Малахия 1 глава » Малахия 1:2 — толкование отцов церкви.

Толкование на Малахия 1:2

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Малахия 1:2 / Мал 1:2

Малахия 1 стих 2 — синодальный текст:
Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова,

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 2−3 И ресте: о чем возлюбил еси ны? Не брат ли бе Исав Иакову? глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех, и учиних пределы его во изчезновение и достояние его в нырища [жилища] пустынна

Некогда иудеи, как многообразно нечествовавшие, подверглись ударам божественного гнева: так они были угнаны в плен, причем страна у них подвергалась опустошению, дома были разорены и Иерусалим вместе с божественным храмом сожжены (4Цар 25:9). Под предлогом таких страданий своих они, говорит, решались уклоняться от (исполнения) того, что свойственно Богу и совсем малого значения удостаивали уважение к закону. Итак, поскольку при словах Бога, что Он возлюбил их, весьма было естественно вспомнить о бедствиях плена, и было возможно сказать: «о чем возлюбил еси ны?», то Бог всяческих весьма благоусмотрительно минует события, бывшие в середине (израильской истории) и обходит повествование о них, но доказательство любви (Его к ним) возводит к началу (их) племени, разумею Иакова, коего, утверждает, возлюбил, а Исав сделался отверженным, хотя законами природы он и был связан братством с почтенным (любовью Бога Иаковом). Так и божественный пишет Павел: «еще… не рождшимся, ни сотворшим что благо или зло» (Рим 9:11), Иакова сделал избранным, от коего произошло и иудейское племя, а Исава отверг, не по пристрастию конечно, — ибо Бог не (может быть) несправедлив и суд над каждым из нас смертных Он производит не неправый или пристрастный, — но как Бог, имея предведение о будущих делах обоих и о нраве каждого, удостаивал любви лучшего и священнейшего. Так, без сомнения, и блаженного Иеремию, прежде чем создал во чреве (матери), познал, говорит, и освятил, прежде чем вышел из утробы (Иер 1:5); ибо знал Он, знал будущего пророка и способного к служению делать предсказание будущего. Таким же образом, говорит божественный Павел, освящены и сами мы оправданные верой; ибо кого знал, (тех) и предопределил Бог и Отец (быть) сообразными образу Сына Своего, — сих, сказано, и призвал, и освятил (Рим 8:29−30). Итак, по предведению удостоен любви Иаков, а Исав справедливо возненавиден. Так вот, говорит, Израиль, «возлюбих» вы. И отнюдь не изрекаю лжи, если говорю это к вам, напротив, что правдиво и истинно слово, это вы узнаете, вознося образ любви к началу рода. Ведь они оба были от Исаака (рождены), но Иаков был добр по своим нравам и боголюбив, а другой — жесток, упрям и склонен к осквернению. Посему и склонился Я к Иакову, — и наследие, уделенное Исаву, уничтожил и отдал в запустение, а (наследие) Иакова, то есть вас или страну, которую вы населили, Я окружил Своим милосердием. Надлежит знать, что Исав толкуется (в переводе): «дуб», ибо жесток он был и непреклонен, и мало уступал деревьям из породы дуба. Из-за одной пищи продав первородство, он был назван и «Едомом», то есть «земным». Посему и страна потомков Исава, говорит Священное Писание (Быт 36:43), названа Идумеей, которую некогда покорили иудеи и сделали совершенно непроходимой и необитаемой. На что же указывает израильтянам смысл этого пророчества? Вот, думаю, на что: Иакова, говорит, возлюбил не ради чего другого, как за то, что он был муж «нелукав, живый в дому» (Быт 25:27), — а Исава возненавидел, ибо он был земной и «сквернитель», по слову блаженного Павла (Евр 12:16). Таким образом, иудеям необходимо было знать, что им не пришлось бы терпеть опустошение и удаление из родины к иноплеменникам, если бы они подражали Иакову. Поскольку же они стали соревнователями и единонравными Исаву и оказывались идущими во след жестокости оного, то наконец и отданы врагам

Если же кто пожелает применить к этому изречению духовное созерцание, тот пусть размыслит о том, что Иаков толкуется (в переводе): «запинатель», почему может быть образом (типом) всякого запинающего грехи. Исав же, как я сказал, (толкуется) «дуб» и Едом — «земный», — он может служить образом всякого помышляющего одно только земное. Бог любит запинателя Иакова и возненавидел Исава, непреклонного и жестокого, или Едома, то есть склонного к земному и духовным благам безрассудно предпочитающего временные и тленные. Так у преданных (земной) жизни добролюбивый Бог наш уничтожит наследие, ибо земное непрочно и не имеет непоколебимой устойчивости, — и что оно совершенно падет, как в образе укажет на это всецело запустевшее наследие идумеев. Но преданный Богу будет иметь прочную и твердую надежду и провозглашать Подателю благ Богу, говоря: «в руку твоею жребии мои» (Пс 30:16).

