Исаия 1 глава » Исаия 1:22 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 1:22

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 1:22 / Ис 1:22

Исаия 1 стих 22 — синодальный текст:
Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;

Василий Великий (329/30−379)

Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою

Сребро ваше неискушено то есть слово веры не имеет на себе ясного и подлинного отпечатка; на нем не сохранилось точное начертание царского образа. А что к такому смыслу ведет сие загадочное выражение, и что сребром Пророк называет слова веры, это доказывается многими местами, особливо же следующим: Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли (Пс 11:7). Итак, испытайте сокровищницы сердец своих, все осмотрите в тайных влагалищах, нет ли где подделанной драхмы, то есть переиначенного догмата, которого не назнаменовал Дух собственными Своими начертаниями веры, какие дарованы нам чрез Пророков и Апостолов, но который назнаменован людьми злокозненными, по собственному вымыслу, тайно и незаметно полагающими свою печать, людьми, вносящими в царские сокровищницы чуждые сребреники, имеющие на себе вражий образ, повреждающими великое богатство и делающими, что многие с сомнением приступают к выбору. Ибо не много честных торжников, не много таких, которые могут все подвергнуть испытанию и доброе удержать при себе, от всякого же вида зла воздержаться.

Корчемницы твои мешают вино с водою. Выслушайте буквальный смысл сего речения вы, продающие вино, и не вводите тварь в обман. Это не такое дело, которым можно шутить, но зло, достойное самого величайшего осуждения. Но, впрочем, слово поспешает к духовному смыслу. Есть вино, веселящее сердце человека, то есть ум и владычественное в душе, это — учения Писаний, чрез святых Апостолов и Пророков преподанные нам от виночерпия — Духа — в вечное веселие. Многие, корчемствуя ими, разжижают слово водой, примешивая собственную мысль, ко вреду слушающих. Ибо, служа их удовольствиям и угождая льстивыми речами, питают их страсти на их же погибель. Ослабляя, что в Писании строго, сильно и с пользой обуздывает, и к погибели слушающих допуская какое-то невежественное человеколюбие, безрассудное извинение грехов и иное подобное, нравящееся многим, более и более расслабляют они души сластолюбцев.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Григорий Богослов (325/30−389/90)

Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою

Мы не способны приторговывать словом истины и мешать вино с водой, то есть учение, веселящее сердце человеческое, с учением пошлым, дешевым, влачимым по земле, пропадающим и текущим понапрасну, как делают многие. Они, чтобы от такой торговли получить и себе прибыток, беседуют с приходящими о том и о другом, так и иначе, в угождение всякому, подобно каким-нибудь чревовещателям и суесловам, для собственной своей забавы употребляют слова, из земли провозглашаемые и в землю уходящие, как будто тем более они прославляются в народе, чем больше вредят себе и губят себя, проливая кровь неповинную самых простых душ, которая будет взыскана от рук наших.

Источник: Слово в оправдание.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою

Серебро твое стало изгарью, т.е. поддельное, нецельное, нечистое. Вино твое испорчено водою (Корчемцы твои мешают вино с водою). Так как вначале он не изобразил их нечестия в частных видах, но сказал только, что они отверглись Господа, стали семенем злым и сынами беззаконными, что могло показаться более проницанием, нежели обвинением, то здесь он исчисляет сами вины их в частных видах, и прежде всего указывает на то, что составляет первое, среднее и последнее из зол, — сребролюбие и корыстолюбие в торговле. Впрочем, некоторые, не разумея неизреченной премудрости Божьей, принимают эти слова в переносном смысле. Великий и возвышенный Исайя, говорят они, не стал бы говорить о плутовстве менял и испорченности корчемников, но серебро здесь означает изречения Божье и вино — учение, которое они искажали прибавлением собственных мнений. Я не порицаю и этого объяснения, но говорю, что другое более справедливо. Говорить о таких предметах не только не недостойно пророка, но даже весьма достойно и его и человеколюбия Божьего. И для чего много распространяться об этом? Когда Единородный Сын Божий пришел на землю, принесши с Собою высокое учение и желая насадить ангельскую жизнь, тогда и Он немало говорил о мерах и таких предметах, которые кажутся еще маловажнее этого, — о приветствиях, о сидении посреди других, о возлежании на первом месте. Эти, по видимому, маловажные дела, когда пренебрегают ими, делаются великими поводами к грехам Если же должно исполнять это в новом завете, то тем более должно было в ветхом, когда и слушатели были более грубы, и вся жизнь их исправлялась тем больше, чем больше народ научался удаляться от всякой несправедливости, ни в чем не обманывать ближних и не увеличивать бедности нуждающихся вредным корчемничеством. От пренебрежения этим часто были разрушаемы города, владыки были низвергаемы с престолов, происходила непримиримая война; и напротив при соблюдении этого был великий мир, благоденствие и безопасность, руководствующая к добродетели.

