Евангелие от Матфея 3 глава » От Матфея 3:6 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 3:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 3:6 / Мф 3:6

Евангелие от Матфея 3 стих 6 — синодальный текст:
и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

В самом деле, они не слыхали от Иоанна ничего обыкновенного: ни о земных войнах, битвах и победах, ни о бедствиях голода и мора, ни о вавилонянах и персах, ни о взятии города, ни о другом чем-либо обыкновенном, но о небесах, небесном царстве и о мучении в геенне. Вот почему иудеи, не смотря на то, что не задолго перед тем временем сообщники возмутителей Иуды и Февды все были побиты в пустыне Иорданской, нимало не страшились идти туда. Иоанн призывал их не с тем же намерением, как эти возмутители, т. е. чтобы склонять их к восстановлению царства, восстанию и нововведениям, но чтобы руководствовать к небесному царству. Потому он и не удерживал их в пустыне, чтобы вести за собою, но отпускал, преподав крещение и правила строгой жизни; он всеми мерами старался внушить им презирать все земное, а возноситься и устремляться постоянно к будущему. Будем и мы подражать Иоанну, и оставив сластолюбие и пьянство, начнем жизнь воздержную. Теперь время покаяния как для некрещеных, так и для крестившихся, чтобы одни, покаявшись, сделались причастниками святого таинства, а другие, омывши скверны, приобретенные после крещения, с чистою совестью приступили к трапезе. Оставим же эту сластолюбивую и развращенную жизнь. Нельзя, ведь, никак нельзя в одно и то же время и каяться, и предаваться сластолюбию. И в этом пусть уверит вас одежда, пища и жилище Иоанново. Что ж, скажете, — прикажешь и нам вести такую суровую жизнь? Не приказываю, но советую и прошу. Если же для вас это невозможно, то хоть оставаясь в городах будем совершать покаяние. Суд уже у дверей. Да если бы он и не был так близок, все таки нам не должно быть беспечными, потому что конец жизни каждого имеет такую же силу для отзываемого в будущую жизнь, как и кончина мира. А что суд уже у дверей, послушай, как говорит о нем Павел: нощь прейде, а день приближися (Рим 13:12); и в другом месте: приидет бо грядый и неукоснит (Евр 10:37). Да и самые признаки, возвещающие день суда, уже открылись, потому что сказано: проповестся сие евангелие царствия во всем мире, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина (Мф 24:14). Заметьте особенно эти слова. Не сказал Спаситель: когда уверуют все люди, но: когда будет всем проповедано. Потому-то Он и прибавил: во свидетельство языком, давая чрез то знать, что Он не будет отлагать пришествия Своего дотоле, пока все уверуют. Во свидетельство здесь значит: в обвинение, в обличение, в осуждение неверовавших. А мы, слыша и видя это, спим и видим грезы, как бы погруженные в самый глубокий полночный сон. И действительно, происходящее теперь наяву, радостное ли то, или прискорбное, ничем не лучше грез. Потому и умоляю вас, наконец, пробудиться, и воззреть к Солнцу правды. Сонный не может видеть солнца, и усладить взор свой красотою лучей его. Если же что и видит, то все как бы во сне. Итак, нам нужны теперь глубокое раскаяние и обильные слезы, как потому, что мы грешим и остаемся бесчувственными, так и потому, что грехи наши велики и превышают прощение. А что я не лгу, в том свидетелями большая часть слушателей. Впрочем, хотя грехи и превышают прощение, обратимся все же к покаянию, и мы удостоимся венцев. Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. Сотворите, сказано, плоды достойны покаяния (Лк 3:8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся и от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил, кого ни встречал? Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй бьющим. Для исцеления нашего не достаточно только вынуть стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, происшедшее от прежней жизни. Ты смотрел прежде сладострастными очами на чужую красоту? Вперед для большей безопасности совсем не смотри на женщин Уклонись, сказано, от зла и сотвори благо (Пс 33:15), и еще: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати лести (Пс 33:14). А я требую, чтобы ты еще говорил доброе. Взыщи мира и пожени и (Пс 33:15) не только с людьми, но и с Богом. Прекрасно сказано: пожени. Подлинно мир отринут и изгнан, и, оставив землю, отошел на небо. Но мы можем возвратить его опять, если только, оставив гордость, наглость и все, что препятствует ему, захочем вести жизнь скромную и кроткую. В самом деле, нет ничего хуже наглой надменности. Она-то и делает нас и напыщенными и в то же время раболепными, а потому в первом случае смешными, во втором отвратительными, и таким образом производит зараз два противоположных порока: гордость и подлое ласкательство. Если же мы искореним эту ненасытную страсть, то будем и истинно-смиренными, и высокими без всякой для себя опасности. От излишества, ведь, и в телах наших происходит порча соков, и когда составные части нашего тела по чрезмерности выходят из своих границ, то рождаются бесчисленные болезни и страшные случаи смерти. То же самое бывает и с душою.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Кирилл Александрийский (376−444)

