Евангелие от Матфея 3 глава » От Матфея 3:13 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 3:13

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 3:13 / Мф 3:13

Евангелие от Матфея 3 стих 13 — синодальный текст:
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, и претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого. Потому-то и Иоанн говорил предварительно, что он недостоин развязать ремень у сапога Его (Лк 3:16); также, что Христос есть Судия, воздаст каждому достойное и всем ниспошлет в обилии Духа, — чтобы ты, видя Его идущего ко крещению, не судил о Нем низко. Вот почему и тогда, как Он пришел креститься, Иоанн удерживает Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф 3:14)?

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.


Господь пришел к Иордану, так как Сокровище мудрости не совершило ничего безвременно и неразумно, но все, что предпринял Господь для нашего искупления, Он совершил в надлежащее время. Будучи Богом и Творцом всякого времени и всякого расстояния, Он установил время, и действиями тогдашнего снисхождения, как цветами, усеял начала совершенного Им. Тогда приходит Иисус. Тогда; когда? Когда взошел на все ступени возраста; когда поднялся на всю лестницу естества; когда возблистало совершенство Его тела и души; когда, в течение тридцати годовых периодов, сделался совершенным человеком, — неложно тогда достиг Иордана и безгрешный вместе с грешниками пришел для крещения и, подклонив Свою голову под руку того, пылал желанием принять крещение.

Источник: О святом Иоанне Предтече.

Иларий Пиктавийский (~315−367)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

В Иисусе Христе был явлен совершенный человек, и потому воспринятое Им тело, повинуясь Духу, исполнило все таинство нашего спасения. И вот Он, рожденный от Девы, состоявший под законом и ставший через Слово плотью, пришел к Иоанну. Однако Сам Он не нуждался в омовении, ибо о Нем сказано: Он не сделал никакого греха (1Пет 2:22), а там, где нет греха, не имеет смысла и его отпущение. Но даже несмотря на то, что Он воспринял тело и имя от нашего творения, Он не нуждался в омовении, но, [напротив], Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения.

Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 13−15 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ

Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 13−14 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил

Чистый крестится, чтобы нас омыть и показать нам, что если мы желаем креститься, то должны сперва очиститься, чтобы не осквернить крещения, легко после этого погрязая в грех по худой привычке. Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него

С рабами приходит и Владыка; они пришли, чтобы покаяться, а Он, чтобы показаться народу. Так и Иоанн сказал: да явится Израилеви (Ин 1:31).

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген (~185−~254)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

Иисус показал делом, что Он кроток и смирен сердцем (Мф 11:29), придя к тем, кто ниже Его, и творя соответствующее тому, что Он смирил Самого Себя и стал послушен до смерти (Флп 2:8). Не всегда крестящий больше крещаемого, ибо и Анания не был больше Павла, и Филипп крестил, а Петр через возложение рук подавал Духа Святого.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

«Тогда», т.е. когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ (Мф 3:1−12). — «Из Галилеи»: по возвращении из Египта, Иисус поселился в Назарете галилейском (Мф 2:23) и оттуда пришел к Иоанну, имея около 30 лет от роду (Лк 3:21−23). — «Креститься»: не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи свои и креститься в покаяние. Он принял крещение 1) для того, чтобы освятить своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю (Ин 1:31) и миру, как истинный обетованный Мессия — Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него, как на Мессию, предтечи Иоанна (Ин 1:31−34); 3) «крестится чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, дабы впоследствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку» (Феофил.).

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

(Мк 1:9). При разборе 3:1 мы видели, что евангелист употребляет выражение “в те дни” в неопределенном значении. В том же значении и теперь употреблено слово тогда. Поэтому нельзя понимать этого выражения боле определенно — “тогда, когда Иоанн проповедовал о Мессии и крестил народ”. Вообще точно неизвестно, когда совершилось крещение Господа. Местом крещения была Вифания (древнее чтение) за Иорданом (Ин 1:28). Евангелист не указывает цели и поводов пришествия Христа ко крещению, за исключением слов, указанных в стихе 15: “так надлежит нам” и проч.

Приходит Иисус из Галилеи: можно толковать эти слова двояко, или — приходит из Галилеи, или Иисус из Галилеи. Лучше толковать в первом смысле. Как в первом стихе, так и здесь употреблено настоящее время.

