Исаия 9 глава » Исаия 9:5 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 9:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 9:5 / Ис 9:5

Исаия 9 стих 5 — синодальный текст:
Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

Василий Великий (329/30−379)

Ст. 5−6 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Что же значит — всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением отдать? Думаю, сим выражается, что те, которые, налагая тяжкий ярем греха и поражая жезлом, принуждают ко греху, одежду собранну лестию и ризу возвратят с примирением. Те, которые ограбили людей и лестью обнажили их своих покровов, возвратят сие с примирением. Ибо когда берет нас под власть свою общий враг, тогда он отъемлет у нас ризы, облекающие благообразием наше безобразие. А риза христиан, покрывающая безобразие нашего греха, есть вера во Христа. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал 3:27). Но и прежде веры во Христа враг наш обнажал человеческое безобразие, похищал у нас те мысли, которыми украшалась жизнь наша, и делал явной для всех нашу наготу. Посему поскольку он совлек с нас одежды при помощи хитрой своей изобретательности, то всякую одежду собранну лестию и ризу отдаст с примирением. Ибо не только возвращаем отнятое у нас, но даже соделываемся лучшими чрез присовокупление познания Христова. Облече бо мя, говорит Пророк, в ризу спасения и в одежду веселия (ср. Ис 61:10). Итак, всякую одежду собранну лестию, то есть тайно похищенную, с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко Отроча родися нам. Лукавые силы по пришествии Господа взывали: что нама и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас (Мф 8:29). Тогда они пожелают лучше быть сожженными огнем, нежели осужденными явлением Христовым во плоти.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его; и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел. Сколько имен Господа преподал нам Пророк, слышали мы выше. Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (ср. Ис 7:14; ср. Мф 1:23). Здесь нарицается имя Его: Велика Совета Ангел — Тот, Кто соделал известным Великий Совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам (см. Кол 1:26); Тот, Кто возвестил и явил неизследованное Свое богатство во языцех: быти языком снаследником и стелесником (ср. Еф 3:8). Того Самого, Егоже началство на раме Его, то есть царство и могущество в кресте, ибо, вознесенный на крест, всех привлек Он к Себе (см. Ин 12:32).

Приведу бо мир на князи, мир и здравие Ему. И велие началство Его, и мира Его несть предела. Из сего видно, что слова сии сказаны от лица Отца. Поскольку Отец умиротворил Кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная (ср. Кол 1:20), то и сказано: приведу бо мир на князи, и здравие Ему. Думаю же, что словом показывается тайна Воскресения. Поскольку распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия (2Кор 13:4), то и сказано, что приведется здравие Ему против немощи плоти, которую восприял за нас.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 5−7 Яко всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел. Приведу бо мир на князи, мир и здравие ему. И велие начальство его, и мира его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити его в суде и правде, отныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия

Призван был к познанию Еммануила чрез святых Апостолов останок Израиля; призваны также и язычники. Потому (пророк) и сказал: страно Завулоня и земле Неффалимля, и потом к сему добавил: Галилеа языков, людие седящии во тме видеша свет велий, разумеется свет, ниспосылаемый чрез Христа, просвещающего духовно, притом не один народ Израильский, а лучше сказать, — всю поднебесную. Что просвещенные (сим светом) имели свергнуть с себя ярмо злобы диавола, и избавиться от жезла, в этом он убедил, присоединив слова: зане отнимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их. Но мы видим, что на служащих твари и поклоняющихся делам рук своих возложено ярмо злобы диавольской, а на Израильтян — тяжкое бремя закона и бремя по истине невыносимое. Поэтому и блаженные ученики, — тех, кои, по принятии веры, убеждали некоторых соблюдать написанное в законе, укоряли, говоря: и ныне, что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши, ни мы возмогохом понести? (Деян 15:10). Итак, слишком невыносимо было для Израильтян иго закона, и кроме того, что еще несноснее было, так это то, что лукавство Фарисеев не мало сокрушало их своею ненасытностью. Ибо вожди синагоги Иудейской были жадны к деньгам и имели одну цель, чтобы отовсюду собирать и всяческое вымогательство делать подчиненному им народу. Поэтому и об Израильтянах весьма справедливо можно было бы сказать, что отъимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их. Жезлом же правдоподобно называет жадность вождей к преобладанию, вследствие их сильной склонности к корыстолюбию. По этой самой причине они, несчастные, убили и самого Сына. Ибо хотя они и видели, что Он есть наследник, однако реша к себе: приидите, убием его и удержим достояние его (Мф 21:38). Итак, что имея сию нечестивую и греховную цель, они охотнее потерпели бы ущерб всего имущества своего, нежели видеть воссиявшего миру Еммануила, на это указует, говоря: яко всякую одежду собранну лестью, и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжени были. Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. Ибо коварством и лестью и неправым судом собрали они себе деньги, как сказано (Мф 23:14; 23:23 и др.): но им приятно и любезно было снять с себя и отдать все до нижней одежды и гиматия с примирением, то есть, с прибытком, даже более, как сказано, они согласились бы быть сожженными огнем, будучи не в состоянии перенести того, что Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. Облеченные доверием в управлении владычним виноградником, они восхотели иметь плоды только сами одни, совсем ничего не принося Владыке. А когда говорит (пророк), что Отроча родися, ясно изобличает слабость мнения Манихеев, которые не хотят признать, что Слово плоть бысть (Ин 1:14), то есть, что Оно ради нас по домостроительству приняло плоть нашу. Но если они хотят право мудрствовать и произнести суд на свои неразумные советы, то пусть не бесчестят слова пророка, говорящего, что Отроча родися нам; ибо где (происходят) действительные роды от жены, там какое может быть место кажущемуся и призрачному, и каким образом рождение с болями могло совершиться, так сказать, в одном воображении? Кроме того, Сын, говорится, дадеся нам; ибо Единородное Слово Божие соделалось человеком не ради Себя самого, но скорее для того, чтобы обновить наше естество и возвести его в изначальное состояние и чтобы выкупом за жизнь всех собственное тело свое принести в воню благоухания Богу и Отцу. А что говорится: начальство Его бысть на раме Его, то это, как некоторым думается, можно понимать следующим образом: поелику, повествуется, Господь наш Иисус Христос, имея у Себя на раменах крест, шел на спасительную страсть, а так же вознесся и восприял власть на небе сам Собою, то поэтому и говорится, что начальство Его быть на раме Его. И толкование достойно вероятия, и не следует унижать мысль, правильно выраженную, если бы кто захотел и похвалять ее Словом: рамо пророческое слово в этом случае, как кажется, хотело указать нам на силу; потому что вся сила у нас заключается в мышцах и раменах (плечах). Потому Сын и называется десницею и мышцею Бога и Отца: Господ, сказано, кто верова слуху нашему? и мышца Господня кому открыся? (Ис 53:1). Итак, воспринял начальство на небе своею силою Христос; потому что Он есть крепость Бога и Отца. Назван Он также и велика совета Ангелом, то есть, Бога и Отца. И может засвидетельствовать о Нем премудрый Иоанн, говорящий: приемлющий Его свидетельство верова, яко Бог истинен есть, Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет (Ин 3:33−34). И сам Он говорит в одном месте святым Апостолам: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин 15:14−15). Итак, вот по какой причине именует Еммануила великого совета Ангелом. Когда же Он соделался человеком, то сам приписывал Богу и Отцу действие и силу всего Им совершаемого. И сам чрез то (явившийся) нам Бог и Отец указывает тоже самое, говоря: приведи бо мир на князи, мир и здравие их. Присущий святым Апостолам мир, как свой, дал Христос; потому что все принадлежащее Отцу есть Его. Он также и говорил: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин 14:27). Если же и о самом Еммануиле может быть сказано, что Он принял мир и здравие, то опять разумей здесь мудрость домостроительства по плоти. Ибо Он принял мир, разумеется от мира, так как Отец привел к Нему все и убеждает иметь с Ним мир, чрез поклонение Ему и восприятие ига царствия Его; потому что никтоже может, говорит Он, приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин 6:44). Предвопиет в ином месте и премудрый Исаия: сотворим мир Ему, сотворим мир, приходящие к Нему (Ис 27:5−6). Итак, Он принимает мир от Отца в том смысле, как я сказал; потому что мы слышали Его говорящим небесному Отцу и Богу: ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси (Ин 17:6). Принимает Он также и здравие, то есть, воскресение из мертвых; потому что после того как истощив себя на время, как говорится, благоволив плотью своею, по благодати Божией, вкусить за всех смерть, принимает здравие, то есть, оживление, и это также сделав сам (см. 2Кор 13:3−4 и Ин 10:17−18). Ибо Он воздвиг храм свой, сам будучи силою Отчею, потому что если сам Он есть воскрешение и живот (Ин 11:25), то в чем может нуждаться жизнь для оживотворения? И если Он являлся воздвигшим (от смерти к жизни) тела других людей опять своею собственною силою, то каким образом не воскресил бы, и при том прежде всех других, собственное (тело)? Впрочем, Он и сам говорит Иудеям: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин 2:19). А что царство Христово непоколебимо и имеет во всем твердость, этому пророк научает, говоря: велие начальство Его, и мира Его несть предела. Ибо Он приял начальство не над одною только Иудеей, а над всею скорее поднебесною. И не будет конца приносимого Ему от нас мира: потому что мы мир имамы к Нему (Рим 5:1), Ему покланяемся, как я сказал, и чрез Него и в Нем Богу и Отцу. И грех, служащий причиною нашей вражды (с Богом), мы стараемся изгнать вон. А что Он пришел с намерением освободить народ Иудейский, пророк научает, прибавляя: на престоле Давидове, и на царстве его, исправити е, и заступити его в правде и суде, отныне и до века. После же того как блаженный пророк предложил нам уже достаточно полное слово об Еммануиле, он теперь благовременно возвращается к вочеловечению, говоря: ревность Господа Саваофа сотворит сия. Необходимо сказать, какая это ревность и за кого она. Змий отступник расхитил поднебесную и своему скипетру (то есть своей власти) подчинил сотворенного по образу Божию человека. Поэтому по истине всякой ревности достойно и всякого превосходства исполнено было то, что совершилось с нами: именно ревность Господа Саваофа освободила живущих по всей земле, И в ином смысле это можно понимать: раздражиша Его Израильтяне не о богах, как написано (Втор 32:21), и суетными их (3Цар 16:2−13), и наконец распяли Еммануила. Сами же они раздражены были язычниками, как Он сам говорит: тии раздражиша Мя не о богах, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их (Втор 32:21; ср. Рим 10:19).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (~306−373)

Всякие гласы слышны среди волнения, то есть голоса Иудеев, радующихся о пленении Израильского царства. Всякая одежда обагрена кровью. Под одеждой подразумевается самый народ Израильский, обагренный собственной своей кровью. Бысть в сожжение и в пищу огню, то есть Израильтяне переданы Ассириянам, которые, подобно огню, истребят их.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню

Обувь воина… точнее: тяжелые солдатские сапоги (у римлян называвшиеся: caligae).

Одежда — воинский плащ. Отсюда видно, что вражеским воинам не во что будет одеться для отправления в поход против Израиля и что, след., Израиль будет оставлен врагами в покое.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис 9:1

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.