Михей 1 глава » Михей 1:3 — толкование отцов церкви.

Толкование на Михей 1:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Михей 1:3 / Мих 1:3

Михей 1 стих 3 — синодальный текст:
Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, —

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 3−4 Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, — и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны

Эта речь очень темна и исполнена загадочности. Впрочем нам необходимо здесь сказать следующее. Хотя действия божественные изображаются нашими человеческими словами, но все же уразуметь их глубоко и вполне соответственно божественной и неизреченной природе может только тот, кто искусен в этом и способен понимать притчу и темную речь, изречения мудрецов и загадки. Так, устами святых пророков говорится о сидении ее божественной природы, о тронах, вставании, также о путях, дорогах и еще о других некоторых предметах ничтожных и человеческих. Но эти образы, как я только что сказал, людьми добрыми и благомыслящими по справедливости должны быть понимаемы обдуманно и глубокомысленно, потому что слова употребляются как бы по сходству и применительно к нашим понятиям. Поэтому когда ты слышишь, что пророк говорит: «понеже, се, Господь исходит от места своего, и снидет и наступит на высоты земныя», и присовокупляет: «и поколеблются горы под ним, и растают юдоли»; тогда-то, возвысившись немного над предметами чувственными, поднимись умосозерцаниями своими до тонких мыслей. Посему под исходом Бога как бы из своего места ты будешь разуметь как бы Его движение от покоя к совершению чего-либо. Он как бы так говорит: подвигнут наконец Тот, Кто прежде являл Себя долготерпеливым, и уже не будет сохранять спокойствия в отношении к оскорбившим Его. Но как бы оставив любезную для Него кротость, наконец подвергнет их справедливому наказанию. «Наступит на высоты земныя», то есть подвергнет, наконец, попранию даже и обладающих высшими преимуществами, чтобы мы разумели здесь царей Самарии и Иерусалима. «И поколеблются горы», то есть лишатся своих достоинств стоящие выше других и много опередившие их в славе; ибо таких людей весьма удобно уподобить горам «Растают же яко воск юдоли», то есть низкие, отверженные и принадлежащие к толпе. Хотя они очень упорны и не расположены повиноваться божественным установлениям; но, подвергаясь как бы огню божественного гнева, они подобно воску растают. И будут «яко вода сходящая со устремлением», то есть быстрым и неудержимым течением несущаяся по стремнине; ибо, уже прежде сказал, цари ассирийские, жестоко опустошившие самую Самарию и царство Иудейское, некоторых царей увели в плен, предводителей же всех умертвили, а толпу народную они отвели в свою страну так же быстро, как скороход, или как низвергается вода с крутизны. Это-то и есть «вода сходящая со устремлением» и бегущая из Самарии в страну персов и мидян. Исходит же Слово Божие от места Своего; ибо, будучи по естеству Богом, Оно стало человеком. Кажется, что Оно претерпело и некоторого рода движение, разумею такое, какое бывает в этом последнем человек), хотя как Бог, Оно не испытало изменения, а напротив, в своей природе Оно непоколебимо и твердо. Наступило Оно и на высоты земные и поколебало горы, и расплавило юдоли, и сделало то, что они потекли как вода, несущаяся «со устремлением». Под высотами земли можно разуметь возвышающиеся над всеми духовные силы и духов злобы; под горами же колеблемыми — демонов, лишенных власти над нами; ибо они изгнаны вон, и мы призваны наконец к служению по естеству истинному Богу. Юдоли же — это опять многочисленная толпа демонов, низкая и низверженная, наподобие воска расплавленная и подобно воде стекшая в глубины ада; ибо злые духи приступили ко Христу и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им уходить в бездну. А так как другие уже прежде были посланы туда, то оставшиеся еще здесь приходили в ужас от этого. Но, если угодно, может под высотами и горами, и долинами разуметь начальников иудейских и подчиненный им народ. Ведь и они за свое неистовство против Христа лишены были собственной власти; ибо во время бедствий войны с римлянами, как бы поверженные в пламень, они растаяли подобно воску: «уничижатся яко вода мимотекущая… и яко воск растаяв отимутся», по словам Псалмопевца (Пс 57:8−9). И такое толкование не будет лишено надлежащего значения.

Источник: Толкование на книгу пророка Михея.

Ефрем Сирин (~306−373)

Понеже се Господь исходит от места Своего, то есть из Иерусалима, и наступит на высоты земныя, то есть, на высокомерие гордой Самарии. Вполне же исполнено сие Господом нашим, Который, не отступая от места Своего — (потому что наполняет небо и землю), — из страны небесной пришел в мир наш и соделался человеком, по действию Св. Духа восприяв плоть от святой Девы Марии, и в восприятом Им теле человеческими стопами попирал высоты земные, скача на горы и прескача на холмы (Песн 2:8).

