Исаия 1 глава » Исаия 1:13 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 1:13

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 1:13 / Ис 1:13

Исаия 1 стих 13 — синодальный текст:
Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

Ап. Варнава

Ст. 13−14 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование

Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши соратники — великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение. Бог открыл нам через всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях… Итак, Господь упразднил это, чтобы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение.

Источник: Послание Варнавы.

Афанасий Великий (~295−373)

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование

Деяния, которые, будучи незаконными, хотя были совершаемы с добрым расположением, — если бы даже были признаны за благочестивые, — бесполезны и тем более обличают в лицемерии тех, кто занят ими. Поэтому приносящие такие жертвы, несмотря на их лицемерие, должны услышать от Отца: Не приносите напрасно: будь то даже самая лучшая мука: курение ваше отвратительно для Меня.

Источник: Праздничные послания.

Василий Великий (329/30−379)

Ст. 13−14 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их

Ясно отвергает плотское разумение Божиего закона Возвестивший его и великими укоризнами Возбудивший князей и народ к его соблюдению. Ибо хотя ничего Сам от Себя не возвещает, однако же изглаждает написанное древле, говоря, что таков Божий закон и таково Божие постановление, чтобы не было ничего, совершаемого ныне. Аще принесете Ми семидал, всуе. При жертвоприношениях часто употребляется семидал, иногда не приготовленный, с возлитым только елеем, иногда и без елея, как в жертве ревнования (ср.: Чис 5:15), в иных случаях — как хлеб елеен, а в иных — как опреснок (Лев 8:26), в иных же — как тесто, сделанное из семидала с елеем. Назвавший теперь суетным употребление семидала отменил и большую часть жертв. Итак, что значит сказанное? То, что в слове подразумевается другой смысл, а вы, оставив намерение Законодателя, прилагаете старание о суете телесной. Ибо под пшеницей надлежало разуметь слово, которое наподобие семени влагается в души ваши, и, обнажив ее (пшеницу — слово) от всякого мирского понятия, употреблять такой, какова она сама в себе, в невещественном и чистом служении Богу. Это и есть семидал духовный, слово о Боге, отделенное от телесных понятий. Посему семидал, представляемый телесно и приносимый по-иудейски, всуе, а кадило — даже мерзость пред Господом. Ибо, действительно, мерзостно думать, будто бы Бог, для услаждения Своего обоняния, установил известный состав фимиама, а не представлять, что кадило пред Господом есть освящение в теле, совершаемое при душевном целомудрии, когда все части души равносильно и безмятежно соблюдают взаимное одно к другой отношение. Сказано: возми себе ароматы, стакти, ониха и халвана благовонна и ливана чистаго (Исх 30:34). Четыре сии благовония имеют сходство с четырьмя стихиями, из которых слагаются тела, именно же: стакти — с водой, оних, по сухости, — с землей, халван, по теплоте, — с огнем, ливан же, по прозрачности, — с воздухом. Все то в равну меру да будет (Исх 30:34), то есть от несоразмерного растворения происходящие стремления к бесчинным похотям обуздывай и уравнивай. И раздробиши от сих по тонку (Исх 30:36), то есть, уничтожая в душе плотскую дебелость и вещественность, старайся соделать сие духовным. И тако положиши прямо свидению в скинии, отонудуже познан буду тебе тамо (ср.: Исх 30:36). Ибо когда приблизился к совершенному соединению и утончен, тогда достоин быть внесенным во Святая и приблизиться к познанию о Боге. Сказано: положиши сия прямо свидению, отонудуже познан буду тебе тамо. Запрещено же кому бы то ни было делать подобное для своего услаждения, то есть себе приписывать заслуги, но должно возводить их к Богу — Вине всех благ. Таким фимиамом был Павел, сказавший: Христово благоухание есмы и еще: Богу же благодарение всегда победители нас творящему и воню разума Его являющу в нас (ср.: 2Кор 2:15, 14). А фимиам телесный, входящий в отверстия ноздрей и возбуждающий ощущение, справедливо признан мерзостью для Бестелесного.

