Исаия 1 глава » Исаия 1:19 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 1:19

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 1:19 / Ис 1:19

Исаия 1 стих 19 — синодальный текст:
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли

Писание обещало эти блага верным, говоря: будете вкушать блага земли. Поэтому давайте будем уподобляться тому благу, чтобы того, что есть благо, мы добились. Благо же есть то, что без излишества и без хитрости и без суровости, но со снисхождением, с благочестием, с честностью и с доброжелательством, и милостью, и справедливостью. Поэтому благо подобно тому, как мать плодовитая, объемлет все добродетели.

Источник: О бегстве от мира.

Василий Великий (329/30−379)

Ст. 19−20 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят

Здесь особенно показывается свобода человеческой природы. Ибо думаю, что такой смысл согласен со всем предыдущим. Пророк говорит: «Если вы оставите служение по убивающему письмени, если измыетесь и, соделавшись чистыми, наконец на деле покажете предписанный вам образ жизни, приидете на суд, то будете изобиловать тем и другим, насладитесь обетованным утешением, не сделаетесь пищей карающего и истребительного меча». Слушающим с понятиями низкими наградой послушания даются земные обетования, а духовно вслушивающимся в намерение Писания говорится о благах духовной земли, которую, по сказанному, наследят ублажаемые кротции (Мф 5:5). Подобным образом и меч разумеется одушевленный, о котором сказано, что он упился кровию язвленных (см.: Иер 46:10) и на небеси пояст плоти (см.: Ис 34:5).

Уста бо Господня глаголаша сия. Может быть, устами называется теперь Дух Святый, содействовавший к написанию сего, так как о Духе говорится, что Он исшел из уст Божиих. Чтобы ты не с пренебрежением слушал сии угрозы, слово Господне засвидетельствовало нам, что не лживые уста глаголали сие. Но кто же так низок и плотян умом, чтобы под благами, какие Благий Бог соблюдает людям в воздаяние за благопокорность, стал разуметь снеди, то есть плоды земные, предаваемые разрушению в самом употреблении? Но, конечно, по евангельской притче, семя, посеянное на доброй земле, есть доброе и благое сердце, которое слышит слово и держит его, и плод творит в терпении (ср.: Лк 8:15). Посему достойно обетования Божия вкушение сладчайших плодов сердца. А плоды сердца — это услаждение при созерцании Божией красоты. Плоды же сии возделываются из посеянного в Духе, пожинаемые в вечную жизнь. Собирающий рукояти их в веселии (см.: Пс 125:6) наслаждается Господеви, получая от Него просимое (ср.: Пс 36:4). Прежде надобно пожелать, а потом услышать, чтобы состоящее в нашей власти было не вынуждено. И опять: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, вследствие нежелания и неуслышание. Так, всякое блаженство, а равно и жизнь, проводимая в наказаниях и скорбях, зависят от того, что в нашей власти.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 19−20 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят

Так как для людей более грубых вожделенно и приятно не столько избавление от грехов, сколько наслаждение благами, почитаемыми в настоящей жизни, то Он обещает им вместе с тем и эти блага, — потому что последнее зависит от первого.

Притом, показывая легкость добродетели, он полагает ее зависящею только от хотения. А потом, чтобы упоминанием благ не подать повода к беспечности, он заключает речь страшною угрозою и убеждает в несомненности ее силою Изрекшего это.

Источник: Толкование на пророка Исаию.


Видишь ли, что нужно одно только хотение? Но хотение — не обыкновенное, общее многим, а тщательное. Я знаю, что ныне все желают воспарить в небо, но надо доказать это желание самими делами.

Источник: Гомилии на Евангелие от Иоанна.


Но, может быть, скажет кто-то: «Я хочу»; и нет такого настолько безумного, чтобы не хотеть. Но хотение не приносит мне достаточной пользы. Нет, оно принесет пользу, если ты будешь, хотеть как должно, и действовать сообразно с хотением, а теперь ты не совсем хочешь… Ведь кто хочет, как должно, тот принимается и за дела, ведущие к тому, чего он хочет.

