Осия 1 глава » Осия 1:4 — толкование отцов церкви.

Толкование на Осия 1:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Осия 1:4 / Ос 1:4

Осия 1 стих 4 — синодальный текст:
И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева,

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 4−5 И рече Господь к нему: прозови имя ему Иезраель: зане еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове и упокою царство дому Израилева: и будет в той день, сокрушу лук Израилев во удоле Иезраелеве

Здесь пророческое слово порождает в нас двоякое размышление. Некоторыми указывается иное чтение этого места, так что для точности необходимо теперь обратить на это внимание, так как получится не малая польза, если мы обратим внимание на оба чтения. Итак, наше издание, то есть перевод LXX читает так: «и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове». Но в другом читается: «и отмщу кровь Иезраелеву на дому Ииуеве». И если так понимать это место, то необходимо сделать историческое объяснение. Дело было так. Во Израиле был царь Ахаав, имевший жену Иезавель. Когда он сильно возжелал приобрести виноградник Навуфея, а этот последний воспротивился сему, говоря: да «не будет мне от Господа Бога моего» дати виноградник отца моего тебе (3Цар21:3), то Навуфей был убит, сделавшись жертвою жестокости Иезавели. После же убиения его Ахаав овладел виноградником Навуфея. Сверх сего он чрезмерно пристрастен был к бесовскому служению. Наконец, Бог всяческих вознегодовал и повелел пророку Елисею помазать Ииуя царем над Израилем. Послав своего ученика, пророк исполнил божественное повеление (4Цар9:1−10). Тогда Ииуй, помазанный на царство, выходит из Самарии и приводит в исполнение гнев Бога над оскорблявшими Его. Убив Ахаава, он бросил его в винограднике Навуфея. Вслед затем умертвил Иезавель и семьдесят сынов Ахаава, находившихся во всей Самарии. Сюда же присоединил и Ваала; он сжег его статуи, разрушил капища и заколол самых жрецов его. За все это Бог одобряет его, и возвещает ему, говоря: «сыни твои до четвертого рода сядут на престоле» твоем (4Цар 10:30). Но прославившись таким образом, Ииуй тем не менее и сам прогневал Бога, ибо не уничтожил телиц и сам подвергался обличению за то, что нечестиво ходил во грехах Иеровоама. Затем первый сын Ииуя Иоахаз был человек преданный идолопоклонству и покланявшийся телицам Но во времена его, говорит Писание, «разгневася Господь гневом на Израиля, и вдаде их в руце Азаилу царю Сирску и в руце Адера, сына Азаилева» (4Цар13:3). Вторым царствовал сын Иоахаза — Иоаси этот был человек лукавый. Третьим был Иеровоам, в царствование которого и начинается пророчество Осии. Четвертым был Азария, сын Иеровоама и тоже был идолопоклонник. Его убил Селлум. Итак, хотя Ииуй был помазан для того, чтоб отмстить кровь Навуфее, который был из Иезраели (а это был город Самарийский) и чтобы, истребив идолопоклонство Израиля, наконец склонить его обратиться к Богу, — однако же и сам он сделался поклонником телиц и потомки его были не менее нечестивы. «Отмщу,» говорит, — «кровь Иезраелеву на дому» Ииуеве. Итак отмстил Он дому Ахаава чрез царство Ииуя, так отмстит и дому Ииуя; во дни сынов его воевали Азаил царь Сирийский и Адер, они победили Израиля и опустошили весьма много городов Самарийских. — Итак, у пророка рождается дитя, которому дано имя Иезраель, потому что Бог как бы напоминает этим о грехе, совершенном против Навуфея. И в самом деле: когда убит был муж праведный и благочестивый — мог ли остаться покойным Защитник праведных? Посему возвещает, что сокрушит лук «Израилев во удоле Иезраелеве»; ибо, как я сказал, колена Израилевы были побеждены Азаилом и Адером. Таков смысл, указанных здесь, исторических событий.

