Аггей 1 глава » Аггей 1:5 — толкование отцов церкви.

Толкование на Аггей 1:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Аггей 1:5 / Агг 1:5

Аггей 1 стих 5 — синодальный текст:
Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 5−6 И ныне сице глаголет Господь Вседержитель: устройте же сердца ваша в пути вашя. Сеясте много, и взясте мало: ядосте, и не в сытость: писте, и не в пиянство: облекостеся, и не согрестеся в них: и собираяй мзды, собра во влагалище Дираво

Не радея, как я сказал, о наиполезнейшем и не заботясь о славе Божией, Израильтяне обращались к заботам о себе самих, воздвигая драгоценно украшенные дома и потом говоря безрассудно: не пришло время построить дом Господень. И как им необходимо было доставлять все нужное для построения божественного храма, а между тем они не хотели делать этого, то, выставляя на вид недостаток в деньгах, они говорили, что сначала им надо накопить их и наперед как бы отстранить бедность, занимаясь пока земледелием или торговлею, или скотоводством, или другим чем подобным. Но лучше было возложить упование на Бога, Который и в безвыходном положении может оказывать помощь, благословлять земледельцев и открывать стези для праведных прибытков. А как они чужды были благочестивых помыслов и лишились вышнего благоволения, поступая во всем неправо, то посему и почитает необходимым сказать: «устройте же сердца ваши в пути ваши», — что подобно тому, как если бы сказал: обдумайте тщательно, какими пошли вы путями жизни, или что сделали вы в отношении благочестия, предаваясь усердно корыстолюбию? «Сеясте много, и взясте мало», но лучше было, при благословении Божием, сеять мало, а собирать много. А как был у них недостаток в необходимом, то поэтому — много трудов и очень мало плодов. «Ядосте, и не в сытость»: ужасно и доказательством крайней нужды и вместе бедственного положения служит то, если посеяно было много, а плодов столько, что в качестве возмездия трудившимся угрожал голод и пищи было недостаточно для насыщения. «Писте, и не в пиянство», ибо виноградники не были плодоносны. Вместе с нивами страдали (бесплодием) и не очень плодоносные деревья. «Облекостеся, и не согретися в них»: так как вероятно мор постиг стада овец, так что даже и большие богачи имели недостаток в одеждах. Но и «мзды собираяй, собра во влагалище дираво»: указывает этим на имеющих торговый промысел, кои некоторым оборотом собирают прибыли от торговли, набавляя всегда излишки на каждый из продаваемых предметов и увеличением цен туго набивая свои кошельки. Но и это, говорит, не принесло пользы их корыстолюбию, ибо, терпя убытки и нечаянные кораблекрушения, они ничем, казалось, не отличались от тех, кои опускают деньги в продырявленный кошель. Итак, гораздо лучше и премудрее искать (прежде всего) благословения от все подающего нам Бога, а это (уже потом) может прибыть возлюбившим помышлять о Нем и славу Его предпочетшим пред собственными желаниями. Так в одном месте и Сам Спаситель сказал: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть», «ищите же больше Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:25, 33).

Почитая достаточно объясненным исторический смысл данного изречения, теперь устремим свой ум к духовным созерцаниям и усмотрим, что случившееся с Иудеями может служить прообразом, и весьма ясным, всеобщего и всемирного домостроительства, бывшего через Христа. Они были в Вавилоне, угнетенные игом невольного рабства и терпя наказание за свои прегрешения: по этой-то причине они и отданы были и находились под властью врагов. Но некогда, по милосердию Божию, они освобождены были, опять возвратились на родину и поселились на святой земле, под предводительством Зоровавеля и предстоятельством Иисуса. И Дарий, хотя и преданный идолослужению, является издающим повеление о том, что должно воздвигнуть божественный храм, и кроме того снабжает (их) деревьями Ливана и денежными пособиями. Они же были еще косны и медлительны в деле совершения благоугодного Богу, — оказались даже употребляющими такую отговорку: не пришло время создать дом Господень. Да и вся земля находилась под властью прельстителя и тирана сатаны и была в плену, уловленная притом сетями греха и неведения истинного и действительного Бога и Творца всего. Но Бог изъял (ее) чрез Христа, расторгнув узы рабства. Следуя Его водительству, мы оставляем жизнь у врагов, покидаем многобожное заблуждение, как бы в землю некую, и восходим в Сион, очевидно духовный, то есть Церковь. Заметь, как в Иисусе и Зоровавеле изображается для нас Христос Зоровавель, как я сказал, был из колена Иудина, не из другого колена происшел и Господь. Посему и воцарился над Израилем. Так негде говорит устами Давида: «Аз же поставлен есмь Царь» и прочее (Пс 2:6). А Иисус был из рода и племени Левия и назван великим священником. Так и Христос соделался Первосвященником нашим, священнодействуя Себя за нас как за жертву непорочную, как истинного Агнца вознося в воню благоухания Богу и Отцу. Желающих рассуждать о сем точнее удостоверит отчасти в этом и само значение имен или толкование. Зоровавель в переводе означает: «течение перемененное», а Салафииль: «склонение Божие», как негде сказал и Христос: вот Я склоняюсь на них как река мира и как поток наводняющий славу язычников (Ис 66:12). И бесспорно, Он есть поток сладости и как бы течение мира. Но склонился Он к нам и как бы переменил (течение), оставив Израиля. Удалился, как сказал я, к призванным из язычников, даруя им преизобильное излияние вышних и духовных благ. Иисус же означает: «Iao» (Иегова) «спасение», как и Иоседек: «Iao» и «правду». А Iao есть Бог всяческих, и Христос стал для нас спасением и правдою от Бога и Отца (1Кор 1:30), ибо в Нем мы спасены, избегши сетей смерти, — и оправданы через веру, освободившись от владычествовавшего над нами греха. Итак, — возвращаюсь опять к началу речи, — мы должны созерцать Его царем в лице Зоровавеля и первосвященником в лице Иисуса.