Источник: Гомилии на 1-е послание к Коринфянам

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 19.-20 И аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия

Некогда Бог всяческих сказал Израильтянам чрез премудрого Моисея: се, дах пред лицем твоим путь жизни и путь смерти (Втор 30:15). Ибо в нас положено стремление к тому и другому, и плодом склонностей или желаний каждого бывает жизнь светлая и сообразная с законом, или жизнь иного свойства, достойная порицания. Но никто не может усомниться, что проводящие добрый, превосходный, вполне приятный Богу образ жизни всегда достигают жизни, те же, которые предаются нечистым удовольствиям, имеют концом смерть и погибель. Итак, плодом повиновения бывает то, что снедают благая земли, уготованной святым, о которой напоминал Сам Господь наш Иисус Христос, говоря: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф 5:5). Плодом же злобы и жизни грехолюбивой бывает бесполезное раскаяние, меч и гибель вследствие гнева божественного, как я сказал. И какие еще из подобных бедствий не могут постигнуть их? Чтоб сделать достойным вероятия слово свое, пророк тотчас присовокуплял: уста Господня глаголаша сия. И так как невозможно допустить, чтоб Бог лгал (потому что Он всегда пребывает тем, что Он есть, то есть истиною), то не необходимо ли допустить, что предреченное наконец вполне исполнится? При этом необходимо обратить внимание на то, какую великую пользу приносит пророческое слово душам как еще не утвердившихся, так и совершенных и зрелых в вере. Так как Бог всяческих положил, чтоб воспитываемые любили душою добро и избегали зла, то Он осуществил это тем, что каждому из живущих на земле предоставил свободу деятельности и дал возможность стремиться к тому, на что решился кто либо. Так как это истинно, то было бы пустой и бесполезной тратой слов усиленно доказывать и говорить, будто зло в человеке существует от природы, или будто случай, судьба и условия рождения управляют делами человеческими и будто они по своему произволу принуждают всякого деятеля к совершению порока или добродетели, и действующие руководятся не добровольными склонностями, но повинуются как бы неодолимому велению и подчиняются тяжелому и неизбежному внушению повелевающих. Если зло присуще природе, как говорят эти пустословы, то как оно усиливается и ослабевает сообразно с желаниями каждого? Ибо если я решился быть добрым, то оказывается, что нет никакого препятствия к этому. Если же я решился быть злым, то ничто не удержало бы меня склониться на это. Где же могущество случая и судьбы? Или какие прирожденные свойства налагают на кого либо ярмо необходимости, если они находятся в зависимости от желаний каждого, и тем, которые оказывают послушание, дают возможность снедать благая земли, и не препятствуют погибать от меча тем, которые оказывают непокорность и непослушание божественным законам?

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (~306−373)

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли

И… благая земли снесте как обещал вам Бог в законе Своем.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли

В деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободное произволение наше. <…> Человек, хотя может иногда сам собою желать добродетели, но, чтобы исполнить желания эти, всегда нуждается в помощи Божией.

Источник: Собеседования.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

И аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте

Что называет Пророк благами земли?

Благами земли называет Писание здешние блага, заимствуя имя сие от благ будущих, потому что Бог всепремудро обучает немощь нашу и через чувственное руководит к умопостигаемому.

Источник: Письма. Книга I.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 19−20 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят

Если захотите и послушаете, блага земли будете вкушать: если не захотите и не послушаете (или как стоит в еврейском) и вызовете Меня на гнев, то меч вас пожрет. Ибо уста Господни сказали. Сохраняет свободную волю, чтобы в том и другом случае, награда ли или наказание были не по предопределению Божию, а по заслугам каждого. Благами же земли, я думаю, называются те, о которых читаем в Псалме: верую видении благая Господин на земли живых (Пс 26:13) и: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф 5:5). Или: так как говорил Иудеям, которые еще не могли принимать благ духовных, то обещает блага настоящего века, чтобы, побуждаемые по крайней мере настоящими благами, они исполняли заповеданное. И так как они не хотели слушать, но, напротив того, вызвали Святаго Израилева на гнев, то их пожрал меч, то есть истребило Римское войско. И все это, говорит, сбудется: ибо уста Господни сказали, и пока грехи продолжаются, Его определение измениться не может.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Магн Аврелий Кассиодор

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли

Есть еще у них, пелагиан, и другое заблуждение: ведь они оставляют за человеком такую свободу выбора, что полагают, будто люди без Божией благодати могут сами по себе задумать и совершить нечто доброе… Но вы это и подобное этому подмечаете с дурным умыслом, дабы оправдать веру в то, что люди сами по себе приобретают начатки доброй воли, а уже потом получают Божественную помощь. Так что (о чем и говорить грешно) мы оказываемся причиной Его благодеяния, а не Он — Своего собственного.

Источник: Изъяснение Псалмов.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли

Так и у Исаии… речь идет о благах, которые ожидают плоть в Царстве Божьем, когда плоть преобразится, сделается подобной ангелам и обретет то, чего не слыхало ухо и что не приходило в сердце человеческое (1Кор 2:9).

Источник: О воскресении мертвых.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.