и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

Крещение Иоанна не подавало отпущения грехов, но учило людей прибегать к крещению по причине [их] грехов.

Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.

Хроматий Аквилейский (†~407)

и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

Итак, Иоанн побуждал приходящих к нему раскаянием искупить грехи, которые они совершили, отклонившись от предписаний божественного закона, чтобы достойным раскаянием заслужить прощение Бога, Который сказал через пророка: Ибо Я не хочу смерти умирающего, но пусть он обратится и живет (Иез 18:32). И еще: Когда, обратившись, будешь скорбеть, тогда невредим будешь и узнаешь, где был. И еще: Обратитесь ко мне, и я обращусь к вам, говорит Господь. И еще: Я есмь Господь, не помнящий беззаконий так, чтобы человек отвратился от своих дурных путей и ото всех беззаконий, какие делал, чтобы жить (Иез 18:21−22).

Источник: Трактат на Евангелие от Матфея.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

«Крестились»: крестить (βαπτι’ςῶ) значит погружать в воду, омывать водою (ср. Мк 7:4). Омовение есть очищение; потому омовение тела как у иудеев, так и других восточных народов, было в некоторых случаях религиозным обрядом и символически обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т.е. оставление грехов и преступлений, обновление жизни. У иудеев крещение совершалось иногда над прозелитами, т.е. язычниками, принимавшими еврейскую религию, и было в этом случае знаком отречения крещаемого от прежней его религии и вступления в новую. Впрочем, несправедливо производить крещение Иоанново от этого именно обычая: этот обычай, как общий, вошел в употребление уже после Иоанна Крестителя, именно после разрушения второго храма иерусалимского. Пока стоял храм, присоединение прозелитов совершалось большею частью посредством обрезания и принесения жертвы, чему предшествовало, как и принесений всякой жертвы, предписанное законом очищение; женщин же крестили. Впрочем, мнения о сем, по неодинаковости древних известий, не одинаковы; но во всяком случае крещение Иоанново, как религиозное очищение посредством погружения в реку — чему предшествовало притом исповедание грехов, — было действием совершенно особенным, отличным от обыкновенных очищений, новым. У иудеев того времени было убеждение, что право крестить будут иметь только Мессия, когда придет, и предтеча Его — Илия или другой какой-либо пророк (Ин 1:25). — «В Иордане»: Иордан — главная река Палестины. Он берет начало свое в горах ливанских, на север от Палестины, и течет по прямому почти направлению чрез всю Палестину от севера к югу. Пересекая небольшое озеро Мером, он впадает потом в озеро Геннисаретское или Тивериадское, иначе называемое Галилейским морем. Вытекая отсюда, Иордан протекает долиною иорданскою на протяжении более 100 верст и впадает в Мертвое море. — «Исповедуя грехи свои»: исповедание грехов в некоторых случаях предписано было законом Моисеевым (Лев 16:29 и дал. Чис 5:7) и, следовательно, не было делом новым и необыкновенным для иудеев; оно было ново только при той обстановке, при которой совершалось. Значение и силу сего крещения и исповедания бл. Феофилакт выражает так: «хотя и крестились, но Иоанново крещение не имело силы отпущать грехи. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т.е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов».