Впрочем желающий полезного научения да обратит свое внимание также и на то, что Иудеи впали в нерадение и нежелание трудиться над устроением божественного храма, то есть Церкви Христовой. Притом пусть заметит и готовность язычников и их превеликое рвение к трудолюбию. Ведь Дарий, как сказал я, повелел восстановить храм и сделать все для славы владычествующего над всем Бога. Они же были косны и нетрудолюбивы, предпочитали свое пред угодным Богу и весьма преданы были земным предметам, ибо дома, говорит, устрояли роскошно отделанные. Посему и Давид говорит о язычниках: «желание убогих услышал еси, Господь, уготованию сердца их вняло ухо» Его (Пс 9:38). Так, более готовы к вере язычники и очень косны Израильтяне. То, что говорю я, можешь видеть и в евангельских писаниях или в притчах. Глашатаи вечеры пошли собирать на брак. Они же (званные Израильтяне) не хотели прийти и придумывали отговорки в грехах. Один сказал: поле купил я, другой: оженился я, а иные пошли на торговлю свою (Лк 14:18−20). Посему призваны были и вошли на брак те, кои нашлись на дорогах и у изгородей, и таким образом действительно стали первые последними и последние первыми (Мф 19:30). Так и Христос сказал устами Давида о потомках Израиля и язычниках: «людие, ихже не ведех, работаша ми, сынови чуждии» солгаша ми (Пс 17:44, 46).

Источник: Толкование на пророка Аггея.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши

Пусть не будет у вас одно время для слов, а другое для действия: повеления Мои немедленно приводите в исполнение; ибо Господь, дающий повеления, всемогущ, и, конечно, повеление Господа всемогущего не есть нечто маловажное. Доныне вы держали сердца свои в рабстве у пороков, без руководителя и в беспорядке устремляясь туда, куда увлекали [вас ваши] желания. Ныне же Господь повелевает вам, чтобы вы возбудили в себе любовь, направили сердца свои на пути свои, и чтобы не делали ничего без размышления и обсуждения, но чтобы стопам вашим всегда предшествовал светильник закона и вы могли говорить: Закон Твой — светильник ногам моим и свет стезям моим (Пс 118:105). Или же, без сомнения, смысл такой: Так как вы говорите, что еще не время строить дом Господа, а сами живете в жилищах, построенных в глубине, в то время как дом Мой опустошен; то по Моему, — Господню, — повелению обдумайте и вспомните о том, что вы делали, и что вы претерпели.

Источник: Толкование на пророка Аггея.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

И нынѣ сице глаголетъ Господь Вседержитель: устройте сердца ваша въ пути ваши. Водитесь здравымъ помысломъ, будьте судіями своихъ начинаній, и дознайте, сколько разности между ревностію о божественномъ и нерадѣніемъ. Потомъ говоритъ, что, расточая много сѣмянъ, собирали они весьма мало плодовъ, отъ чего всегда терпятъ голодъ и жажду, и никогда не насыщаются, но живутъ въ нищетѣ и бѣдствуютъ, такъ что не имѣютъ у себя и небоходимой одежды. Ибо говоритъ Пророкъ:

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 5−7 Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши

Бедственные последствия нерадения народа о построении храма

Пророк весьма употребительным у него обращением к народу (ст. 5 ср. ст. 7) призывает размыслить о последствиях выше (ст. 2, 4) изображенного поведения народа в отношении постройки храма. Пророк говорит как бы так: «водитесь здравым помыслом, будьте судиями своих начинаний, и дознайте, сколько разности между ревностию о божественном и нерадением» (блаж. Феодорит, с. 59). «Потом говорит, что, расточая много семян, собирали они весьма мало плодов, отчего всегда терпят голод и жажду, и никогда не насыщаются, но живут в нищете и бедствуют, так что не имеют у себя необходимой одежды» (там же). «Никакой труд тех, которые устроили дома свои и нерадиво отнеслись к дому Божию, не имел успеха» (блаж. Иероним, с. 325).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.