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

Соделавшись нашего ради спасения истинным Человеком, Христос Спаситель наш прошел и все возрасты человеческие, от нежного детского возраста до совершенного возраста мужского. Он смиренно подчинил Себя законам человеческим и во всей точности исполнял все требования Закона Моисеева. «Никто, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не скажет теперь, будто Он потому отменил обрядовый закон, что не мог исполнить его; нет, Он не преступил ни одной его заповеди. Закон еврейский не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста, поэтому и Господь Иисус тридцать лет провел в безвестном тогда Назарете, в смиренных трудах древодела, ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру, чтобы выйти на подвиг искупления рода человеческого. В Синаксаре на Крещение Господне читаем: «Крестился Иисус Христос в тридцать лет, в таком возрасте, когда человека легко склонить ко всякому греху. Ибо как первый возраст, младенческий, по словам святых Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие, а второй, юношеский, разжигается вожделением плотским, так и тридцатилетний возраст совершенного мужа не свободен от корыстолюбия, тщеславия, гнева и всяких грехов. До этого возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество, и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». И вот, когда исполнилось Ему тридцать лет, когда Иоанн Креститель своей проповедью уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто будет Христос, Тогда приходит, наконец, и Сам Он, столь давно ожидаемый людьми обетованный Мессия, Иисус из Галилеи, из такой области, где Израильтяне жили в смешении с язычниками, и потому были в презрении у Иудеев, не ожидавших отсюда и обыкновенного пророка, приходит из города Назарета, мало известного, незначительного, не пользовавшегося у Иудеев доброй славой, приходит на Иордан к Иоанну в смиренном виде, как простой древодел, как один из смертных сынов Адамовых, чтобы креститься от него. Поистине дивно смирение нашего Господа Спасителя!.. «С рабами Господь, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — с виновными Судия идет креститься! Безгрешный, конечно, не имел нужды в исповедании грехов, не имел нужды в крещении. Но в этом-то смирении Его и сияет особенно высота Его. Чему удивляться, что принял крещение Тот, Который благоволил родиться, как человек, принял заушение и крест?.. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться Человеком; все же прочее было уже следствием сего».    «Какая кротость и смирение Господа, — говорит святитель Григорий Неокесарийский, — какое снисхождение! Небесный Царь приходит к Иоанну, Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, но приступает к нему, как простой человек; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия, к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который, ради заблудшей овцы, снисшел с неба и, между тем, не оставил небес; с плевелами смешалась небесная Пшеница, произращенная без человеческого семени». Для чего же крестился чистейший и святейший святых Господь наш Иисус Христос? На сей вопрос Он Сам благоволил ответить Иоанну, чтобы исполнить всякую правду. Какую же правду? Правду Закона, предписаниям которого Он подчинил Себя столь строго, что открыто взывал к Своим врагам: Кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин 8:46). Кто обвинит Меня в каком-нибудь нарушении Закона? А Закон требовал очищения водой и для жертвы, и для приносящего жертву священника. Иисус Христос стал наряду со всеми грешниками и смиренно готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте. И вот, этот Архиерей Вечный, Он же и жертва, Агнец Божий, вземляй грехи мира, омывается от Иоанна, сына священника Захарии, в струях Иорданских. По Закону Моисееву нужно было обратиться к постороннему лицу, чтобы получить очищение, но кто, кроме праведного сына Захарии, мог быть более достойным совершить подобное служение для воплотившегося Сына Божия? И не для того ли, чтобы приготовиться к такому великому делу, к такой великой чести, Предтеча Господень с самых юных лет удален был в пустыню, чтобы сохранить свою невинность и чистоту от приражений грешного мира?.. Так Господь Иисус Христос исполняет Закон, и в то же время, погружением Своего пречистого тела в воду, освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие, и Своим Божественным примером устанавливает и освящает Новозаветное Таинство крещения. В крещении Господа Спасителя нашего впервые торжественно проявилась Его божественная любовь к падшему человечеству: восприяв на Себя грехи всего рода человеческого, Он снизошел до очищения человеческого; в Своем лице Он представляет все человечество, которое Он предочищает в водах Иорданских и тем самым отверзает небо для земли и являет неведомую дотоле тайну Пресвятой Троицы. Как на Тайной Вечери Он совершил и Ветхозаветную Пасху, и установил взамен нее Новозаветное Таинство причащения, так и в Своем крещении: исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало Новозаветному Таинству. В Своем крещении Он утопил грех праотца Адама. Итак, Он приходит на Иордан к Иоанну для крещения.

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Анонимный комментарий

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

Он пришел тогда для того, чтобы показать, что свидетельство Иоанново истинно, что при Его крещении разверзаются небеса, нисходит [Святой] Дух, Отец глаголет с неба, и по явленному становится видно, что Крестившийся от Иоанна достоинством поистине был превыше Иоанна. Подобно свету, который после восхода утренней звезды не дожидается ее исчезновения, но появляется, пока она еще видна на небе, и своим сиянием затмевает ее мерцание; так и тут, Иоанн пророчествовал до Христа, но Христос не ждал, чтобы Иоанн окончил свой путь, но Сам вышел [к людям]. При этом Он явился, когда тот еще учил, чтобы рядом с Его учением и Его делами не показалось, что Иоанново учение и есть истина. Поэтому после того, как Иисус начал проповедовать всем, стекавшимся к Нему, учение Иоанново умалилось.

Когда Иоанн проповедовал, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2), тогда пришел Иисус, чтобы принять свидетельство Иоанново: Вот Агнец Божий, Который берет грехи мира (Ин 1:29), и подтвердить его пророчество, чтобы люди, увидев, что Христос, хотя и был без греха, принимает крещение как грешник, сказали бы себе: «Если же и Тот, о безгрешности Которого свидетельствовал сам Креститель, полагает необходимым креститься, то как же нам, погрязшим в грехах, отвергать покаяние?» Так и Иоанн засвидетельствовал: Я крещу вас в воде, но Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом и огнем (Мф 3:11).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.