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 3−5 Ибо вот Господь изойдет [Вульг.; исходит] от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли. И горы растают под Ним и долины распадутся, как воск от лица огня, как воды, льющиеся с крутизны: все это за нечестие Иакова и за грехи дома Израилева. Что есть нечестие Иакова? разве не Самария? и кто поставил высоты Иуды? разве не Иерусалим

О Самария и Иерусалим! слушайте и прилежно внимайте Господу, свидетельствующему против вас из храма Своего и предрекающему то, что́ Он имеет сделать. Вот изойдет Господь от места Своего. Тот, Который кроток есть и милосерд, и природа Которого есть снисхождение, ради вас хочет принять образ жестокости, не принадлежащий Ему, И низойдет и наступить на высоты земли. Нисхождение Божие и устремление величества Его в глубины обозначает попрание земли и уничтожение некоторых могущественных владетелей. И распадутся, говорить он, или растают горы и долины под Ним, под которыми мы понимаем владык и народов. И как воск не выдерживает близости огня, и как воды стремительно несутся к стремнину, так и всякая гордость нечестивых при приближении Господа падет и исчезнет. Все же это будет по причине преступлений десяти колен, которые пророк называет Иаковом и Израилем, и вследствие измены Иуды; ибо для десяти колен столицею была Самария, а в царстве иудейском Иерусалим соорудил идолов на высотах. Так говорит буквальный смысл. В таинственном же смысле под словами: изыдет Господь от места Своего, мы можем понимать или Сына, или всех святых, ибо сам Сын говорит: Я во Отце и Отец во Мне (Ин XIV, 10), и о святых: Я буду обитать и ходить в них и буду их Богом и они будут Моим народом (Лев XXVI, 12). От них изойдет Он, но не оставит Он их так же, как и от апостолов исходило слово Господне к слушающим и однако не оставляло их. И посему обитатели этого рода, т.е. святые, удостоившиеся принимать Господа, как странника расположены горе, как бы восставшие со Христом и седящие с Ним на небесах. Посему и снизойти говорится относительно тех, которые не могут слышать учения Его на высоте. И когда Он низойдет, не приблизится к низким и к тем, которые находятся внизу, но к тем, которые называются высотами земли, и которые, понимая величество приближающегося Господа, подвигнутся. И хотя они — горы, но уравняются к прибытию такого всадника и возницы. Долины же, т.е. души, заключенные в земные [κοιχοῖς] тела и не вознесшиеся с небесным человеком, не могут выносить Его присутcтвия, но все, что ни есть в них грубого, разрушится, и они потекут, с быстротою несясь в глубину, как бы вода, не имеющая под собою ровной поверхности. И приидет Господь страшный для научения, т. е. чтобы подвигнуть горы и разрушить низменность долин, потому что Иаков сотворил нечестие и Израиль — грех. Нечестие Иакова суть сборища еретиков, называемые Самариею. А грех Иуды, т.е. того, который исповедует Господа, есть ничто иное, как Иерусалим, в котором открываются многие преступления. А что дом Иуды относится ко Христу, которому принадлежит церковь, об этом мы часто говорили прежде и теперь утверждаем на основании слов: Иуда, тебя восхвалят братья твои, рука твоя на хребте врагов твоих (Быт 49:8). Можно понимать также и в том смысле, что по причине нечестия Самарии и преступлений Иуды изойдет Господь из некоторого места Своего и скажет иудеям вот оставляется вам дом ваш пустым (Лк XIII, 35; Мф XXIII, 38). А низойдет с небес и взойдет на высоты земли, это значит на тех, которые среди народов вследствие смиренной веры удостоились быть возвышенными. И подвиглись горы, т.е. учения философов и царства высокие и те, которые, пребывая в низости, сокрушены и уничтожены пришествием Спасителя, а с возрастанием церкви и с поднятием гор на высоту, идолы были низвергнуты в бездну. Итак изошел Господь от места Своего, и из язычников создана была Церковь, так что поколебались горы под ногами ее и пропасти долин рассыпались, потому что нечестиво поступил Иаков и Израиль согрешил, и все колена отвергли Господа.

Источник: Книга толкований на пророка Михея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли

В ст. 3−4-м пророк изображает снисшествие Господа для суда над Самарией. Союз ибо указывает на то, что ст. 3-й служит пояснением предшествующего, именно слов ст. 2-го да будет Господь Бог свидетелем против вас. Наречие вот указывает на близость суда Божия. — От места Своего — т. е. с неба.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.