Исаия 52 глава » Исаия 52:11 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 52:11

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 52:11 / Ис 52:11

Исаия 52 стих 11 — синодальный текст:
Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!

Иоанн Златоуст (~347−407)

Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни

«Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого». Павел, говоря о своих временах, как на свидетельство, указывает на этого пророка. Какое основание для жизни люди того времени считали более превосходным, чем жизнь вавилонян? Справедливо же пророк убеждает их, так как многие были в нерешимости относительно того, оставаться им (в Вавилоне) или нет, и побуждает их (к исходу), указывая вместе с тем и причину: «Идите, идите, выходите оттуда и нечистых не касайтесь». Акила и Симмах говорят: «мерзостей». Смотри на извращенность! Когда они вышли из Египта, то желали вернуться туда. Когда их призывали (выходить) из Вавилона, то они были нерешительны и скорбны. Такое возвращение они переносили с болезненным настроением, так что не желали уходить даже и после обещаний стольких благ. Пророк помышляет о чем-то новом, когда говорит: «выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!». Если вам не достаточно только выйти, то по крайней мере подумайте о следующем: вам, которые были служителями священных сосудов, совершенно неприлично обитать между нечистыми.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 11−12 Отступите, отступите, изыдите отсюду и нечистоте не прикасайтеся, изыдите от среды его, отлучитеся, носящии сосуды Господни: яко не с мятежем изыдете, ниже убежанием пойдете: пойдет бо пред вами Господь, и собираяй вы Господь Бог Израилев

Кажется, это слово обращено Богом или к тем, которые собраны во едино чрез веру и получили имя чад Церкви, или может быть к святым тайноводителям, очевидно, к апостолам и евангелистам, которые сделались светом для поднебесной и распространили слово евангельской проповеди по всей земле. Им-то и повелел отступить и удалиться от неверных, как от оскверненных вследствие того, что они не восхотели веровать во Христа и даже сделались участниками в преступлении Господоубийства. Итак изыдите и нечистоте не прикасайтеся, то есть, устранитесь от общения с ними, так чтоб ни в чем не иметь с ними соприкосновения; потому что, сказано, касайся смоле очернится (Сир 18:1), и тем, которые уверовали во Христа и чрез Него призваны к очищению греха и к участию во освящении, необходимо стараться об удалении от неразумия Иудеев и быть совсем отличными от них в мыслях и всецело отделиться от них; ибо нет никакого общения между светом и тьмой и нет никакого соучастия «верного» с неверными (2Кор 6:15). Посему премудрый Павел пишет к Галатам, дерзнувшим после оправдания во Христе опять возвратиться к служению подзаконному: «о, несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть не покоритися истине, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят? Сие едино хощу уведети от вас: от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры? Тако ли несмысленни есте? наченше духом, ныне плотию скончаваете?» (Гал 3:1−3); ибо они неразумно обрезывались, хотя и имели обрезание в Духе или чрез Христа. Посему здесь Бог всяческих благополезно говорит: изыдите отсюду и отлучитися носящии сосуди Господни: ибо, почтив верою Эммануила и сделавшись причастниками Его божественного естества, чрез получение Святого Духа исполнившись святых Его дарований, они носят сосуды Богу. А каким образом,-этому научит премудрый Павел, говоря: облекитесь во всеоружие Божие, а оно есть «броня праведности», «шлем спасения», «щит веры», «меч духовный», «который есть слово Божие» (Еф 6:13−17). Имея это духовное всеоружие, они противятся сатане и противоборствуют действующим вместе с ним силам, некоторым образом нападая на них и защищая собственные души и души людей, им подвластных; ибо такова обязанность начальников. Но, давая им повеление выйти из среды их, говорит: не с мятежем изыдите ниже убежанем пойдете, то есть повелевает им удалиться от толпы Иудейской не в виде беглецов или предавшихся страху, напротив спокойно и как бы со властью, как бы пренебрегая желанием жить вместе с ними столь оскверненными, и сопричисляться к нечистым и злым. Посему и говорит: ниже убежанием пойдете. А что у них дела пойдут благополучно и что для них не встретится ничего неодолимого, или трудного или тяжелого, в этом удостоверил, говоря, что пойдет пред вами Господь и собираяй вы Бог. Если же соприсутствует и предшествует Бог, то что может воспрепятствовать успеху святой проповеди? напротив не совершится ли для них все по молитве и проповедники не потекут ли как бы по гладкому пути?

