Исаия 1 глава » Исаия 1:1 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 1:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 1:1 / Ис 1:1

Исаия 1 стих 1 — синодальный текст:
Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.

Василий Великий (329/30−379)

Видение, еже виде Исаиа сын Амосов, еже виде на Иудею и на Иерусалим, в царство Озии и Иоафама, и Ахаза и Езекии, иже царствоваша во Иудеи

Из чувственных наших органов самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение, и вожделенного не восприемлет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего-то и Пророк называется видящим и провидящим. Ибо узнаем у Амоса, что говорил Амасия: видяй гряди и отыди ты на землю Иудину, и тамо да прорицаеши (ср.: Ам 7:12). Провидящим же в книгах Царств называется Самуил. Ибо сказано: пророка нарицаху людие в предняя прозревающим (ср.: 1Цар 9:9). Поскольку они провидели будущее, то и назывались в предняя, и поскольку прозревали в советы Божии, то и именовались видящими. Посему наше дело — приложить попечение об уме, чтобы он, усовершившись чрез сообразные упражнения, сделался прозорливым; осияться же нам Духом к уразумению таин Его есть Божий дар.

Пророк наименовал сперва видение, а потом присовокупил и словесное объяснение, желая показать, что принял сие чрез слух, но возвещает смысл слова, напечатленный в уме. Ибо нам потребно слово для выражения своих мыслей, а Бог, прикасаясь в достойных к самому владычественному их души, напечатлевает в них видение собственного Своего намерения.

Для чего присовокуплено Пророком имя отца? Чтобы показать, что пророческое дарование у него есть отеческое наследие.

Еже виде на Иудею. Что значит сие повторение? Пророк первым словом выражает общность видения, а вторым означает уже особенность, то есть что это за видение, каково оно и чем отличается?

Итак, слова были видимы, то есть удобосозерцаемы умом, и их-то видел Пророк, по сказанному в книге Исхода: И вси людие зряху глас (Исх 20:18). Подобным сему образом начинали свои пророчества и другие Пророки. Видение Авдиино. Сия глаголет Господь Бог Идумеи: слух слышах от Господа, известие во языки посла (Авд 1:1). И у Наума: Пророчество о Ниневии; книга видения Наума сына Елкесеева (Наум 1:1). И у Аввакума: Видение (τό λμμα), еже виде Аввакум пророк (Авв 1:1). Малахия также употребил слово поручение, не присовокупляя слова видение: Пророчество (τό λμμα) словесе Господня на Израиля рукою Ангела Его (Мал 1:1). И кажется, Пророки словом поручение (τό λμμα) выражают то, что не сами от себя имели, но получили силу пророчества, так что слово поручение может быть равнозначительно слову дар Божий. Одни из Пророков утверждают, что есть книги видения, другие же говорят, что слышали слова от Бога. Ибо сказано: Слово Господне, еже бысть ко Осии сыну Веириину, во днех Озии и Иоафама, и Ахаза и Иезекии царей Иудиных, и во дни Иеровоама сына Иоасова царя Израилева. Начало словесе Господня ко Осии (Ос 1:1−2). И у Амоса: Словеса Амосова, яже быша в Кариафиариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме во дни Озии царя Иудина и во дни Иеровоама царя Израилева, прежде двою лет труса (ср.: Ам 1:1). Здесь превращен порядок против Исаии. Там наперед выставлено видение и присовокуплены слова слыши, небо (Ис 1:2), а здесь за предложенными словами последовало видение. Ибо сказано словеса Амосова, а не видение Амосово; словеса, не яже слыша, но яже виде. А у Михея сказано: и бысть слово Господне ко Михею Морасфитину, во дни Иоафама и Ахаза и Езекии царей Иудиных, о нихже виде о Самарии и о Иерусалиме (ср.: Мих 1:1). И Слово Господне, еже бысть ко Иоилю сыну Вафуилеву (Иоиль 1:1). И бысть слово Господне ко Ионе (Иона 1:1). И Слово Господне, еже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоня, царя Иудина (Соф 1:1). А у Аггея особенным образом выражаются и означение времени, и принятие слова. Ибо сказано: Во второе лето, при Дарии цари, в шестый месяц, в первый день месяца, бысть слово Господне рукою Аггеа пророка (Агг 1:1). Но мне кажется, что употребленное здесь выражение рукою равнозначительно написанному у других слову поручение (τό λμμα). И у Захарии: Во осмый месяц, втораго лета, при Дарии, бысть слово Господне ко Захарии Варахиину, сыну Аддову, пророку (Зах 1:1).

