Амос 1 глава » Амос 1:11 — толкование отцов церкви.

Толкование на Амос 1:11

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Амос 1:11 / Ам 1:11

Амос 1 стих 11 — синодальный текст:
Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.

Кирилл Александрийский (376−444)

Сия глаголет Господь: за три нечестия Идумейска и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем и растлиша матерь на земли, и восхити во свидение грозу свою, и устремление свое снабде на победу

Сия глаголет Господь: за три нечестия Идумейска и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем. Речь обращается к самой Идумее, очевидно, к потомкам Исава. Весьма хорошо говорит, что и они подвергнутся последствиям гнева (божественного); ибо враждовали против брата — Израиля, и на ближних и единокровных своих не убоялись нагло и жестоко поднимать меч, не думая о законе естества, не помышляя о человеколюбии; но в ненависти к братьям навыкнув превосходить посторонних и самых враждебных людей, и быть может даже поставляя себе это в большое достоинство.

Посему и от нас пусть услышит: «что хвалишися во злобе, сильне?» (Пс 51:3). И о них весьма уместно можно сказать: их «слава в студе их» (Фил.3:19); ибо считающие самым лучшим то, от чего следовало удаляться как можно больше, опять услышат: «горе глаголющим лукавое доброе» и проч. (Ис 5:20).

И растли ложесна на земли. Благополезно перечисляет преступления Идумеев и относит их к самому Исаву, объявляя их людьми низкого происхождения и происшедшими от нечестивого отца для того может быть, чтоб мы имели в виду косвенно указанное устами Исаии: «из семени бо змиина изыдут исчадия аспидов» (Ис 14:29). Итак, повествует, что и праотец их Исав благами, доставшимися ему от утробы матерней и от самого рождения пренебрег и поверг на землю достоинство первородства, ради чувственного удовольствия ни во что поставив упомянутое достоинство; ибо он желал кушанья из чечевицы и, получив его, отдавал (за него) дар природы. «Сего ради», говорит, «прозвася имя ему Едом» (Быт 25:30). Отсюда, думаю, и происшедшие потом от него названы Идумеями. Итак, выражение: достоинство, полученное от рождения и утробы матерней, растли, сказано, на земли вместо: «променял на земной предмет».

В подобных преступлениях повинны бывают и те, которые наслаждение земными предметами ставят выше наслаждения духовными, предпочитают временное вечному, непрочное прочному и пренебрегают славою, яже от Бога, безрассудно предпочитая ей славу у людей, которая подобно тени исчезает у имеющих ее. Посему и божественный Павел весьма благопотребно говорит: «да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое» (Евр 12:16).

И восхити во свидение грозу свою. Воспоминает еще о другом поступке, упрекая Идумеянина в том, что он всегда был зол и лукав и чрезвычайно враждебно и ненавистно относился к единокровным. Так в книге Числ написано: «и посла Моисей послы от Кадиса к царю Едомскому, глаголя: тако глаголет брат твой Израиль: ты веси вес труд обретший нас. И снидоша отцы наши во Египет, и жихом во Египте дни многи, и озлобиша нас Египтяне отцев наших: и возопихом ко Господу, и изведе ны из Египта: и ныне да прейдем сквозе землю твою: не пройдем сквозе села, ни сквозе винограды, ни пием воды в потоцех твоих. И рече к нам Едом: не пройдеши сквозе мене: — аще же ни, ратию изыду противу тебе. И изыде противу им Едом с народом тяжким. И уклонися Израиль от него» (Числ.20:14−21). Заметь опять и в этих словах, сколь ужасен и невыразим порок бесчеловечия (Едома). Ведь Израиль не бесплатно просил воды у Едома, а тот взялся за оружие и выступил против него и злобно воспрепятствовал ему даже только и пройти (сквозь свою землю) и оказался до такой степени суровым, что если бы Израиль не уклонился от него, то он не пощадил бы своих единокровных. Итак, восхити во свидение грозу свою: опасаясь возбудить войну, одни умоляли и уклонялись в сторону, чтоб не показалось, что они пренебрегают любовию к братьям: другой же такую уступчивость и боязливость, которую обозначает названием грозы, обращает в повод к обнаружению своей жестокости к ним: ибо он прямо высказал угрозу, что если Израильтяне не захотят удалиться от пределов его владений, он выступит против них с оружием. Итак, Едом оказался чуждым взаимной любви и крайне виновным в братоненавидении и потому справедливо ненавистным Богу, ибо «Бог есть любы», по слову Иоанна, «и пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин 4:8,16). Итак, кто хочет проводить жизнь без любви, тот не уверовал в Бога, но будет находиться вне общения с Богом.