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 11−12 Удалитесь, удалитесь, выйдите оттуда, к оскверненному не прикасайтесь: выйдите из среды его, очиститесь, несущие сосуды Господни. Ибо не в смятении выйдете, и не в бегстве поспешите, потому что впереди вас пойдет Господь, и соберет вас Бог Израилев

И это иудеи стараются так изъяснить: выйдити из Вавилона и оставьте идолов их. Выйдите из среды его, и сосуды, унесенные, по взятии Иерусалима, Навуходоносором (4Цар 25), отнесите по освобождении Киром пленников при Зоровавеле и Ездре (1Езд 1), в храм; и не так выйдите из Вавилона, как прежде с смятением и страхом бежали вы из Египта, но с миром и по воле царя персидского и мидийского, в котором открылась воля Господа, защитившего и собравшего вас. Другие сказанное нами о Вавилоне толкуют по отношению к римскому государству, — что все это исполнится при пришествии Христа, имеющего освободить их. Мы же, слышавшие выше: как прекрасны на горах ноги возвещающего и проповедующего мир, и: откроет Господь мышцу Свою пред всеми народами: и увидят все концы земли спасение Бога нашего, разумеем это по отношению не к иудеям, но к лику апостолов и всех святых. Им повелевается, чтобы они удалились из Иерусалима, и проповедовали Евангелие в целом мире, по слову Господа Спасителя: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19); чтобы те, кои носят сосуды Господни, не пребывали с богохульствующими иудеями, на избиение которых уготовляется римское войско, но оставили оскверненных, и отделились от них и очистились.

Ибо они суть храм Духа Святаго (1Кор 3:16) и сосуды великого дома золотые и серебряные (2Тим 2:20). Таков был апостол Павел, который называется сосудом избранным (Деян 9:15), ибо он уготовал себя в сосуд драгоценный и годный на служение Богу. Или по крайней мере должно сказать то, что сосуды Господни суть духовное всеоружие Божие. О нем и апостол Павел говорил: облецытеся во вся оружия Божия (Еф 6:11), и одно за другим перечисляет: броню правды, и щит веры, и шлем спасения, и меч духовный, который есть слово Божие. К этому присовокупляет пояс истины и ноги, обутыя в уготование благовествования мира (Еф 6:14−17). И в другом месте: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света (Рим 13:12).

Далее следует: не в смятении выйдете, и не в бегстве поспешите. Ибо не как побежденные, но как победители, они удалились из Иерусалима, чтобы они, которые, ежедневно проповедуя в храме Евангелие Божие, покорили вере во Христа многие тысячи иудеев, покорили Его Евангелию и мир. Ибо впереди идущим они имели Господа, Бога Израилева, собиравшего их, то есть делавшего из вселенной одно стадо, чтобы исполнилось то, что Господь в Евангелии говорит Отцу: дай, чтобы как Я и Ты едино так и они в Нас были едино (Ин 17:21): чтобы одним и тем же чувством и одною и тою же мыслию они, оставив противоречащие и противоположные друг другу пороки, перенимали единую и одну только добродетель. Ибо пороки и страсти не сопровождают себя взаимно: что говорится о добродетелях, в которых нет ни излишеств (υπερβολαΐ), ни недостатков (ελλείψεις), то есть ни более, ни менее, но все умеренно. В пороках же все противоположно, как робость дерзости, суеверие неверию, расточительность скупости.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 11−12 Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас

Заключают в себе новую деталь пророчественной картины, основанную на исторических воспоминаниях — на давно прошедшем факте исхода евреев из Египта и их странствования по пустыне Аравийской, и на будущем, по отношению к современникам пророка, но также уже на прошедшем, по отношению к той эпохе, о которой пророк говорит здесь, событии — выхода иудеев из плена вавилонского.

Еще блаженный Иероним жаловался, что современные ему иудейские раввины перефразировали текст этих двух стихов таким образом: «выходите из Вавилона и оставьте идолов вавилонских. Выходите из среды его, и те сосуды, которые принес Навуходоносор по взятии Иерусалима (4Цар 25:13−14), несите обратно в храм, после освобождения Киром пленников при Заровавеле и Ездре (1Езд 1:7); выйдите же из Вавилона не так, как вы прежде бежали из Египта, — с поспешностью и страхом, а с миром и по воле царя персов и мидян, в котором проявилась воля Господа, защитившего и собравшего вас» (блаженный Иероним, с. 303−304). Но Сам блаженный Иероним, а также блаженный Феодорит, святой Кирилл Александрийский, основываясь на контексте речи (7, 10) разумеют здесь или вообще верующих, или, конкретнее, апостолов и евангелистов, — «святых Иерусалима», которым Бог дает повеление оставить Иерусалим, как город нечестивый, и идти с проповедью о Христе во все страны мира.

Лично мы думаем, что самым правильным пониманием данного места будет соединение обоих этих толкований, и перенесением центра тяжести не на историческую, а на моральную почву. Заявив в предыдущем стихе об открытии всемирного спасительного царства Мессии, т. е. новозаветной церкви, пророк приглашает истинных граждан верного Иерусалима вступить в это царство; но предупреждает, что вступление в это царство требует соблюдения необходимых условий — очищения от всякой нравственной порчи, полного отрешения от греховного прошлого, сохранения в не поврежденности и чистоте святыни собственного сердца («сосуды Господни») и всецелой преданности благой и совершенной воле Божией (впереди вас пойдет Господь и, … будет стражем позади вас). Но, действительно, все эти моральные истины пророк преподает под покровом символов и аллегорий, заимствуя их, частью, из истории исхода евреев из Египта, а главным образом, из обстоятельств их выхода из вавилонского плена. Этим, разумеется, нисколько не исключается и значение святоотеческого комментария — о постепенном выходе из Иерусалима первых проповедников христианства.

См. также Толкование на Ис 52:9

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.