Исаия 52 глава » Исаия 52:13 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 52:13

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 52:13 / Ис 52:13

Исаия 52 стих 13 — синодальный текст:
Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 13−14 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих

К чудесам присоединяются чудеса, как и во время Авраама. Не будем спрашивать о порядке, потому что таков обычай пророков, которые, когда говорят о чем-либо, то обращаются и к другим предметам Таким образом и здесь, сказавши о плене и о возвращении, пророк обращает речь к иному предмету: «раб Мой будет благоуспешен». О ком, думают иудеи, сказано это: о Зоровавеле, о Данииле, или о народе? Мы, напротив, говорим, что это утверждается о Христе. Пусть не указывают нам на порядок. Из многих мест пророков мы можем показать, что порядок не сохраняется, и разные предметы связываются вместе. Теперь же мы сопоставим со Христом одного из тех, к которому думают относить сказанное, и посмотрим: к кому из них все это более применимо, того мы и возьмем; вы же будьте судьями по данному вопросу. Что значит: уразуметь, т.е. постичь? Уразуметь Писание: таково, мне кажется, значение данного слова; это говорит и Акила: «се уразумеет отрок Мой»; еврейский же текст полагает то же, что и Акила. Я утверждаю, что пророк сказал это во всяком случае о Христе, чтобы показать, что все совершалось по Его желанию, так как Христос говорит: «очень желал Я есть с вами сию пасху» (Лк 22:15). Хотя это было и тяжело, однако было желаемым ради того, что должно было совершиться. Чтобы показать, что Он добровольно и по любви, а не по необходимости или против воли взошел на него (Крест), и что этот был для Него желательным, и весьма приятным, Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Видишь ли, как Он открывает Свое желание, по которому Он желал Креста, который Он называет даже славою (Ин 12:28, 32). «И вознесется, и возвеличится». Прочие же говорят: и подымется. Не со всеми поднятыми, т.е. распятыми, пребывает слава, но напротив им принадлежит презрение. Свое возношение Он отделяет от прочих, говоря: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин 8:28); потом: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12:32). То, что для остальных было причиною проклятия, разрешало все проклятия.

«Возвысится и вознесется, и возвеличится»: это указывает великое возношение; потом говорит: «возвеличится». Итак, кто вознесся и кто прославился, когда был вознесен? К кому желают иудеи применить все эти слова: к Зоровавелю, или к Даниилу, или к народу, или к Богу, Которого почитает весь мир? «Как многие изумлялись, смотря на Тебя«. Акила говорит: «удивились». Симмах: «изумились». «Столько был обезображен паче всякого человека лик Его». А другие говорят: «так поврежден». «И вид Его — паче сынов человеческих». Акила называет вид его лицом. Кто удивлялся Зоровавелю или народу? Хотя многие удивлялись Даниилу, но вид его, который всегда считали прекрасным, не был бесславным. Во Христе же совершились оба эти чуда, потому что одни удивлялись Ему, а другие имели к Нему презрение. Справедливо также говорится: «вид Его», потому что ради него, т.е. вида, они пренебрегали Его, говоря: «не сей ли есть тектонов сын? Не называется ли мати Его Мария» (ср. Мк 6:3)? То, что они удивлялись Ему, ясно из следующих слов: «никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9:33), а потом: «воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54). Для того, чтобы все это не считалось за невероятное нами, имеющими впоследствии говорить об этом, пророк наперед сказал об этом: «обезображен», говорит. Его считали имеющим демонов, неистовым, считали соблазнителем народа, однако, Он никогда не показывал им лица Своего страшным. Справедливо также сказано: «был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его», — так как Богом Он не был презрен, но был прославлен. Свидетельствует об этом голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк 9:7). Не был презрен Богом тот, Кто все знает ясно. Не был презрен и людьми, почитателями благочестия, но презрен теми, которые были только людьми, людьми, живущими не религиозною жизнью. Таковые в Его бесславном лице встретили преткновение, — бесславном, говорю, по человечеству, но не по Божеству. Вид Христа не был безобразным более, чем вид всех людей. Но слава Его Божества не настолько являлась в Его виде, насколько он (вид Его) был прекрасен по человечеству. Какое большее бесславие, как Богу показывать Себя человеком, Владыке облекаться в образ раба? То и другое не исполнилось на Данииле, потому что все ему удивлялись, никто его не пренебрегал Смотри теперь сперва на чудеса, потом на бесславие. Справедливо говорит пророк: «вид Его», потому что вид креста был бесславен и позорен. Когда видишь Его подверженным оплеванию и заушению, связанным в узах, терпящим бесславие креста и презренным, то и тогда обращай внимание сперва на чудеса, а потом на бесславие. Сами творения познали распятого Господа, так как они подвиглись и пришли в смущение. Теперь же уразумей Его могущество: если Он, бывший в таком бесславии, привел в такое замешательство твари, то тем более это совершится тогда, когда Он придет в величии Своем, со славою Отца и с ангелами.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 13−15 Се, уразумеет отрок Мой и вознесется и прославится зело. Якоже ужаснутся о Тебе мнози, тако обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов человеческих. Тако удивятся языцы мнози о Нем, и заградят царие уста своя: яко, имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют

Очевидно, Бог и Отец говорит здесь о Спасителе всех нас Христе. Се уразумеет, сказано, отрок мой, и под отроком разумей сына или слугу; потому что Слово, будучи Богом, приняло »зрак раба« и, будучи Господом всех, снизошло до свойств человеческих: ибо »не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил«, »в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил себе« (Флп 2:6−8). Итак, когда Он стал человеком, доведши себя до такого смирения: тогда и рабом невинно наименован был как приявший только вид раба. Но уразумеет, говорит, вместо: все будет делать и говорить с разумом и мудростью божественными. Делом же божественной премудрости прежде всего другого оказывается то, что Единородное слово Божие стало плотью, то есть человеком, и терпело нищету вместе с живущими на земле, чтобы Его нищетой мы обогатились, чтобы, уверовав в Него, омылись от скверн греха, так как закон Моисеев не был в состоянии уничтожить грехи,-чтобы, далее, смертью своей плоти упразднить смерть и отвратить тление, подверженных смерти восстановить ко бессмертию и земного человека сделать гражданином неба, чрез Себя соединить с Богом и Отцом того, кто древле был беглым рабом, — проповедать пленным отпущение, слепым прозрение, и исцелить сокрушенных сердцем,-опустошить ад и сатану лишить начальства над всеми и жестокого владычества. Итак, уразумеет, говорит, отрок мой; ибо в том, что совершено Им ради нас, решительно ничего не было неразумного или немудрого; потому что »вся премудростию сотворил Он«, по слову Псалмопевца (Пс 103:24). Ради сего вознесется, говорит, и прославится зело:так как Бог прославляется нами, когда мы называем Его Господом, Спасителем и Искупителем,-и мы уверовали, что это истинно. Но дабы слово Бога и Отца оказалось совершенно истинным и непререкаемым, Он необходимо прибавил: якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обезславится от человек вид твой, и слава твоя от человек; потому что познавшие явление и мысленными очами возмогшие созерцать величие свойственной Ему божественной власти поражаются изумлением пред Его домостроительством. Каковым и был пророк Аввакум, говорящий: Господи, »услышах слух твой и убояхся«: »разумех дела твоя и ужасохся« (Авм. 3:1−2). Но те; которые не уразумели Его славы и остались неверующими и неразумными, нечестиво подвергали Его бесславию и бесчестию, называя Его Самарянином, ядцей и пийцею и рожденным от любодеяния и сверх того грешником. Посему якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обезславится от человек вид твой, и слава твоя от человек. Но как случится это, так и удивятся языцы мнози о тебе, и заградят царие уста своя. Предерзкие Иудеи, хотя они и были людьми совершенно ничтожными, осмеливались, поносить Его и часто устремляя на Него необузданный язык свой, бросали богохульные слова; напротив, очень многие цари, убоявшись Его как Бога и воздавая Ему славу как царю всяческих, заградят уста свои то есть, не скажут ничего ненавистного и не произнесут ни одного звука, оскорбительного для славы Христовой. А что божественная и священная и спасительная проповедь, то есть евангельская, будет некогда не у тех, у кого обесславлен был вид Его, но у тех, напротив, которые заградили уста свои и удивились славе Его, это Он ясно показал, говоря: яко имже не возвестися о нем узрят, и иже не слышаша, уразумеют. И действительно, все, относящееся ко Христу, и пророками возвещено было Израильтянам, а не язычникам Но сии то, говорит, и узрят Им совершенное спасение, и те, кои совсем не слыхали о тайнах Его, они-то и уразумеют их, очевидно уверовав в Него; ибо вера есть корень и питательница знания и как бы начало благочестии и принимающих ее вводит в жизнь. Посему пророк Исаия говорит: »аще не уверите, ниже имате разумети« (Ис 7:9).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 13−15 Вот уразумеет раб Мой, возвысится, и вознесется, и будет весьма высок. Как изумились о Тебе многие: столь неславен будет между мужами вид Его, и образ Его между сынами человеческими! Он окропит народы многие: пред Ним заградят цари уста свои: ибо те, которым не было говорено о Нем, увидели, и те, которые не слышали, узрели

