Наум 1 глава » Наум 1:10 — толкование отцов церкви.

Толкование на Наум 1:10

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Наум 1:10 / Наум 1:10

Наум 1 стих 10 — синодальный текст:
ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 10−11 Ибо, сплетающиеся между собою, как терния, и вместе упивающиеся на пиршествах, они будут истреблены подобно соломе, вполне сухой. Ибо из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве

Изъяснив многими примерами, что Богу всяческих присуща сила совершать все без всякого затруднения и совсем нет ничего такого, чего бы Он не мог совершить, обращает речь свою уже к самой Ниневии и говорит, что хотя она и достигла такого блеска, что представляется подобной изобилующим деревьями горам, говорю, Ливану и Кармилу, и славилась многочисленностью жителей, хотя ни в чем не уступала Васанской стране: но придет время, когда и она будет опустошена совсем. Ибо, думаю, это и означает выражение: «до основания оляденеет», потому что речь сохранила переносный характер как бы о горах, и земле, и деревьях, и лесе. Говорит, что она «снедена будет», когда на ней некоторым образом будут пастись Персы и Мидяне, ибо они овладели Ниневией под предводительством Кира. Плющу же уподобляет народ Ассирийский; ибо он жил в Ниневии. Какой же смысл этого сравнения? Плющ есть растение из породы вьющихся; оно всегда тянется к верху и пускает тонкие отростки и обвивается около близстоящих растений, так что часто задушает и весьма большие деревья. Так поступали и Ассирияне; они всегда нападали на страны и города и как бы задушали и задавливали их военными нападениями и невыносимыми притеснениями. Сказал же, что она сожжена будет, «яко трость сухоты полна», а свойство соломы — способность весьма быстро воспламеняться от огня. Наконец, Пророк взывает к Ниневии, как бы сожженной, испытавшей на себе действия гнева божественного и опустошенной, и объясняет причину таких слов, говоря: «из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная». Ты, говорит, будешь предана на опустошение, будешь как земля невозделанная (лядина), и сожжена будешь огнем, потому что ты помышляла против Бога страшное, надменное и враждебное. Наказывая согрешающего Израиля, Бог всяческих сделал его легко одолеваемым и преклонил его к ногам твоим. Но ты сама не так смотрела на это; напротив, ты воображала, что овладела Иудеей наперекор Его воле. Ибо мы увидим, что такова именно и была напыщенность Рапсака, когда он поносил славу Бога, говоря находящимся на стене: «да не прельщает вас Езекия» словами, которые не могут избавить вас, и да не говорит вам Езекия, что Бог избавит Иерусалим от руки моей (Ис 36:18, ср.4Цар18:32). На эти безумные и поистине нечестивые дерзкие слова Бог отвечал опять устами Исаии, говоря: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю» (Ис 10:15)? Ибо как секира, хотя бы она была очень остра и сделана из самой лучшей меди, ничего не может сделать при рубке деревьев, если никто своими силами не направит ее против которого-либо из них; и как пила сама по себе останется совершенно бездейственной, если нет никого, двигающего ее туда и сюда: так и сила Ниневийского царства или войска не покорила бы Самарию, если бы гнев божественный не направил ее против городов и селений, подобно орудию, которое приводится в движение кем-либо другим и бывает полезно при совершении какой-либо работы, но само по себе не может сделать ее. Итак, Ниневия наказывается за то, что она лукавое помышляет на Бога, или противоположное истинному положению дела в действительности; ибо Бог всяческих предал ей согрешившего Израиля, сама же она отнюдь не победила бы его, если бы Бог защитил и восхотел спасти Сына.

Источник: Толкование на книгу пророка Наума.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ибо, сплетающиеся между собою, как терния, и вместе упивающиеся на пиршествах, они будут истреблены подобно соломе, вполне сухой

Пророк, как мне кажется, указывает, за исключением доброй земли, приносящей плод в тридцать, в шестьдесят и в сто крат, на три различных случая, которые Господь изобразил в притче о сеятеле, — один, когда семя упало при дороге, другой — среди камней, и третий — среди терний (Матф. гл. 13). На это указывает и апостол, когда говорит, что среди тех, которые не строят надлежащим образом на основании Христовом, есть некоторые, которые строят из дерева, сена и соломы (1Кор 3). К дереву мы можем относить эти слова: «ибо до самых оснований своих они обратятся в терновник»; к сену следующие слова: «они будут пожраны, как обвившийся повой», а солома, очевидно, имеет отношение к той соломе, о которой теперь говорится: «и как солома вполне сухая». Итак, Господь не будет дважды мстить за одно и то же, потому что зло, происшедшее чрез виновников ереси, будет истреблено до самого основания и до корней своих. Также тот из них, кто, по-видимому, обладал блеском слова, то есть пустыми листьями, только ласкающими взор, будет, подобно повою, называющемуся по-гречески σμίλαξ, пожран и истреблен до уничтожения. Что же касается повоя, то это — травянистое растение, похожее на плющ, которое обвивается вокруг виноградных лоз и далеко ползет. Также и все то, что у них имеет вид богатой жатвы, но не имеет колосьев и зерен пшеницы, будет, подобно вполне сухой соломе, предано сожжению. Это сказано нами применительно к переводу LХХ. По еврейскому же тексту союзы и тесные связи еретиков по истине подобны терниям, сплетающимся между собою, а пиршества и таинства их, вместе питающихся и вместе упивающихся, есть сцепление терний. Ибо когда, будучи упоены от виноградника Содомского, они своими неистовствующими устами хулят Творца, то не есть ли это пиршество терний? Но оно вместе с своими виновниками будет истреблено подобно вполне сухой соломе.

Источник: Книга толкований на пророка Наума.

Лопухин А.П. (1852−1904)

ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома

Обосновывает сказанное в ст. 9 о предстоящей гибели Ассирии и ее жителей. Здесь говорится, что гибель эта неизбежна в силу глубокого нравственного разложения населения Ассирии; разложение это выражается у пророка двояким, сравнением ассириян: 1) с сплетшимся терновником — символ сплоченности ассириян во вражде против народа Божия и гордой самоуверенности в своей силе (ср. Чис XXXIII:55; Ис XXVII:4; Иез II:6; XXVIII:24); 2) с упившимися пьяницами (на ассирийских памятниках нередки изображения пирушек). Эти два порока ассириян должны привести к тому, что их грозное царство должно в конце концов погибнуть, подобно быстро и бесследно уничтожаемой напором соломе. «Как сухую солому удобно истребляет огонь, а трава, растущая подле оград, а особенно же сплетающаяся с колючими растениями, и им не дает увясти, и сама со временем вянет, так и вы, разрушавшие царства других, будете и царства лишены и преданы гибели» (блаж. Феодорит). «Вполне справедливо многочисленное войско их (ассириян) сравнивается с пиршествам пьяных, и самое пиршество уподобляется не розам, не лилиям, не цветам, но сплетающимся между собою терниям, которые всегда предаются огню и, подобно всегда сухой соломе, сгорают в слабом пламени» (блаж. Иероним, с. 268). Вражда Ассирии против всех, народов, в том числе и евреев, общеизвестна исторически. Не менее известна и преданность ассириян пьянству: по свидетельству Диодора Сицилийского, персам удалось нанести роковой удар Ниневии только вследствие того, что уверенный в своей государственной силе царь ее с вельможами предавался пирам и пьянству. Правы, поэтому, те толкователи, которые слова пророка ст. 10 считали сбывшимися буквально в трагическом конце Ниневии.

См. также Толкование на Наум 1:8

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.