Евангелие от Матфея 4 глава » От Матфея 4:5 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 4:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 4:5 / Мф 4:5

Евангелие от Матфея 4 стих 5 — синодальный текст:
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

Иларий Пиктавийский (~315−367)

Ст. 5−6 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею

[Дьявол] стремился искушением низвести Господа из горних пределов в преисподнюю и Его, поставленного на вершине храма, то есть превосходящего закон и пророков, держать у себя в подчинении. Ведь дьявол знал, что ангельские силы были готовы прийти на помощь Сыну Божьему, чтобы не преткнул о камень ногу (Пс 90:12) Свою Тот, Кто наступит на аспида и василиска и попирать будет льва и змия (Пс 90:11−13). Однако дьявол умолчал о том, что было сказано про него самого, но, упоминая о горнем, хотел каким-либо образом подчинить себе Искушаемого и присвоить себе Его славу, если бы Господь величия присягнул ему на верность.

Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.

Лука Крымский (1877−1961)

Ст. 5−7 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего

Искушение свое диавол начинает опять с тех же слов: если Ты Сын Божий — докажи мне, что Ты Сын Божий! Если Ты Сын Божий, то исполнятся на Тебе слова псалма 90-го, и ангелы возьмут Тебя, и не разобьешься Ты, упавши с высоты кровли храма. Каков смысл этого искушения? Сатана хотел, чтобы Господь Иисус Христос Свою чудотворную силу проявил не так, как должно, использовал бы для пустых чудес. Подумайте, что было, если бы Господь послушался диавола и сотворил такое чудо, если бы взошел на кровлю Иерусалимского храма и бросился бы вниз. Падение его было бы не простым падением, а тихим и плавным спусканием на землю, ибо поддержали бы Его ангелы Божии. Тогда изумленный таким чудом народ против воли своей, нехотя поклонился бы пред Ним, как пред величайшим Чудотворцем. Но Он не ищет веры и повиновения Себе путем принуждения, ищет только веры, любви к Себе, повиновения Себе свободного, от чистого сердца исходящего. Он не должен творить таких ложных чудес, какие будет творить антихрист, который соблазнит огромное множество людей. Он будет творить иные чудеса, побуждением к которым всегда будет Его любовь к людям, Его милосердие, Его сострадание. Он будет исцелять несчастных параличных, возвращать зрение слепым, даже воскрешать мертвых, чудесно насыщать пятью хлебами пять тысяч человек. Он сотворит и поразительное чудо хождения по водам Генисаретского озера, но это чудо предназначалось только для учеников Его, при народе таких чудес Он не творил! А чудеса пустые, чудеса ложные, чудеса, которых требовал от Него сатана, противные Богу, невозможны для Него, Истинного Бога, ибо ничто пустое, ничто ложное, неискреннее, не может быть делом Сына Божия. Потому ответил Христос сатане опять кротко и без гнева словами Священного Писания: Не искушай Господа Бога твоего.

Источник: Избранные творения. Искушение Господа Иисуса Христа в пустыне.

Ефрем Сирин (~306−373)

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма

Диавол, не смущенный первым искушением, «повел и поставил Его на крыле храма». И вот, даже доселе это место возвышенно, хотя храм и разрушен, как Сам (Господь) сказал: «не останется в нем камня на камне» (ср. Мф 24:2). Но место, на котором стоял, как (некое) знамение сохранилось.

Источник: Толкование на Четвероевангелие.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 5−6 Потом берет Его диавол в святый город

Это взятие, о котором говорится, не есть следствие слабости Господа, а следствие самонадеянности врага, который желание Господа принимает за проявление крайней нужды. Из этого же места является понятным, что значит написанное в другом месте: Вошли во святый град, и явились многим (Мф 27:53).

и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему

Это для того, чтобы испытать тщеславием Того, Кого он испытал голодом.

если Ты Сын Божий

Во всех искушениях дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении.

бросься вниз; ибо написано

Слово дьявола, который [или: которое] всегда желает, чтобы все падали, говорит: Бросься вниз, — это слово может убеждать [нас], но не может [нас] низвергнуть.

Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею

Это мы читаем в Девяностом псалме. Но там содержится пророчество не о Христе, а вообще о святом муже. Итак, дьявол неправильно (male) изъясняет Священное Писание. Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: На аспида [небольшая ядовитая змея] и василиска [змея большая] наступишь [без вреда]; попирать будешь льва и дракона [большой змей]: О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении как хитрец он умалчивает.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Потом берет Его дьявол в святый город и поставляет Его на крыле храма

Это была одна из частей храма, которые у нас называются боковыми; они кажутся как бы крыльями.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Тогда поят Его диавол во святый град

Поят, т.е. взяв, ведет. Допускает же врагу вести, куда угодно, а бороться, как он захочет, чтобы, отовсюду побежденный, он сам убежал. Святым городом называет Иерусалим, как отделенный Богу, и потому с благоговением уважаемый, или как имеющий святой храм

и постави Его на криле церковнем

Крылом этим была весьма высокая башня, построенная сбоку храма.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма

«Берет и поставляет»: это не значит, что дьявол нес Иисуса по воздуху, или что принудил его к тому против Его воли, или что сделал для этого нечто чудесное. Ничто не показывает, чтобы дьявол имел такую власть и силу, и значение слова берет не принуждает принять какое-либо из помянутых предположений; слово это означает: вести кого-либо или сопутствовать (Мф 17:1, Мф 20:17, Мф 27:37, Мф 27:27; Мк 5:40), и сатана повел Иисуса или сопровождал Иисуса, конечно, не вопреки Его воле, не с насилием, не с принуждением Ему. — «Святый город»: Иерусалим, называемый так потому, что там был Святой храм и там совершалось священнослужение при храме. — «На крыле храма»: неизвестно в точности, какая часть и сторона храма разумеется здесь. Вероятнейшее мнение то, что здесь разумеется верх той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Храм был построен на вершине горы Мориа и окружен был портиками или галереями (ср. прим к Мф 21:12); сверху одной из них, к востоку, над притвором Соломоновым была такая же вышина, как и сверху южной галлереи, с которой трудно было смотреть вниз без головокружения, как говорит Флавий. Крылом храма могла называться эта часть галереи потому, что уподоблялась по форме архитектурной распростертым крыльям птицы. Здесь, вероятно, и поставлен был Иисус Христос

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма

(Лк 4:9). Потом берет Его диавол: Каким-то (совершенно неизвестным) способом Иисус Христос был взят в святой город. Все экзегеты единогласно толкуют это выражение в смысле: Иерусалим, хотя он и не назван здесь по имени. На это с одной стороны указывает артикль (τήν), а с другой — употребление евреями этих слов для обозначения именно Иерусалима (см. 27:53; Откр 11:2; 21:2, 10; 22:19 и проч.). Есть основание подозревать, что у Филона храм не только называется святым, но и “святым святых”, т.е. что Филон обозначает этим словом не только “святое святых” в храме, но и весь храм Что под святым городом разумеется здесь именно Иерусалим, это доказывается и дальнейшими словами 5-го стиха: и поставляет Его на крыле храма.

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма

Но диавол хорошо знает, что если человека нельзя победить чревоугодием, то иногда легко обольстить гордостью, тщеславием и корыстолюбием. И честолюбец, и корыстолюбец часто забывают о пище, занятые заботами о почестях и богатстве. А тот, кто победил искушение похоти плоти, легко может забыться, вообразить себя в полной безопасности и не заметить, как подкрадется враг с другой стороны. И вот, сатана пытается искусить Христа безграничным упованием на Бога и духовной гордостью. Потом берет Его диавол, берет, не насильственно влечет (против Его воли), а просто предлагает Ему идти и сопровождать его в святой город Иерусалим, И поставляет Его на крыле храма, вероятно, на кровле притвора Соломонова, откуда, по словам Иудейского историка Иосифа Флавия, нельзя было и смотреть вниз, на поток Кедронский, без головокружения, так было высоко.

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Анонимный комментарий

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма

И взял Иисуса в святой город. Когда ты услышишь, что говорится: «Он был ведом дьяволом», не думай, будто у дьявола была сила вести Христа, но дивись терпению Христову, ибо Он сносил то, что Его вел дьявол. Следовательно, в том, что Господь следовал за ним, заключается не слабость, а терпение; а в том, что дьявол вел [Его] за собой, — не сила, а гордыня. Ибо, не разумея добровольного подчинения Христа, он вел Его как бы против Его воли. Он был ведом, чтобы мы не подчинялись воле дьявола.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.