Софония 1 глава » Софония 1:2 — толкование отцов церкви.

Толкование на Софония 1:2

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Софония 1:2 / Соф 1:2

Софония 1 стих 2 — синодальный текст:
Все истреблю с лица земли, говорит Господь:

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 2−3 Оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь: да оскудеет человек и скоти, да оскудеют птицы небесныя и рыбы морския: и да изнемогут нечестивии, и изъиму беззаконныя от лица земли, глаголет Господь

Здесь в гиперболических выражениях дает пророчество о том, что страна их будет как бы совершенною пустынею и едва уже не погибает со всеми обитателями ее; ибо мы конечно не скажем, если находимся в здравом уме, что Владыка всяческих устремляет гнев Свой и на бессловесных животных, и на рыб, и на птиц. Напротив, это более побуждает слушателей понимать в том смысле, что вообще никому (из людей) не будет оказано пощады. Но как при потоплении корабля вместе с находящимися на нем пловцами ничто не остается, так и со взятием Иудеи ничто, говорит, не спасется, ни человек, ни животное, ни птица, ни рыба. Но поскольку были вероятно в ней такие, которые жили согласно с законом и имели поведение благопристойное и достойное удивления, то, — дабы не показалось, что Он устремляет гнев Свой на всех сплошь и без разбору и губит праведного вместе с неправедным, и вместе с беззаконными и нечестивыми истребляет и благочестивого, — с этой именно целью выразительно указывает, на кого обрушатся последствия Его гнева; ибо сказал, что «изнемогут нечестивии, и изыму беззаконныя от лица земли». «Изнемогут», падая от руки врагов: «изымутся» же беззаконные, как умершие и ставшие жертвой меча, или как отведенные в плен и сделавшиеся рабами своих победителей.

Но если бы кто пожелал применить это к нравам и образу жизни людей, то под человеком и скотами, и прочим он должен разуметь людей, живущих по плоти и имеющих земное мудрование, пристрастных к скоропреходящему, которыми божественное слово сказало: «аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» (Пс 81:6−7); ибо у святых жизнь уже не человеческая, но более божественная и духовная, если истинно то, что они «ходят во плоти», живут же не по плоти (2Кор10:3), но имеют жительство на небесах (Флп 3:20). А под скотами он должен разуметь живущих в великом невежестве и медленных умом, о которых (Бог) говорит устами Давида: «человек в чести сый не разуме» и далее (Пс 48:13) и повелевает, говоря: «не будите яко конь и меск, имже несть разума» (Пс 31:9). Под птицами же будем разуметь людей, имеющих превозносящийся и как бы в воздухе парящий ум, старающихся высокомудрствовать и отвращающихся от смиренномудрия (Рим 12:16). А таков всякий гордец и кто всецело предан грехам богоненавистной гордости. Под рыбой же разумей неразумнейшую толпу. Рыбы суть самые безгласные существа. А такова и есть толпа, которая как бы некоторым морем будучи объята смятением жизни и питаясь соленым и горьким удовольствием совершающихся в ней деяний, соблюдается для сетей смерти и имеет концом жизни погибель. Посему такие оскудеют, когда Бог подвергнет их взысканию и накажет их, как ведущих распущенную жизнь и не перестающих огорчать Его.

Источник: Толкование на пророка Софонию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 2−3 Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь

