Евангелие от Матфея 2 глава » От Матфея 2:4 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 2:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 2:4 / Мф 2:4

Евангелие от Матфея 2 стих 4 — синодальный текст:
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Иоанн Златоуст (~347−407)

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу

Видишь ли, как все события служат к обличению иудеев? Пока они еще не видали Иисуса Христа, и не были объяты завистью, то свидетельствовали о Нем всю правду. Но как скоро увидали славу Его чудес, то, объятые завистью, изменили, наконец, истине. Но истине все содействовало, и сами враги только более споспешествовали ей. Смотри, насколько чудные и необычайные совершаются здесь дела. Варвары и иудеи взаимно учатся друг от друга, и наставляют друг друга чему-то великому. Иудеи слышат от волхвов, что и в персидской стране звезда проповедала Его (Христа); а волхвы узнают от иудеев, что о Том, Кого проповедала звезда, пророки задолго предвозвестили. Таким образом, вопрос, предложенный волхвами, как для них самих, так и для иудеев, послужил к яснейшему и точнейшему познанию истины. Враги истины невольно принуждены были прочесть слова Писания, и изъяснить пророчество. Впрочем, они изъяснили его не все, потому что, сказав о Вифлееме, что из него произойдет Пастырь Израиля, не присовокупили последующих слов из лести к царю. Какие же это слова? «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5:2). Но если Ему надлежало произойти оттуда (из Вифлеема), то для чего жил Он, скажешь ты, после рождения в Назарете, и тем затемнил пророчество? Напротив, Он не затемнил, а еще более раскрыл его. Если Он родился в Вифлееме, несмотря на то, что мать Его постоянно жила в Назарете, то очевидно, что дело происходило по особенному устроению. Потому-то и после рождения Он не тотчас оставил Вифлеем, но пробыл там сорок дней, чтобы желающим дать время с точностью все исследовать. Если бы только захотели обратить внимание, то много было побуждений к такому исследованию. По прибытии волхвов, возмутился весь город, а с ним и царь; вызвали пророка, собралось великое судилище. К тому же много произошло и других событий, о которых подробно повествует евангелист Лука; я разумею известное нам об Анне, Симеоне, Захарии, ангелах и пастырях; все это легко могло побудить внимательных к открытию истины. Если волхвы, пришедшие из Персии, узнали место, то тем более жившие в Иудее могли узнать обо всем случившемся. С самого начала Христос открыл Себя во многих чудесах. Но так как не хотели узнать Его, то Он, скрывшись на несколько времени, после явил Себя другим, славнейшим образом. Тогда уже не волхвы, не звезда, но сам Отец свыше свидетельствовал о Нем, когда Он крестился в струях иорданских, и Святый Дух нисходил вместе с тем гласом на главу крестящегося. Иоанн безбоязненно взывал во всей Иудее, наполняя проповедью о Христе и города и пустыню. И чудеса, и земля, и море, и вся тварь торжественно возвещали о Нем. Подлинно, и при рождении такие были знамения, которые могли показать, что Он уже пришел. Иудеи не могут сказать: не знаем, когда и где родился Он! Вся история волхвов и другие упомянутые события так устроены, что иудеи не имеют никакого извинения, когда не хотели исследовать случившегося.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Иннокентий (Борисов) (1800−1857)

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу

Ирод смутился, однако не потерял политического благоразумия. Он предлагает синедриону вопрос волхвов на разрешение. По видимому это дело не политики. Лучше бы ему, кажется, скорее удалить волхвов из столицы, чтобы они не делали шума и не смущали народ, а не заставлять синедрион рассуждать. Но, с другой стороны, сей поступок Ирода есть дело чрезвычайно тонкой политики. Шума народного уже нельзя было остановить. Ирод захотел показать, что он ничего не боится, что он хочет дать сему делу надлежащий ход и гласность, хочет действовать так, как должен действовать царь народа, как действовал бы всякий ревностный Иудей. Он, хотя был иноплеменник, но постоянно показывал себя самым жарким ревнителем и чтителем Еврейского закона. Во второй части Талмуда есть сказание, будто бы он еще при вступлении на престол спрашивал синедрион, не противно ли их законам то, что он восходит на престол, будучи иноплеменником, и это делает тогда, как он был поставлен царем Римлянами и признан в сем достоинстве самими Иудеями. Синедрион отвечал будто ему неодинаково. Одни говорили, что восшествие его на престол не противно их законам; другие утверждали противное, говоря, что лучше было бы, если бы он отдал престол кому-либо из потомков Маккавеевых. Ирод будто бы сначала ничего не сделал сим последним, а после тайно велел их умертвить. Что он был, или казался, приверженным к Иудейскому закону, это видно из его речи, сохраненной в Деяниях, говоренной при перестройке храма Иерусалимского, где он говорил к Иудеям: «Мужие, братие…». Итак, неудивительно, что Ирод мог спрашивать синедрион.

«И собрав вся первосвященники и книжники людския». В синедрионе были собрания полные и неполные. Ирод делает собрание полное, «собрав вся». Первосвященник, собственно, был один, но у него был помощник, который во время его болезни заступал его место; тогда же могли быть названы сим именем и начальники двадцати четырех священнических черед; притом и отставные первосвященники все еще назывались, сим именем. Книжники составляли в Иудейском народе особенный класс людей, нечто полудуховное. Занятием их было изучение законов Божиих и человеческих; они занимали места писцов, адвокатов, советников священнических. Они воспитывались иногда на общественное иждивение. Некоторые из них, более достойные, после занимали важные места в синедрионе. В это время различие между книжниками людскими и священниками доходило почти до взаимной вражды, и книжники принадлежали к партии народной.