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

(Мк 1:5). Способ совершения Иоанном крещения определить вообще трудно. Исторической основой для крещения, может быть, были установленные в законе омовения и очищения (Быт 35:2; Иcx. 19:10; Чис 19:7; Иудифь 12:7). У евреев совершалось крещение прозелитов, т.е. язычников, желавших принять иудейство. На основании показаний вавилонской гемары Иевамот 46,2 и того, что Филон, Иосиф и древние таргумисты умалчивают о крещении прозелитов, высказывалось мнение, что оно было введено только после разрушения Иерусалима; но это мнение нельзя считать правильным. Некоторые полагают, что, по внешней форме, крещение Иоанна походило на крещение прозелитов “Когда” говорит Альфорд, “мужчины допускались в качестве прозелитов, то совершались три обряда: обрезание, крещение и приношение; когда женщины, то два, крещение и приношение. Крещение совершалось днем, через погружение всего крещаемого; и когда прозелит стоял в воде, то ему преподавали некоторые отделы закона. Крестились все семейства прозелитов, включая и детей”. Все это так; однако при этом можно спросить: был ли когда-нибудь Иоанн сам свидетелем крещения прозелитов?

Знал ли о нем? В Новом Завете нигде не говорится, что христианское крещение походило на крещение прозелитов Таким образом, приходим к выводу, что крещение Иоанна если и не было, в смысле внешней формы, делом совершенно новым, то не находилось, однако, ни в какой связи с прежними чисто иудейскими обрядами. Проповедь Иоанна была совершенно самостоятельной, независимой ни от каких исторических условий и обстоятельств, она была следствием откровения, полученного свыше, от Бога. Почему не предположить, что таковы же были и действия Иоанна? Он подошел к Иордану, увидел пред собой его воды, призвал народ к покаянию, потому что приблизилось Царство Небесное, и при этом начал указывать народу на воды Иордана, когда народ спрашивал у него, что ему делать. К Иоанну приходили только, вероятно, одни мужчины, потому что в Евангелиях нет никаких следов о присутствии у вод Иордана женщин По слову Иоанна мужчины погружались в воду. Таков, несомненно, точный смысл употребленного здесь греческого слова (έβαπτίζοντο), которое означает погружать, погружаться, но не окроплять и омывать, как этого хотелось бы некоторым экзегетам Да и зачем было людям, прибывшим к Иордану, окропляться, когда в этом не было никакой надобности при обилии иорданских вод и когда у самого Иоанна едва ли были какие-нибудь вещи, нужные для окропления? Но другой вопрос, сами ли крестившиеся погружались по приглашению Иоанна, или же их, всех без исключения, погружал Иоанн.

Вопрос этот труден и ответить на него не легко. Слово “крестились” в 6 ст. (греч.) употреблено, очевидно в страдательном залоге, на что указывает дальнейшее “от него” (ὑπ´ αὐτοῦ). Далее, Иоанн везде относит самый акт крещения к самому себе: “я крещу” или “крестил” (Мф 3:11; Мк 1:8; Лк 3:16; Ин 1:26 и проч.), равно как и другие приписывают акт крещения самому Иоанну. На основании этих соображений можно предполагать, что Иоанн сам, самолично, погружал каждого в воду, возлагая на него руку или руки. Такому предположению не только не противоречат, а напротив, подтверждают его выражения, употребленные у Иоанна 4:1, 2: “когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя сам Иисус не крестил, а ученики Его…” По крайней мере фарисеи могли думать, что крещение совершал Сам Иисус Христос На самом деле это было не так, и евангелист здесь только повторяет мнение фарисеев, точно указывая, кто именно крестил. Но отсюда, во всяком случае, можно заключить, что крещаемые и крестившие во время акта крещения находились в такой близости, что для посторонних возможно было отличать, кто именно крестил и кто не крестил. Другими словами, крещение не было одним только допущением, дозволением, приглашением или увещанием ко крещению, но актом, свойственным и крещаемому, и крестившему. Такому пониманию, может быть, препятствует только количество народа, собиравшегося к Иоанну, так что он не мог каждого погружать. Но при этом нужно иметь в виду достаточную продолжительность служения Иоанна. Крещение, таким образом, не было простым купаньем в Иордане, хотя в точности мы и не знаем, какие внешние обряды или символы употреблял при этом Иоанн, и были ли даже они собственно обрядами и символами.

