Евангелие от Матфея 2 глава » От Матфея 2:23 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 2:23

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 2:23 / Мф 2:23

Евангелие от Матфея 2 стих 23 — синодальный текст:
и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Иоанн Златоуст (~347−407)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

Какой пророк сказал это, не любопытствуй слишком и не исследуй. Как можно видеть из истории Паралипоменон, пророческих книг много пропало. Иудеи, будучи нерадивы и часто впадая в нечестие, иным попустили затеряться, иные и сами сожгли и изорвали. Об одном говорит Иеремия, о другом писатель четвертой книги Царств, сообщая, что после долгого времени едва нашли где-то закопанное и затерянное Второзаконие. Если же иудеи так нерадели о священных книгах, когда не было еще врагов, то тем более — при нашествии неприятелей. Впрочем, соответственно предречению пророков, и апостолы часто называют Христа Назореем. Но не затемняло ли это, скажешь, пророчества о Вифлееме? Нет. Напротив, это-то особенно и побуждало к тщательному исследованию того, что было сказано о Нем. Так и Нафанаил начинает свое исследование о Нем словами: «из Назарета может ли быть что доброе» (Ин 1:46)? Действительно, Назарет был место не важное; да и не только он, но и вся область Галилейская. Потому и фарисеи говорили: «рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин 7:52). И однако, Господь не стыдится называться по имени этого места, показывая тем, что Он не имеет нужды ни в чем человеческом; также и учеников Своих выбирает из Галилеи, уничтожая тем всякие отговорки людей ленивых и показывая, что для подвига добродетели нам нет нужды ни в чем внешнем. Потому же он не избирает Себе и дома: «Сын человеческий, — говорит, — не имеет, где приклонить голову» (Лк 9:58). Потому Он и бегает от козней Ирода, и при рождении полагается в яслях, и пребывает в гостинице, и избирает бедную Мать, — научая нас тем не почитать ничего такого постыдным, попирая с самого начала гордость человеческую и убеждая к одной добродетели.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Кирилл Александрийский (376−444)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

Если же Назорей толкуется как «святой» или, согласно некоторым, как «цветок», то эти названия можно найти у многих. Ибо Даниил именует его Святым святых, а Исайя — жезлом от корня Иессеева и цветом от него. Да и Сам Господь говорит о Себе в Песни Песней: Я цвет полевой, лилия долин.

Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.

Хроматий Аквилейский (†~407)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

Назореем же Господь и Спаситель наш назван как от названия места, то есть от города Назарет, так и из-за таинства закона. Ибо по закону назореями назывались те, кто посвящал свою непорочность Богу [и давал] необычный обет, отращивая волосы на голове, с тем чтобы по священному закону принести их в жертву. А поскольку Господь Христос есть Создатель всякой святости и целомудрия, Который говорит через пророка: Будьте святы, ибо Я свят, Он не без основания назван назореем, потому что Он действительно по предначертанию закона — обещанная жертва Богу Отцу, принес в жертву Свое тело ради нашего спасения. Об этой жертве говорит Давид, говоря о Господе: Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова (Пс 131:2). Так же ясно Господь показывает, что Он должен быть назван назореем по плоти.

Источник: Трактат на Евангелие от Матфея.

Тихон Задонский (1724−1783)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

Смотри, возлюбленный: еле-еле нашлось безопасное место дня воспитания Сына Божия, странствующего на земле, и Тот, Которому принадлежит земля и все, что наполняет ее, из страны в страну бегая, в малом и всеми презираемом городке Назарете стал жить. Так и истинные христиане, рабы Его, пребывают в мире этом странниками и пришельцами: «не» имеют «здесь постоянного града, но» ищут «будущего» (Евр 13:14). На чужой стороне живя, всего опасаются, мир и дьявол непрестанно гонят их и стараются их погубить или повредить, «потому что они не от мира» (Ин 17:16), как и сам Христос, Начальник их.

Источник: Письма келейные. Письмо 67.

