Исаия 40 глава » Исаия 40:9 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 40:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 40:9 / Ис 40:9

Исаия 40 стих 9 — синодальный текст:
Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

Иоанн Златоуст (~347−407)

Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш

Почему пророк говорит: «не бойся»? Ужели может найтись кто-либо такой, который возвещает и вместе с тем боится, — особенно, если он вестник честный и справедливый? Что же это такое? Да не покажутся всем возвещенные слова невероятными. Не бойтесь, говорит, да не будет этого, потому, что то, о чем Я говорю, Я исполню. Но так как величие сказанного делало весьма многих неверующими, и они думали, что это неисполнимо, как случилось с Ионою, то, говорит, ты не бойся; хотя сказанное и велико, но разумей, что говорящий может совершить все. Потому и говорится: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим!» — чтобы многих сделать свидетелями относительно возвещенных слов, которые были предсказаны уже давно.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 9−11 На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас Твой, благовествуяй Иерусалиму: возвысите, не бойтеся. Рцы градом Иудиным: се, Бог ваш, се Господь, Господь со крепостию идет, и мышца Его со властию: се, мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним: аки пастырь упасет паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцы, и имущия во утробе утешит

В сих словах показывает совершающим божественную и спасительную проповедь, разумею, святым апостолам и евангелистам, или, одним словом сказать, тем, которые впоследствии были предстоятелями словесных стад и занимались делом тайноводства, чтобы они были исполнены любви к Богу, славны и исполнены высшей славы. Ибо неприлично, говорит, благовествующему всем славу и спасение Божие делать это со страхом и нерешительностью и как бы стараясь скрыть это; напротив — как бы стоя на высоте и в виду у всех, как бы поднявшись на гору, с великою смелостью провозглашать об этом громким, чуждым страха голосом. А каких свойств желали себе божественные ученики, об этом сами они, молясь, говорили: и ныне, Господи, призри на прещения их, то есть Иудеев, и даждь рабом твоим со всяким дерзновением глаголати слово твое (Деян 4:29).

Итак, возвысите, не бойтеся, говорит, возвестите градом Иудиным: се Бог ваш, се Господь с крепостию идет и мышца Его со властию. Присовокупляя: се он не позволяет относить надежду на пришествие Господа на далекое расстояние, но показывает, что Искупитель находится недалеко и вблизи, и как бы уже при дверях. Он повелел им как бы протягивать руку и перстом указывать на Того, Кто предвозвещен был. А что Он будет не как один из святых пророков и не в виде служителя, но будет обладать властью и силою и господством, свойственными Богу, это показал, сказавши: с крепостию идет, и мышца Его со властию. Ибо божественные пророки просили чего либо у Бога и принадлежали к подвластному Ему народу; но Спаситель всех и Господь не потому, что изливает молитву и не вследствие прошения получает и подает что-нибудь, но как истинно Сын, с достоинством, свойственным свободному, раздавал блага от Отца верующим в Него и все совершал собственною силою и властью.

А что таинство домостроительства будет не бесплодно для Того, Кто ради нас сделался подобным нам и претерпел крест и смерть на нем, — это показывает, говоря: се мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Мздою называет плод, происшедший от смерти Его по плоти. Ибо Он сказал: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин 12:24). И опять: аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Ин 12:32). Так же и Павел говорит: претерпе крест, о срамоте нерадив (Евр 12:2); темже и Бог Его превознесе , и дарова ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господ Иисус Христос в славу Бога Отца (Кол 2:9−11). Предвидя это Духом и божественный Давид поет и говорит Ему: вси языцы, елика сотворил еси , приидут и поклонятся пред Тобою, Господи (Пс 85:9).

Итак, домостроительство не осталось без награды и без плода; но последовали за Ним и были как бы на глазах пастыря стада его и мышцею своего, то есть силою своею собирающего агнцев. Ибо уверовавшие в Него, как только что родившияся и новорожденные овцы, воссозидаемы были к новой жизни и получали возрождение конечно свыше и от Духа. Ибо они сначала, подобно младенцам, желают словесного млека, но потом возрастают в меру возраста исполнения Христова. Итак, паслись агнцы и были утешены некоторые беременные, или имеющие во чреве. Ибо под агнцами, как бы только что появившимися на свете и новорожденными, по справедливости можно разуметь тех, которые из язычников уверовали во Христа. Имеющими во чреве можно назвать и тех, которые с болезнями рождают слово в себе как бы от наставлений закона и пророческой проповеди. Ибо Христос спас не одних только язычников, но и потомков Израиля, к которым, как говорит, Он по преимуществу и послан был. Утвердившись в вере, они получили утешение, происшедшее от точного познания таинства.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (~306−373)

Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш

На гору высоку взыди… Сион, приявший благовествование. Здесь пророк подразумевает возвращение Иудеев; приявшим же благовествование называет Сион, потому что Бог еще прежде открывал и возвещал ему через пророков о возвращении его народа из плена. Или потому еще называет твердо приявшим благовествование, что твердо верил он благовествованию о нем. К праведникам же и пророкам в народе Иудейском и в Иерусалиме Исаия говорит следующее: возвыси крепостию глас твой, воспой победную песнь славословия Тому, Кто соделал твое спасение.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 9−11 На гору высокую взойди благовестница Сиона! Возвысь с силою голос твой, благовестница Иерусалима! Возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Бог Господь Бог приидет с силою, и мышца Его будет владычествовать. Вот мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое, рукою Своею соберет агнцев и на лоне Своем упокоит их; Сам будет носить беременных

Повелевается лику апостолов, чтобы для благовествования всякой плоти, которая увидит спасение Божие, они восходили к возвышенному, и, намереваясь говорить о великом, пребывали в горнем. Но еврейский текст и прочие переводчики ставят женский род, говоря: благовестница Сиона и благовестница Иерусалима. Это слово по греческим [переводчикам] двусмысленно, так что мы можем разуметь или ту, которая возвещает, или ту, которой возвещается.