В царство Озии и Иоафама, и Ахаза и Езекии. Замечание о времени было необходимо, чтобы всякий видел, за сколько времени предсказано и через сколько времени исполнилось, и разумел, что при умножении немощи преизбыточествовало и Божие попечение. Почти большая часть Пророков по времени сходились между собой. Осия был во дни Озии и во дни Иеровоама; Михей — во дни Иоафама и Ахаза; Софония — во дни Иосии, сына Амонова. Из прочих же Пророков одни написали пророчества без означения времени, другие означили царствования варваров, как более известных в то время по своему могуществу. Аггей и Захария, Авдий и Наум, Аввакум, Иона и Малахия не упомянули о времени. А многие из Пророков не упомянули и об отцах. И может быть, происходившие от знаменитых отцов могли чрез это привлечь большее внимание, потому что более доверяют людям известным. А происшедшие от родителей незнатных умолчали о них. Впрочем, отец Исаии не тот Амос, который в числе двенадцати меньших Пророков, ибо и произношение имен не одинаково, и означаемое ими не одно и то же. Одно произносится с густым, а другое — с тонким придыханием. Также и значения различны: имя отца Исаии и свойство этого слова означают твердость, силу и крепость, а именем Пророка выражается жестокое слово.

Кажется, что прежде Исаиина пророчества было пророчество Осии, по сказанному: Начало словесе Господня ко Осии (Ос 1:2). Еще должно знать, что тот же самый Озия назывался и Азарием. В Первой книге Паралипоменон назван он Озией, а во Второй книге Царств — Азарией, впрочем, сыном того же отца и той же матери, ибо матерь — Халия, отец — Амасия и время царствования то же — пятьдесят два года. При Озии пророчествовали Исаия, Осия и Амос Но поскольку начало словесе Господня ко Осии, то не первый ли он начал пророчествовать? И поскольку Амос пророчествовал прежде двою лет труса, то не прежде ли видения Исаиина, в котором говорится: И взяся наддверие (Ис 6:4)?

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Видение, еже виде Исаиа сын Амосов, еже виде на Иудею и на Иерусалим, в царство Озии и Иоафама, и Ахаза и Езекии, иже царствоваша во Иудеи

Видением Исайя называет пророчество, или потому, что многие из будущих событий он созерцал самым своим зрением, подобно тому, как Михей видел народ рассеянным (3Цар 22:17), и Иезекииль — пленение и беззаконие поклонявшихся солнцу Фаммузу (Иезек. 8:14), или потому, что слышанное пророками от Бога было для них нисколько не меньше виденного зрением, но одинаково достоверно, чего в житейских делах не бывает. Они слышали иначе, нежели прочие люди, как сам пророк говорил: «пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал» (Ис 50:4). Притом он, называя речь свою видением, делает ее достоверною, возбуждает слушателя и обращает к Тому, Кто совершил эти дела. Так обыкновенно все, передававшие изречения Божьи, прежде всего внушали, что они не говорят ничего от самих себя, но что произносимые им слова суть изречения божественные и письмена нисшедшие с неба. Так Давид говорит: «язык мой — трость скорописца» (Пс 44:2). Не трости приписывай письмена, но держащей ее руке, т.е. не языку Давида, но движущей его благодати. И другой пророк выражает то же самое, когда говорит: «я был пастух и собирал сикоморы» (Амос 7:14), — чтобы кто-нибудь не приписал сказанного им человеческой мудрости. А третий не ограничился только этим, но прибавил и нечто другое, сказав: «а я» исполнен «силы Духа Господня, правоты и твердости» (Мих 3:8). Действительно, благодать делала их не только мудрыми, но и сильными, не составом тела, но мыслию. Так как они имели дело с народом дерзким и бесстыдным, жаждавшим крови пророков и совершавшим убийство святых, то, конечно, они нуждались в великой силе, чтобы не бояться невыразимой его дерзости. Потому и говорил Бог Иеремии: «поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною» (Иер 1:18); и Иезекиилю: «и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом» (Иез 2:6). И Моисей, когда был посылаем, отказывался, кажется мне, боясь не только фараона, но особенно самого народа иудейского (Исх 4:10). Беседуя с Богом и не распространяясь о варваре, он с великим тщанием старался узнать, что должно ему говорить иудеям неверовавшим, что они действительно были посланы от Бога, и знамения получил сообразные с их расположением; и весьма справедливо. Ведь, если один из них, и притом облагодетельствованный, им привел его в такой страх, то что должен был он чувствовать, представляя этот буйный народ? Потому пророк и получил не только Духа мудрости, но и силы, и говорил: я исполнился «силы Духа Господня, правоты и твердости» (Мих 3:8); и другой: «слово Господне было Иеремии, сыну Хелкиину» (Иер 1:1); и еще иной: «Пророчество (λήμμα) (бремя) о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина» (Наум 1:1). И этот самый пророк означает другим выражением то же, что предыдущие назвав получение Духа бременем. Так они говорили, будучи объемлемы (λαμβαυόμευοι) Духом, то он и назвал так действие благодати.