Иннокентий (Борисов) (1800−1857)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

«И пришед, вселися во граде, нарицаемем Назарет». В том же месте, где обитала Святая Дева во время первых дней обручения Иосифу и где последовало Ей благовестие от Архангела. У Иосифа было там, конечно, готовое, родовое жилище, что, при бедном положении Святого Семейства, значило немало. В сем-то презренном и ничтожном, во мнении народа, городке (почему и говорили: «от Назарета может ли что добро быти?» — Ин 1:46). суждено проводить земную жизнь Спасителю человеков до времени явления Его миру! Как бы в оправдание сего, евангелист присовокупляет, что Назарет, а не другое место избрано для жительства, «да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется». Сим предсказанием отнимается у Назарета все, что было презренного в глазах Иудеев, ибо где пророчество, там и слава. «Реченное пророки», а не пророком; потому не ищи сего пророчества прямо у какого-либо пророка, в определенном месте, буквально: такого пророчества не найдешь ни в одной Священной Книге. Но коль скоро обратишь внимание на дух и силу слов; то у каждого пророка сыщешь не одно место, где будущий Мессия представляется униженным по всему, следовательно, и по месту обитания, где даже употреблено самое это слово. Пророчества вообще как картины: каждое из них имеет свое определенное значение и цель; но, кроме того, из совокупления разных пророчеств, как из сочетания разных картин, происходят новые образы, кои также имелись в виду у святых писателей, тем паче у Святаго Духа, их Собою исполнявшего.

Не руководствуясь этим правилом, ты не увидишь многого в пророках и, пожалуй, найдешь повод к нареканию на писателей Нового Завета, якобы они видели в пророках то, чего в них нет, как и поступают люди неопытные и маломыслящие, выдавая себя за дальновидных. «Яко Назорей наречется» — не в виде почетного наименования, приличного Лицу столь сильному, как Мессия, а в виде поношения, как, и действительно, Иудеи в упрек называли Спасителя Назарянином, и даже доныне называют.

Источник: Беседа на третий день Рождества Христова.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

и пришедши стал жить в городе, называемом Назарет, так что сбылось сказанное чрез пророков, что Он назовется Назареянином (Nazarenus)

Если бы евангелист употребил определенное место из Писаний, то он никогда не сказал бы: сказанное через пророков, но сказал бы просто: сказанное через пророка; теперь же, говоря во множественном числе, он показывает, что употребил не точные слова из Писаний, но смысл их. «Назареянин» значит святой. А что Господь будет святым, об этом говорит все св. Писание. Можем мы сказать еще и другое, — именно: то, что даже теми же словами согласно еврейскому тексту пишется у пророка Исайи: Изыдет ветвь от корня Евсеева и Назарей восстанет от корня его (Ис 11:1).

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет

Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет после того, как прошло сорок дней по рождении и после того, как Симеон воспринял Его, Матфей же здесь говорит, что он пришел в Назарет по возвращении из Египта? Итак, заметь, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. В качестве примера я скажу следующее. Исполнилось сорок дней после рождения, затем Господь пришел в Назарет. Это говорит Лука. Матфей же говорит о том, что было после этого, что Господь убежал в Египет, затем возвратился из Египта в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: один говорит о возвращении из Вифлеема в Назарет — это Лука; Матфей же — о возвращении из Египта в Назарет.

да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется

Какой пророк говорит об этом, не находится теперь: ибо по нерадению евреев, равно и по причине постоянных пленений много пророческих книг погибло. Но возможно, что это пророчество передавалось у иудеев незаписанным. Назорей значит «освященный»; так как Христос свят, то справедливо Он назывался и Назореем, ибо «святым Израиля» Господь называется у многих пророков.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется

И какие это пророки сказали? Не ищи; ты не найдешь этого, потому что многие из пророческих книг потеряны, некоторые во время пленений, некоторые по нерадению евреев, и некоторые по злонамеренности.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

См. также Толкование на Мф 2:22

Аверкий (Таушев)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

В этом св. Евангелист видит исполнение пророчества о том, что Господь Иисус Христос «Назореем наречется». Такого пророчества, однако, мы не находим в Ветхом Завете. Есть предположение, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другое мнение, что Евангелист не указывает здесь на какое-либо определенное пророчество, но имеет в виду общий характер всех пророчеств об уничиженном состоянии Христа-Спасителя во время Его земной жизни. Выйти из Назарета значило быть презираемым, униженным, отверженным. С другой стороны, назореями в Ветхом Завете назывались люди, посвятившие себя Богу; быть может, и это было причиной наименования Иисуса Христа Назореем, как высшего носителя назорейских обетов — полного посвящения Себя служению Богу.

