхого человека и облечением в нового, обновляемого в познании Творца. Так, говорит, будет обновлена твоя юность, что она всегда и впредь будет обновляться в нетленной жизни. Так как орел из всех птиц самая царственная и достигает в своем полете наибольшей высоты, а с другой стороны — из всех животных единственное способное смотреть на сияние солнечного света и выдерживать его, не закрывая глаз, то вполне справедливо обновление души, полет ее от земли на небо, и будущую жизнь ее в высочайшем свете, пророк сравнил с природой орла.

Источник: Беседа на псалом 102.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

«Исполняющаго во благих желание твое». Поелику есть пожелание предосудительное, воспрещаемое Божественным законом, то кстати присовокупил Пророк: «во благих»; потому что Владыка исполняет благия наши пожелания. «Просите», говорит, «и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкующему отверзется» (Мф 7:7−8). «Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» с избытком (Мф 6:33).

«Обновится яко орля юность твоя». И сие обновление в святом крещении даровал нам также Владыка, и отсекши ветхость греха, из состаревшихся соделал юными. Согласно с сим говорит Бог чрез Пророка Исаию: «терпящии» Меня «изменят крепость, окрылатеют аки орли» (Ис 40:31). Поелику при сотворении прияли мы в себя Божественныя и царственныя черты, а потом помрачили и повредили их всякаго рода греховными начинаниями; то пророческое слово обещает нам возстановление царскаго достоинства; потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых. Открывает же нам Пророк и самый образ Божественной щедрости.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Исполняющаго во благих желание твое, обновится, яко орля, юность твоя.

Благослови, говорит, душа моя, Господа, за то, что Он насыщает благами, которых ты алчешь, или желаешь. Некоторые, в числе которых и Исихий, разумели здесь под желанием благ желание обожания, которого пожелав, Адам поспешил насытить таковое свое желание. Но Бог, говорит, насыщает, душа моя, желания твои благами чрез послушание. Посему, памятуя все сии благодеяния, прославляй всегда столь много благотворившего тебе Господа. И как орел обновляется и юнеет, роняя старые перья и пуская новые: так и ты, душа моя, обновишься и сделаешься юною, свергнув с себя старость, производимую страстями и происходящею из них немощью и приобретая чрез покаяние новые добродетели.

Вот слова Исихия: И какое наше желание? Получить имя богов. Сего пожелав, Адам вкусил запрещенной снеди; после чего сие наше желание исполнил благами Господь, сделав нас чрез дар крещения сообразными с Самим Собою; почему по благодати мы и называемся богами. Феодорита: Поскольку есть желание и ложное, запрещаемое законом Божиим; то хорошо прибавил: во благих. Ибо Владыка исполняет благие наши желания: просите, говорит, и дастся вам Дидима: Исполняет во благом желание твое, потому что у праведника всякое желание есть благое.

По словам Евсевия: Бог во 1) сделал очищение наших грехов, во 2) исцелил болезни, в 3) избавил кровью Единородного Сына своего от тления, в 4) побуждаясь своею милостью увенчал дарованием сыноположения; потому что, по словам Феодорита, венец зависит от благодати и человеколюбия; в 5) исполнил духовных благ. Слова Афанасия: Орлом изображается дар воскресения; ибо мы, посеваясь тленными, воскреснем нетленными; так что не будем более ветшать и приходить в тление. А уподобив обновляемых высокопарному и царственному орлу, который открыто может смотреть на свет солнца, сим, по словам Евсевия, изображает обновление души и возлетание от земли на небо и будущую жизнь ее в крайнем свете. И этот орел есть Христос, согласно с сказанным: как орел покрывает гнездо свое, и с сим: невозможно мне постигнуть следов орла летящего; так как божеское естество недоступно для разума, Феодорита: Обновлением орла изображает новотворение, даруемое чрез святое крещение. Сие новотворение даровал нам Владыка чрез всесвятое крещение, и, изгладив старость греха, из старых сделал нас новыми. Согласно с сим Бог говорит и чрез пророка Исаию: с терпением ожидающие Господа получат новую крепость; вырастят перья, как орлы. Поскольку мы при создании получили божественные и царственные свойства, потом мы очернили и повредили их многоразличными греховными делами: то посему чрез сие пророческое слово он обещает нам возвращение царственности. Ибо сия птица (т. е. орел) есть царственная и получившая царство над птицами. Заметь здесь, что орел, хотя подновляется, но умирает, когда кость носа его от старости сгорбится и опустится ниже рта его и он не может более есть, как говорит Аристотель в повествовании о животных: орел, умирает, когда зоб его, сгорбившись, закроет ему рот.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.