Потому и Павел везде в начале посланий употребляет выражение: апостольство; то, что пророки означали выражением: видение, слово, бремя, глагол, он означает выражением: апостольство. Как тот, кто изрекает видение и слово Божье, говорит не свое, так и тот, кто называет себя апостолом, преподает не свое учение, а то, какое повелел ему Пославший. Достоинство апостола (посланника) — не прибавлять ничего от самого себя. Потому и Христос говорил: «и отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Наставник — Христос» (Мат. 23:9−10), показывая, что начало всех наших догматов происходит свыше, от небесного Владыки, хотя люди служат к их преподаванию.

Еже виде Исайя. Как видят пророки то, что видят, мы сказать не можем, потому что невозможно объяснить словом способа их видения; это знает ясно только тот, кто узнал на опыте. Если часто никто не может объяснить словом действий природы и страстных состояний души, тем более — способа действий Духа. Впрочем, если позволительно привести неточные сравнения, — не с тем, чтобы ясно представить дело, но только изобразить подобием, — мне кажется, с пророками происходило тоже, как если бы чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просветилась. Так и души пророков, очистившись наперед собственною добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают видение будущего.

Сын Амосов. Для чего он упоминает об отце? Или для отличия от других, одноименных с ним, или для того, чтобы научить, что незначительность отца нисколько не помрачает добродетели сына, а благородство состоит не в том, чтобы происходить от знатных родителей, но чтобы самим быть великими. Так и этот пророк, происходивший от незнатного отца, сделался знаменитее всех, просияв превосходством собственной добродетели.

Еже виде на Иудею и на Иерусалим. Почему он не упомянул отдельно о том и другом месте? Потому, что и наказания им были отдельные и в различные времена, так как Бог премудро устроил и то чтобы не все вдруг погибали, но медленно и мало-помалу, дабы через наказание отведенных в плен оставшиеся делались благоразумнее. Если же они не пользовались врачеством, как должно, то это — вина не врача, но больных. Так Он поступает всегда и в каждом поколении; не всех, вместе и одинаково согрешающих, вместе и наказывает, — иначе весь наш род давно был истреблен, — но одних наказывает здесь, делая для них самих наказание в той жизни более легким, и предлагая современникам их величайшее побуждение к исправлению, а других, которые не хотят исправиться ни сами собою, ни через такое устроение, сберегает для неизбежного и страшного дня суда.