Но постараемся изъяснить смысл, соответственно другому чтению (этого стиха), придавая сказанному Богом духовное значение. Синагога Иудейская благородна ради предков своих. Ближайшие потомки божественного Авраама служили Богу живому и истинному, были ревнителями праведности, преукрашены всеми добродетелями, отличались истинным благородством, были непоколебимы в вере и опытны в справедливости всякого рода. Когда же, гонимые голодом, они пришли в соприкосновение с Египтянами и прожили там долгое время; то потомки их сделались иными и по нравам и по убеждениям, наконец стали подражать обычаям туземцев и совершенно пренебрегать благочестием, в котором были опытны и которые превосходно осуществляли в жизни их предки. Они «поклонялись твари паче Творца» (Рим 1:25) и «делом рук своих» (Мих 5:13), по написанному. Они дошли до такой мерзостной и скверной жизни, что кажется не осталось ни одного вида порока, которому они не придавались бы. Мне кажется, что с ними случилось тоже самое, что бывает с умной и благородной женщиной, если она оставит свой обычный образ жизни и не будет обращать внимания на благоприличие своего поведения, но решится явиться в виде и одеждах блудницы. Как последняя добровольно исполняет удовольствие всех, без всякого препятствия, так и душа человека, отринувшая всякое попечение о благочестии, пренебрегшая любовью к Богу и предавшаяся сатане, — удовлетворяет похоти злых духов. Итак синагога Иудеев прелюбодействовала духовно в Египте, ибо она, как я сказал, готова была служить похотям демонов, легко увлекаемая ко всему, что доставляло им удовольствие. Но Бог призрел и умилосердился над столь униженною и восхотел снова соделать ее целомудренною. И нечистую Всесвятый и Чистый соделать как бы своею сожительницею, даже соделал матерью чад и удостоил любви ради рожденного от нее Первенца, то есть Иезраеля, что означает: «семя Бога». Итак смотри, Осия сделался образом и типом столь премудрых дел Божия домостроительства. Он— святой пророк вступает в супружество «с Гомерью» — блудною женщиною. Она родила ему Иезраеля. Так и Бог чрез премудрого Моисея призывал Иудейскую синагогу к единению и духовному общению с Собою ради имевшего произойти из нее Первенца, то есть, Христа. Который поистине есть семя Божие; ибо Сын рожден от Отца, хотя и стал плотью.

Но поелику изъяснение духовного смысла может быть ясным и основательным не иначе, как после изложения исторических событий: то теперь мы опять и напомним о них. Итак пророческое слово ясно нам возвестило, что Иезраель — город. Но так как он выразительно указывает на то, что Навуфей был из города Иезраеля, то сей самый Навуфей и может быть образом домостроительства спасения во Христе ибо Навуфей означает: «грядущий». А этим именем Священное же Писание часто обозначает Еммануила. Так блаженному пророку Аввакуму сказано: «еще мало, идый приидет, и не умедлит» (Авв 2:3). Негде и Давид воспевал: «благословен грядый во имя Господне» (Пс 117:26). Даже и сам божественный Креститель посылал некоторых из своих учеников к Господу нашему Иисусу Христу и спрашивал Его, говоря: «Ты ли еси грядый, или иного чаем» (Мф 11:3; Лк 7:19)? А что он (Навуфей) был образом Христа, это мы ясно увидим из написанного о нем. Ахаав сильно возжелал овладеть виноградником его и столь прекрасное место превратить в овощной сад. Навуфей же вознегодовал на это и решительно высказал, что он никогда не отдаст отцовского виноградника: «да не будет,» — говорит, — «мне дати» виноградник отца моего тебе (3Цар 21:3). Когда же узнала об этом богоненавистная и скверная Иезавель, преследовательница пророков и злоумышленница против праведных, посредством искусных злоухищрений, она заставила убить праведника. И устроив убийство его, приказала сожителю своему, говорю, Ахааву вступить во владение виноградником. На это справедливо вознегодовал Бог, и возвещает, что Он отмстит за кровь Иезраеля. Посему Ахаав убит был Ииуем, как уже прежде сказали мы; той же участи подверглась и злобная Иезавель. Теперь применим ко Христу то, что случилось древле в прообразе. Пророк Исаия говорит: «виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне» и «виноград» бысть «Господа Саваофа, дом Израилев есть, и человек Иудин, новый сад возлюбленный» (Ис 5:1,7). Но вожди Израиля, образом которых был царь Ахаав, возжелали овладеть Его виноградником не для того, чтоб он был превосходным наследием, то есть, виноградником, но для того, чтоб запустев, он сделался овощным огородом, то есть, превратился в нечто несравненно худшее; ибо весьма велико различие между овощным огородом и виноградником. И нечто еще большее открывается здесь, именно: народ Иудейский, находясь под руководством Христа, не должен ли был сделаться подобным самым пышным и плодовитым виноградным ветвям? Но живя по нравам и обычаям фарисеев и научаясь учениям и заповедям человеческим, они нисколько не отличались от самых низменных овощей, которые весьма скоро опадают и засыхают.