И устремление свое снабде на победу. Вот третий грех потомков Исава, ибо устремление свое, очевидно ко вражде и нечестию, они навсегда снабдели (сохранили) в себе на победу. Они никогда не прекращали своих нечестивых замыслов, хотя сам Исав уже оставил свое прежнее нечестие и не желал уже смерти Иакова, напротив переменил (свою ненависть к нему) в кротость и взаимную любовь, ибо когда Иаков возвращался из дома Лаванова, тогда он обнимал его со слезами, а слезы обыкновенно текут из глаз при весьма большой радости. Но потомки его оказались очень жестокими и в суровости нрава и самой злобе превзошли своего предка. Однакож не подлежит сомнению то, что непременно пути памятозлобных людей приводят к смерти.

Источник: Толкование на пророка Амоса.

Ефрем Сирин (~306−373)

За три нечестия идумейска, и за четыри не отвращу от них, понеже (Едом) прогна брата своего мечем, утратил сострадательность, и навсегда сохранил гнев свой, навсегда сохранил ненависть свою. Из сего видишь, что языческие народы всех пленных Израильтян предали Идумеям, или чтобы плен их сделать более мучительным, или потому, что Идумеи давали за них дорогую цену, не с намерением освободить своих братьев, но чтобы сыновей дяди своего подвергнуть тягчайшему рабству. А что такое было намерение Идумеев, сие показывает Пророк, когда говорит, что Идумеи преследовали брата своего мечом и ненавистью.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 11−15 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора. Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь

Слово Божие обличает сынов Аммоновых, происшедших из потомства Лота и живших в той части Аравии, где теперь Филадельфия, за то, что при иудейском царе Сауле Паас Аммонитянин, царь их, опустошил Иавис Галаадский и рассек беременных в нем, чтобы расширить пределы свои и всю Галаадитиду подчинить своей власти (1Цар гл. 11). Поэтому Он угрожает предать огню стены Раввы, бывшей главным городом аммонитян, чтобы были пожраны здания ее при шуме и крике победоносного войска, в день потрясения и вихря, когда победитель, Навуходоносор, уведет пленников ее, когда идола их, который называется Мелхом (Меlchom), то есть царь их, унесут в Ассирию, и когда вместе с ним отведут князей ее, то есть жрецов. В еврейском нет слова жрецы, но только князья. Таким образом LХХ прибавили слово жрецы, чтобы желающий знать, кто эти князья, знал, что это были жрецы. Но между жестокостью Дамаска и сынов Аммоновых то различие, что первый растерзывал Галаад железными телегами или беременных Галаада железными пилами, а последние рассекали беременных в Галааде для расширения пределов своих. Под дамаскинцами, пьющими кровь, разумеются еретики, которые не только отторгли народ Божий от церкви, но также сокрушали и раздробляли его железными зубами, о которых написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба (Пс 52:5). Под сынами Аммона, который означает народ печали или народ мой, мы понимаем раскольников, которые отделяют обольщенных ими людей от церкви Божией и которыми отторгаются и разделяются неопытные души, недавно принявшие слово Христово. Однако они не делают это с тою жестокостию, с какою еретики убивают всех обольщенных, но, оставаясь в том же правиле веры, они желают расширить пределы свои и приобрести славу в потомстве. Таким образом, Господь угрожает, что Он предаст пламени стены Раввы, то есть множества, в день крика и брани, потрясения и вихря, царя их, виновника разделения, отправит в плен и князей подчинит игу церкви.

Источник: Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 11−12 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора

Суд Божий над Едомом

Едомитяне, родственные евреям по происхождению от брата Иакова — Исава, были всегда непримиримыми врагами иудеев и при всякой возможности обнажали против них меч (Иез XXV:12; ХXXV:5; Авд 7−12). За эту вековую вражду к иудеям и угрожает пророк Едомитянам Какие именно исторические факты разумеет он, трудно сказать. Но несомненно не только после плена Вавилонского, а в древнейшее время много было поводов для проявления вражды Едома к Иуде (ср. 4Цар VIII:20 и д. XIV:7 и д. ). Вторая половина ст. 11 в слав. передается: «и растлиша матерь на земли, и восхити во свидение грозу свою, и устремление свое снабде на победу». Евр schicheth rachamim, «поразил внутренности», или в переносном смысле «подавил жалость» LXX поняли буквально и перевели elumhnato mhtran (Юнгеров), «растлил чрево», что позже было исправлено в elumhnato mhtera (слав. «растлиша матерь») и пояснено добавлением слов epi ghV, на земли. — Свирепствовал постоянно во гневе, своем, с евр «терзал постоянно гнев его»; евр taraph LXX приняли в значении «похищать», laed — «постоянно» пунктировано как leed — и передано eiV marturion; аро — гнев его, передано frikhn autou, «грозу его». Отсюда в слав. «и восхити во свидение грозу свою». — И всегда сохранял ярость свою: у LXX kai to 'ormhma autou efulaxen eiV nikoV, слав. «и устремление свое (евр ebratho = ярость его) снабде (евр schemarah) на победу (nezach от арам, nazach побеждать). Церковные учители Кирилл Ал. и блаж. Феодорит слова греч. текста толкуют в том смысле, что Едомляне, потомки Исава, враждуя с потомками Иакова, этим терзали общую мать Исава и Иакова — Ревекку.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.