Пророческое слово хочет также, чтобы разумные и новомесячия представляли себе сообразными с летами вечными, а не разумели одного, совершающегося чрез тридцать дней, возврата луны, которая то настигает солнце, то удаляется от него. Поскольку же безумный яко луна изменяется (Сир 27:11), то слово сие требует, чтобы возвращение к свету, которого не было у безумного, и восстановление в прежнее состояние посредством покаяния почиталось праздником для братолюбивого и сострадательного, и чтобы он проводил новомесячие, как бы начало светлой жизни после того, как утратил свет чрез изменение на худшее, и чтобы снова востек к свету чрез обращение.

За сим о ненавистных субботах можно было бы сказать, что предписания не носити бремен (ср.: Иер 17:27), и не исходить от места своего (ср.: Исх 16:29), и не возгнетать огня во всех домех своих (ср.: Исх 35:3), — которых, как само собой оказывается, невозможно соблюсти и исполнить в точности, — делают подлежащим проклятию того, кто слушает их телесно. Ибо не трогаться с места невозможно, и все поднимаемое, хотя бы самое легкое, называется бременем, как, например, одежда, или хлеб, или другое что необходимое. Но закон не повелевает возгнетать и огня, то есть велит не воспламеняться плотскими страстями; он предписывает не носити бремен, то есть не обременяться тяготою греха; не уклоняться от пребывания в Боге, но твердо и непоколебимо стоять в вере. Не так совершающих субботы, не в праздности от злых дел, но в воздержании от должного, справедливо отвращается Бог и не терпит их, как лживых. Ибо таковы субботы, оплакиваемые Пророком: Люте вам, приближающиися и прикасающиися субботам лживым (ср.: Ам 6:1, 3)! Истинные субботы — это упокоение, предназначенное народу Божиему; их, потому что они истинны, приемлет Бог. И сих суббот упокоения достигает тот, в ком распялся мир, — достигает по совершенном удалении от мирского и по вступлении в собственное место духовного упокоения, пребывающий в котором не подвигнется от места своего, по безмолвию и безмятежности сего состояния. Он и огня не возгнетет в вечной обители, потому что не собирает воспламеняющего огонь вещества: дров, сена, тростия. Он не носит и бремен, потому что не лежит на нем тяжкой ноши беззакония, но упокоится, проводя подлинно покойную субботу.

Вместо же дне великаго, другие перевели нарочитаго. Так, Феодотион: нарочито нареченнаго не терплю; а Симмах: нарочитаго наречения не потерплю. Из сего заключаем, что говорится не об одном исключительно великом, но о всяком дне, который называется нарочитым. Ибо об опресноках говорится: первый нарочит, потому что свят будет вам. И день седмый нарочит свят да будет вам. И в день седмый новых плодов, егда принесете Господеви жертву седмиц, нарочит свят будет вам (ср.: Чис 28:18, 25, 26). Посему кажется, что одним словом отвергает многие дни, носившие одно имя, и почти все значительные по закону праздники. Итак, отвергающий дни сии какой приемлет день? Тот, о котором сказано: дню Господню великому (ср.: Иоиль 2:31), который не это чувственное солнце произведет, но осветит восток Солнце правды, который будет един и непрерывен, не сменяем ночью, но спротяжен всему веку. Сей день в подлинном и собственном смысле велик. А плотской иудей ищет великого дня между теми днями, о которых блаженный Иаков утвердительно сказал, что они малы и злы (ср.: Быт 47:9).

В перечисленном у Пророка примечаем четыре разности: одно, из совершаемого по-иудейски, суетно, другое мерзко, третье нетерпимо, а четвертое ненавистно. К последнему роду принадлежит и пост иудейский. Как о прочем показано, что в нем есть и отметаемое, а есть и приемлемое Богом, так должно сказать и о посте. Воздержания от пищи, соблюдаемого напоказ и не простирающегося далее заповеди: Не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи (Кол 2:21), ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение. Воздержание же от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества.

