Малахия 1 глава » Малахия 1:6 — толкование отцов церкви.

Толкование на Малахия 1:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Малахия 1:6 / Мал 1:6

Малахия 1 стих 6 — синодальный текст:
Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 6−7 Сын славит отца, и раб господина своего. И аще Отец есмь аз, где есть слава моя? и аще Господь есмь аз, где есть страх мой? глаголет Господь вседержитель. Вы священницы презирающии имя мое. И ресте: о чесом презрехом имя твое? Приносяще ко олтареви моему хлебы скверны. И ресте: о чесом осквернихом я? Внегда глаголати вам: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна уничижена

Сын славит отца, и раб господина своего. И аще Отец есмь аз, где есть слава моя? и аще Господь есмь аз, где есть страх мой? глаголет Господь вседержитель. Повсюду указывает на тех, кои выходят из пределов долга и решаются пренебрегать тем, чем менее всего подобает. Ведь достойным сыновьям подобает, — и это вполне законно, — стараться всеми силами о славе родителя своего, дабы и именоваться детьми славного отца. А если бы кто был и верным слугою, то и он, без сомнения, пожелает, чтобы собственный владыка его был знаменитый и славный, а не неизвестный и презренный; ибо таким образом и сам получит в этом счастье, сделает предметом похвалы для себя и найдет высочайшее удовольствие. Вы же, говорит, хотя и должны прославлять Меня как Отца и бояться как Владыку, безмерно погрешили в отношении к тому и другому долгу. Вы окажетесь не воздающими Мне ни славы как Отцу, ни страха как Владыке, ибо «где… слава моя, где» и «страх», если не принимаетесь делать ничего относящегося к славе Моей, ни, боясь наказания, следуете законам Владыки? Нечто такое сказал и гласом Исаии: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене» (Ис 1:2). Посему нам подобает искать того, что относится к славе Божией, и стремиться к правой жизни, зная написанное: живу Аз, «глаголет Господь…, яко прославляющыя мя прославлю, и уничижаяй мя безчестен будет» (1Цар 2:30). Прославлен же будет от нас Отец всяческих Бог не тогда, когда мы постараемся совершать нам приятное и любезное, но когда, напротив, посвятим Ему свой ум и во всем станем следовать Его велениям. Будем и страшиться Его как Господа, если влечение ко злу станем пресекать боязнью прогневить Его и будем иметь благое помышление об изобличении пред божественным судилищем; «всем бо нам подобает явитися пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или благо, или зло» (2Кор 5:10).

Вы священницы презирающии имя мое. И ресте: о чесом презрехом имя твое? Приносяще ко олтареви моему хлебы скверны. И ресте: о чесом осквернихом я? Внегда глаголати вам: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна уничижена. Сильно обвиняет нерадение священников, коим и закон возглашает: «благоговейны творите сыны Израилевы» (Лев 15:31). Подчиненные обыкновенно следуют доброму примеру начальников и чрезмерно развращаются, когда видят их нерачительность в богопочтении, ибо сами скоро становятся такими же, заражаются недугом легкомыслия в отношении к благоговению и подражают нерадению наставников. Что истинно слово это, удостоверяет Бог всяческих, говоря, что «пастырие обуяша и Господа не взыскаша, сего ради не уразуме все стадо и расточено бысть» (Иер 10:21). Итак, священнослужители божественных жертвенников обыкновенно оказываются для других виновниками добродетельной жизни, если ведут жизнь правую и подобающим образом чтут Бога, — напротив, постыдного и мерзостного поведения (служат они виновниками), если они прежде других окажутся зараженными такими недугами. Посему и божественный Петр премудро возглашал учителям, что надлежит им быть образцами для стад (1Пет 5:3). Итак, вы, говорит, украшенные достоинством священства, есть «презирающии имя Мое». И если хотите узнать, каким образом презираете, то послушайте вопиющего: тем, что вы приносите «ко олтареви Моему хлебы скверны». Если же и на это сказали бы опять: каким образом «осквернихом» я, — то скажу вам: так как думаете, быть может, а скорее и самыми делами вопиете о том, что «трапеза Господня уничижена есть». Для более же подробного и ясного истолкования изречения скажем о том, что означает выражение: «хлеб оскверненный»? «Оскверненным» называет хлеб нечистый. Необходимо знать, что по воле Законодателя при совершаемых жертвах приносились и хлебы, впрочем, бесквасные и чистые, — одну только жертву хваления повелел совершать с хлебами квасными (Лев 7:13). Какой заключается в этом таинственный смысл, о сем мы достаточно сказали в другом сочинении. Но объясню и теперь, хотя и бегло, дабы не показался я имеющим какую-либо косность в столь наиполезнейших предметах. Итак, хлеб неквашеный может быть символом жизни бесквасной и чистой. Так и божественный Павел оправданным в вере говорит в послании: «темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины» (1Кор 5:8). И еще: «очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение, якоже есте безквасни» (1Кор 5:7). Увещевает и Христос святых апостолов, говоря так: «блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска» (Мф 16:6). Посему сей хлеб есть символ чистой, освященной и бесквасной жизни, — и приносившие по закону хлебы бесквасные и опресноки приносили их за себя как бы еще в прообразах и тенях.