Итак возвещает ли слово Божие и спасение Господне Сион и Иерусалим: От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис 2:3), или возвещается им через апостолов, они должны восходить к возвышенному и переходить к горнему. И удивительно, что хотя сам Сион есть гора, так как Писание говорит: Гора Сион сия, в нейже вселился еси (Пс 73:2); однако он получает повеление взойти на другую высшую гору, от которой уязвлен был князь Тирский (Иез 28:16).

И так как имело быть многое противное учению апостолов, и они приводились, будучи поставлены пред начальниками и судилищем то присовокупляется: возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным, то есть, синагогам и народу иудейскому, о которых Господь говорил: есмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф 15:24). И апостол Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян 13:46).

Что же повелевается им говорить? Вот Бог ваш, которого всегда вы ожидали: вот Господь Бог, которого, приходившего в уничижении, вы презрели, приидет с силою. И сила Его, который прежде принимал образ раба, быв послушным Отцу даже до смерти (Флп 2:7−8), будет владычествовать. Вот мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним (Ис 40:10, Ис 62:11). Сообразно этому Он сам говорит в Евангелии: приити бо имать Сын человеческий во славе Отца Своего, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф 16:27). Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое. Тот, кто потом имеет прийти во славе, принимает прежде образ пастыря, и говорит Сам о Себе: Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя, и душу Мою полагаю за овцы (Ин 10:14−15). О Нем у Захарии Отец говорит: поражу пастыря, и расточатся овцы (Зах 13:7).

Рукою, говорит, Своею соберет агнцев, — не юнцев, и овнов, и козлов, и больших овец, которым чрез Иезекииля (гл. 34) угрожает за то, что они питаются молоком, и одеваются волною, и попирают ногами слабое стадо, но еще очень нежных и находящихся в состоянии невинного во Христе младенчества агнцев, недавно возрожденных в крещении, о которых сам Господь говорил Петру: паси агнцы Моя (Ин 21:15). Посему и у того же Иезекииля написано: возставлю им пастыря единаго, и уйметъ я, раба Моего Давида, той упасет я, и будет им пастырь, Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид князь среде их. Аз Господь глаголах, и завещаю Давидова завет мирный (Иез 34:23−25). Здесь должно обратить внимание на те слова Его, что, после многих времен, Он, отверши прожорливых пастырей, воздвигнет Давида, Господа нашего, происходящего от племени Давидова, который соберет агнцев и согреет их на лоне Своем, и Сам будет носить ягнят или беременных овец на раменах Своих, как читаем в Евангелии, что овцу, заблудившуюся и пребывающую особо от стада, Он обратно принес на раменах Своих в овчарню (Лк 15:3−7).

Овцами беременными мы можем называть апостолов и мужей апостольских и всех учителей Церкви, которые рождают спасение очень многих и говорят с апостолом: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал 4:19). Евреи утверждают, — и относительно этого предмета у них нет никакого сомнения, — что Дух Святый на их языке называется именем женского рода, то есть Rua Godsa. А то, что говорится в псалме шестьдесят седьмом: Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс 67:12), они так понимают: Господь даст слово благовествующим силою многою, то есть тем душам, которые последовали Духу Святому. Также и в оном: яко очи рабыни в руку госпожи своея (Пс 122:2) под рабынею они понимают душу, а под госпожою — Духа Святаго.

Но и в Евангелии от Евреев (juxta Hebraeos scriptum), которое читают назареи, Господь говорит: «Недавно родила Меня мать Моя, Дух Святый». Но никто не должен здесь соблазниться тем, что у евреев дух называется в женском роде, между тем как на нашем языке он называется в мужеском роде, а на греческом языке — в среднем. Ибо в Божестве нет никакого пола. Называется же он тремя родами в трех главных языках, на которых было сделано надписание страдания Господня, для того, чтобы мы знали, что нет никакого рода в том, что различно.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш

Взойди на высокую гору… возвысь с силою голос… скажи городам Иудейским… В ответ на вопрос 6 ст. : «что мне возвещать?» пророк получает от Бога ясное указание на весьма важный предмет проповеди. Самая важность этой проповеди обусловливает необходимость соответствующей подготовки, в силу чего пророк и получает повеление взойти на высокую гору, как это в обычае у ораторов, говоривших народу (Суд 9:7 ср. Мф 5:1), и возвещать оттуда всем сильно и открыто.

Благовествующий Сион… благовествующий Иерусалим… Русская Библия, переводя слова — «Сион и Иерусалим» именительным падежом, делает их подлежащими и заставляет, таким образом, их самих выступать в роли проповедников среди других народов древнего мира. Греческий же и славянский переводы имеют здесь дательные падежи: «Сиону и Иерусалиму», — благодаря чему и сам смысл обращения несколько суживается, относясь, главным образом, к еврейскому народу. Но, разумеется, ничто не мешает нам объединить оба эти толкования таким образом, что первоначально благовестие было направлено к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6−7), а затем оно распространилось и на все языки (Мф 28:19). Если же мы, основываясь на 2-й гл. Исаии, станем Сион и Иерусалим трактовать в переносном, духовном смысле, то понимание данного места будет еще легче: духовный Сион и духовный Иерусалим поставлены там во главе гор (Ис 2:2−3): с нравственной высоты их исходит проповедь, благовествующая о спасении всякого человека — и иудея и язычника (Рим 3:29−30; 9:24−25).

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.