Евангелие от Матфея 9 глава » От Матфея 9:14 — толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 9:14

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 9:14 / Мф 9:14

Евангелие от Матфея 9 стих 14 — синодальный текст:
Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

Иоанн Златоуст (~347−407)

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся

Что ж они говорят? Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? Вот та болезнь, которую Христос, предвидя могущее произойти от нее зло, врачевал прежде, говоря: Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф 6:17).

Однако Он не укоряет учеников Иоанна, и не называет их тщеславными и кичливыми, но со всею кротостью отвечает им, говоря: не могут сыны чертога брачного поститься, пока с ними жених (Мф 9:15).

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Иларий Пиктавийский (~315−367)

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся

Фарисеи и ученики Иоанна постились, а апостолы не постились. Однако Христос ответил им духовным образом, а ученикам Иоанна открыл, что Он — Жених. Иоанн предвещал, что во Христе заключено все упование жизни, но его ученики не могли быть приняты Господом, пока он проповедовал. Ведь до Иоанна было время закона и пророков, и до тех пор, пока не закончится действие закона, никто из них не мог присоединиться к евангельской вере. Слова Христа о том, что Его ученикам нет необходимости поститься, потому что с ними пребывает Жених, свидетельствуют о радости от присутствия Жениха и таинстве святой пищи, в которой ни у кого не будет недостатка, пока Христос с ним, то есть пока он имеет Христа перед своим мысленным взором. А когда Он будет отнят у них, тогда, по слову Христа, они будут поститься, поскольку все те, кто не поверит в воскресение Христово, не будут вкушать хлеб жизни. Ведь таинство небесного хлеба заключается в вере в воскресение Христово, и каждый, кто окажется без Христа, будет жаждать хлеба жизни.

Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся

Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, — не говоря ничего другого, — вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном, когда он сказал: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф 3:7)

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Петр Хрисолог (~380−450)

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся

Что общего имели ученики Иоанна с фарисеями? Разве что зависть соединила тех, кого разделило учение. В этом случае ревность теряет свое значение: она соединяет, хотя обычно разъединяет. Иудеи не могли поставить Моисея ниже Христа, а ученики Иоанна, конечно, не хотели ставить Христа выше Иоанна. Итак, обе стороны сильно завидовали Христу. Почему мы и фарисеи постимся, а Твои ученики не постятся? Почему? Потому что у вас пост — дело закона, а не желания. Пост принадлежит не тому, кто постится, а тому, кто повелевает [поститься]. И какая вам польза в посте, если вы поститесь против собственной воли?

Источник: Собрание проповедей.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся

Ученики Иоанна, завидуя славе Христа, укоряли Его за то, что Он не постится. Может быть, они недоумевали, каким образом без подвига Он побеждает страсти, чего Иоанн не мог. Ибо они не знали, что Иоанн был только человек и праведным стал по причине добродетели, Христос же, как Бог, Сам — добродетель.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Тогда приступиша к Нему ученицы Иоанновы, глаголюще: почто мы и фарисее постимся много, ученицы же Твои не постятся

Марк (2,18) и Лука (5,33) говорят, что и это также сказали книжники и фарисеи, откуда ясно, что прежде они сами сказали это, а потом подстрекнули и учеников Иоанна Крестителя, как будто завидующих ученикам Христовым. Так как Христос уже заградил им уста, то они переносят свою ненависть на учеников Его и, приступив, обвиняли их, как бы так говоря: если Ты, как врач, делаешь это, то почему не повелеваешь Своим ученикам поститься и не предаваться роскоши? Прежде они хвалят себя самих, хвастаясь, что много постятся (а постились они одни — наученные Иоанном, и другие — законом), а потом порицают учеников Его. И обрати внимание на снисхождение Христа, как Он не изобличил этих надменных людей, но кротко защитился от них притчей.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся

(Мк 2:18; Лк 5:33). У всех трех евангелистов передача об этом событии, сходная по существу, совершенно разнится по выражениям. Чтобы объяснить, в чем дело, попробуем представить его несколько нагляднее через сопоставление всех трех евангелистов Приходят:

Матфей (9:14) — ученики Иоанна.

Марк (2:18) — ученики Иоанна и фарисеи.

Лука (5:30) — фарисеи и книжники.

Матфей (9:14) — о себе и фарисеях.

Марк (2:18) — о себе и учениках фарисеев.

Лука (5:33) — об учениках Иоанна и учениках фарисеев.

Из этого сопоставления видно, что пришли ко Христу ученики Иоанна и фарисеи и говорили как о себе самих, так и о других лицах, с ними единомысленных. Так как дальнейшая речь Христа очевидно направлена к ученикам Иоанна, то можно заключить, что они преимущественно выступили пред Христом и говорили Ему. Но так как рядом с ними упоминается о фарисеях, то можно понимать, что последние подстрекали учеников Иоанна предложить Христу вопросы, и, может быть, надеялись поставить Его этим в затруднение.

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся

Когда Господь заградил уста фарисеев, осуждавших Его за близкое общение с мытарями и грешниками, Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы, которые, по замечанию святителя Златоуста, завидовали Христу, ревнуя о славе своего учителя, и только тогда смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу. Иоанн сам был великим постником, и учеников своих приучал к строгому посту. Они слышали, что говорил Иоанн о грядущем Мессии, и теперь недоумевали, почему этот, указанный Иоанном, Мессия не только Сам не постится, но и учеников своих освобождает от строгого поста? «Вероятно, — говорит блаженный Феофилакт, — они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простым человеком и праведным стал по причине подвигов добродетели, а Христос же — Бог и Сам весь добродетель, — этого они не хотели знать». Может быть, ученики Иоанна Крестителя удивлялись и тому, почему это ученики Иисуса Христа не соединяют своего поста с их постом, чтобы выразить скорбь свою о заключении в темницу такого учителя, который крестил даже и их Учителя. Святой евангелист Лука говорит, что учеников Христовых обвиняли фарисеи; может быть, говорит Златоуст, фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собой и учеников Иоанновых, как позже брали иродиан. Но как могло случиться, что ученики Иоанна, этого строгого обличителя фарисеев, соединились с этими лицемерами, чтобы допрашивать Господа? Можно предположить, что это были те из учеников Иоанновых, которые не понимали сущности проповеди своего учителя, когда он поучал их строгому посту, а фарисеи рады были кого угодно привлечь на свою сторону, лишь бы отомстить Господу за свой стыд, порицая слабость Его правил, будто ни Он, ни Его ученики ничем не отличаются от грешников в деле воздержания. И вот, может быть по их научению, ученики Иоанновы, не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, указывают на учеников Господа, и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? или, по крайней мере, менее нас постятся? Пусть Ты Сам, как врач, поступаешь так, но для чего же ученики Твои, оставив пост, участвуют в таких трапезах, как теперешняя?

Вот та болезнь, которую Христос врачевал и прежде, когда говорил: «когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф 6:17). Эта болезнь — тщеславие. Оно в очах Божиих похищает цену у всякого доброго дела. Ему приносил в жертву свой пост и велехвальный фарисей, когда говорил: «пощусь два раза в неделю» (Лк 18:12). Господь мог сказать: «вы не имеете права устанавливать законы о посте. Какая польза от вашего поста, когда душа ваша полна лукавства, когда вы осуждаете других, чтобы показать себя? Изгоните прежде тщеславие, исполните заповеди о любви, кротости, смирении»…

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.