Источник: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

«Поселился в городе, называемом Назарет»: Назарет был небольшой городок в Галилее, на запад от Капернаума, недалеко от Каны, стоял частью в долине, частью на склоне горы; местоположение его, как описывают путешественники, прекрасно и теперь, прекраснее же было, вероятно, во времена Спасителя, когда земля иудейская вообще была не так бедна, как теперь. Население городка было бедно и, как кажется, вообще не отличалось добрыми нравами, так что вошло в пословицу (Ин 1:46). Но здесь было местопребывание Иосифа и Марии около времени их обручения и благовещения до времени путешествия их, вследствие указа Августа о переписи, в Вифлеем; сюда пришли они и по возвращении из Египта, а не в Вифлеем иудейский, находившийся под владычеством жестокого Архелая. — «Да сбудется реченное» и пр.: в выборе местопребывания Иисуса, очень естественном в тогдашнем положении святого семейства (Мф 2:22), евангелист указывает исполнение на Христе сказанного «чрез пророков, что Он Назореем наречется». Такого изречения буквально нет в Ветхом Завете, и смысл его определить и раскрыть довольно трудно. Св. Златоуст (ср. Феофил.) полагает, что пророчество сие взято из книги, потерянной иудеями. Другие думают, что евангелист указывает на Сампсона, как на прообраз Христа, и имеет в виду место из книги Судей (Суд 13:5); иные, что он прикровенно указывает на слова Исаии (Ис 11:1), где великий потомок Иессея (Мессия) называется нецер — отрасль; еще думают, что евангелист имеет в виду пророчество, сохранившееся только в предании иудейском. Не вероятнее ли сих предположений, что евангелист не указывает здесь в частности ни на какое пророчество, но имеет в виду общий характер пророчеств об уничиженном состоянии Христа? Так можно думать потому что 1) евангелист не говорит: сказанное чрез пророка, как говорит выше Мф 1:22, Мф 2:5, 15, но «сказанное чрез пророков», выражая сим, что это есть не изречение какого-либо пророка точное по выражению, но известная общая черта пророчеств; 2) пророки, предвозвещая о Мессии, часто говорили о Его уничиженном состоянии (особенно Ис 53:2, 3, 7, 8, 9, 12; Пс 21), а жители Назарета, как выше замечено, не пользовались почетом в глазах иудеев и были в презрении. Выйти из Назарета или быть Назаретцем — Назарянином или Назореем — это значило быть в пренебрежении, в презрении, быть уничиженным, отверженным. На Христе, поселившемся в Назарете, бывшем в уничижении до смерти крестной, и исполнилось в точности сказанное о сем уничижении Его чрез пророков.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

Назарет: маленький городок на три дня пути от Иерусалима. Если провести на карте прямую линию от нижнего конца Галилейского озера на запад к Средиземному морю, то почти посредине этой линии находится Назарет. Назарет расположен на склоне горы. Белые дома с плоскими крышами выстроены по горе в виде террас. Горы окружают город со всех сторон. Жители занимаются возделыванием земли, скотоводством, бритьем и стрижкой, продажей фруктов и плодов, зелени, починкой обуви, кузнечным, плотническим и другими ремеслами. Их дома строятся так же, как строились в отдаленные века, стены голы и снабжены завалинками с одной стороны; полы земляные; к окнам обнаруживается полнейшее равнодушие, свет обыкновенно входит через открытую дверь.