«Ктому не стерплю грехов ваших». Это слова, приличные утомившемуся непрестанными возвращениями ко греху облагодетельствованного им. «Ктому не стерплю». «Многократно призывал Я вас к покаянию. По видимому оказывали вы послушание, а потом снова продолжали идти своим путем. Не надеясь на ваше нераскаянное сердце, «ктому не стерплю», чтобы вы остались без должного вам наказания». Не тот исповедует грех свой, кто сказал: «Согрешил я» — и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел (Пс 35:3). Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью держится того, что разрушительно для жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду и от извинения в распутстве продолжающему жить распутно.

Здесь пророческое слово тем, которые от многих падений под человеколюбивым руководительством неоднократно воставали и потом преодолены наконец немощами, угрожает совершенным оставлением. Здесь слово «не ктому» дает нам разуметь, что уже неоднократно прежде были им прощаемы подобные грехи. Ибо невозможно, чтобы кто-нибудь без Божия прощения предался добродетельной жизни. Посему премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах и потом дающий обет востать к здравой жизни положил конец прошедшему и после содеянных грехов положил некоторое начало, как бы обновившись в жизни чрез покаяние. А кто непрестанно дает обещания и непрестанно нарушает их, того, как совершенно отчаянного, Он лишает Своего человеколюбия.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование

И аще принесете Ми самидал, всуе. Из заповедей одни были даны сами по себе, а другие для чего-нибудь другого; например, познавать Бога, не убивать, не прелюбодействовать и тому подобное, было заповедано ради происходящей отсюда пользы; а приносить жертвы, воскурять фимиам, соблюдать субботу и тому подобное, было заповедано не для того, чтобы только было совершаемо само по себе, но чтобы через исполнение этого люди отклонялись от служения бесам Но так как иудеи жертвоприношения совершали, а пользы от них не получали, но еще привязывались к бесам, то Бог справедливо отвергает и сами жертвы. Так и то дерево справедливо вырубают, которое имеет листья и ветви, а плодов не приносит, потому что земледелец всячески заботится о растении не для коры и ствола, но для получения плодов.

Кадило мерзость Ми есть. Видишь ли, что Он не свойству приносимого радовался, но испытывал расположение приносящих? Потому дым и смрад от жертвоприношения Ноева Он назвал «приятное благоухание» (Быт 8:21), а их фимиам — мерзостью. Он требует, как я сказал, не вещества даров, но расположения приносящих.

Новомесячия ваши и праздники ваши. Нужно заметить, что Он не отвергает ничего необходимого, но — то, что отменил и Христос, пришедши на землю. Потому и Павел, воспользовавшийся этим словом решительнее, когда боролся против иудеев, предполагая не только это, но и другое, больше этого, говорил, что не проявляющие ничего (доброго) изнутри не получают никакой пользы извне. «Вот ты,» говорил он, «называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона». И еще: «обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.» (Рим 2:17−18, 25). Те, говорит, которым был вверен закон, не получали никакой пользы от того, что им был вверен закон, потому что они не веровали. Тоже выражает и Давид другим образом, когда говорит: «грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои?» (Псал. 49:16). Так как они чрезмерно превозносились слышанием закона, хотя не исполняли его, то Павел и укорил их за такое тщеславие, говоря: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь?» (Рим 2:21−22). Подобным образом и Давид говорит: «когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься» (Псал. 49:18).

И дне великаго не потерплю. Говорит о пятидесятнице, празднике кущей, пасхе и прочих праздниках.

Источник: Толкование на пророка Исаию.


Послушай пророка, который говорит: курение отвратительно для Меня, указывая на нечистоту внутреннего расположения приносящих. Как там добродетель праведника сделала дым и смрад благоуханием, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. Итак, прошу, постараемся во всем показывать чистое расположение. Оно бывает причиною всех благ. Благой Господь, обыкновенно, обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет, или отвергает наши жертвы. Итак, молимся ли мы, постимся ли, подаем ли милостыню (потому что это наши духовные жертвы), или совершаем какое-либо иное духовное дело, будем делать все это от чистого расположения, чтобы получить достойный венец за труды.