Итак вожди Иудейские сильно желали виноградник Христов иметь своим собственным владением и превратить его в овощной сад, но не склонили Его предать им виноградник Отца. Что же потом сделала богоненавистная Иезавель, то есть стадная толпа, подвластная своим вождям, или синагоге? Сочувствуя злоумышлениям и коварству своих вождей, она преследует праведного и святого Навуфея, то есть, «Грядущаго», и устроила так, что Он был убит. Оклеветанный Еммануил умерщвляется. А сколь несносно было это дело пред очами Бога, явствует из сказанного пророку Осии: «еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове: и упокою (упраздню) царство дому Израилева». Итак, взыскана, как я сказал, кровь Христа со всего Израиля. Так как в то время, когда было пророчество, они назывались различно: Иудою — оставшиеся в Иерусалиме, а Израилем — жившие в Самарии; то для того, чтобы ясно указать на всего Израиля, должен был сказать, что отмстит кровь Иезраелеву, «на дому Иудове и упразднит царство дому Израилева». Но это предсказал и божественный Иаков, говоря: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков» (Быт 49:10); ибо когда среди нас воссиял Еммануил, тогда-то именно и уничтожилось царство Израильтян. И действительно, во время рождения Христа страной Иудейской управлял Ирод, сын Актипатра, Аскалонянин Возвещает также, что в той день, то есть, в то время, сокрушит и самый лук Израиля, ибо «лук сильных изнеможе», по написанному (1Цар 2:4), хотя они и воображали, что одолеют Еммануила, — и «врагу оскудеша оружия в конец» (Пс 9:7) и сила мышц их уничтожена, ибо не победили Непобедимого. Но как бы подготовляя к глубине духовного созерцания, он тотчас обращается к историческим событиям, говоря: «сокрушу лук Израилев во удоле Израилеве»; ибо там Азаил, царь Сирийский, победил выступившего против него Израиля. Поелику же, думаю, не следует уклоняться от необходимого и духовного созерцания; то утверждаю, нет никакого препятствия разуметь под долиною Иезраиль (то есть семени Божия или Христа) гроб в вертограде, в котором за страданием последовало воскресение и Он победил все виды дерзостей Иудейских. Воскресением разрушены их злобные, богоненавистные и кровавые замыслы. Они думали, что могут умертвит Сына, чтоб сделать своею собственностью Его виноградник; но положенный во гроб, Он опять ожил, соделав бездейственными их злоумышления и как бы сокрушив их луки тем, что уже не может подвергнуться никаким страданиям. А их самих изгоняет из виноградника, как ненавистных Богу и злых убийц Господа, виноградник же отдает другим земледельцам, добрым, благомысленным и весьма трудолюбивым, по евангельской притче (Мф 21:33−41).

Источник: Толкование на пророка Осию.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева

Первому сыну пророк по повелению Божию дает символическое имя Изрееля. Это имя должно служить знамением того, что Господь взыщет кровь Изрееля с дома Ииуева и положит конец царству Израильскому.Изреель (ныне деревня Зерын) — город и долина в колене Иссахаровом (Нав ХIX:18). В Изрееле был дворец Ахава (3Цар XXI:1) и резиденция царя, так что город, наряду с Самарией, временно был столицей десятиколенного царства. Прилегающая к нему долина называлась долиной Ехдрилонской (Иуд I:8), долиной Мегиддо (2Пар XXXV:22) и долиной великой (1Мак XII:49). Что касается смысла имени Изреель, то оно может быть толкуемо двояко: Бог рассеет и Бог посеет. В обличительной части речи Осия употребляет имя Изрееля в первом значении, в утешительной (II:23) — во втором. Кровь Изрееля с дома Ииуева: пророк, без сомнения, имеет в виду событие, описанное в 4Цар IX:21; X:30, именно истребление Ииуем, помазанным в цари Израильские, дома Ахава. За пролитие невинной крови Кавуфея (3Цар XXI:1−16), за избиение Иезавелью пророков Божиих и, вообще, за крайнее нечестие дом Ахава по приговору Божию, подлежал истреблению. Исполнителем этого приговора и явился Ииуй, умертвивший в Изрееле сына Ахавова царя Иорама (4Цар IX:21−26), жену Ахава Иезавель и семьдесят его сыновей, всех его вельмож и священников (IX:30-Х:11). За исполнение приговора над домом Ахава Ииуй, по свидетельству писателя кн. Царств, получил обетование о том, что сыновья его до 4-го рода будут сидеть на престоле Израилевом (X:30). Но истребление дома Ахавова было только средством для борьбы с идолопоклонством и нечестием, распространявшимися в десятиколенном царстве под покровительством Ахава. «Кровь Изрееля» имела конечною целью восстановление в чистом виде попранной религии Иеговы, что и должен был осуществить Ииуй. Но Ииуй не оказался на высоте своего призвания. Он не отстал от грехов Иеровоама, сына Наватова, т. е. от служения золотым тельцам (4Цар X:29) так гибельно отразившегося ко временам Осии (IV:13−14; VIII:11; X:1 и др. ) на религиозной жизни народа. Этому культу покровительствовали и преемники Ииуя. Таким образом, кровопролитие в Изрееле не только потеряло свою цену, но и обратилось в вину, лежащую на доме Ииуев и требующую отмщения. По слову пророка, Господь в скором времени («еще немного пройдет») взыщет кровь Изрееля с дома Ииуева, т. е. низвергнет династию Ииуя, а затем положит конец и дому Израилеву, т. е. уничтожит вообще царскую власть в десятиколенном царстве. Низложение дома Ииуя совершилось вскоре по смерти Иеровоама в факте убийства Саллумом Захарии на шестом месяце царствования последнего. Но это было и началом конца, т. е. той анархии, которая водворилась в десятиколенном царстве и через 50 лет закончилась завоеванием его. В нашем слав. тексте соответственно греч. вместо слов с дома Ииуева читается «на дому Иудове». Это чтение ошибочное; оно опровергается и древними переводами, и контекстом. Вместо слов: положу конец царству в слав. «упокою», katapausw вследствие букв. перевода LXX-ю евр vehischbathi (от sehabath).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.