Исаия 13 глава » Исаия 13:9 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 13:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 13:9 / Ис 13:9

Исаия 13 стих 9 — синодальный текст:
Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.

Василий Великий (329/30−379)

Ст. 9−10 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим

Се бо, день Господень грядет неизцельный, ярости и гнева, положити вселенную пусту и грешники погубити от нея. Выше сказал: близ день Господень, а здесь говорит: день Господень грядет положити вселенную пусту. Тщательно вникающий в сказанное Пророком найдет, что в двух стихах пророчества рассуждается не об одном и том же дне. В первом говорится о частном скончании каждого, которое близ есть, а в настоящем стихе говорится о всеобщем скончании. Ибо оно положит вселенную пусту, почему присовокуплено: Звезды бо небесныя и Орион не дадят света. А может быть, день оный называется в собственном смысле днем, по однообразности состояния, потому что не пресекается ночью и не ограничивает его вечер. И еще день оный называется собственно днем, потому что в оный объявлена будут тайная тмы. А ночь есть жизнь сия, в которой прикрываются дела срама. Посему и сказано: Нощь прейде, а день приближися (Рим 13:12). Но оный день называется и неизцельным, как день ярости и гнева, в который нет места умилостивлению, невозможно отвратить налагаемых в оный наказаний. Посему не будем до оного дня отлагать исповедания, но подумаем о предусмотрительном совете Писания, которое хочет породить в нас страх Божий и читающих его научить делать, дондеже день есть. Приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин 9:4). Кто ходит во свете заповедей Христовых — тот во дни. Преданный вечной тьме — в ночи будет. В оную ночь нет места ни делам, ни исповеди, но руки и ноги связаны узами собственных грехов. Связавше ему руце и нозе, вверзите во тму кромешнюю (ср. Мф 22:13). И язык не изречет ни исповедания, ни хвалы Богу, потому что будет занят сетованием о постигшем наказании. Посему-то грядет день оный неизцельный.

Пророк ясно описывает скончание и изменение вселенной. Ибо тогда оскудеет свет солнечный, луна будет телом не светлым, и Орион, самая блистательная из звезд, не даст света. Звезды небесныя и Орион света не дадят не потому, что омрачены сиянием восходящего солнца. Ибо сие бывает днем и ныне, и всеми, кто исследовал небесные явления, признано, что звезды, находящиеся в полушарии над землей, не угасают, но меркнут от преизбыточествующего сияния солнечных лучей. То же случается и в полнолунные ночи, когда светлость луны превышает светлость звезд и не позволяет сиянию их быть видимым. Итак, пророческое слово изображает здесь не какое-либо одно из сих естественных явлений, но совершенное омрачение звезд и преобразование вселенной. Известно же, что Орионом Писание называет сочетание двадцати двух звезд, которое иные именуют Воотесом. Опытные звездословы разделяют сии звезды и говорят, что четыре из них принадлежат к третьей величине, девять — к четвертой, а прочие девять — к пятой. Это собрание звезд находится в северной части неба, и оно-то в Писании, как одно тело, наименовано Орионом. Сии же собрания звезд называют созвездиями, а не звездами, так что словом созвездие означается собрание множества звезд, а звездой называется каждая в отдельности. Писание упоминает и об Арктуре; это — звезда желтоватая, которую видим между частями Ориона Подобно и Плеяды именуются в Писании, как и у писателей языческих, которые, очевидно, у евреев выведали сии тайны. В Плеядах же видны семь, а не шесть, как думают некоторые, сближенных между собой и скученных звезд Они расположены в виде треугольника. Посему как здесь находим имя Ориона, так имена Арктура, Эспера, Плеяд видим у Иова, который говорит: творяй Плиады и Еспера, и Арктура и сокровища южная (Иов 9:9). Поэтому изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс 146:4) знает и число, и наименования всех их. Но не многие из вошедших в употребление у эллинов поименованы в Писании, прочие же названия составили они сами и различными именами называют как неподвижные звезды, так и планеты. И одни из звезд делят они на двенадцать частей, именно же находящиеся на зодиакальном круге, по которому солнце совершает свое течение; а другие из звезд, неподвижно находящиеся в северной и южной частях неба, наименовали, как им было угодно.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее

Он называет тот день Господень, в который придут в изумление все, прежде не красневшие от стыда, лица. Тогда все, являющиеся теперь мятежниками, уразумеют, что все от Бога, когда они подвергнутся наказанию и проникнутся трепетом, когда бывшие презренными в этом мире просияют светлее лучей солнца, а гордые, славные и знатные здесь, будучи низвержены и унижены, пойдут в место мучения. Тогда будет день Господень, когда каждый «приимет мзду по своему труду» (1Кор 3:8). Если этот день есть день не только гнева и ярости, но также воздаяния и чести, то почему, скажут, он обозначается не приятными, но суровыми выражениями? Из-за тебя и твоей небрежности, чтобы — по крайней мере таким образом — возбудить тебя. Ведь, все знают, что он есть день воздаяния, но не знают, что — также день наказания; тому верят, а этому не верят. «Чтобы сделать землю пустынею». Но почему сказано: всю «землю»? Выслушай также и последующее: «и истребить с нее грешников ее». Когда грешников примет ад, а праведников — рай, то справедливо пророк сказал: «сделать землю пустынею», где совершались грехи. Тогда ниспровергнутся города и дома и все. Мировой порядок обновится снова, хотя некоторые этому не верят. Справедливо сказано: «истребить с нее», — так как они погибнут не совершенно, но, будучи низвержены в огонь, понесут наказание за свои дела.