Внесенный нами в текст Семидесяти слова: и нечестивые будут изнемогать крепостию прибавлены из перевода Феодотиона Симмах вместо этого перевел: и соблазны с нечестивыми, как бы подразумеваются слова: будут собраны или: оскудеют. Итак мы должны, следуя своему обыкновению, сначала раскрыть историю, а потом уже рассуждать о более возвышенном. Несомненно, что последним царством над двумя коленами, которые называются коленами Иуды и Виниамина, было царство Иосии. В самом деле, по убиении его, сыновья его, царствовавшие после него, и его внуки должны почитаться не столько царями, сколько игрушками в руках царя Египетского и Халдеев, подвергавшимися мучительным истязаниям в плену и насильственной смерти. И так в виду того, что народ мог извинять себя худыми царями и говорить: «Мы хотим служить Богу, но встречаем противодействие со стороны царей» и дается ему царь праведный. Но хотя он и обнаруживает величайшую ревность ко Господу, однако народ продолжает оставаться в идолослужении, то Бог указывает истинную причину гнева [Своего] и пророчествует о низвержении Иерусалима, о пленении Иуды и победах Навуходоносора. И говорит Господь чрез пророка: «Уже не дам Я больше времени для покаяния, но истреблю все от лица земли. Не останется ни человека, ни скота, ни птицы, ни рыбы морской». Итак даже неразумные животные испытывают гнев Господа: ибо по опустошении городов и по истреблении людей будет или полное уничтожение, или значительное уменьшение животных, рыб и птиц. Свидетелями этого служат Иллирия, Фракия и та земля, в которой я родился, где все погибло, кроме неба и земли, постоянно разрастающихся терновников и непроходимых лесов. А будет это, как говорит пророк, потому, что слишком велико множество нечестивых. Итак нечестивые падут, люди погибнут, и будет пустыня над лицем земли. По тоже самое мы можем понимать и относительно конца мира, — именно: что и люди, и скоты, и птицы, и рыбы морские, и все будет уничтожено, и нечестивые утратят свою крепость, и беззаконие будет превращено от лица земли. Но если мы захотим (соответственно сказанному у LXX: Вполне оскудеет от лица земли) понимать нечто высшее, и ослабление толковать в хорошем значении (в виду слов: И ослабевши умер Авраам в старости доброй, старцем многолетним и приложился к народу своему (Быт 25:8) и в виду того, что Писание говорит об Исааке и Иакове), то увидим, как они ослабевая исчезли от лица земли, но в тоже время исполнили такую заповедь: те, которые имеют свое обращение в небесах, и которые воинствуют во плоти, но не по плоти, ибо знают, что живущие по плоти не могут быть угодны Богу, — те, насколько это в силах их, все делают к тому, чтобы не жить по плоти, но по духу, и отходя от мира говорят: Он воскресил нас с Ним и посадил во Христе на небесах (Ефес. 2:6). Если же кто-либо возразит против того, что мы принимаем в хорошем значении слова: Вполне оскудеет с лица земли даже там, где написано об Измаиле: Сии годы жизни Измаила, сто тридцать семь, и изнемогая умер он и приложился к роду своему (Быт 25:17), таковому мы ответим, во-первых, то, что сей Исмаил есть сын Авраама и по мере своей приняла дары и удел от отца [своего]; и, во-вторых, то, что [о нем] написано просто: «изнемогая умер», без прибавления того, что написано об Аврааме: «в старости доброй, старцем исполненным дней и приложился к народу своему», или об Исааке: Было же, дней Исаака, которые прожил он, сто восемьдесят пять лет и изнемогая умер Исаак, и приложился к народу своему старцем, исполненным дней (Быт 35:28−29). Как и об Иакове: И окончил Иаков, давая заповеди сынам своим и подняв ноги свои на ложе, скончался и приложился к народу своему (Быт 49:33). Из этого мы понимаем, что одно значит только ослабевать, и другое — вместе о ослабеванием иметь добродетели. А то, что сначала сказал вообще: «вполне оскудеет от лица земли», божественное Писание потом разделяет на части: оскудеет человек и подъяремный скот, оскудеют птицы небесные и рыбы морские. Четыре [рода тварей] получают повеление уменьшиться; во-первых, человек разумный, а потом три, подчиненные человеку: подъяремные животные, птицы и рыбы, которые, как я думаю, полагаются и в восьмом псалме: Над зверями полевыми, птицами небесными и рыбами морскими, ходящими по стезям моря (Пс 8:8−9). А в сказанном прежде: всех овец и волов, он как бы выделил, некоторые особенные из среды подъяремного скота, и не хотел перечислять их вместе с тем, что осталось. Итак, оскудеет человек, оскудеют подъяремные животные, оскудеют птицы небесные и рыбы морские, но не сказал «оскудеют звери, оскудеют пресмыкающиеся по земле». В самом деле, эти последние должны не только уменьшиться числом, но окончательно погибнут; в действительности уменьшится то, что может быть исправлено, подобно тому, как, — по прекращении у Сарры свойственного женщинам, — Авраам получил повеление слушаться того, что прикажет Сарра (Быт 18:11, 21:12). Оскудевает кто-либо, как человек, если он презирает человеческое, но он не умрет, как человек, совершенно, и услышит: Я сказал: вы есте боги (Пс 81:6). Оскудевает другой, как скот, когда он, восходя к высшему [или: в высшее], не подходит под обвинение слова пророческого: Человек, когда был в почести, не уразумел, сравнился со скотами несмысленными и стал подобен [или: уподобился] им (Пс 48:21). Оскудевает как птица небесная тот, кто устрояет себе перья орла и возвращается к дому наставника своего богатым, оставляя всякую бедность (Прит. 23:4−5). Оскудевает, как рыба, тот, кто схвачен в сети Господа и отделяется вместе с добрыми рыбами (Mф. 13:48). Когда же все это по слову Господа будет исполнено, нечестивые будут ослабевать, не имея столько почестей, сколько имели прежде. Но и нечестивые будут подняты; и не сказал: будут убиты, но подняты, чтобы по обращении к лучшему, т. е, от неправды и нечестия к благочестию и правде, они начали быть тем, чем прежде не были. — Это в переносном значении. В самом деле, мы должны представить и толкование предков. Но [или: уже] свободе читателя будет предоставлено решить: склоняются ли слова пророка к строгости или к милосердию.