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

Для чувственного Иудея недостаточно было проповеди о покаянии на словах: нужно было запечатлеть эту проповедь еще каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание бросить прежние грехи, веровать во грядущего Христа, принять Его учение всем сердцем, и теперь же, немедленно, переменить свою жизнь. Для этого-то Иоанн и установил крещение: и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Как совершал крещение Предтеча Христов? Он не возливал воду на голову крещаемого, как изображают неправославные живописцы: для этого ему не нужно было бы много воды, а евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн только там совершал крещение, где было много воды, да и самое слово крестить означает погружать, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедал свои грехи; потом погружал его в воду с головой, говоря, чтобы он веровал во грядущего после него Мессию — Христа, а затем выводил его на берег, где крещеный молился. (Сравни рассказ о крещении евнуха апостолом Филиппом в книге Деяния святых апостолов, в главе 8, стих 38.) Искреннее признание своих грехов есть потребность кающегося сердца; отраднее душе, когда облегчишь совесть раскаянием; легче отстать от греховной привычки, если искренно откроешь эту язву сердечную перед отцом духовным или даже перед любящим другом. Знал эту потребность сердца Предтеча Христов и требовал от крещаемых исповеди. Правда, его крещение не доставляло крещаемому благодати Святаго Духа; он не имел права прощать грехи, потому что тогда еще не пострадал Господь наш на кресте за грехи рода человеческого; но эта исповедь перед таким святым мужем смиряла душу грешника, приближала ее к Богу и делала способной к принятию благодати от Самого Христа. Вот почему святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что крещение Иоанново так же приводило к крещению Христову, как Закон Моисеев приготовлял людей к Евангелию Христову. Каждый, кто крестился от Иоанна, самим погружением в воду показывал, что он, подобно телесному омовению, обязуется постоянно очищать душу свою от нечистоты телесной. В крещении Иоанновом, по словам блаженного Августина, люди не возрождались духовно, а только приготовлялись для Господа, в Котором Едином получаем мы возрождение. На эту разность указывает сам Предтеча: я крещу вас в воде… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, т.е. действием благодати Святаго Духа в Таинствах Церкви. Общее стремление народа к Иоанну было так велико, что даже гордые фарисеи и саддукеи приходили к нему на Иордан Это были две секты того времени, самые многочисленные и богатые. Фарисеи отличались строгим соблюдением разных обрядов, не только написанных в Законе Моисеевом, но и выдуманных ими самими, которые они называли преданиями старцев; ради этих преданий они перетолковывали даже самый Закон; гордые, сварливые, честолюбивые, они, однако же, везде старались показать свое мнимое благочестие, только себя считали праведниками, а на простой народ смотрели с гордым презрением. Своим лицемерием и наружной набожностью эти святоши умели обманывать простой народ. Само слово фарисей означает отделенный или отлученный. Саддукеи, напротив, не хотели знать никаких преданий, не веровали ни в будущую жизнь, ни в воскресение; говорили, что нет ни Ангелов, ни диаволов, что душа человека умирает вместе с телом и что на том свете нет ни наград, ни наказания. Свое название они получили от раввина (ученого) Саддока, который умер за 260 лет до р.Х. Конечно, сердца таких людей не были способны к покаянию. Фарисею казалось, что ему не в чем каяться, что он уже достаточно свят, чтобы удостоиться Царства Мессии. Саддукей смеялся в душе и над святостью фарисея, и над духовностью учения Иоаннова; он думал, что если он происходит от Авраама, то непременно получит участие и в Царстве Мессии.

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Анонимный комментарий

и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

Исповедание грехов есть свидетельство совести, боящейся Бога. Ибо тот, кто страшится суда Божьего, не постыдится открыть свои грехи, а кто стыдится, тот не страшится. Ибо подлинный страх освобождает от всякого стыда. Исповедь кажется позором тогда, когда не верят в наказание будущего суда. Разве мы не знаем, что исповеди присущ стыд, а стыдиться этого есть тяжкий грех? Но именно потому тем паче Бог и велит нам исповедать наши грехи, чтобы вместо наказания мы испытывали чувство стыда. Ибо само по себе это уже отчасти суд О милосердие Божие — Того, Кого мы столь часто прогневляем! Вместо наказания Он довольствуется одним стыдом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.