Источник: Толкование на пророка Исаию.


Не найдешь тогда ни заступника, ни избавителя, не увидишь тогда кроткого и тихого лица Христа. Но как сосланные в рудники отдаются под власть людей немилостивых и не могут видеть никого из своих домашних и друзей, а только видят своих надзирателей, так будет и тогда, и еще не так, а несравненно хуже.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 9−11 Се бо, день Господень грядет неисцельный, ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешники погубити от нея. Звезды бо небесныя и орион и все украшение небесное света своего не дадят: и помрачится солнце возсиявающее, и луна не даст света своего. И заповем всей вселенней злая и нечестивым грехи их, и погублю укоризну беззаконных и укоризну гордых смирю

В этих словах пророк, очевидно, старается показать, какая причина того, что начальники будут жаловаться друг другу на свое несчастие и лице свое изменят как от пламени. Ибо, как я сказал, они (жрецы) предрекали то, чего желалось им самим и всем Вавилонянам, но обманулись в своей надежде; посему, говорит, они будут исполнены стыда. Наступил для них неисцельный день, потому что Господь всяческих навел его. Днем же называет то время, когда совершился божественный и неотвратимый гнев, еже положити землю Халдейскую пусту и грешники погубити от нея. А говоря, что погубит грешников, не то хочет сказать, что там есть некоторые, хотя немногие, которые не подвергнуты гневу, как люди благочестивы напротив имя грешников вполне приличествовало всем жителям страны Халдейской, потому что все они были нечестивы и идолопоклонники. А поелику великие несчастия иногда почти совершенно наполняют ум человеческий мраком и тьмой, так что среди дня кажется отсутствующим свет солнца и как бы бездействующим, говорю, относительно освещения, равно как и все украшение небесное и самый круг луны, то и говорит: звезды бо небесныя и орион и все украшение небесное света не дадят. Помрачатся же Вавилоняне или ум Вавилонян, потому что хотя при восхождении солнца и при сиянии луны стихии и не утратили света; но как бы вследствие великого ужаса и вследствие того, что они (Вавилоняне) подверглись божественному гневу, они имеют в уме ночь и тьму. Заповем, говорит, всей вселенней злая; заповем говорит вместо: выскажу угрозу, или повелю, чтобы постигло зло (вселенную), так что оно ниспровергнет гордость беззаконных и смирит надменных, то есть самых хвастунов (хвастливых обманщиков, вавилонских жрецов); ибо народ ассирийский всегда был надменным и весьма тщеславным и сверх того богоненавистным, потому что ничего доброго не уважалось у них, — напротив у них было все, что обыкновенно оскорбляет Бога всяческих. Надобно знать, что толкователи Священного Писания вспоминают об Орионе, чтоб указать чрез него на одну из известнейших звезд, и говорят это вовсе не из подражания пустословию Эллинов; пользуются же обычным названием, без сомнения, сообразно с тем, как написано в книге Иова: творяй плиады и еспера, и актура, и сокровища южная (Иов 9:9).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Вот приходит день Господень лютый и полный негодования, гнева и ярости, чтобы обратить землю в пустыню и истребить с нея грешников ея

Называет день лютым не по его свойству, а по вине народа. Ибо не жесток тот, кто наказывает жестоких, но он кажется жестоким для терпящих наказание. Ибо и разбойник, вздернутый на виселицу, считает судию жестоким. Вместе с тем возвещается запустение и опустошение земли Вавилонской и излагается причина опустошения, что все это происходит из-за жителей ея.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Вместо земли LXX перевели την οικουμένην, т. е вселенную; вместо жестокогонеисцельный. Ибо когда придет день суда или смерти, тогда исполнится то что читается в шестом Псалме: во аде же кто исповестся Тебе (Пс 6:6)? Ибо то время не есть время покаяния, но наказаний. И в другом месте говорится: коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе (Пс 30:20). Итак многое милосердие Божие скрывается от тех, кои еще находятся в страхе и не имеют совершенной любви Божией, чтобы, слыша о дне Господнем лютом и неисцельном и полном негодования и ярости, перестать грешить. И вселенная или земля обратится в пустыню и с нея, прежде отягченной бременем грехов, истребятся грешники, чтобы по истреблении и уничтожении преступлений обитала и царствовала на земле одна правда.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 9−10 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим

Грозный день Господень пророк изображает под образом страшной бури, которая все разрушает на своем пути и затмевает самое небо густыми облаками, так что на земле водворяется мрак.

Звезды небесные — (kochvei) общее обозначение небесных светил.

И светила — по-евр (chesilehem) буквально: их образы. Единственное число этого слова встречается у Иов 9:9; 38:31 и у Ам 5:8 и переводится так собственным именем Кесиль (у Иова) и Орион (у Амоса). Это созвездие — Орион — отличается яркостью составляющих его звезд и потому Исаия упоминает о нем, чтобы сказать, что померкнут даже самые блестящие светила. (Впрочем, блаженный Иероним понимает это затмение самых блестящих звезд как явление чисто объективного представления вавилонян, которым будет казаться, что звезды потеряли свет свой.)

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.