Источник: Толкование на пророка Софонию.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 2−3 Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь

Всеобщность грозного суда Божия, имеющего разразиться над миром

Полный Божественного вдохновения и как бы поглощенный мыслью о серьезной важности полученного откровения, пророк в самом начале речи, без всякого вступления, прямо выражает сущность своего пророчества, состоящего в возвещении близости всеистребляющего гнева и суда Божия. Суд Божий непреложен и притом универсален — обнимает всю землю: Иегова истребит «все» с лица земли (2), именно: людей и скот, птиц и рыб (За). Но эта всеобщность гневного истребления всего по суду Божию здесь же ограничивается указанием на то, что уничтожены будут собственно нечестивые с их соблазнами (гамахшелогэт гирсшаим) (???) (3b). «Говорит Господь — поясняет блаж. Иероним слова Божии в ст. 2−3 — через пророка: «уже не дам Я больше времени для покаяния, но истреблю все от лица земли. Не останется ни человека, ни скота, ни птицы, ни рыбы морской». Итак даже неразумные животные испытывают гнев Господа; ибо по опустошении городов и по истреблении людей будет или полное уничтожение, или значительное уменьшение животных, рыб и птиц. Свидетелями этого служат Иллирия, Фракия и та земля, в которой я родился [т. е. Далмация, где находился г. Стридон, где родился блаж. Иероним], где все погибло, кроме неба и земли, постоянно разрастающихся терновников и непроходимых лесов. А будет это, как говорит пророк, потому, что слишком велико множество нечестивых. Итак, нечестивые падут, люди погибнут, и будет пустыня над лицом земли» (с. 240−241). Впрочем, во всей буквальной точности предрекаемое здесь запустение страны — Иудеи, по крайней мере если держаться исторических рамок пророчества, едва ли имело исполняться. «Здесь — говорит св. Кирилл Апександрийский — в гиперболических выражениях дает пророчество о том, что страна их будет совершенною пустынею и едва уже не погибает со всеми обитателями ее… Но как при потоплении корабля вместе с находящимися на нем пловцами ничто не остается, так и со взятием Иудеи ничто, говорит, не спасется: ни человек, ни животное, ни птица, ни рыба. Но поелику были вероятно в ней такие, которые жили согласно с законом и имели поведение благопристойное и доступное удивления; то, — дабы не показалось, что Он устремляет Свой гнев на всех сплошь и без разбору и губит праведного вместе с неправедным и вместе с беззаконными и нечестивыми истребляет и благочестивого, — с этою именно целью выразительно указывает, на кого обрушатся последствия Его гнева; ибо сказал, что изнемогут нечестивии, и изыму беззаконные от лица земли» (с. 330−331).

Принятый греч. текст LXX-ти, а также наиболее авторитетные его кодексы: Синайский, Ватиканский, Александрийский, опускают при переводе ст. 2-го слово Коп, (???) «все», которое опущено также и в евр код. 245 у Кенникотта. «Вероятно, замечает г. Тюрнин, сначала слова в тексте не было, и вставлено было оно впоследствии для ясности; в противном случае опущение этого слова у LXX-ти было бы необъяснимо» (с. 6). Но присутствие этого слова во всех почти без изъятия списках еврейского текста — при допущении непервоначальности этого слова — было бы еще менее допустимо. Притом слово это передается в Халд., Сирск., Вульгате, слав. переводах, имеется penia и во многих греческих кодексах; Альд., а также — 22, 36, 42, 51, 62, 86 (38 таrg. ), 97, 114, 147, 238, 240. Да и параллелизм речи пророка в ст. 2−3 с подобными же пророческими предвещаниями у других пророков (напр. Иер IV:23−25; Ос IV:3 и др. ) требует признания первоначальности обобщительного «все». В целом, грозные слова ст. 1−3 имеют мировой или космический характер и ближе всего могут быть сопоставлены с грозным приговором Божиим над допотопным миром, Быт VI:7: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил; от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных…» Самый способ истребления всего живого на земле пророком не указывается, но, судя по изображению ожидающих Иудею бедствий, ниже в ст. 12−18, пророк угрожает земле опустошительными войнами, которые на древнем востоке, действительно, несли воюемой стране совершенное опустошение и смерть (см. 4Цар III:19, 25 и др. ).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.