Ирод спрашивает: «где Христос рождается?». Замечательно, как изменяется тон вопроса. Волхвы предполагают это дело сбывшимся уже и спрашивают: «где есть рождейся Царь Иудейский?» — а Ирод спрашивает, где должно родиться Христу. Чрез сие давал он разуметь, что он не верит волхвам Может быть, думал он, Христос еще не родился. Он предполагает, что священники должны знать места из пророков, где говорится о явлении Мессии. Да и кому приличнее и нужнее знать сей предмет? И синедрион на основании пророчеств действительно думал, что Иисус Христос родился в Вифлееме. Переиначением вопроса Ирод сделал удобным ответ синедриону. Если бы он спросил: «где Христос Царь родился?» — то первосвященники долженствовали бы отвечать: «знаем», а это было бы преступление против величия царского, ибо почему они, зная о новородившемся Царе, не донесли царю своему Ирод в своем вопросе не называет Иисуса Христа Царем. Святитель Иоанн Златоуст замечает при сем, что всякое имя Царя для Ирода ненавистно было.

Источник: Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа.


Лучше не мог в настоящем случае поступить Ирод, если б был на самом деле усердным чтителем Бога Израилева и обетованного Мессии; ибо, во-первых, уже то весьма много служит к чести Новорожденного, что вот целое сословие людей, первых в государстве, самых освященных и самых ученых, вместе с царем занимается не только лицом Его, даже местом рождения; а во-вторых, немалая важность и в том, что все первосвященники и книжники, по прилежном сличении пророчеств, скажут громко и твердо именно то самое, что сбылось теперь на деле, то есть, что Христос, как должен был родиться, так и действительно родился в Вифлееме Иудейском. Лучшего и полнейшего засвидетельствования истины в этом случае нельзя и представить; и мы обязаны им тому же самому Ироду, то есть коварству его, или лучше сказать, Промыслу, запявшему его в сем коварстве.

Источник: Беседа на второй день праздника Рождества Христова, на утрене.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу

Учители народа были люди ученые, подобно тем, кого мы называем грамматиками. Их спрашивают по домостроительству Божию, чтобы они исповедали истину: и потому они подвергнутся осуждению, что распяли Того, Кого прежде исповедали.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

И собрав вся первосвященники и книжники людския вопрошаше от них: где Христос рождается

Но волхвы не сказали, что они ищут Христа, как же Ирод спрашивает о Христе? Так как он давно уже слышал, что должен родиться Христос, Царь Израиля; а теперь слыша, что в Иудее родился Царь и что звезда открыла Его персам, понял, что это и есть так называемый Христос И созывает первосвященников и книжников, как имеющих всегда на устах пророческие книги и изречения, и спрашивает, где Христос рождается, т.е. в каком месте земли Он находится, потому что рождается. Они называют место и приводят, как свидетеля, пророка. Должно знать, что яснее других Даниил написал, что именно Христос есть Бог.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Аверкий (Таушев)

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу

Кровожадный Ирод, решивший уничтожить своего новорожденного, как он думал, соперника, созывает первосвященников и книжников и прямо задает им вопрос о месте рождения Царя Иудейского, Мессии: «Где должно родиться Христу?»

Источник: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу

«Всех первосвященников и книжников»: первосвященники тогда, по свидетельству Флавия (Ant. 3, 15), переменялись часто, и случалось, что когда был на должности первосвященник, один или несколько смененных были в живых, также назывались первосвященники и были членами Синедриона — верховного судилища иудейского, состоявшего из 72 членов. Первосвященниками назывались также первые священники каждой из 24 черед, на которые разделил всех священников Давид (1Пар 23:6, 24; 2Пар 8:14, 2Пар 29:25, 1Езд 8:24). — Книжников: людей книжных, более или менее образованных, искусных в законе, изучение которого составляло главный предмет тогдашнего образования иудейского; их называли также учителями закона (Мф 22:35; Лк 5:17) — законниками. Они не составляли особого сословия или секты и могли принадлежать к какой угодно секте; название их происходит от того, что они были искусными в книжном деле; это были богословы иудейские, толкователи священных книг; более известные из них бывали членами Синедриона Вероятно, что Ирод, встревоженный таким важным известием волхвов, созвал весь Синедрион, чтобы от него, во всем его составе, точнее узнать о встревожившем его и Иерусалим известии. — «Спрашивал у них: где должно родиться Христу», по пророчествами и обетованиям ветхозаветным, которые они, как люди ученые, как представители и руководители народа, должны были знать? Цель Ирода была узнать только место рождения Мессии, чтобы исполнить родившийся в уме его замысел убиения новорожденного младенца, а в том, что в это время Он должен родиться, Ирод, как видно, был уверен; равно как и в том, что волхвы, говоря о рождении царя иудейского, говорят о рождении именно Мессии: ибо спрашивает прямо — где Мессия (Христос) должен родиться.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 4−5 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка

Первосвященники и книжники не имели возможности сообщить Ироду каких-либо точных и определенных сведений, и только сослались на древнее пророчество, может быть в надежде, что Ирод, старавшийся казаться иудеем, поверит их словам и ответ их покажется ему удовлетворительным.

Троицкие листки

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу

И вот в мрачной душе Ирода составился ужасный план: через самих же волхвов все разведать о Царственном Младенце, а потом — убить Его, а если нужно, то с Ним и волхвов — за то, что они взволновали его народ. и, собрав всех первосвященников (всех членов синедриона, а их было семьдесят два) и книжников народных (всех ученых знатоков Писания), спрашивал у них: где должно родиться Христу? Где Ему должно родиться согласно древним пророчествам и обетованиям? Хотя волхвы и не говорили, что Царь, Которого они ищут, есть Христос, но Ирод сразу понял, о каком Царе идет речь.

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.