Источник: Толкование на пророка Исаию.


Мы не будем подражать лжеапостолам, говорящим многое от самих себя. Таков смысл слова kaphleusai, обозначающего действия того, кто разбавляет вино или продает что-то, что должно быть отдано даром. Мне кажется, что в этом месте он и высмеивает их в связи с деньгами, и намекает на то, что они смешивают свое собственное с Божьим, как я сказал. Таково обвинение Исаии, говорящего: Торгаши твои смешивают вино с водою . Если это даже и было сказано о вине, то не погрешит тот, кто отнесет это к учению. Мы так не делаем, говорит пророк, но мы предлагаем вам то, что нам было передано, наливая неразбавленное слово.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 22−23 Сребро ваше не искушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покоряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии

Здесь ясно перечисляет причины перемены к худшему. И как самый искусный врач указывает заболевшим на причины болезни: так и Он, всем человеком хотяй спастися и в разум истины приити (1Тим 2:4), заболевшим вследствие неведения того, что прилично, изъясняет причины их страстей и пороков. Ибо, говорит, не искущено сребро ваше. И негодным серебром Он называет учение их наставников, не только не имеющее в себе добрых качеств, но и исполненное всякой мерзости; оно не только не может принести пользы слушателям, напротив, приносит вред им. Слова же наставления, преподаваемые некоторым людям подвластным, богодухновенное Писание обыкновенно называет серебром. И Господь наш Иисус Христос говорит, что Царство Небесное подобно человеку домовитому, который, намереваясь отправиться в путешествие, призвал рабов своих и одному дал пять талантов, другому же один, и отправился в путешествие. После того как они потрудились, воздавая каждому должную похвалу, говорит: добре, рабе благий и верный. Скрывшему же талант и совершенно ничего не приобретшему трудом говорит: лукавый рабе и ленивый, подобаше тебе вдати сребро твое торжником: и пришед аз взял бых свое с лихвою (Мф 25:14−29). И божественный Давид поет: словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли (Пс 11:7). Итак, неочищенное и не имеющее цены серебро, которое было у Иудеев, это — учение, преподаваемое книжниками и фарисеями; они, подобно торгашам, хотели смешивать вино с водою, то есть они предлагали неправильное и не надлежащее толкование закона; приплетая к нему некоторые свойственные им желания и привнося в него пустые и суетные измышления, они делали толкование воли законодателя не свободное от дурного и, как сказал бы кто-нибудь, не беспримесное. И приступили некогда книжники и фарисеи к Спасителю, говоря: Почто ученицы твои преступают предание старец? не умывают бо рук своих, егда хлеб ядят. Он же отвещав, рече им: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше? Бог бо заповеда глаголя: чти отца и матерь, и иже злословит отца, или матерь, смертию да умрет. Вы же глаголете: иже аще речет отцу, или матери: дар, им же бы от мене пользовался еси: и да не почтит отца своего, или матери: и разористе заповедь Божию за предание ваше (Мф 15:2−6). Не видишь ли в этих словах ясных обличений иудейской лживости? Ибо желая следовать собственным преданиям, они лишили значения божественные законы: воображая, что они объясняют их, они примешивали к ним обветшалые и пустые предания. А начальников обвиняет за то, что они сильно страдают непокорностью и как бы гордо поднимают свою выю и не хотят повиноваться. Ибо не хотели принять веры во Христа, хотя закон постоянно возвещал им относившееся к Нему таинство и показывал его бесчисленными способами. Поэтому и Господь наш Иисус Христос говорил им: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу. есть, иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Ин 5:45−46). Итак, они были непокорны и не хотели истолковать волю закона другим в цельном и неповрежденном виде и не оказали чести вере, предвозвещенной Моисеем, и пророками, и святыми. Ибо они не хотели внимать словам Христовым: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго мое на себе (Мф 11:28−29). А вследствие того, что они были жестоковыйны и непокорны, они сделались сообщниками воров, с одной стороны сочувствуя тем, которые принимают подарки, с другой — участвуя в нечестивых желаниях того. кто продал им Господа нашего Иисуса Христа, — кто был лукавым и вместе весьма жадным учеником. Начальники Иудеев были любостяжательны и в ином отношении, давая десятину с пшена и аниса и всяких овощей и оставляя важнейшее в законе — суд, милость и веру. Ибо они не оказывали правосудия сиротам и вдовицам, напротив принимая мзду от приходящих к ним, осуждали неправедно обижаемых, подавая против них самый незаконный голос Вследствие того, что они не праведно судили и постыдно увлекались корыстью, они неистово восстали и против самого Христа. Так как они принимали дары от народа, то они не приняли господина виноградника, присвояя себе наследие, ему только приличное и подобающее. Потому именно они и убили невинного и праведного, хотя закон и говорит: неповинна и праведна да не убиеши (Исх 23:7).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (~306−373)

Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою

Сребро твое неискушено — на нём положено ложное клеймо. Корчемницы твои мешают вино с водою — чтобы взять за него более серебра.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою

Приняв на себя сошествие Святого Духа, Апостолы Господни сочтены были упившимися вина, и всем народам преподали истинное и неподдельное питие таин Посему, искажающих Божественное учение, подложными и не имеющими силы наставлениями возмущающих небесные догматы, — Манихеев, Симонов, Монтанов, Новатов, Ариев, Македониев, Фотинов и их единомышленников справедливо называет Писание корчемниками, мешающими вино с водою, прибавляющими к неимеющей примесей премудрости Божественных слов свои вопли.

Источник: Письма. Книга I.


Многократно дивился я перетолковывающим Божественное Писание и покушающимся более выставить собственную свою мысль, нежели мысль, в нем заключающуюся. Они, смешивая мысль беспримесную, чистую и способную увеселить душу с дурною и мутною водою своих учений, отваживаются корчемствовать Божественным. Сие-то и значит сказанное: корчемницы твои мешают вино с водою. Ибо, если и кажется иным, что сказано сие о корчемствующих вином в смысле буквальном (так как и это корчемство неуместно), то я, по суду истины, полагаю, что говорится здесь более о корчемствующих Божиим Словом. Ибо не сказано: корчемницы твои мешают воду с вином, что обыкновенно делают корчемники, но сказано: вино с водою, потому что, смешивая беспримесные и чистые понятия Священного Писания с мутными своими догматами, они искажают самое учение.

Источник: Письма. Книга II.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою

Серебро твое обратилось в изгарь. Говорит к городу Сиону, в котором прежде почивала правда, что серебро его, то есть учение Писаний, о котором в Псалмах читаем: словеса Господняя словеса чиста, сребро разложено, искушено земли, очищено седмирицею (Пс 11:7), обратилось в изгарь, что по-еврейски называется sigim то есть ржавчина на металлах или нечистота и грязь, выжигаемая огнем, — чтобы сохранить метафору, так как сказал о серебре. Можно сказать и то, что праведные и святые мужи, прежде жившие в городе, обратились впоследствии в нечистоту греховную.

Продавцы твои смешивают вино с водою. Вместо этого Симмах перевел: вино твое смешано с водою. Смысл такой: закон Божий чистый и беспримесный и состоящий, так сказать, из неразбавленной истины, искажен преданиями фарисеев, о чем Господь подробнее учит в Евангелии, что они оставили закон Божий и следуют заповедям человеческим (Мф 15). И всякий учитель, обращающий строгость Писаний, чрез которую он может обличать слушателей, в снисходительность и говорящий так, чтобы не исправлять, а доставлять удовольствие слушателям, портит вино священных Писаний и подделывает по своему вкусу. Также и еретики извращают евангельскую истину превратным пониманием и служат лукавыми продавцами, делающими из вина воду, между тем как Господь наш, наоборот, превратил воду в вино (Ин 2), и в такое вино, которому удивлялся распорядитель. Такому вину удивлялась и царица Савская на пире у Соломона, восхваляя своею речью его виночерпиев и служащих при вине (2Пар 9). И Екклезиаст таинственною речью описывает учреждения для вина и для своего обеда. Поэтому вместо вина, Акила перевел οομπόσιον, то есть пиршество которое у греков называется aπό του ποτοο (от слова: пить), а у нас правильнeе от сожития.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.