Исаия 8 глава » Исаия 8:21 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 8:21

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 8:21 / Ис 8:21

Исаия 8 стих 21 — синодальный текст:
И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

Василий Великий (329/30−379)

И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего

«И приидет на вы жесток глад, — говорит Пророк, — и будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете князю и отечеству». Устрояющий все во спасение, Господь посылает иногда и голод к пользе детоводствуемых. Ибо сказано: «озлоби тя, и гладом замори тя» (Втор 8:3), чтобы сделать тебе добро. Посему «жестоким» называет голод непреодолимый и невообразимый. Ибо в голоде есть разность. Бывает голод, происходящий только от недостатка хлеба; бывает голод от оскудения и всего прочего, годного в пищу. Но сей голод, который обещает наслать пророческое слово, есть «глад жесток», так что скудостью произведет печаль, которая может соделать спасение «нераскаянно» (2Кор 7:10).

А когда будут скорбеть по Богу, тогда «зло рекут князю и отечеству». Кто сей князь, которому зло изрекают прекрасно скорбящие? Очевидно, князь мира сего, которому «зло рекут» из раскаяния, когда придут в сознание причиненного им вреда. Но зло изрекают и «отечеству». А «отечество» живущих во грехах — житейские дела, которыми опутываются славолюбивые. «Отечество» для грешника — «дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение» (Гал 5:19−20), страсть, злое вожделение. «Отечество» — коварство, ложь, злоумышления, обманы, лицемерие. Посему, как бы от некоторого опьянения, отрезвившийся от дел мирских зло речет князю мира, который руководил его к делам погибельным; но зло речет и отечеству, в котором живя, не принимал дарованного нам Богом в помощь закона. Ты не можешь принадлежать истинному Царю, если не зло речешь князю. Посему Церковь научила тебя говорить: «Отрицаюсь тебя, сатана» — вот злоречение князю! Какое же злоречение «отечеству»? «Отрицаюсь и дел твоих». Вот «отечество» — дела диавола. Блажен, кто искренно изрекает зло князю. Ибо приступает уже к истинному Царю и просвещается. Блажен, кто хулит древнее отечество, ибо найдет себе отечество — «вышний Иерусалим, …иже есть мати всех» (Гал 4:26), которые подобны блаженному Павлу. «Отечество» — и лукавые нравы, преданные нам от отцов. Оставил тебе отец имение, приобретенное любостяжанием? Отдай его обиженному, не стой за него как за собственность, ибо это — наследие греха. Оставил тебе отец раба, порабощенного неправедно? Дай ему свободу — и отцу облегчишь мучение, и себе приуготовишь истинную свободу.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего

Т.е. идолам Видишь ли, почему пришел голод? Он вполне предсказывает и желает показать, что идолы суть зло и бессильны: те, которые не смогут прекратить голода, каким образом задержат войну совне? «И во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего». Видишь ли вместе с бессилием и обвинение идолов? Они не могли предотвратить и хулы относительно самих себя, и — голода.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 21−22 И приидет на вы жесток глад, и будет, егда взалчете, скорбни будете, и зло речете князю и отечеству: и воззрят на небо горе, и на землю низу призрят, и се, скудость тесна и тьма, скорбь и теснота и тьма, якоже не видети: и не оскудеет в тесноте сый даже до времене

Переносит слово к непокорному народу, то есть, к Израилю, который, и имея великое и обильное утешение от Бога, и в изобилии снабженный наставлениями закона, чтобы знать служащее на пользу, однако не принял Христа. Потому и отпал от общения с Ним, мысленного, то есть, и духовного, и как бы голодом погиб. Ибо всяческих Бог устами пророков сказал: се Я навожу глад на землю, глаголет Господь: не глад хлеба, и жажду воды: но глад слышания слова Господня. И от востока до запада обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут (Ам 8:11−12). Итак, когда, говорит, убив Начальника жизни, вы будете терпеть жестокий и невыносимый голод, не имея слова Божия, хлеба, сходящего с неба и дающего живот миру (Ин 6:33), тогда взалчете и, приведенные к познанию совершившегося, зло речете князю, и отечеству. Руководители Иудеев, то есть, книжники и фарисеи, не переставали возбуждать подчиненную им толпу против Спасителя всех нас Христа. И за основание своей вражды против Него они принимали почтение к Моисею и закону, так как преследовали Его, говоря: аще бы был человек сей от Бога, то не нарушал бы субботы (Ин 9:33, 5:18). Таким образом, они убеждали преследовать Его, как преступающего закон. Итак, егда, сказано, вы, обольщенные ими, взалчете, тогда зло речете князю всех вас, и отечеству, то есть, законным обычаям. Ибо воспомянете, что возбуждали вас к сему вожди ваши; а для князей предлогом к восстанию против Христа было отечество, то есть обычаи и предания, при том не только вытекавшие из закона, но и усвоенные путем неосновательного соблюдения постановлений человеческих. Итак, приидет на вы жесток глад, и вверх и вниз озираясь, и всюду обращая взоры, или направляя око ума, ничего иного не увидите, как только скудость тесную и тьму, следовательно не в состоянии будете видеть ничего полезного, и не оскудеет в тесноте сый даже до времене. Опять предсказывает призвание язычников. Ибо находящиеся ныне, говорит, в тесноте и томимые гладом Божественных учений не оскудеют, так как Еммануил дарует им благословение и предложит пищу духовную и устроит им Божественную трапезу, говоря: ядите, и пийте, и упийтеся ближнии (Песн 5:1). И будет сие, говорит, даже до времене, то есть не теперь придет к концу (сказанное выше), когда было о них слово пророчества, но во время потребное, в которое воссияет на земле Еммануил; ибо тогда призван народ языческий.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 21−22 Пройдет по земли и огорчит ее, то есть Господь поразит гладом землю народа Своего. И будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете царю своему. Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия. И воззрят… горе. Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит; не угнетет утесненнаго , то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 21−22 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел

Голод заставит иудеев проклинать своего царя и бога — не Господа, а того, кого они так чтили, на кого возлагали свои надежды. Повсюду тьма будет покрывать Иудейскую страну. Поднимут иудеи очи к небу, ожидая увидеть солнце, но солнце не покажется им.

Тьма является здесь, как и в других местах, символическим обозначением самого тяжелого, безотрадного положения (ср. Втор 28:29).

Глава 8-я содержит новые предсказания об ассирийском нашествии. Стихи 1−4, 5−10, 11−15, 16−20а) образуют собою отдельные пророчества, разделенные между собою некоторыми промежутками времени. Знамение, описанное в 1−4 ст. было, вероятно, дано в 734 г., ибо царствам Сирийскому и Израильскому предсказано здесь опустошение со стороны ассирийцев через 1 1/2 года. Следующие отрывки имеют в виду Иудейское царство, которое в свою очередь должно пострадать от ассирийского властителя. Последний отрывок — 16−20а ст. имеет интерес, так сказать, личный, так как сообщает о важном эпизоде пророческого служения Исаии. Утомленный, по-видимому, борьбой с недоверием, какое обнаруживал к его советам народ иудейский, пророк записывает свои наставления и, запечатав их, вверяет этот документ своим ученикам Что заключал в себе этот документ — об этом нельзя строить вероятных догадок.

Глава 7 ст. 10−16 и 8-я, ст. 1−4 и 8−10 читаются как паремия в навечерие праздника Рождества Христова, так как Еммануил и Его Царство — есть прообраз Христа и Его Церкви, Которой с Таким Защитником не страшны никакие враги.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис 8:16

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.