Исаия 1 глава » Исаия 1:6 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 1:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 1:6 / Ис 1:6

Исаия 1 стих 6 — синодальный текст:
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Пусть проповеди твои будут полными смысла. Ведь есть повязка, которая имеет обыкновение стягивать раны души, и если кто отказывается от нее, то показывает себя отчаявшимся в спасении. Подобным образом по отношению к тем, которые терзаются тяжелыми ранами, используй елей разговора, чтобы смягчить грубость ума; добавляй мягчительное средство, присоединяй повязки спасительных предписаний, чтобы уклонившимся и колеблющимся в вере или в соблюдении дисциплины никоим образом из-за распущенной души и расслабленной жизненной силы не впасть в погибель.

Не имели чем смочить раны: ведь если бы имели елей, то смочили бы свои раны. Но Исаия кричит: Не могут возложить ни пластырь, ни елей, ни повязку. Церковь, однако, имеет елей, которым смягчает раны своих, чтобы рана не распространялась вглубь, имеет елей, который получила таинственно.

Источник: Послание.

Василий Великий (329/30−379)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся. Слово глава Пророк взял за целого человека. От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся, потому что за каждый грех наложены были бичи Промышляющим о них. Потом, поскольку струп — расторжение связности в теле от пресечения соприкосновения в какой-либо небольшой части, а язва есть кровавый след удара при поражении тела от наносящего удар чем-нибудь жестким, и он возникает на какой-либо части тела; воспаление же есть соединенная с жаром опухоль от стечения в большую часть тела влаг, палящих страждущий член с неестественным разгорячением, — что говорит пророческое слово о пораженных недугом во всех частях? «Болезнь коснулась вас, — говорит оно, — не как струп, не как язва, не как рана палящая. Напротив того, зло налегло на вас соединенными силами, так что все слилось вместе: и струп, и язва, и рана».

Несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Поскольку болезнь сильнее и струпа, и язвы, и раны палящей, то несть пластыря приложити к ране, ни елеа струпам. «Не нужны сии пособия, — говорит Пророк, — припадки так велики, что не уступят им». Итак, струп — расколы в Церкви, язвы — лживые сердца, воспаление — превозношение души, надмевающейся неразумным самомнением и потому взимающейся на разум Христов (ср.: 2Кор 10:5). Пластырь же есть слово, которое с кротостью и тихостью смиряет суетное надмение; а елей есть слово, которое с милосердием и состраданием смягчает коварство, лживость и жестокость в лицемерии говорящих ложь; и обязание есть слово, которое сдерживает стремящихся к разделению.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся. Потом говорит о наказаниях и мучениях, потому что это — не меньший вид благодеяния и чести, оказанной им. Я, говорит, всех их наказал и подверг скорби. Если же всякая глава в болезнь, то как нет ни струпа, ни язвы? Струп тогда является действительным струпом, когда прочие части тела здоровы; а когда будет изъязвлено все тело, тогда рана уже не будет представляться рано. Это он и хочет выразить, т.е. что все тело изъязвлено, не так, чтобы одна часть была здорова, а другая изранена, но все — в гное, все — одна рана.

Несть пластыря приложити. Это тяжелее прежнего, потому что не так тяжело болеть, как при болезни не иметь возможности принять врачество, и особенно, когда есть такой Врач. Неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем — ниже елеа, ниже обязания. Чтобы выразиться сильнее, он продолжает переносную речь, а в этом и состоит превосходство переносной речи.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Это значит, по изъяснению отцов, что язва — грех — не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт 2:17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть: во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния! Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим 7:23,24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже не способна к общению с Богом! Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Источник: Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями.

Ефрем Сирин (~306−373)

От стопы ног даже до главы несть в нем целости

От последнего до первого — все будут у них поражены.

Струпы…, язвы… и раны наложенные пленяющими, — это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей — это также неисцелимые удары.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Смотрите, как созидается Иерусалим: исцеляются сокрушенные сердцем. Ты сердце свое изранил, и Господь уврачует раны твои. Так говорится не о тех, которые приносят покаяние, а о тех, кто не приносит покаяния: Не пластырь наложить, ни мазь, ни перевязку.

Источник: Трактат на Псалмы.


От подошвы ноги до темени нет в нем целости: язва, и синяк и опухшая рана. Удерживает начатую метафору: от ног до темени, то есть от низу до верху, от последних до первых они изъязвлены по всему телу. Язвы говорит, и пятна, и опухшие раны; ибо тела или покрываются синяками от ударов, или опухают от ран, или гноятся от язв. Спрашиваем: к какому времени нужно относить это? После Вавилонского плена при Зоровавеле, и Ездре и Неемии Израиль возвратился в Иудею и опять получил прежнее состояние. При различных князьях и царях и храм был великолепно построен, так что они приобрели дружбу даже иноземных народов, Лакедемонян, Афинян и Римлян. Следовательно то, что он говорит: нет в нем целости, относится к последнему плену; так как после Тита и Веспасиана и последнего разрушения Иерусалима при Элии Адриане до настоящего времени нет никакого врачевства и исполняется написанное: вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню несть даже до единаго (Рим 3:12). А что прибавляется нет в нем целости, то разумей и в народе, и в теле, и в голове.

Не обвязанная, ни излеченная лекарством, ни смягченная елеем. Вместо этого LXX перевели: нельзя наложить припарки, ни елея, ни повязок. Язва, и синяк, и опухшая рана народа Израильского доселе не обложена перевязками и не излечена лекарством. Акила перевел μότωσιν, то есть полотняная перевязка, накладываемая на раны для осушения гноя и извлечения нагноений Ни смягченная елеем, чтобы упорство их смягчилось слезами покаяния. Вместо перевязок, которыми не обвязаны раны Израиля, LXX перевели припарка. Итак Израиль лежит изъязвленный и израненный, потому что он умертвил Врача, который приходил для исцеления дома Израилева.

Поэтому и у Иеремии τροπικω; под лицом Вавилона ангелы говорят: «мы врачевали Вавилон, и он не исцелился» (Иер 51:9), то есть город смешения и пороков. И в Евангелии (Лк 10) мы читаем, что идущий из Иерусалима в Иерихон был изранен разбойниками и излечен Самарянином, и после крепкого вина раны его политы смягчающим елеем. Таким образом от того места, где он выше сказал: по чем Мне бить вас и вся голова болезненная до слов: не излеченная лекарством, ни смягченная елеем удерживается метафорическое сравнение, и описание неисцелимых ран изображает вечный плен Иудеев.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Ориген (~185−~254)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Подобно тому, как есть раны, которые лечатся с помощью смягчающих средств, а другие — елеем, третьи же требуют повязки и так исцеляются; есть и такие раны, о которых сказано: неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем; земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем. Итак, есть согрешения, которые грязнят душу, и против таких согрешений человек нуждается в щелоке Слова, в мыле Слова. Есть же и такие прегрешения, которые не так излечиваются, поскольку они не грязнят душу.

Источник: Гомилии на Книгу Иеремии.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.