Исаия 1 глава » Исаия 1:3 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 1:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 1:3 / Ис 1:3

Исаия 1 стих 3 — синодальный текст:
Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

Василий Великий (329/30−379)

Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего; Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша

С волом и ослом сравнивается отринувший Бога, потому что в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс 48:13). А таковы живущие не по разуму, но по страсти и по неразумию увлекаемые в жизнь скотоподобную. Пророк взял для подобия животных домашних и известных, чтобы пристыдить нас, которые и их несмысленнее и к Создателю своему не оказываем даже такого благорасположения, какое сами видим от бессловесных. Ибо вол, данный нам в сотрудники при земледелии, различает голос питающего и знает того, кто обыкновенно приносит ему пищу. Осел же сам собой находит дорогу к привычным местам отдыха. Посему если у бессловесных такая привычка к имеющим о них попечение, то в какой мере требует любви к Богу разумная природа? Заметь еще, что волу приписывается большая смышленость, нежели ослу. Ибо один позна самого стяжавшаго, а другой — только ясли. А сим показывает слово, что осел — животное прожорливое, знает только место удовольствия, вол же имеет некоторое сведение даже о добром и полезном. Посему, так как сии животные не сходны между собой, во Второзаконии запрещено орать юнцем и ослятем вкупе (ср.: Втор 22,10), то есть рьяного и трудолюбивого в душе не должен ты сопрягать со сластолюбивым и страстным. Ибо не о волех радит Бог, нас же ради всяко написася (ср.: 1Кор 9,9−10). Но в другом месте вол и осел опять сопряжены. Ибо блажен сеющий при всяцей воде, идеже вол и осел попирает (ср.: Ис 32:20), то есть блажен, кто поучительным словом возбуждает в душе трудолюбие и врачует ее сластолюбие. Ибо как осел есть животное вьючное, так и вожделевательная сила души обременяется тяжестью греха.

Позна вол стяжавшаго и; Израиль же Мене не позна, Творца своего. И осел распознал ясли господина своего, Израиль же не уразумел Меня. Яслей много, однако же осел не ошибается в яслях господина своего. Но Бог один, и неблагодарный народ блуждает вслед богов, которые не существуют. Мене не разумеша — Меня, возвещаемого небом, указываемого землей и морем, открываемого солнцем, луной, звездами и всей тварью. Собственно же под образом вола представляется Израиль, а под образом осла — простой народ. Ибо какая разность между волом и ослом, такое же различие между Израилем, что в переводе значит видящий Бога, и так называемым простым народом.

Источник: Толкование на пророка Исаию.


Если находим, что и у бессловесных взаимное между ними согласие так хорошо поддерживает их покорность вождю, что скажем мы, находящиеся в таком раздоре между собою и в таком несогласии с заповедями Господа? Как не подумаем, что все это ныне предлагается всеблагим Богом в наше научение и назидание, а в великий и страшный день суда обращено будет в посрамление и осуждение непокорных Тому, Кто сказал уже и всегда говорит: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет?

Источник: О суде Божием.


Если в рожденных есть природная любовь к родившим — и это показывает и привязанность бессловесных, и в людях с детства открывающаяся расположенность к матерям, — то недостатком любви к Сотворившему нас и отчуждением от Него да не выкажем себя неразумнее младенцев и свирепее зверей. Если бы и не знали, каков Он по благости, по одному тому, что от Него получили бытие, должны мы безмерно любить Его со всею нежностью и непрестанно прилепляться к памятованию о Нем, как дети к матерям… Ибо и о псе и многих других подобных животных нужно ли говорить, какую привязанность они оказывают к тем, кто кормит их?

Источник: Пространные аскетические правила.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего. Сравнения усиливают обличение, особенно когда они заимствуются от предметов неравных, как и Христос говорит: «ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят» его; и еще: «царица Южная восстанет на суд с родом сиим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой» (Мф 12:41−42). И Иеремия также говорит: «пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: переменил ли какой народ богов своих,… а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» (Иер 2:10−11). Пророк показывает нетрудность постановлений закона, так что та мера, какая требуется от людей, легко исполняется и бессловесными животными, и даже бессмысленнейшими из бессловесных. Но, скажет кто-нибудь, животные от природы имеют это знание. А мы совершаемое ими от природы можем исполнять по воле.

Вол знает владетеля своего. Обличает их не только преимуществом дара, но и чрезмерностью их нечестия усиливает обличение. Как выше он призывал стихии к их обличению, так теперь сравнивает их не с людьми, но с бессловесными животными, и притом с бессмысленнейшими, и показывает, что они хуже этих животных.