Да сбудется реченное через пророков. Если бы евангелист сказал, что по причине поселения в Назарете Иисус назовется Назореем, то объяснение этого выражения не представляло бы почти никаких трудностей: тогда назорей (ναζωραιος) означало бы просто назарянин, житель города Назарета. Так как Назарет был незначительным городом и находился в Галилее, столь же незначительной и презираемой, то поселение в Назарете было бы одной из сторон земного уничижения Христа. Так, по-видимому, и смотрит на дело евангелист, называя Христа назореем. Объяснения в смысле назир, назорей, по которым евангелист называет Христа назореем в ветхозаветном смысле, лицом, принявшим на себя обеты назорейства, следует считать несостоятельными, потому что еврейское назир (назорей) не имеет никакого отношения к слову Назарет и корневые буквы обоих этих слов на еврейском различны. Трудность при объяснении рассматриваемого места заключается в прибавке, сделанной евангелистом: “да сбудется реченное через пророков,” — в том, что Матфей приписывает слова: “назорей наречется” пророкам Каким? На этот вопрос пока еще не удалось ответить, потому что слов, приписанных евангелистом пророкам, нет ни у одного из них. Блаж. Иероним говорит: “если бы евангелист указал определенный пример из писания, то никогда не сказал бы “реченное через пророков”, а просто “реченное через пророка”. Сходное с названием Назарет (нацар) еврейское нецер (отрасль) встречается у Исаии (11:1; 14:19; 60:21); и Даниила 11:7 — у последнего в значении отродье (русск. перев. отрасль) и не имеет мессианского значения. Исаии 14:19 не имеет мессианского значения, а в 60:21 — мессианское значение сомнительно. Таким образом, мессианским в собственном смысле, где употреблено слово нецер, является только одно из указанных мест, Исаии 11:1. Между тем евангелист говорит не о пророке, а о пророках. Экзегеты пытались поэтому сблизить слово нецер с другим еврейским словом цема, которое означает также отрасль и употребляется у Исаии и у других пророков (Ис 4:2; Иер 23:5; 33:15; Зах 3:8; 6:12). Если таким образом, у одних пророков будущий Избавитель назывался цема, что значит отрасль, а у Исаии — нецер, также в значении отрасль, то евангелист, сближая слово нецер с названием Назарет, имел полное право называть Христа Назореем, т.е. Отраслью, и указывать, что Он назван был так на основании не одного ветхозаветного пророчества, а нескольких, т.е. написать “реченное через пророков”.

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

И, придя, Иосиф поселился в городе, называемом Назарет, там же, где они жили и прежде, где у Иосифа было, конечно, готовое родовое жилище и где жили его дети от первого брака. Этот небольшой городок в Галилее расположен в нагорной лощине и отличается прекрасным местоположением и здоровым, благорастворенным климатом. Здесь Господь наш провел Свое детство и юность до тридцатилетнего возраста; здесь возрастал Он духом и телом, в повиновении Своей Матери и мнимому Отцу, древоделу Иосифу. Евангелист присовокупляет, что Назарет, а не другое место избрано для Его жительства, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. Реченное, говорит, — Пророками, а не одним пророком; поэтому не ищи этого пророчества у какого-либо пророка буквально: такого пророчества нет, но у каждого пророка найдешь не одно место (Ис 52:2−5; Пс 21), где Христос изображается в уничиженном состоянии, а Назарет был такой ничтожный, по мнению Иудеев, городок, что о нем они отзывались не иначе, как с уничижением (Ин 1:46). И действительно, Самого Господа Иисуса часто называли они с презрением Назарянин и Господь наш не стыдился этого наименования, подавая нам пример смирения. Словом назорей (освященный) в Ветхом Завете (Суд 13:5) называли людей, посвятивших себя Богу; а Христос Спаситель наш есть Святейший святых Освятитель наш, и потому Он есть совершеннейший Назорей в самом высоком смысле этого слова.

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Анонимный комментарий

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

Сказав через пророков, а не «через пророка», евангелист показывает, что он опирается на авторитет не одного какого-то пророка, но сказал так, совокупно передав мнение всех пророков. Ибо Иисус всеми пророками называется назарянином, что означает «святой». Или, быть может, они читали также и других пророков, говорящих о том же, которые не вошли в наш канон. Ведь и другие пророчествовали и записывали, как, например, Нафан и Ездра. И поскольку это было у пророков, то же самое мы находим в словах Филиппа, когда он говорит Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин 1:45). Поэтому и Нафанаил, зная об этом пророчестве, сказал в подтверждение: из Назарета может ли быть что доброе (Ин 1:46)?

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.