Исаия 55 глава » Исаия 55:10 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 55:10

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 55:10 / Ис 55:10

Исаия 55 стих 10 — синодальный текст:
Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 10−11 Якоже бо аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дондеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощь, дондеже совершит (вся), елика восхотех, и поспешу пути твоя и заповеди Моя

Пророк показывает, что повеления Его неизменны. Как дождь или снег не возвращаются на небо, но совершают дело, ради которого они посланы, так и Мои повеления совершать то, что Я желаю. Но чтобы они не подверглись небрежности, пророк в виду того, что раньше сказал, что Он не тотчас совершит, говорит: «не возвращается». А чтобы мы не считали Его угроз и обещаний ложными, и таким образом не вредили себе самим, пророк прибавляет: «пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

«И благопоспешу путие Мои и повеления Мои» (в русском переводе этих слов нет). Другие же говорят: «вы будете сохранять повеления Мои».

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 10−11 Якоже бо аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дондеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощь, дондеже совершит (вся), елика восхотех, и поспешу пути твоя и заповеди Моя

Ясным и знакомым всем примером желает показать, какова сила Его повелений. Падает с неба дождь или снег: ниспосылаемый Богом никто остановить не может; намерение Того, Кто ниспосылает его, достигает цели: он всю землю делает плодородною, так что земледельцы в великом изобилии получают и семена, и пищу, ибо в то время, когда выходит из земли тучный колос, земледельцы собирают не только то, что может быть достаточным для пропитания, но и то, что в свое время снова потребуется им при обработке (земли). Так, говорит, пуст никто не удерживает Мое слово: оно не возвратится, т. е. но успокоится, пока не придет в исполнение Мое решение. И справедливо слово, ибо, как говорит Исаия, яже бо Бог святый совеща, кто разорит? и руку его высокую кто отвратит (Ис 14:27)? Кто настолько будет силен, чтобы противостать Божественным определениям и воспротивится желаниям владыки?-Конечно, никто.

Следовательно, чтобы ни исходило из уст по истине сущего Бога, это всегда и во всех отношениях достигает цели, ибо Ему присуща сила — все исполнять и кроме того (свойственно) быть неложным. С другой стороны, нам, земнородным, Бог и Отец ниспослал как бы некий божественный и мысленный дождь-утешение чрез Христа и пособие проповеди евангельской, благодаря чему вся земля стала благоплодною и плодороднейшею. Посему поет Богоглаголивый Давид и говорит: посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю; бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи, (Пс 64:10−11). Говорит также и устами Моисея: да чается яко дождь вещание Мое, и да снидут яко роса глаголи Мои (Втор 32:2). И всемудрый Павел пишет некоторым: Бог мира да умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея (2Кор 9:10).

Итак, мы имеем благоплодие духовное, получив в ум даяние Христово, так что не только собираем священную пищу и имеем хлеб животворный, но и семя сеющему, ибо предстоятели мирян, сведущие в священных догматах, способные руководить другими, изъясняя подчиненным мирянам тайноводственное слово, сеют в сердца их семя, которое хранили для них, собрав его наперед в собственной душе: мы, как говорит всемудрый Павел, Божие тяжаниe (1Кор3:9), Богу бо есмы споспешницы (там же), Который сеет в нас и точное познание здравого вероучения, и опытность в благочестивой жизни, и стремление ко всякому доброму делу. Это-есть Христос, Который говорит о Себе: изыде сеяй сеяти семене своего (Лк 8:5).

Обещав, что наверное и во всяком случае помилованы будут омывшиеся от скверны греха, и что затем, став чистыми, они соединятся с Ним духовно, из далеких будут близкими и насытятся Его щедротами,-мимоходом упомянув между прочим и о том, что могло их удостоверить (именно, что Он неложен, как Бог по естеству и Господь сил), снова возвращается к прежней последовательности (речи), или к перечислению духовных даров, которые будут им преподаны: и поспешу пути твоя, и заповеди Моя. Это великое и ценное благо и дар неба.

Но, спросим, каким образом дело, в начале недоступное, становится не недостижимым для желающих перейти от мирского любострастия к благочинной жизни?— Им противостоит сладость установившейся привычки и отуманивает скорбями присущий им ум, ибо не легко покинуть плотские страсти и не гладок для желающих путь к добродетели. Когда споспешествует Бог и делает непроходимое и недоступное легким и доступным, тогда всякому весьма легко избежать прилогов страстей и даже с полною бодростью достигнуть вершин добродетелей, ибо написано: горы высокия еленем (Пс 103:18). Итак, что же Бог обещает уверовавшим в Него? Поспешу пути твоя, и заповеди Моя; со веселием бо изыдете, и с радостию научитеся (Ис 55:12).