Так поступает и Иеремия, указывающий на горлицу и ласточку (Иер 8:7), и Соломон, отсылающий проводящего ленивую жизнь то к муравью, то к пчеле (Прит. 6:6; Сир 11:3).

Израиль же мене не позна. Крайнее нечестие, когда даже те, которые были приближены и удостоены стольких почестей, все вдруг уклонились к нечестию. Не сказал: Иаков, но: Израиль, чтобы добродетелью предка яснее показать неблагодарность потомков. Тот добродетелью души приобрел благословение, выраженное этим названием, а они нечестием своим изменили ему.

И людие Мои Мене не разумеша; Мене, говорит, сияющего светлее солнца.

Источник: Толкование на пророка Исаию.


До креста даже и иудеи не знали Его: Израиль, — ведь говорит, — не знает Меня, народ Мой не разумеет. А после Креста притекла вся вселенная.

Источник: Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Кесарий Арелатский (470−543)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Если земля, во всей полноте ее, принадлежит Господу, то мы в равной степени являемся Его рабами и землепашцами, и я не понимаю, как могло оказаться, что не все мы признаем нашего Владетеля.

Источник: Проповеди.

Ефрем Сирин (~306−373)

Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша

Вол изображает Израильтян, осел — Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: «растли всяка плоть путь свой» (Быт 6:12).

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

И положила Его [Мария] в ясли, потому что не было им места в гостинице. И положила Его Матерь. Иосиф же, который знал, что не от него Сын, не решался прикоснуться: дивился, радовался Рожденному. И положила Его в ясли. Почему в ясли? Чтобы исполнилось пророчество Исаии пророка: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего.

Источник: Гомилия на Рождество Господа.


Вместо этого одни только Семьдесят перевели: Израиль же Меня не познал и народ Меня не уразумел. Как по прочим, так и по еврейскому: Израиль не познал Владетеля своего и народ не уразумел яслей Господина своего. Смысл ясен: Я усыновил вас, как детей, сделал особенным народом своим, частию Своею, уделом наследия Своего и назвал первенцами; они же не сделали даже и того, что делают неразумные животные, чтобы тронуться благодеяниями и уразуметь пастыря и питателя своего. И сравнил их не со псами, потому что это самый умный род животных и за небольшое количество пищи охраняет дома хозяева но с более глупыми волом и ослом, из которых один возит повозки и переворачивает плугом твердейшие глыбы земли, а другой перевозит тяжести и облегчает людям труд хождения, почему они и называются рабочим скотом, так как помогают людям.

Можно это место понимать и о Боге Отце; но оно более относится к Сыну, потому что народ Израильский не познал и не принял Его, день Которого видел Авраам и возрадовался и к пришествию Которого обращены были чаяния всех пророков. Он и в Евангелии говорит к Иерусалиму: «сколько раз я хотел собрать сыновей твоих, как курица собирает птенцов под крылья свои, и ты не захотел» (Мф 23:37). Спрашиваем: где мы еще читали о воле и осле? Во Второзаконии написано: да не ореши юнцем и ослятем вкупе (Втор 22:10), и в том же самом Исаии: «блажен, кто сеет при всякой воде, где вол попирает и осел» (Ис 32:2). Вместе на воле и осле пашет Евион, достойный своего имени по низменности, по бедности своего разумения, так принимающий Евангелие, что не оставляет суеверных обрядов Иудейских, предшествовавших в тени и образе.

Но блажен тот, кто сеет на изречениях Писаний как Ветхого, так Нового Завета, и попирает воды убивающей буквы, чтобы пожинать плод духа животворящего. Вол в иносказательном смысле относится к Израилю, который нес ярмо закона и есть животное чистое; а осел, обремененный тяжестью грехов, означает народ из язычников, к которому Господь говорил: приидите ко Мне еси труждающиися и обремененныи и Аз упокою вы (Мф 11:28). Таким образом, тогда как фарисеи и книжники, имевшие ключ и ведение закона и справедливо называвшиеся Израилем, то есть умом видящим Бога не уверовали, часть народа Иудейского уверовала, так что в один день разом уверовали три тысячи, а в другой день пять тысяч.