А как и оглашенных только и еще не омывших грех чрез святое крещение мы не высылаем из церквей, когда славословим Бога, но напротив — делаем их своими общниками, совершая жертву хваления, — то посему и говорит закон, что совершать эту жертву надо на хлебах квасных, квасным хлебом, как я сказал, прикровенно называя еще неочищенного чрез святое крещение, но имеющего, как бы некий квас, в себе остатки исконной греховности. Итак, «вы, — говорит, — священницы, презирающии имя Мое» тем, что «приносите ко олтареви Моему хлебы скверны». Посему имеющим (на себе) божественное священство надлежит заботиться о том, чтобы не совершать в церкви чего-либо подобного и знать, что точное исполнение (священнослужения) обрадует Бога, а нерадение в столь святом деле весьма опечалит (Его). Что нерадение это не останется безнаказанным для беспечных, это нетрудно видеть из слов, кои они выслушивают: «вы священницы, презирающии имя Мое»; ибо нерадение священников есть как бы «презрение» к Богу, и этот грех направляется против подобающей и долженствующей Ему славы.

Источник: Толкование на пророка Малахию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 6−7 Сын почитает отца и раб господина своего. Посему, если Я — Отец, то где почтете ко Мне? И если Я — Господин, то где страх предо Мною, говорит Господь воинств. К вам, о священники [слово]: вы презирали имя Мое и говорили: В чем вы презирали имя Твое? Вы приносите на жертвенник Мне хлеб нечистый и говорите: в чем мы безчестим Тебя. В том, что говорите: Жертвенник Господень не достоин уважения

Хотя Я возлюбил вас во Иакове, как сынов, прежде чем вы родились, однако избирайте ныне, каким именем вы будете называть Меня: Отец ли Я для вас, или Господин Если Я — Отец, то воздайте Мне должное почтение и окажите благоговение, достойное родителя. Если же Я — Господин, то почему вы презираете Меня, почему не боитесь Меня? А говорит Он к тем, которые возвратились из Вавилонского плена при Зоровавеле и Иисусе, сыне Иоседековом, при священнике Ездре и Неемии (Ездр. III, 2, 8) и, выстроив жертвенник, не построили еще храма и не возвели стен города, и тем не менее жили во грехах прежних, не почитая Господа ни любовию, ни страхом. Что касается слов: слава, честь, по-гречески δόξα по-еврейски chabod (כבוי), это одно и то же понятие (verbun), но соответственно особенностям латинского языка мы перевели Еврейское латинским honor. Ибо и в Евангелии, там где говорит Господь и Спаситель: Отче, прославь (clarifica) Сына Твоего, чтобы и Сын Твой прославил Тебя (Ин XVII, I) на греческом стоит δόξασον, т. е. прославь (glorifica). Вместо этого многие из Латинян перевели: воздай честь (honorifica). Вместе с тем поразмыслим и о том, что сын и раб, согласно смыслу св. Писания, бывает по воле [своей], а не в силу естественной необходимости. В самом деле, кто принял духа всыновления, обращается в сына Божия; а кто примет духа рабства в страх (Рим VIII, 15), тот становится рабом Божиим. Итак, Бог прежде всего хочет, чтобы мы были сынами Его и добровольно делали добро; если же мы хотим достигнуть того, чтобы Бог считал нас по крайнее мере рабами, конечно, должны оставить зло [хотя бы] под страхом наказаний. О сынах в худшем смысле слова (in malam partem) мы читаем: Мы были сынами гнева, сынами геенны (Ефес. II, 3); этих сынов, достойных мучений, рождают фарисеи, обходя море и сушу (Мф XXIII, 15); сыном погибели называется также Иуда предатель (Ин XVII, 12), и в Псалме восемьдесят восьмом о Господе пишется: Сын беззакония не будет иметь возможности повредить Ему (Пс LХХХVIII, 23). У пророка Осии есть также название сыны прелюбодеяния, рожденные от матери блудницы, о которой написано: блудодействовала матерь ваша (Ос II, 5); и в Евангелии Иудеи приравниваются к сынам диавола: Вы рождены отцем вашим диаволом и хотите исполнять желания отца вашего (Ин VIII, 44). О сынах в лучшем смысле этого слова мы читаем, как о сынах Божиих: Тем, которые приняли Его, Он дал власть быть сынами Божиими (Ин I, 12), как о сынах премудрости, согласно слову Евангелия: Оправдана премудрость сынами ее (Мф XI, 19), как о сынах Авраама: Истинно, истинно говорю вам, Бог и из камней сих можешь воздвигнуть сынов для Авраама (Мф III, 9), как о сынах Апостола: Сыны мои, которых я снова рождаю, пока не отобразится в вас Христос (Галат. IV, 19), и многое в этом роде. Итак сын составляет честь или славу для отца, как о том написано: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф V, 16). Раб также чтит господина своего, но не тою любовию, как сын; но обыкновенно подразумевается чтить: и сын отца своего и раб господина своего; однако Бог всемогущий, зная различие сына и раба, от сына ожидает славы, а от раба боязни, ибо Начало премудрости страх Господень (Еккл [Сирах.] 16). Так что от страха рабства мы переходим к сыновнему прославлению.