Чтобы в читателях не оставалось никакого сомнения относительно того, кто сказавший: Я Тот, который говорил: вот Я пришел, и какая святая мышца Господня, открытая всем народам, всемогущий Бог Отец ясно учит: вот уразумеет Раб Мой или Отрок Мой, различии чего мы выше сказали. Уразумеет же, не как Слово и Премудрость Божия, но как Раб и Отрок. Он, будучи образом Божиим, благоволил принять образ раба, быв послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Посему Он превознес Его, и дал Ему имя выше всякаго имени (Флп 2:6−9).

Он говорит в псалме: благословлю Господа вразумившаго мя (Пс 15:7); о нем Давид поет: сотворите небеса разумом (Пс 135:5). Ибо Он есть премудрость и разум, — Он, преуспевавший, как отрок, в возрасте и премудрости (Лк 2:52), о котором говорит и Петр: Бог отец наших прослави Отрока Своего Исуса, егоже вы предасте, и отвергастеся Его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити: вы же Святаго и Праведнаго отвергостеся (Деян 3:13−14), о котором, как мы показали, и выше написано: Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок Мой, егоже избрах (Ис 43:10).

О Нем, изумятся очень многие, когда увидят Его знамения. Но с этого времени большим чудом будет то, что неславен будет между людьми вид Его: не потому, чтобы означал гнусность образа, но потому, что Он прийдет в уничижении и бедности. Он, будучи богат, ради нас сделался бедным (2Кор 8:9), и сказал верующим: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф 11:29).

О Нем и Климент, муж апостольский, управлявший после Петра римскою церковью, пишет к Коринфянам: Скипетр Божий Господь Иисус Христос пришел не в тщеславии гордости, хотя для Него все возможно, но в смирении, настолько, что будучи заушен служителем первосвященника, отвечал: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши (Ин 18:19−23), имея более двенадцати легионов ангелов, повиновавшихся Его мгновениям (Мф 26:53). Он окропит народы многие, очищая их кровию Своею, и в крещении посвящая на служение Богу.

Пред Ним заградят уста свои цари и князья века, вся премудрость которых ниспровергнута проповедью креста; а те, которые не имели Закона и Пророков, и которым не было возвещено о Нем, сами увидят и уразумеют. О них говорит и Спаситель: блажени не видевшии, и веровавше (Ин 20:29). Чрез сравнение с ними порицается ожесточение иудеев, которые, видя и слыша, исполнили на себе пророчество Исаии, говорящего: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите. Одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша (Ис 6:9−10).

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится

С 13−15 ст. — начало важнейшего и замечательнейшего из всех ветхозаветных пророчеств — пророчества Исаии о страданиях и прославлении Мессии (52:13−53 гл.).

«Конец 52 гл. — по справедливому отзыву одного специального экзегета ее, — представляет как бы краткое резюме всей 53-ой главы, когда в немногих словах изображает унижение Посланника Божия и следующее за ним дивное прославление, выражаемое в форме преклонения царей и народов» (И. Григорьев. «Пророч. Исаии о Мессии и Его царстве», с. 203. Каз. 1902).

Логическая связь этого нового пророчества с раннейшим довольно ясна: историческая судьба Израиля и Иерусалима служат прообразом в истории Самого Мессии. Как Израиль и его святой город дошли сначала до состояния крайнего унижения (один — в плену, другой — в развалинах), а затем, по смыслу данного им пророчества, имеют достигнуть всемирной известности и славы (9−10); так и Мессии первоначально предстоит состояние крайнего уничижения, а затем — величайшего прославления.

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится. Это — то же лицо, о котором все время говорилось и выше, т. е, Мессия (Ис 42:1; 49:1−3; 50:1−10. Ср. так же Зах 3:8). Так именно понимала и толковала эти слова вся древнееврейская и христианская традиция (См. в конце 53 главы). Вместо будет благоуспешен LXX и славянский переводят: се уразýмеет;). В подборе синонимичных глаголов — возвысится, вознесется и возвеличится — экзегеты усматривают целую градацию постепенного восхождения Мессии от славы в славу; причем некоторые довольно остроумно, соответственно трем данным понятиям — naba, naschscha jadim — различают и три главных момента прославления, воскресение Мессии, Его вознесение на небо и восседание одесную Бога Отца (Dillmann).

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.