Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз
Жертва — очищение не малой части Вселенной и не на малое время, но целого мира и вечное. Для этого берется «агнец» по незлобию и как одеяние древней наготы, ибо такова Жертва, за нас принесенная, которая есть и именуется одеждой нетления. «Совершенна» не только по Божеству, в сравнении с Которым ничего нет совершеннее, но и по воспринятому естеству, которое помазано Божеством, стало тем же с Помазавшим и, осмелюсь сказать, вкупе Богом. «Мужской пол», потому что приносится за Адама, лучше же сказать, потому что крепче крепкого, первого падшего во грехе, особенно же потому, что не имеет в Себе ничего женского, несвойственного мужу, а напротив, по великой власти, силой расторгает девственные и материнские узы и рождается от пророчицы мужской пол, как благовествует Исаия (Ис 8:3). «Однолетняя», как «солнце правды» (Мал 4:2), или оттоле выходящее, или описываемое видимым и к Себе возвращающееся, и как «благословенный венец благости» (Пс 64:12), повсюду Сам Себе равный и подобный, а сверх этого и как то, чем оживотворяется круг добродетелей, неприметно между собой сливающихся и растворяющихся по закону взаимности и порядка. «Непорочная» и нескверная, потому что врачует от позора и от недостатков и скверн, произведенных повреждением, ибо хотя воспринял на Себя наши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему излечения. «Искушен» был «во всем подобно нам, кроме греха» (Евр 4:15), потому что гонитель «Света», Который «во тьме светит, Его не объял» (Ин 1:5). Что еще? Упоминается первый месяц, или лучше сказать, «начало месяцев» (Исх 12:2), или потому что он был таким у евреев издавна, или потому что сделался таким впоследствии, с этого именно времени, и от таинства принял наименование первого. «В десятый день месяца» (Исх 12:3) — это самое полное из чисел, первая из единиц совершенная единица и родительница совершенства. Соблюдается до пятого дня (Исх 12:6), может быть потому, что жертва моя есть очистительная для чувств, от которых мое падение и в которых брань, так как они приемлют в себе жало греха. Избирается же не «от овец» только, но и из худшей природы, из стоящих по левую руку, «от коз», потому что закалывается не за праведных только, но и за грешных, и за последних, может быть, тем больше, что имеем нужду в большем человеколюбии. Нимало же неудивительно, что особенно требуется «агнец» по каждому дому, а если нет, то по бедности через складчину «по домам отечеств». Ибо всего лучше, чтобы каждый сам собой достаточен был к приобретению совершенства, и зовущему Богу приносил жертву живую, святую, всегда и во всем освящаемую. Если же нет, то должен привлечь к этому помощников, сродных ему по добродетели и подобных нравом. Это, как думаю, значит, в случае нужды, приобщать к жертве соседей. Потом священная ночь, противоборница этой ночи — настоящей нераздельной жизни, ночь, в которую истребляется первородная тьма, все приходит во свет, в порядок и в свой вид, прежнее безобразие приемлет благообразность. Потом бежим от Египта, мрачного гонителя — греха, бежим от фараона, невидимого мучителя и от немилосердных смотрителей, переселяясь в горний мир, освобождаемся от «работы с глиной» и «кирпичами», от состава этой тленной и поползновенной плоти, всего чаще ничем неуправляемой кроме бренных помыслов.
Источник: Слова. Слово 45.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз
Израильтянам, готовившимся есть «овча», закон повелевал: «да снедят главу с ногами» (Исх 12:5, 9), — чтобы мы в сем образе познали истину Владычного Домостроительства, под «главою» разумея Божество, а Под «ногами» понимая человечество. Ибо Евангелист, сказав: «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин 1:1), — присовокупил еще: «и Слово плоть бысть» (Ин 1:14). Посему будем покланяться Богу, веровать же, что Бог вочеловечился. Ибо Христос двойственен: и по видимому Человек, по невидимому же — Бог. Посему не полезно именовать Его человеком, не подразумевая Божества, и неспасительно с Божеством не исповедовать человечества. Вот в немногих словах ответ на писанное ко мне тобою.
Источник: Письма на разные темы. Пресвитеру Мартиниану.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз
Поэтому этот Жених, равный Своим приглашенным, собиравшийся позвать на свадьбу добрых и злых, даже захотел родиться от добрых и злых, чтобы подтвердить пророчество о Пасхе, в котором было заповедано вкушать агнца, выбранного из овец и коз — словно из праведных и неправедных, что явилось предызображением Его. Сохраняя и Божественное, и человеческое, Он не отверг добрых и злых предков ради связи по человечеству, но избрал рождение от Девы ради Божественного чуда.
Источник: Против Фавста-манихея.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз
«Да будет, — говорит, — агнец у вас без порока, от овец или от коз возьмите его». И в другом месте предписывается, что, если кто не сможет сделать Пасху в первом месяце, пусть сделает во втором. Примерно то же приказание отдается и здесь: если кто не сможет взять агнца, пусть, по крайней мере, возьмет козленка. Ибо Христос в доме Церкви приносится в жертву двояко: если мы праведны, то питаемся мясом агнца, если мы грешники и приносим покаяние — для нас закалается козленок. Не потому, что Христос — от козлищ, которым надлежит встать ошуюю, но из-за различия заслуг каждому полагается либо агнец, либо козленок.
Источник: Об исходе (накануне Пасхи).
Ст. 5−6 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером
Отделенный от стад 10 авива, пасхальный агнец закалывался 14-го вечером, или в буквальном переводе с еврейского «между двумя вечерами».