И тогда как и мудрые века не приняли креста Христова, невежественная толпа народов приняла его. И поэтому апостол говорил: видите званее ваше, братее, то не мнози премудри по плоти, не мнози сильны, не мнози благородна: но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит, крепкая (1Кор 1:26−27). Ибо это толкование натянутое; истинное же толкование то, которое приведено выше.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Августин (354−430)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Итак, Иисус, найдя молодого осла, сел на него (Ин 12:14). Под сыном ослицы, на котором никто не сидел, — упоминание о нем можно найти у других евангелистов, — мы понимаем народ язычников, не получивших закона Господня. А под ослицей (ведь оба этих животных были приведены Господу) мы понимаем Его людей, происходивших из народа израильского; а народ этот, разумеется, не был диким и необъезженным, но познал ясли Господина своего.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.


Тот, Кто наполняет Собою мир, не нашел места в гостинице; положенный в яслях, Он сделался нашей пищей. Пусть подойдут к яслям двое животных, — два народа, ибо вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего. Взгляни на ясли — и не постыдись стать вьючным животным для Господа. Ты будешь нести на себе Христа и не заблудишься, идя по пути, — ибо на тебе восседает Путь. Вы помните про того молодого осла, которого привели к Господу? Никто да не смущается, ибо это — мы. Пусть воссядет на нас Господь, пусть влечет нас, куда угодно Ему. Мы — Его вьючное животное, и идем мы в Иерусалим. Хотя Он восседает на нас, мы не отягощаемся, а возвышаемся; под Его водительством мы не заблудимся; к Нему идем мы, с Его помощью идем, — не погибнем.

Возвещается пастухам Владыка и Пастух пастухов, и в яслях возлежит Он, как пища для верующих вьючных животных. Потому и воссел Он на молодого осла, когда входил в Иерусалим, сопровождаемый хвалением множества народа, встречающего Его и следующего за Ним. И мы да познаем Господина своего, да приступим к яслям, да вкусим пищи, да понесем на себе нашего Господа и Руководителя, чтобы под водительством Его достичь нам Небесного Иерусалима.

В лице пастухов и волхвов начал вол познавать владетеля своего, и осел — ясли господина своего. От лица иудеев — животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников — животное длинноухое, ибо предсказано было: Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне (Пс 17:44−45). Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу.

Вол — это об иудеях, осел — о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова.

Источник: Проповедь.


Несомненно, были и среди того народа те, кто разумели, поскольку имели они веру, которая открылась позднее как относящаяся не к букве закона, но к благодати Духа. Ведь не без этой самой веры были те, кто смогли предузнать и предвозвестить ее будущее откровение во Христе; поскольку те ветхие таинства были прообразами грядущих таинств.

Источник: Толкование Псалмов.

Петр Хрисолог (~380−450)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Ты, человек, признай Его, если не сразу — среди ангелов, то, пусть с запозданием, среди скотов; чтобы не был ты поставлен, когда замешкаешься, ниже самих скотов, с которыми прежде тебя сравнивали. И ты изнуряешь себя спорами с иудеями, которые отказали в своих постоялых дворах Господу своему, Которого признали их вьючные животные в хлеву.

Почему Царь Иудейский лежит в яслях, а не возлежит в храме? Почему не блистает в пурпуре, но пребывает оборванным в обносках? Почему скрывается в пещере, а не провозглашается в святилище? Приняли вьючные животные в яслях Того, Кого отвергли вы принять в доме своем… но ты, Израиль, Господина твоего не узнал.

Источник: Проповеди.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего: а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет

Животные, даже наиболее глупые (вол и осел), чувствуют благодарность к своему хозяину, который кормит их, Израиль же относится к Господу как будто к совершенно чужому, незнакомому существу.

Пророк таким образом первой причиной всех, далее изображаемых несчастий Израиля, признает его неверность Всевышнему.

Источник: Толковая Библия.

Беда Достопочтенный (672−735)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Через вола он обозначает иудейский народ, который привык носить ярмо закона и привык пережевывать его слова, а через осла он изображает народ язычников, который всегда пребывал нечистым в сквернах идолопоклонства, и из каждого народа очень многие, обратившись к благодати Евангелия, и познали своего Хозяина, которым были сотворены, и взыскали небесной пищи, чтобы расти для вечного спасения.

Источник: Гомилии на Евангелия.

Валериан

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Часто прихожу я в удивление от поведения людей. Люди наделены умом и благоразумием, но они с легкостью отвергают предписания дисциплины. Насколько от этого отличается поведение животных! Они избегают зла, исполняют приказы, подчиняются власти и научаются совершенному послушанию. Как следствие, когда возникает необходимость, они бегут навстречу вооруженным легионам и встречают в атаке стрелы врагов… Тот же, кто не знает своих обязанностей, следующих из того, что он — творение Божие, просто не знает Бога.

Источник: Гомилия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.