Источник: Беседы на Книгу Бытия.

Кирилл Александрийский (376−444)

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование

Как, скажи мне, могли существовать праздники, продолжительные и постоянные, которые Бог ненавидит? Что же скажем, что Бог изменил Свое решение, и то, что в древности было хорошо положено и определено через Моисея, осмеивается пророками и должно считаться нами ошибкой… Он почитал древние установления хорошими, но хотел, чтобы люди устремлялись от образов и теней к красоте истины, он устанавливал более приятное Богу поклонение, и ясно, что это поклонение умное и духовное.

Источник: Против Юлиана императора.


См. также Толкование на Ис 1:10

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Лев Великий (440−461)

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

Как следует, возлюбленнейшие, из провозглашения древнего учения, мы соблюдаем пост седьмого месяца для очищения наших душ и тел; не нагружаем себя тяготами закона, а дорожим пользой воздержания, которая служит Евангелию Христа. Поэтому христианская праведность может превзойти праведность книжников и фарисеев (Мф 5:20), не отбрасывая закон, но отвергая плотское разумение. Ибо наши посты должны быть не такими, какими были у тех, к кому говорил Исаия пророк Духом Святым.

Источник: Проповеди.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 13−14 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их

Кадило мерзость Ми есть. Итак, знайте, что кадило, которое почитаете вы благоприятным Мне, пред очами Моими мерзость. Не приемлю того, что приобретено обманом и насилием. Поелику приносимое вами получено грабительством и притеснением бедных, то жертв и обетов ваших, а равно и праздников ваших ненавидит душа Моя.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование

Топтать двор Мой вы более не будете. Заметь, что после Вавилонского опустошения храм снова был построен Зоровавелем, и чрез ряд многих годов в храме приносились жертвы (1Езд 5:15−16). Следовательно указывает на последнее разрушение храма при Веспасиане и Тите, которое продолжится до конца мира.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Ст. 13−14 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их

Следует рассмотреть, соблюдения какой субботы Бог желает от нас. Ибо Писание изображает субботу вечную и временную. Так пророк Исаия говорит: Субботы ваши ненавидит душа Моя. И в другом месте говорит Иезекииль: Субботы Мои вы осквернили (Иез 22:18). Отсюда мы видим, что суббота временная — человеческого свойства, а суббота вечная — божественного.

Источник: Против иудеев.


Но если Бог в каком-нибудь месте Писания и объявил о Своем отвращении к субботам, то при помощи слов ваши субботы Он показал, что считает не Своими, а человеческими те субботы, которые погрязший в грехах народ справляет без страха Божьего, чтя Бога устами, а не сердцем.

Источник: Против Маркиона

Лопухин А.П. (1852−1904)

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование

Дары — по евр mincha в отличие от zebach, означают приношения хлебные (Лев 2-я гл.)

Тщетные — правильнее сказать, лживые, не выражающие действительного настроения приносящих. Такой дар, по более точному переводу с еврейского, есть отвратительное курение для Бога. Здесь mincha называется курением потому, что часть хлебного приношения вместе с ладаном сжигалась на жертвеннике (Лев 2:2).

Новомесячие — начало каждого месяца или каждое новолуние сопровождалось прибавлением к ежедневной жертве всесожжения праздничного жертвоприношения, состоявшего из двух тельцов, одного овна и семи единолетних агнцев, с соответственным хлебным приношением. Кроме того, приносилась еще жертва о грехе, состоявшая из одного козла; в это время священники трубили в священные трубы (Чис 28:11−15; 10:10). В позднейшее время еврейской истории, в дни новомесячий прекращалась торговля и промыслы (Ам 8:5) и набожные израильтяне искали назидания у пророков. Празднуя новомесячье, Израиль испрашивал у Господа благословение на труды в начинающийся месяц (Кейль. Руков. к библ. археологии, ч. 1-я, § 73. Киев, 1871 г.

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.