См. также Толкование на Мал 1:1

Источник: Толкование на пророка Малахию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 2−5 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы сказали: В чем Ты возлюбил нас? — Разве Исав не был братом Иакову, говорит Господь; но Иакова Я возлюбил, а Исава имел в ненависти. И обратил Я горы его в пустыню, и наследие его в драконов пустыни. Посему если Идумея скажет: «Мы подвергнуты разорению, но возвращаясь они снова отстроят то, что было разрушено», то Господь говорит на это: Они устроят, а Я разрушу; и назовутся они пределом нечестия, и народом, на который прогневался Господь навсегда. И увидят очи ваши, и вы скажете: Да возвеличится Господь над пределами Израиля

Израиль, т. е. Иуда, к которому обыкновенно было обращено слово Божие и видение Господне, вынужден переносить величайшее бремя и тяжесть наказаний от Господа, чтобы оставить более тяжкие грехи и чрез испытания познать то, чего не познает чрез благодеяния. А чтобы наказание, наложенное Богом на избранных Его, не показалось несправедливым, Он присовокупляет: Я возлюбил вас. В самом деле, Господь наставляет того, которого любит и наказывает всякого сына, которого принимает (Евр XII, 6). Когда Он говорит: Я возлюбил, т. е. в прошедшем времени, тем самым отрицает настоящую любовь. А они в своей греховной дерзости отвечают, — забывая о благодеяниях, — в чем Ты возлюбил нас? На это Господь отвечает: «Умалчивая о прочем и о недавнем возвращении вашем из Вавилона, Я буду говорить о вашей колыбели: прежде чем вы родились, — именно: прежде чем Ревекка родила Исава и Иакова (Быт XXV, 23), Я возлюбил вас в Иакове, а Идумеев возненавидел в Исаве». Разъясняя это место в таинственном значении, Апостол Павел пишет к Римлянам, соединяя два свидетельства книги Бытия и Малахии в одно: Но также и Ревекка, имеющая [в утробе] от одного сочетания с Исааком, отцем нашим, ибо когда они еще не родились, и не сделали еще доброго или злого, — чтобы соответственно избранию предположенное Богом пребыло [неизменным], не по делам, но от Призывающего сказано ей, что больший будешь рабом меньшему, как написано: Иакова возлюбит, а Исава возненавидел (Римл. IX, 10−14). Слова: как написано, — относятся, как к книге Бытия, так и к пророку Малахии. Он говорит: „Нетолько Я возлюбил Иакова, прежде чем он родился, и возненавидел Исава, прежде чем он вышел из утробы матери; но и на их потомков Я перенес любовь Свою и ненависть: ненависть на Исава, горы которого, Сеир, Я обратил в пустыню, а города обратил в пустынные места жилища для змей и зверей. Если же Эдом, т. е. Исав скажет: «Правда, вследствие гнева Божия мы разорены, но мы снова построим города», то узнайте пророческое слово Господа: „Когда они будут строить, Я буду разрушать, и вечное опустошение их будет доказательством гнева Моего. Итак делами Я показал ненависть к Исаву; а любовь к вам, т. е. к Иакову, Я докажу следующим образом. После разорения их и обращения в пустыню, очи ваши увидят, и вы скажете: Да возвеличится Господь над пределами Израиля и сравнивая бедствия, которые претерпел брат ваш, познаете благодеяния Божии к вам Иудеи обольщают себя тщетною надеждою, что при конце мира Эдом, — согласно пророчеству. — будут Римляне, а Израиль — они: что по низвержении Идумейской, т. е Римской власти, господство над миром перейдет к иудеям. — Это мы сказали полагая основания для уяснения, — насколько это для нас возможно, — прошедших событий. А теперь перейдем к толкованию духовному. Израиль, т. е. муж или ум (sensus), созерцающий Бога или, — как мне наилучше кажется, — εὐύθτατος; Θεοῦ, т. е, праведнейший Божий, возлюблен Господом и хочет знать основание (rationem) любви Его к себе. И Господь дает ему тот ответ, что Иаков и Исав рождены от одной и той же отрасли, т. е. пороки и добродетели происходят от одного и того же источника, когда мы вследствие свободы воли по желанию своему склоняемся и на ту, и на другую сторону. Но первоначально пороки зарождаются в детстве, отрочестве и юношеском возрасте; возраст более зрелый потом их исправляет и искореняет. Но старший брат звероподобен (hispidus — покрытый волосами) и кровожаден (Быт XXV, 27); он находит наслаждение в охоте, в лесах, и диких зверях; брат младший нежен, прост и ведет скромную домашнюю жизнь. Бог полагает пределы Идумее, т. е. стране земной и кровожадной, и это навсегда. Посему если безстыдная злоба пытается снова возобновит то, что разорено по повелению Божию, Господь объявляет Себя врагом того, что восстановляется посредством пороков. И после того, как в пределах врагов все будет ниспровергнуто, мы будем иметь возможность видеть очи Израиля и всех святых, которые восклицают: «Да возвеличится Господь в пределах тех, которые мысленно созерцают Бога». Затем, любовь и ненависть Божия происходят или вследствие предведения будущего, или вследствие дел; ведь мы знаем, что Бог любит все и не ненавидит ничего из того, что сотворил (Прем XI, 25), а особенно обнаруживаем Свою любовь к тем, которые являются врагами и борцами против пороков. Наоборот, Бог ненавидит тех, которые разрушенное Им желают снова восстановить. Впрочем, ненависть Божия представляется человекообразно (ἀνθρωποπἀθως), как и плач, и скорбь, и гнев Его; это для того, чтобы мы, слыша о ненависти Его к нечестивым, избегали того, что Бог ненавидит, как нам известно.

Источник: Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова

Пророк возвещает, что Бог всегда любил и продолжает любить Израиля. Это является положением, которое нуждается, конечно, в доказательстве. Последнее и дается далее как ответ на предполагаемое возражение против выставленного только что положения. Малахия именно указывает на брата Иакова — Исава, который вовсе не испытал со стороны Бога того расположения, какого удостоился Иаков. — Имена Иаков и Исав здесь, очевидно, обозначают двух сынов Исаака, о которых в книге Бытия дано известное пророчество (см. Быт XXV:23).

См. также Толкование на Мал 1:1

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.