К вам, о священники [слово]: вы презирали имя Мое и говорили: В чем вы презирали имя Твое? Вы приносите на жертвенник Мне хлеб нечистый и говорите: в чем мы безчестим Тебя. В том, что говорите: Жертвенник Господень не достоин уважения

Слова: И презираете то, что возложено на нем, мы отметили знаком (obelo), ибо их нет в Еврейском тексте, и прибавлены они в виду того, что следует далее. Итак эта речь обращается к вам, о священники, презирающие имя Мое. Они по возвращении из Вавилона под страхом прошлого рабства должны были бы всею мыслию обратиться к Господу Богу; однако они этого не только не сделали, но, подражая Каину (Быт IV, 9), еще с заносчивостью выведывают у Того, от Которого не ускользает ничто сокровенное, в чем они презирают имя Его, чтобы безстыдным притворством прикрыть язву совести своей. Итак вы хотите знать, в чем вы презираете имя Мое? Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, — именно: хлебы предложения, которые по Еврейским преданиям вы сами должны были и посеять, и пожать, и смолоть, и испечь, а теперь вы берете первый попавшийся в руки хлеб и с безразсудством вопрошаете: «Чем мы осквернили их», или: Тебя. В самом деле, если безчестятся таинства, то тем самым наносится безчестие Тому, Кому принадлежит таинство. А следующие слова: В том, что говорите: Жертвенник Господень не заслуживает уважения, мы можем истолковать так: возвратившись из Вавилона не устроив храма, а оставаясь жить в хижинах и в развалинах старого города, они устроили только жертвенник, но не с таким великолепием, какое имел прежний, и воображали, что при недостаточно величественном сооружении можно допустить уменьшение степени богопочтения. — Мы набросали легкие черты, на которых должно быть построено духовное толкование. Слово Господа исправляет небрежных епископов, пресвитеров и диаконов, или, — так как мы все составляем род священников и царей, — всех тех, которые называются именем Христовым, как крестившиеся во Христа; почему они презирают Имя Божие? Когда же они спрашивают, в чем они презрели имя Его? Бог указываете действия, в которых выражается презрение: Вы, говорит, приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб. Мы безчестим хлеб, т. е. тело Христово, когда недостойно приступаем к жертвеннику и оскверненные пьем чистую кровь, и говорим: Трапеза Господня не заслуживает уважения. Не в том дело, что действительно кто либо осмеливается так говорить и нечестиво помышляет произносить преступным голосом это, а в том, что дела грешников обезславливают трапезу Господню. Можно сказать и иначе: Учитель Церкви, совершающий хлеб духовный и раздавший его народам, презирает имя Божие, если под влиянием человеческого тщеславия или из желания временного прибытка, который является следствием славы, говорит народам так, что льстит пред богатыми, оказывает честь грешникам и, — как говорит апостол Иаков, — принимает тех, которые приходят к нему в золотых перстнях (Иак II, 2) и отгоняет от себя святых, но бедных людей; [такой учитель] оскверняет хлеб учения, и наносит безчестие самому Господу, воображая, что трапеза Его Писаний одно и то же, что и трапезы идолов и человеческого учения (saecularis doctrinae).

Источник: Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: чем мы бесславим имя Твое

Итак, Иегова любит Израиля. Но Израиль не любит Его, хотя Он — Отец Израиля (см. Исх IV:22; Ос XI:1; Иер XXXI:9): это является делом прямо неестественным, потому, что всякому сыну свойственно любить своего отца. Хотя бы Израиль боялся Иеговы как своего Владыки (Ис XLI:8). Но и страха перед Иеговою Израиль не обнаруживает. Преимущественно в этом случае виновны священники: они бесславят имя Иеговы, тогда как им-то и нужно было служить образцом благоговения пред Иеговою. — Священники не могут спокойно слышать такое обвинение: тот, кто бесславил или злословил Иегову, по закону подвергался смертной казни (Лев XXIV:10 и сл.). Поэтому они спешат заявить, что пророк ошибается: разве можно сказать, что они бесславят имя Иеговы?

Ст. 6−14 Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная». Притом говорите:«вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь. Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов

Непочтение к Иегове, обнаруживаемое священниками и народом

Иудеи, вместо того, чтобы за такую любовь к ним Иеговы воздавать Ему подобающее почтение, оскорбляют Его. Священники позволяют приносить в жертву слепых и хромых животных, нечистый хлеб. Пророк, за это, возвещает священникам гнев Божий и предсказывает отнятие у них исключительного права быть служителями истинного Бога. Проклятие возвещает он и простым израильтянам, которые приносят Богу негодных животных, оставляя хороших себе самим.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.