В царство Озии и Ахаза и Езекии, иже царствовавша во Иудеи. С пользою он указывает и время пророчества, отсылая любознательного слушателя к истории событий, Пророчество становится удобопонятнее и яснее, когда мы узнаем, при каких обстоятельствах и при каких ранах иудейских пророки приготовляли врачество.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских

Речь святых пророков всегда не ясна, а исполнена прикровенных мыслей и содержит предсказания о божественных тайнах. Ведь конец закона и пророков — Христос (Рим 10:4). Но тем, кто намерен объяснить столь тонкий и прикровенный смысл пророческих созерцаний во всей полноте, полагаю, необходимо иметь весьма ясное представление, с одной стороны, о точном смысле исторического повествования, а с другой — о соответствующем ему духовном смысле, чтобы читающие такое объяснение отовсюду получали пользу и объяснение предмета, о котором идет речь, было полным, ни в каком отношении не имеющим недостатка.

Источник: Комментарий на пророка Исаию.


Если бы кто-нибудь сказал, что святые пророки, при содействии открывающего им и просвещающего их ум Духа Святаго, получали не простое знание будущего, но становились иногда как бы зрителями самых событий, — то думаю, что говоря это он не ошибся бы. Итак, блаженный пророк Исаия как будто созерцал мысленным взором те бедствия, которые имели постигнуть Иудею: то полки врагов, опустошающих страну, то опустошенные города и сожженные дома и все, что обыкновенно делается врагами по праву войны. От того самому пророчеству предпосылаются следующие слова: Видение, еже виде Исаия сын Амосов, еже виде на Иудею и на Иерусалим. Не без цели он указывает и на самые времена царей, чтобы ясно было, что Бог говорит то или другое чрез пророка сообразно с нравственным состоянием каждого из них.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских

Исаию следует называть скорее евангелистом, чем пророком, поскольку он описывает все тайны Христа и Церкви так ясно, что можно подумать, что он описывает историю того, что уже было, нежели пророчествует о том, что будет.

В Ветхом Завете также говорится, что весь народ видел глас Божий. Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана, полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении, ибо, не будучи в сознании, они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим [у Исаии] как небесные, Исаию — как образ Господа Спасителя, потому что он-де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о Небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые по причине грехов выходят из нее, равно и к тем, которые вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место — в Церковь.

Источник: Комментарии на пророка Исаию.


Вместо Иуды, которым обозначаются два колена, LXX и Феодотион поставили Иудея, которая обозначает всю землю двенадцати колен, и вместо того, что мы с еврейского перевели, на Иуду и Иерусалим, они перевели: против Иудеи и Иерусалима. Симмах, по своему обычаю, перевел яснее: об Иуде и Иерусалиме, так что подписанием не хотел обозначать ни благоприятного, ни неблагоприятного, а то, что об Иуде и Иерусалиме в том и другом отношении предсказала пророческая речь. Итак, Исаия главным образом говорит о двух коленах: Иудином и Вениаминовом, исключив десять, которые были в Самарии и назывались Ефремом и Израилем и которые при Озии, царе Иудейском и Иерусалимском, уже начал опустошать Фул, царь Ассирийский, а потом, в пятьдесят второй год царствования Озии, когда в Самарии царствовал Факей, сын Ромелим, «пришел Теглаффаласар, царь Ассирийский, и взял Айон, и Абел, дом Маахи, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад и Галилею, всю землю Неффалима, и переселил их в Ассирию» (4Цар 15:29). Из этого видно, что, при приближающемся разрушении Самарии, все это говорится для предостережения двух колен.

Озия же есть тот самый, который называется и Азарией, двояким именем. Из царей, которые поставляются в надписании, мы узнаем, что именно в одно и то же время пророчествовали Исаия, Осия, Иоиль и Амос; но начало слова Господня было к Осии, сыну Беери. Амос же, отец Исаии, не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у Евреев различными буквами: последний имеет первую и последнюю буквы алеф и саде ( אמ יץ ), первый аин и самех ( עמ ים ), и последний переводится некоторыми крепость или крепкий, а первый — народ жестокий или строгий, о чем мы подробнее сказали в Амосе. Не только этот пророк, а и другие, когда имеют в надписании: видение, которое видел Исаия или Авдий, то не только излагают виденное, например: «я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и два Серафима вокруг его» (Ис 6:1−2), но и сообщают то, что им было сказано, то есть: «слыши, небо, и внуши земле» (Ис 1:2), и: «сие говорит Господь Бог к Идумее: слух слышал я от Господа и посла послал Он к народам» (Авд 1:1). Ибо пророки прежде назывались видящими, так как они могли сказать: «очи наши всегда к Господу» (Пс 24:15) и: «к Тебе возвел я очи мои, живущему на небесах» (Пс 122:1).