Думаю, это означает то же, что в другом месте сказано в писании пророческом: путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых путь бо Господень суд (Ис 26:7−8). А другой святой пророк говорит: правы путие Господни, и проведнии пойдут в них, а нечестивии изнемогут в них (Ос 14:10), потому что, если Бог не облегчает для них путей, сами не смогут двинуться по ним. Как я сказал, составляет дар небес — возможность шествовать по путям Божественным и исполнять заповеди, благодаря чему можно приблизиться к Богу, как Он научил, сказав применительно к синагоге иудейской: сего ради, говорит, се аз загражду пути ее тернием, и взыщет путей своих, и не обрящет (Ос 2:6−7).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 10−11 И как дождь и снег нисходит с неба и более туда не возвратится (вульг. не возвращается), но напояет землю и орошает ее и делает ее способною рождать и дает семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое изойдет из уст Моих: оно не возвратится ко Мне тщетным, но совершит то, что Мне было угодно, и будет иметь успех в том, для чего Я послал его

То, что [здесь] говорится, находится в зависимости от предшествующего; смысл же здесь вообще следующий: не будет неверующим народ языческий, потому что после стольких преступлений нечестивый внезапно спасется. Ибо мысли Мои не таковы, как мысли людей, и насколько отстоит небо от земли, настолько Мои мысли отстоят от мыслей людей. Ибо Я преблаг и много прощаю. Хотите вы иметь еще другое подобие? Как дождь и снег нисходит с неба, и более не возвратится туда, но напояет землю и орошает ее и произращает различные семена, чтобы с обильных полей родился хлеб на пользу людей: так слово Моего обетования, которое Я раз обещал и которое изошло из уст Моих, не останется без исполнения, но все исполнится на деле.

В иносказательном смысле это можно понимать двояко, ибо слово Господне или есть тот, о котором написано: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово (Ин 1:1). Он не возвратится к Нему тщетным, не совершив воли Отца и не исполнив всего того, ради чего Он воплотился, и не примирив мир с Богом. Он называется исходящим из уст, и из чрева и утробы не потому, чтобы Бог имел эти члены, а потому, чтобы чрез свойственные нам слова мы могли познавать природу Господа. Или же то следует сказать, что дождем называется слово евангельского учения и те дожди, которые проливаются на землю благую, духовные облака, до которых достигла истина Божия. Этот ливень и эти дожди Моисей обещает в песне Второзакония: да слышит земля глаголы уст Моих; да чается яко дождь тщание Мое, и да снидут яко роса глаголы Мои (Втор 32:1−2), чтобы сеявшие со слезами пожинали с радостию (Пс 123), и сеявшие правдою и духом пожинали плод вечной жизни и получали хлеб евангельского учения, о котором в Притчах и в Екллезиасте написано: отверзи очи твои и насыщайся хлеба (Притч 20:13), и опять: посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дней обрящеши его (Еккл 11:1). Ибо не следует думать, что заповедуется идущим, что они должны открывать глаза для снедения того хлеба, которым питаются тела, и таким образом насыщаться хлебами, которые, по Аввакуму, ест бедный тайно (Авв 3).

Но Бог призывает к хлебу учения, который мы не можем есть, если не откроем очей сердца нашего. О нем часто пишет и Павел тем, кои питаются словами веры и истины (2 Кор). И заповедуется учителю, чтобы он отпускал хлеб учения своего по всякой воде и всем изливал духовный дар и чтобы знал, что если он исполнит заповеданное, то получит награду в последнее время. И будет казаться довольно несправедливым, что подающий милостыню приобретает себе друзей неправедным богатством, чтобы они приняли его в вечные обители (Лк 16), и что раздающий духовные брашна и дающий сослужителям пищу во время свое ее находит их после многих веков, которые Екклезиаст называет множеством дней (Еккл 11:1).

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 10−13 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое

Заключительные стихи главы говорят о плодах искупления, рисуя их широкими штрихами, в яркой картине. Плоды эти непосредственно отразятся на людях, которые с весельем сердца выйдут из своего духовного плена — рабства греха и дьявола (Ин 8:31−32); но они же коснутся и всей остальной природы, поскольку она разделяет вместе с человеком, как печальную, так и радостную его участь (Быт 3:18; Рим 8:19−22). Любовь пророка Исаии говорить подобными образами и сравнениями доказывается и многими другими местами его книги (Ис 5:25; 13:2; 14:25; 30:17; 35:2; 44:2; 49:13 и др.).

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.