Поэтому и апостолам заповедуется Спасителем: «возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже» (Ин 4:35). Эти очи сердца имела и невеста в Песни Песней, которой жених говорит: «ты ранила сердце мое, сестра моя — невеста, одним из глаз твоих» (Песн 4:9). И в Евангелии читаем: «светильник тела твоего есть око твое» (Мф 6:22). В Ветхом Завете также говорится, что весь народ видел глас Божий (Исх 20:18).

Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана, полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении; ибо несознаваемого они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим как небесные, Исаию как образ Господа Спасителя, потому что он-де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые как по причине грехов выходят из нея, так вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место, — в Церковь, о которой, думаем, говорится и следующее в том же самом пророке: «светись, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою», и: «в тебе явится Господь и слава Его покажется над тобою, и пойдут цари в свете твоем и народы в блеске твоем, когда приидут все сыновья его издалека и дочери его будут принесены на плечах и покроют его верблюды Мадиама и Ефы, принося золото и ладан, и стада Кедара и овны Наваиофа поспешат и будут милостивительными жертвами на алтаре Господнем» (Ис 60:1−7).

Что касается поставленного в надписании, что он пророчествовал при Озии и Иоафаме, и Ахазе, и Езекии, царях иудейских, то это не должно быть понимаемо смешанно, как у других пророков, как бы нам было неизвестно, что при каком царе в частности было сказано; но до конца книги излагается, что было открыто ему Господом в отдельности при Озии, что при Иоафаме, что при Ахазе, и что при Езекии. Примем также к сведению, что Езекия начал царствовать в Иерусалиме в двенадцатый год Ромула, который построил в Италии город своего имени, чтобы ясно было видно, насколько наши истории древнее, чем прочих народов. Исаия же значит спасенный Господа, Иуда исповедание, Иерусалим видение мира, Озия сила Господня, Иоафам Господне совершенство, Ахаз держащий или сильный, Езекия власть Господа. Итак, кто водительством Господа спасается, и есть сын Амоса, т.е. крепкого и сильного, тот духовно видит видение исповедания, когда оплакивает прежние грехи, и видение мира, когда после покаяния переходит ко свету и успокаивается в вечном мире, и все времена его проходят под крепостию Господа, и совершенством Его, и силою. И, когда он все сделает, то скажет оное евангельское: раби неключими есмы, яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк 17:10).

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Евсевий Кесарийский (258/65−339/40)

Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских

Он говорит о видении не общем, не плотскими глазами воспринимаемом, но о пророческом видении того, что произойдет в отдаленном будущем. Ведь подобно тому, как некто на большой картине видит нападение врагов, опустошение страны, осаду городов и угон в рабство людей, представленное в блеске красок, так и он, кажется, созерцает видение наяву, а не во сне, когда Божественный Дух освещает его душу.

Заглавие указывало на время царей, поскольку исторические обстоятельства в Иудее были различны и должны были произойти в отдаленном будущем события, которые никогда не приходили на ум и о которых не подозревали. Следует заметить и то, что книга, только кажущаяся единой, в действительности изрекалась пророком в течение долгого промежутка времени, поскольку было необходимо всестороннее и внимательное изучение, чтобы различить будущее, чтобы определить значение времен и приспособить пророчество к событиям, которые происходили в каждое царствование. Ведь время этих царей покрывало в целом пятьдесят лет, в течение которых изрекалось то, что содержится во всей книге.

Источник: Комментарий на пророка Исаию.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Видение Так называется особенное состояние пророка, в котором он получал откровение от Бога (см. вступление в пророческие книги). Но здесь это выражение имеет общее значение откровения — О Иудее и Иерусалиме. Надписание это относится ко всей книге, потому что далее прибавлено, что пророк хочет сообщить о всех откровениях, бывших ему при четырех иудейских царях. Иудея же и столичный ее город Иерусалим особо упоминается потому, что все другие пророчества имеют отношение к Иудее, к судьбам Иудейского царства.

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.